Ассоциация "Буддизм в Интернете"
Словарь буддизма

БАДМАЕВ Александр Александрович (до крещения Б. Цультим) (?-1873) — лама Агинского дацана, крупный знаток тиб. медицины. По рекомендации генерал-губ. Вост. Сибири Н. И. Муравьева-Амурского был приглашен в Петербург, работал в военном госпитале, где лечил методами медицины тибетской. Б. открыл первую в России тиб. аптеку, перевел с тиб. на монг. язык “Чжуд-ши” — осн. тиб. мед. трактат. Н. Л. Жуковская

БАДМАЕВ
Николай Николаевич (?-1939) — ученый-востоковед, врач — специалист но медицине тибетской. Племянник А. А. и П. А. Бадмаевых, продолжавший их дело уже в советское время. Б. лечил А. Н. Толстого и А. М. Горького. По инициативе Б. был создан Отдел вост. медицины при Ин-те экспериментальной медицины, просуществовавший недолго (мед. школы, где готовили врачей тиб. медицины, находились после революции при трех ламаистских дацанах в Бурятии). В 1938 Б. и все приглашенные им из Бурятии врачи, практикующие тиб. медицину, были репрессированы. В 1956 Б. реабилитирован посмертно. Н. Л. Жуковская

БАДМАЕВ
Петр Александрович (до крещения Б. Жамсаран) (1849-1920) — младший брат А. А. Бадмаева, крупный специалист по медицине тибетской, занимавшийся врачебной практикой в Петербурге. Окончил вост. ф-т Петербургского ун-та (кит.-монг.-маньчж. отделение), затем Медико-хирургич. академию. Тиб. медицину изучал под руководством своего брата. В 1873 унаследовал его практику и вскоре значительно ее расширил. С целью совершенствования своих знаний Б. совершил ряд поездок в Китай, Монголию, Тибет, откуда привез большие запасы лекарств, трав и новые рецепты, открыл в Петербурге школу, где изучали вост. языки и тиб. медицину его молодые последователи из числа бурят и русских. Врачебная деятельность Б. пользовалась большим успехом в народе, в среде знати и интеллигенции, при императ. дворе. Тем не менее многочисл. противники его лично и тиб. медицины добились закрытия его школы, изгнания Б. за границу. После революции Б. вернулся в Сов. Россию. Б. занимался также торговой и дипломатии, деятельностью на Дальнем Востоке; опубликовал несколько книг и брошюр, из к-рых самая важная — “О системе врачебной науки Тибета” (1898), являющаяся переводом на рус. язык “Чжуд-ши”. Личность и разнообр. деятельность Б. оценивалась и современниками и потомками неоднозначно, однако для развития тиб. медицины в России им сделано очень много. Н. Л. Жуковская

БАЙЛЯНЬШЭ
(Общество Белого Лотоса), позднее — байляньцзун или байляньцзяо (Школа Белого Лотоса, Учение Белого Лотоса) — первонач. одно из направлений кит. буддизма, созданное в 402 известным кит. монахом Хуэйюанем (334 — 416). В центре его учения — вера в возможность возрождения после смерти в раю будды Амитабхи (кит. Амитофо) — “чистой земле” (Цзинту). Возникшая в 7 — 8 вв. школа “чистой земли”, к-рая поглотила Б., рассматривала на этом основании Хуэйюаня как своего первого патриарха. Традиция Б. восстанавливается в 12 в. как одно из направлений школы Цзинту благодаря деятельности монаха Маоцзиюаня. Позднее цент. культ Б. — почитание Амитабхи дополняется верой в скорое пришествие будды Майтреи и пронизывается эсхатологич. мотивами. Этому способствовало и проникновение в идеологию Б. манихейских доктрин. В результате в 13 — 16 вв. Б, превращается в одну из народных сект, неоднократно запрещавшуюся династиями Юань (1279-1368), Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911). Эсхатологич. концепции Б. часто выступали в роли идеологии крестьянских восстаний и антиправительств. движений Китая периода позднего средневековья. Е. А. Торчинов

БАЙМАСЫ
(Монастырь Белой лошади) — один из древнейших будд. монастырей в Китае. Расположен в 12-ти км к востоку от г. Лояна (пров. Хэнань). По традиц. представлениям был основан в 64, когда в Китай прибыли первые проповедники буддизма — Кашьянаматанга (Шэ-мотэн) и Дхармаратна (Чжу Фалань). Однако в совр. науке это предание считается апокрифическим. Название монастыря имеет два объяснения. Согласно первому, некий иноземный завоеватель разрушил монастырь, но, увидев ночью белую лошадь, скорбно ржавшую на развалинах монастыря, приказал восстановить его. Согласно второму, монастырь получил свое название потому, что первые будд. тексты были привезены в Китай на белой лошади, ставшей своеобр. символом кит. буддизма. Монастырь является выдающимся памятником кит. культуры. В нем хранятся многочисл. произведения искусства, имеются знаменитые фрески. Е. А. Торчинов

БАЙЧЖАН
Хуайхай (720 — 814) — кит. монах школы чань, ученик Даои. Жил на горе Байчжаншань (совр. провинция Цзянси). Согласно традиции, был основателем первого независ. чаньского монастыря. Ему же приписывается авторство чаньского монастыр. устава “Чистые правила Байчжана” (Байчжан ципгуй), считающегося образцом для позднейших чаньских уставов. Особое значение Б. X. придавал необходимости физич. труда для всех монахов. Широко известен провозглашенный Б. принцип: “День без работы — день без еды”. А. М. Кабанов

БАЙЮНЬ-ЦЗУН
(кит. — Школа Белого Облака) — одна из школ в кит. буддизме Хуаянь-цзун. Основана монахом Кун Цинцзюэ (1043-1121) и получила название от его обители Байюнь-ань в провинции Ханчжоу. Цинцзюэ разделил разл. течения в буддизме на десять категорий, из к-рых наивысшим провозгласил “колесницу Будды”. Только “колесница Будды”, к к-рой относилась и школа Хуаянь, объявлялась им “внезапным учением”, а девять более низких направлений считались “постепенными учениями”; др. будд. школы, и в первую очередь чань, подвергались резкой критике. Одновременно Цинцзюэ отстаивал принцип “единства трех учений” (буддизма, даосизма и конфуцианства). Последователи Б.-ц. не принимали монаш. пострига, но практически вели полумонаш. образ жизни. Впервые Б.-ц. была запрещена императ. указом от 1202, впоследствии неоднократно издавались направленные против нее декреты. А. М. Кабанов


БАЛАГАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
— устоявшийся в научной литературе неверный термин для обозначения движения в бур. ламаизме, возникшего в нач. 20 в. по инициативе ламы Кижингинского дацана Лубсан Самдан Цыденова (1842-1920) и Хамбо-ламы тиб. монастыря Гумбум Джаяксы-гэгэна. Гл. идея Б. д. состояла в уходе его последователей из офиц. существующих монастырей, в к-рых изучают и практикуют не истинное учение Будды, а его искаженные формы, в попытке основать новые общины вдали от людей и монастырей, возродить в них наст. тантрич. практику (см. Тантра). Лама Цыденов как руководитель этого движения носил титул Дхарма-раджа (Царь учения). В 1919 в условиях гражд. войны последователям Б. д. была приписана попытка создать в Забайкалье “теократич. гос-во”, что естественно обрекло на гибель все движение. Попытку возродить тантрич. основу этого учения в 60-70-х гг. предпринял ученик и наследник идей Цыденова Б. Д. Дандарон. Н. Л. Жуковская

БАНДИ
(монг.) — низшая монаш. степень в ламаизме, послушник, принявший 5 обетов. Н. Л. Жуковская

БАРДО
(тиб.; санскр. — антара-бхава “промежуточное состояние”). — Обычно этот термин подразумевает промежуточное состояние между смертью и последующим рождением, хотя есть и другие виды Б., напр. Б. между сном и бодрствованием. Уже в раннем инд. буддизме сложилось учение, согласно к-рому после распада сознания умершего мановиджняна (по мнению мадхьямиков) или алая-виджняна (по мнению йогачаров) в период до следующего “воплощения” существует в виде самостоят. существа, называющегося “гандхарва”. Это существо имеет облик того тела, в к-ром ему предстоит воплотиться, но тело это призрачно и может быть замечено только подобными же гандхарвами, или теми, кто развил паранормальные способности. Сам гандхарва также обладает подобными способностями: движется, как мысль, владеет ясновидением. Гандхарва пребывает в промежут. состоянии до тех пор, пока не сложатся условия для его нового рождения, но не более 7 дней. Если условия так и не сложились, гандхарва умирает и вновь рождается как гандхарва. Этот процесс может повторяться до 7 раз, т. обр., общее время пребывания в Б. не может превышать 49 дней. В Б. особенно сильны эффекты йогич. практики, существуют особые виды йоги, с помощью к-рых прямо в состоянии Б. достигается освобождение, а также приемы, с помощью к-рых считается возможным воздействовать на гандхарву и улучшить его будущее перерождение (см. “Тибетская книга мертвых”). А. А. Терентьев

БАХУШРУТИЙЯ
(санскр., в будд. традиции “те, кто много слышал”, иначе “ученые, эрудиты”) — одна из школ раннего буддизма из ветви махасангхика. Возникла ок. 250 до н. э. в результате раскола школы гокулика. Основателем школы Б. будд. традиция признает архата Яджнявалкью, к-рый призывал своих последователей донести “глубину истины учения Будды” до всех верующих, как монахов, так и “непосвященных” (притхагджана). Кроме того, бахушрутийи провозгласили трансцендентность (локоттара) природы ключевых пунктов учения Будды — анитья, дуккха, анатман, шуньята (см. Шунья) и нирвана. Все остальное в учении Бхагаваты объявлялось бахушрутийями земным (лаукика). Дары, по учению Б., следует делать как Будде, так и сангхе, несмотря на то что Учитель находится вне сангхи и земного бытия. Бахушрутийи проповедовали принцип воздержанности от категорич. суждений. Расцвет Б. падает на 3 век н. э. и связан с именем ее известного теоретика, выходца из Цент. Азии, ачарьи Харивармана. Его гл. труд “Сатьясидхишастра” был канонизирован школой, а сам канон Б. состоял из шести разделов: Виная-питака, Суттра-питака, Абхидхарма-питака, Самьюкта-питака, Бодхисаттва-питака и Дхарма-питака. Б. практиковали широкую миссионерскую деятельность. За периоде 1 в. н. э. по 4 в. н.э. монастыри Б. возникли в Таксиле, Пешаваре, Тахти-Бахлоле, Нагарджуниконде. Б. просуществовала до кон. 7 в. н.э. Л. Р. Фурцева

БИБЛИОТЕКА БУДДИКА
(Вibliotheca Buddhica) — общее заглавие серии собрания ориг. и переводных будд. текстов, к-рая была организована рус. востоковедом С. Ф. Ольденбургом, продолжившим традицию И. П. Минаева и В. П. Васильева в исследовании текстов сев. буддизма и придавшим этому предприятию междунар. характер. Наряду с рус. востоковедами к изданию были привлечены видн. буддологи кон. 19-нач. 20 в. — С. Бендал, Л. Фино, Г. Керн, Б. Нанцо и др. Начиная с 1897 и до 1937 вышло 30 томов серии “Б. Б.”, после чего работа над изданием была прекращена в связи с репрессиями среди востоковедов. Издание “Б. Б.” было возобновлено в 1960 по инициативе Ю. Н. Рериха. К 1991 вышло еще 6 выпусков. Вплоть до наст. вр. “Б. Б.” продолжает пользоваться широким междунар. авторитетом среди востоковедов. А. А. Терентьев

БИМБИСАРА
(544-480 до н. э.) — правитель гос-ва Магадха в Др. Индии, один из первых последователей Будды (см. История буддизма, Буддизм в Индии). Н. Л. Жуковская

БЛАВАТСКАЯ
Елена Петровна (1831-1891) — рус. дворянка, прожившая значит, часть своей жизни за рубежом (умерла в Англии), автор ряда работ, написанных в мистич. ключе (“Разоблаченная Изида”, “Ключ к теософии”, “Изыскания в оккультных науках”, “Тайная доктрина” и др.). Испытывая тяготение к мистике с детства, Б. посвятила свою жизнь изучению мистич. учений Индии, Тибета, Египта, совершив продолжит. путешествия в эти страны. В 1875 совместно с полковником американской армии Г. Олькоттом основала Теософское об-во в США, филиалы к-рого появились вскоре и в др. странах — Англии, Индии, Шри-Ланке и др. Теософская концепция Б. представляла собой смесь разл. идей, заимствованных в индуизме, буддизме, брахманизме, гностицизме, оккультизме и пр. Девиз основанного ею об-ва — “Всеобщее братство человечества” — был, несомненно, прогрессивным и призывал видеть в народах Востока и в их культурах достойных и равных партнеров европейским народам и их культурам. Задачей об-ва было изучение всех без исключения филос. и религ. учений с целью выявления в них истины, к-рая поможет раскрыть сверхчувственные силы человека, постичь таинств, явления в природе. В ее учении причудливо соединились мистицизм и атеизм, сравнит.-историч. религиоведение и утопизм. Личность и книги Б. вызывали споры и при ее жизни, и особенно после смерти. Высоко оценили ее вклад в возрождение интереса народов Индии к своей истории и культуре Махатма Ганди, инд. философ К. Мурти, супруги Н. К. и Е. И. Рерих. Н. Л. Жуковская

БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА
(санскр. арья-сатья, пали арья-сачча). Имеются в виду четыре истины, изложенные Буддой в его первой проповеди, известной как Бенареская проповедь. Первая истина заключается в том, что существует дуккха — неудовлетворенность, страдание; вторая — что дуккха имеет причину; третья — что дуккху можно прекратить; четвертая — что имеется путь к прекращению дуккхи. Все, связанное с пятью скандхами, является дуккхой. Причина дуккхи — в желаниях, стремлениях к чему-то, напр. в желании чувственных наслаждений, материального благополучия, нематериального, духовного существования. Избавление от желаний прекращает дуккху. К прекращению дуккхи ведет срединный, или восьмеричный путь. В. И. Корнев

БЛИТ
(Blyth) Реджинальд Хорас (1898-1964) — англ. исследователь кит. и яп. культур, истории религий в Китае, в т. ч. буддизма и даосизма. Ученик и последователь Д. Т. Судзуки. Впервые посетил Японию в 1924, преподавал англ. лит-ру в ун-те Кэйдзё до нач. 2-й мир. войны. В кон. 40-х гг. работал в ун-те Гакусюин; читал лекции в Токийском ун-те. В науч. и лекционной деятельности продолжил работу Д. Т. Судзуки по интерпретации традиц. вост. культуры, доступной зап. читателю. Б. хорошо знал лит-ру стран Дальнего Востока, интересовался проблемами вост. психологии. Считается одним из крупнейших специалистов и знатоков школы чань в Европе, перевел и подготовил к изданию ряд важнейших текстов этой школы махаяны. Ряд сочинений Б. посвящен истории инд. философии, формированию учения и религ. практики буддизма в Китае и Японии. Им была задумана серия публикаций, в к-рых предполагалось осветить историю филос. мысли Индии, буддизма в Китае и Японии. Смерть оборвала творч. планы ученого. Среди того, что он успел подготовить и издать, имеются фундаментальные исследования источников школы чань, ее религ. практики, религ. деятельности крупнейших чаньских мыслителей. Для творчества Б. характерна популяризация на высоком науч. уровне идей чань на Западе, что способствовало дальнейшему укреплению взаимодействия культур Востока и Запада. Е. С. Сафронова

БОДХИ
(санскр., пали, дословно — “пробуждение”, “просветление”) — одно из ключевых понятий буддизма, означающее высшее состояние сознания, духовное просветление. Достижение Б. не есть прекращение духовного развития личности. Есть разные уровни достижения этого состояния: низший из них — состояние архата, высший — бодхисаттва и будда. Достижения Б. — цель каждого буддиста. Для этого человеку необходимо пробиться через барьеры обыден. мышления к недвойственности, к-рая лежит за противопоставлением “Я” и “не-Я”. Однако редко кто становится буддой. Поэтому в св. писании содержатся высказывания о низших ступенях лестницы, ведущей к духовным вершинам: самадхи, праджня, сатори. Б. входит как составная часть в ряд понятий и названий, играющих важную роль в будд. истории, мифологии, философии: Бодхи-Гая — местность, в к-рой на Шакьямуни снизошло просветление; дерево бодхи, под к-рым оно произошло, бодхисаттва — личность, стремящаяся к состоянию просветления; бодхичитта — энергия, движущая бодхисаттву к просветлению. Н. Л. Жуковская, Н. А. Канаева

БОДХИДХАРМА
(ум. 528) — согл. чаньской традиции, 28-й общебудд. и 1-й патриарх чань в Китае. Считается, что Б. прибыл в Китай из Южн. Индии ок. 520. После беседы с лянским императором Уди, разочаровавшись в неверном понимании осн. принципов буддизма, Б. удалился в монастырь Шаолиньсы на горе Сушань, где провел 9 лет в неподвижной медитации перед стеной. С именем Б. связывают многие легенды: о появлении в будд. монастырях традиции питья чая, о создании им “шаолиньского стиля” самообороны и пр. Единств. подлинным из приписываемых ему сочинений считается “Трактат о двух вхождениях и четырех практиках” (“Эр жу сы син лунь”), в к-ром объясняются осн. методы достижения просветления (бодхи), выражающиеся в интуит. постижении (ли) и практич. деятельности (син). А. М. Кабанов

БОДХИСАТТВА
(санскр., буквально “существо, стремящееся к просветлению”) — в будд. мифологии и философии человек, решивший выйти из круга сансары и достичь состояния будды. Концепция Б. несколько различна в хинаяне и махаяне. В хинаяне путь Б. прошли только будды уже закончившихся мировых периодов (разные школы называют разное число таких будд — от 5 до 24, но не более), а также будда нынешнего мирового периода Шакьямуни и будущего — Майтрея. В махаяне путь Б. доступен для всех, Б. обитают не только на земле, но и в др. мирах, число к-рых бесконечно. Высший нравств. подвиг Б. состоит в том, что, достигнув состояния нирваны, они предпочитают не становиться буддами, а остаются в сансаре, добровольно подчиняясь законам кармы, оказывая помощь в обретении спасения всем живым существам. Наиболее популярные Б. будд. пантеона — Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапаны и др. Каждый Б. входит в мифологич. семью какого-либо будды. Высший духовный иерарх Тибета Далай-лама считается воплощением (“живым богом”) Авалокитешвары. Н. Л. Жуковская

БОН
(тиб., букв. — заклинать, призывать) — система религ. представлений тибетцев; включает народные культы, шаманские верования, заимствования из древнеиранской религии и элементы буддизма. Основателем Б. считается полумифич., полуреальная личность Шенраб-мибо. Б. и буддизм развивались параллельно в одном и том же культурном окружении, использовали один и тот же лит. язык. Вследствие этого, напр., конечная цель Б. — “состояние пробуждения” — выражена тем же термином, что и в буддизме — санчже (санскр. бодхи). Путь, к-рый прошел Шенраб-мибо, чтобы достичь состояния санчже, описан в корпусе догматики Б. Его полная версия — Зиджид насчитывает 12 томов, сложилась к концу 14 в.; существует также версия в 2 томах (Зермьиг) и краткая версия в одном томе (Доду), отражающая устную традицию передачи учения Б., записанную учителем Лоден-ньигно (р. в 1350). Первый бонский монастырь — Яруб. Персонажи пантеона Б. отражают сильнейшее влияние буддизма, в части, одной из первых будд. школ Тибета — ньингмапа. Е. Д. Огнева


БОНЗА
(от яп. бодзу) — глав монах в будд. храме. В европейской лит-ре Б. называли любого будд. монаха безотносительно его ранга. В наст. вр. термин выходит из употребления. А. Н. Игнатович


БОРОБУДУР
— будд. храмовый комплекс 8 в. на Цент. Яве (Индонезия), построен в период расцвета гос-ва Шривиджайя его правителем Шайлендрой, представлял собой выдающийся образец будд. зодчества своего времени. На 5 террасах, увенчанных гл. ступой, установлены 72 статуи будд, 429 статуй бодхисаттв, на боковых стенах вырезаны из камня 1300 рельефов из жизни Шакьямуни. В 9 в. буддизм на Яве был вытеснен индуизмом, в 14 в. его сменил ислам. В целях спасения храма, к-рому грозило разрушение, он был полностью засыпан землей, что дало возможность ему в относит, целостности сохраниться до сер. 19 в., когда он был открыт и раскопан археологами. В наст. вр. Б. сохраняется как памятник мировой культуры. Н. Л. Жуковская


БУДДА
(имя — эпитет) — основоположник буддизма. Слово “будда” является производным от санскр. корня “будх” (будить, пробуждаться) и обозначает переход от спящего, затемненного сознания к пробуждению, к просветленному сознанию. Собств. имя Б., как правило, отождествляется с царевичем Гаутамой Шакьямуни, жившим, согласно будд. традиции, в 7-6 вв., а по данным ученых, в 6-5 вв. до н. э. По будд. канонич. лит-ре (Типитака) трудно составить представление о жизни Будды как историч. лица, однако существуют более поздние неканонич. версии, дающие достаточно полную картину жизни Б. К ним относятся “Махавасту” и “Лалитавистара”, написанные на санскрите и принадлежащие к школе махасангхика, “Абхинишкрамана-сутра” (оригинал не сохранился), относящаяся к школе дхармагуптака, поэма Ашвагхоши (1 в. н. э.) “Буддхачарита” на санскрите; “Ниданакатха” на пали, являющаяся введением к джатакам (истории о предыдущих жизнях Будды). Из этих легендарных по форме и мифологич. по содержанию повествований можно выделить условно рацион. схему жизни Б. Б. родился в аристократич. семье рода Шакья, к-рый правил небольшим гос-вом, расположенным на границе Непала и Индии. Мальчику дали имя Сиддхартха, а Гаутама — это его фамильное имя. Отец построил для сына три дворца, дабы оградить его от неприглядных сторон окружающей жизни. Царевич возмужал, женился, у него появился сын, названный Рахулой, и дальнейшая жизнь сулила одни радости. Однако наблюдательный и впечатлительный Гаутама во время своих переездов из одного дворца в другой отметил для себя, что люди болеют, стареют, умирают, задумываются о смысле жизни. Он решил помочь людям в поисках истины и в 29 лет ушел из дома, став отшельником. 6 лет бродил по долине Ганга, беседовал с мудрецами и проповедниками, вел строгий аскетич. образ жизни, но, убедившись, что умерщвление плоти ведет к угасанию разума, отказался от аскетизма. К 35 годам у него созрело убеждение в близости открытия истины и Гаутама погрузился в медитацию, в к-рой пребывал — по одной версии — четыре недели, по другой — семь недель без еды и питья. В процессе медитации Гаутама достиг просветления, т. е. стал буддой, к-рому открыты все законы мироздания. После этого Б. в течение 45 лет ходил по стране и проповедовал свое учение. Умер он в возрасте 80 лет. В текстах, повествующих о жизни и деяниях Б., постоянно упоминаются боги, божества, демоны, духи, к-рые приходят к нему, сопровождают его и беседуют с ним. Сам Б. поднимался в мир небожителей и читал там свои проповеди, а боги, в свою очередь, неоднократно посещали его келью на земле. Помимо обычного зрения Б. обладал глазом мудрости во лбу и способностью всевидения. Согласно традиции, всевидение Б. кроме обычного зрения обеспечивалось глазом, видящим прошлое, настоящее и будущее; глазом, видящим восьмеричный (или срединный) путь, глазом, видящим намерения и поступки всех существ Вселенной; глазом, видящим все, что совершается в бесчисленных вселенных. Как явствует из текстов, Б. ощущал, чувствовал, видел, слышал все, что делается на земле и в других мирах, — эти качества обозначаются как шестифакторное знание Будды. В свою очередь, всезнание Будды подразделяется на 14 типов: знание четырех истин (см. Благородная истина), способность достижения великого сострадания, знание постоянной изменчивости бытия, знание двойного чуда и др. типы знания. Б. обладал многими волшебными качествами: мог спускаться под землю, подниматься на небо, летать по воздуху, вызывать огненные мистерии, принимать любой облик, на его теле имелись 32 большие и 80 малых отметин, в т. ч. родинки, наделенные магич. свойствами. В текстах Б. награждается множеством эпитетов, свидетельствующих о том, что он повелитель Вселенной, бог богов, царь царей, вседержитель, исцелитель и т. д. Его называют татхагата (тот, кто приходит и уходит), архат (уничтоживший привязанность к сансарич. бытию), сугата (добро созидающий), будда (просветленное существо), джина (победитель), бхагават (торжествующий), маха шраман (великий отшельник), синханадин (львиноголосый), а всего более 30 эпитетов. На идее перерождения держится весь каркас будд. мышления: бытие представляет собой сосуд многослойного вещества, в к-ром пребывает все живое, то поднимаясь в верхние чистые слои, то погружаясь в нечистоты, одновременно меняя формы и наименования и проявляясь в том или ином слое в виде животных, птиц, рыб, насекомых, духов, демонов, людей, богов, будд. Поэтому и появление в мире людей мыслится как непредсказ. проявление кармич. закона, а не результат линейного историч. развития. Отсюда и равнодушие буддистов к вопросу об историчности Б. Христ. хронология библ. истории была необходима для фиксации чудес и отсчета времени от создания мира или от рождения Христа, а в буддизме система летосчисления была введена лишь в нач. 50-х гг. 20 в., причем за точку отсчета были взяты 543/544 гг. до н. э., с тем чтобы отметить в 1954 2500-летие со дня смерти Б. Т. обр. время жизни Б. было смещено почти на столетие в отношении научной датировки. Наиб. ранними памятниками, содержащими нек-рые сведения о жизни Б. и судьбе его учения, являются надписи-эдикты, выбитые на каменных плитах по приказу царя Ашоки (268-231 до н. э.). Сверяя данные, содержащиеся в канонич. текстах, а последние передавались изустно до тех пор, пока не были зафиксированы в 1 в. до н. э., а также сведения историч. ланкийских хроник, созданных в течение 1 тыс. н. э., с датировкой эдиктов Ашоки, ученые пришли к выводу, что Б. жил между 560 и 480 до н. э., а офиц. признанные даты жизни Б. 623/ 624 — 543/544 гг. В. И. Корнев

БУДДИЗМ ВО ВЬЕТНАМЕ.
От первых веков распространения буддизма во Вьетнаме сохранилось крайне мало лит. или эпиграфических памятников. Содержащиеся в кит. источниках косвенные сведения позволяют утверждать, что первые будд. проповедники появились на территории нынешнего Сев. Вьетнама, входившей в то время в состав кит. империи Хань, во 2-3 вв. н. э. В нач. 3 в. выходец из Согда Кхыонг Танг Хой (200-247) переводил здесь сутры с санскрита на вэньянь; в кит. источниках сохранились сведения о деятельности на этой территории во 2-5 вв. будд. наставников из Индии. Мн. проповедники прибывали в Зяотяу (назв. Сев. Вьетнама в 1-5 вв. н. э.) с севера, что обусловило преобладающее влияние здесь доктрин махаяны. Возникновение будд. школ во Вьетнаме относится к кон. 6 в.: первую из них основал в 580 индиец Винитаручи, вторую — наставник Во Нгон Тхонг (У Яньтун) из Гуанчжоу в 820, третью — кит. монах Тхао Дьюнг (Цао Тан) в 1069. Все эти три школы исповедовали учение тхиен, развивая традиции южн. направления чань-буддизма. Пик влияния этих школ приходится на 10-12 вв., когда буддизм тхиен во вьетском гос-ве являлся гос. культом. После обретения в 10 в. независимости гос-во вьетов испытывало нехватку образованных людей, и будд. наставники нередко привлекались для участия в гос. делах. В 13 в. на смену школам Винитаручи, Во Нгон Тхонга и Тхао Дыонга пришла новая школа тхиен — Чук Лам, основанная в 1299 императором Чан Нян Тонгом, к-рый принял постриг. Интерес к буддизму был характерен для всей имп. фамилии Чанов, особенно в первые десятилетия их правления. Однако во вт. пол. 14 в. среди представителей вьетской правящей элиты усиливается влияние неоконфуцианских доктрин; в связи с этим, а также с упадком династии Чан положение сангхи ухудшается. Реформатор Хо Куй Ли, ставший в кон. этого столетия фактическим правителем гос-ва, придерживался откровенно антибудд. взглядов, производил отчуждение монастыр. владений и насильств. возвращал монахов в мир. Узурпация трона Хо Куй Ли, последовавшее в 1407 под предлогом восстановления прав Чанов вторжение армий династии Мин, 20-летняя борьба с захватчиками — эти события создали в стране обстановку хаоса. Было разрушено множество пагод и стел, захватчики сознательно уничтожали попадавшие в их руки книги: в результате погибло бесчисл. количество памятников вьетской словесности, большая часть к-рых, несомненно, была связана с буддизмом. Именно этим обстоятельством объясняются столь заметные лакуны в ранней истории буддизма во Вьетнаме. К кон. 14 в. доктрина тхиен утратила главенств. положение во вьетнамском буддизме: все большую роль начинают играть амидаистские (см. Амидаизм) и тантрические (см. Ваджраяна, Тантра) представления. После неск. десятилетий стабильности в 1527 престол был узурпирован Маг Данг Зунгом: за этим событием последовала 60-летняя война между представителями новой династии и сторонниками свергнутого императора рода Ле, завершившаяся победой последних. Восстановление династии Ле оказалось чисто номинальным: реальная власть находилась в руках влият. клана Чиней, у к-рого вскоре возник конфликт с укрепившимся в южн. провинциях другим знатным родом — Нгуен. Возобновившиеся в связи с этим ожесточенные междоусобные войны в опред. мере оказались благоприятным фактором для усиления влияния буддизма в об-ве: учение о жизни как страдании получало в то время подтверждение на всех ступенях социальной иерархии. Вьетнамская сангха постепенно обретает утраченные позиции, пользуясь поддержкой как дома Чиней на севере страны, так и Нгуенов на юге. В этот период на севере Вьетнама возрождается школа Чук Лам, что связано гл. обр. с именем наставника Хыонг Хая (1627-1715). Во владениях же Нгуенов немалое влияние получила школа Ламте (Линьцзи), что было обусловлено притоком беженцев из Китая после маньчжурского завоевания, среди к-рых было немало будд. монахов. В кон. 18 в. неустойчивое равновесие было разрушено антифеод. крестьянским восстанием тэйшонов, объединивших страну, разгромивших цинские армии и в свою очередь потерпевших поражение от одного из представителей рода Нгуенов. Кратковрем. правление тэйшонов, ограничивших общую численность монахов и закрывавших пагоды, в целом было неблагоприятно для будд. общины. В период правления династии Нгуен возобновляется строительство и ремонт пагод, что, однако, являлось не отражением гос. политики, а результатом частных пожертвований высшей знати. Установление во вт. пол. 19 в. во Вьетнаме господства Франции ухудшило положение будд. общины. Колониальная администрация осуществляла жесткий контроль за ее деятельностью. Так, для открытия новых пагод, проведения праздничных обрядов требовалось разрешение властей. В 30-х гг. 20 в. в среде будд. духовенства начинается движение за возрождение буддизма, лидеры к-рого стремились повысить интерес к буддизму в об-ве, расширить изучение и распространение канонич. текстов. В это время во Вьетнаме создаются будд. учебные заведения, использующие современные методы преподавания, об-ва изучения буддизма, к-рыми издавались журналы, религ. лит-ра. В годы 2-й мир. войны деятельность этих орг-ций сходит на нет и возобновляется лишь в кон. 40-х гг. Впоследствии она протекала преимуществ. в Южн. Вьетнаме. А на Севере 16 марта 1958 состоялся учредительный съезд Единого буддийского союза, последовательно поддерживавшего политику пр-ва ДРВ. В Южн. Вьетнаме в нач. 60-х гг. обостряется конфликт буддистов с диктаторским прокатолич. режимом Нго Динь Зьема. Начавшиеся в мае 1963 выступления буддистов в защиту своих прав, массовые демонстрации, голодовки, публичные самосожжения монахов стали одной из причин падения Зьема. В кон. 60-х нач. 70-х гг. наблюдается “буддийский ренессанс”: ведется широкомасштабное строительство пагод, десятки тыс. молодых людей принимают постриг. В нач. 1979 создастся Комитет за объединение буддизма с участием представителей его разл. течений и сект из всех регионов Вьетнама. Результатом его работы стал состоявшийся в нояб. 1981 учредительный съезд Конгрегации буддистов Вьетнама, объединивший все ранее существовавшие будд. орг-ции, 28-29 окт. 1987 в Ханое состоялся 2-й съезд Конгрегации. В апр. 1989 в городе Хошимин открылся ин-т по изучению буддизма. В наст. вр. буддисты представляют собой наиб. многочисленную религ. общину СРВ: из более чем 60 млн населения страны ок. трети в той или иной степени разделяют учение буддизма махаяны. Имеется также в стране несколько десятков тыс. последователей буддизма тхеравады из числа проживающих на юге республики кхмеров. С. А. Благов

БУДДИЗМ В ЕВРОПЕ.
Буддизм получил распространение в большинстве европ. стран; будд. орг-ции, центры или небольшие группы имеются практич. во всех странах Зап. Европы, а также в отд. странах Вост. Европы. Почти во всех зап.-европ. странах находятся филиалы международной будд. орг-ции “Интернационал Сока гаккай”. Старейшим в Европе являются будд. орг-ции в Германии (с 1903), Великобритании (с 1907), Франции (с 1929). В 1906 в Лейпциге Общество буддийской миссии Германии провело Буддийский конгресс, в к-ром приняли участие представители европ. стран и восточные буддисты. В 20-30-х гг. будд. орг-ции возникают во мн. городах и районах Германии (Берлине, Мюнхене, Гамбурге и др.). В 1955 в Гамбурге был образован Германский буддийский союз, центр, объединяющий будд. орг-ции ФРГ. Во Франции было основано об-во “Друзья буддизма”, в к-ром состояли ученые-буддологи и последователи будд. учения. Наиб. крупной и влият. орг-цией в Европе считается Буддийское общество Великобритании (основано в 1924), издающее журнал “The Middle Wey” (“Срединный путь”), к-рый публикует информацию о буддизме в европ. странах и в США. В Великобритании существуют также Буддийская миссия (с 1926), Лондонская буддийская вихара (с 1954), храм Буддхападипа (с 1966), Тибетский центр, Британская буддийская ассоциация (с 1974), Дзэнский тренировочный центр. Друзья западной буддийской общины и др. Всего таких орг-ций ок. 40, они являются членами Буддийского общества Великобритании. Большую роль в распространении буддизма в Европе сыграли восточные буддисты-миссионеры, к-рые занимались активной пропагандой и популяризацией буддизма в странах зап. мира. С серией лекций в ряде европ. стран выступил Д. Т. Судзуки. оказавший большое влияние на формирование зап. буддизма. Мн. члены будд. об-в в Европе являлись известными буддологами, талантливыми проповедниками буддизма. Б. в Е. практикуется в многочисл. группах, сформировавшихся вокруг гуру вост. и зап. происхождения; помимо этого он стал частью интеллектуальной жизни на Западе, его отдельные положения использовали философы-экзистенциалисты, теоретики психоанализа, “нового левого” движения, молодежной контркультуры. Особенно большое число последователей буддизма в Европе отмечалось в сер. 20 в., когда ею идеи были популярны среди “детей-цветов”, поколения хиппи и битников. Е. С. Сафронова


БУДДИЗМ В ИНДИИ
складывается на севере страны в 6 в. до н. э. как реакция на кризис традиционной системы моральных и религ. ценностей. Основатель — Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будда (букв. просветленный). Буддизм в качестве нового мировоззрения, а затем и новой религии, не отверг, а творчески пересмотрел и ассимилировал духовные и культурные традиции Др. Индии. Приверженцами буддизма стали жившие в одно время с Буддой цари гос-ва Магадха — Бимбисара и Аджаташатру. При Аджаташатру в Раджагрихе был созван 1-й буддийский собор, 2-й собор состоялся в Вайшали во вт. пол. 4 в. до н.э. Ко времени образования империи Маурьев (4 в. до н. э.) буддизм имел в Индии много сторонников и будд. община — сангха превратилась в значит. социальную силу. При третьем государе из династии Маурьев Ашоке буддизм ок. 250 до н. э. стал в Индии гос. религией. Под покровительством Ашоки был созван еще один собор, в Паталипутре. После Ашоки буддизм в Индии раскололся на 18 школ. Расцвет буддизма в Индии относится ко времени правления царей Милинды (ок. 150 или 100 до н. э.), Канишки (ок. 80 до н. э.) и Харши (606 — 648) — два последних правителя были обращены в буддизм махаянистами. Постепенно буддизм распространился и в Южн. Индии. После вторжения в Индию в 712 мусульман буддизм начал приходить там в упадок, вытесняться в страны Юго-Вост. Азии. К 10 в. он сохранился гл. обр. в Кашмире, Бихаре и Бенгалии, а к 13 в. буддизм в Индии перестал сущестововать. Н. А. Канаева


БУДДИЗМ В КАМБОДЖЕ.
Первое древнекхмерское гос-во Бапном (кит. Фунань, 2 — 6 вв.) складывалось под влиянием южноинд. культуры. Во 2 в. здесь появились махаянистские общины, в 3 в. — тхеравадинские. В первой трети 5 в. в об-ве стало усиливаться влияние вишнуизма, на смену монархам-воинам пришли монархи-брахманы. Но буддизм, преимущественно махаянистского толка, сохранял популярность среди народа, в равной степени признававшего культы будд, бодхисаттв и индийских божеств. После упадка Бапнома господствующее положение заняло гос-во Ченла, столица к-рого находилась на терр. совр. Лаоса. В Ченле поддерживалась гармония между инд. религиями и буддизмом до кон. 7 в., затем там возник культ воинств, божества Харихары (единство Вишну и Шивы), развитый уже в Анкгорской империи (9-14 вв.) до чрезвычайно сложного культа дева-раджи (“бога-царя”). Культ дева-раджи был сочетанием культа предков и культа духов земли с тантрич. представлениями о божеств. силе и мощи государя в сочетании с осн. чертами шиваизма и частично вишнуизма. Олицетворением этого культа стал храм Шивы, построенный в центре царской резиденции, но т. к. царь считался одним из великих бодхисаттв, то махаяна получила должное место в культе дева-раджи, включавшего обожествление царских предков. С 10 в. начинается монументальное храмовое строительство, призванное отразить величие “бога-царя”, создаются целые храмовые города, типа Ангкорвата, на окраинах Яшодхарапуры — столицы Анкгорской империи. Поскольку в культе “бога-царя” буддизм выполнял опред. функции, то высшее будд. духовенство имело свою роль в этой политич. системе, однако благополучие сангхи во многом зависело от вероисповедания царя. Если царь был буддистом, то сангха процветала, если шиваитом — подвергалась гонениям; при царе-вишнуите чаще всего проводилась политика мирного сосуществования религий. По мере усиления феодальных кланов и обострения соперничества между ними культ “бога-царя” стал утрачивать свое централизующее значение; одновременно возрастала идеологич. роль буддизма. Это проявлялось в переориентации культа дева-раджи на будд. культ “царя-бодхисаттвы” со всеми вытекающими отсюда социальными и культурными последствиями. При царе Джаявармане VII (правил в 1181-1220) стали усиливаться позиции тхеравады, символом мощи монарха стали не линги, а храм будды Локешвара — Байон, построенный в центре столицы. С конца 13 в. тхеравада становится господствующей религией: появилось множество монастырей, образование перешло в руки монахов, возросла интенсивность культурно-религ. контактов кхмеров с ланкийскими, тайскими, лаосскими гос-вами, санскр. лит-ра была частично вытеснена палийской. С сер. 14 в. начались длительные войны с Аютией (Сиам) и в 18 в. ослабевшее кхмерское гос-во оказалось в вассальной зависимости от Сиама. Во вт. пол. 19 в. Камбоджа стала объектом колониальных притязаний Франции, и по договору 1867 Сиам официально признал протекторат Франции над Камбоджей. Так как франц. администрация сохранила королевский дом, то позиции тхеравады как господств. религии сохранились. После восстановления гос. суверенитета Камбоджи (1953) было создано Народно-социалистическое сообщество (Сангкум), к-рое возглавило политич. и обществ. жизнь страны. Политич. программа Сангкума базировалась на принципах “кхмерского буддийского социализма”, предложенных принцем Н. Сиануком и разработанных его соратниками. До “культурной революции” Пол Пота в стране было ок. 3 тыс. монастырей и храмов, 55 тыс. членов сангхи. Полпотовская клика причислила монахов к третьей, низшей категории населения, к-рая в большей степени, чем другие, подвергалась репрессиям и физически уничтожалась. Большинство монахов было истреблено, немногим удалось бежать из страны. В янв. 1979 была создана Ассоциация монахов за национальное спасение Камбоджи. После создания Народной Республики Кампучии правительство приняло энергичные меры по восстановлению кхмерской сангхи и возрождению буддизма. В 1989 буддизм был объявлен гос. религией Камбоджи. В. И. Корнев


БУДДИЗМ В КИТАЕ.
Буддизм стал проникать в Китай на рубеже н. э. Существовали предания о появлении там будд. проповедников еще в 3 в. до н.э., однако они не могут считаться достоверными. Первыми распространителями буддизма были купцы, приходившие в Китай по Великому шелковому пути из центральноазиатских гос-в. Монахи-миссионеры, вначале из Цент. Азии, а позднее — из Индии, появляются в Китае до 2-3 вв. Уже к сер. 2 в. с буддизмом знакомится императ. двор, о чем свидетельствуют жертвоприношения Лао-цзы (основателю даосизма) и Будде, совершенные императором Хуань-ди в 165. По преданию, первые будд. сутры были привезены на белой лошади в Лоян, столицу империи Поздняя Хань, в царствование императора Мин-ди (58-76); здесь же позднее появился первый в Китае будд. монастырь — Баймасы (Храм Белой лошади). В кон. 1 в. зарегистрирована деятельность буддистов еще в одном городе позднеханьской империи — Пэнчэне. В нач. 2 в. была составлена “Сутра 42 статей” — первая попытка изложения на кит. языке основ будд. учения. Основоположником же будд. традиции в Китае считается парфянский монах Ань Шигао, прибывший в Лоян в 148. С помощью группы кит. помощников Ань Шигао перевел на кит. язык около 30 будд. сочинений. Всего в Лояне в кон. 2 в. над переводами будд. сутр трудились около десяти иностранных монахов. Тогда же в хрониках появляются первые упоминания о массовых религ. празднествах, устраивавшихся будд. монастырями. Однако еще на протяжении столетия буддизм в Китае, несмотря на постоянный приток иностранных миссионеров и популярность будд. веры среди части населения, не пользовался офиц. признанием. Кардинальные сдвиги в положении буддизма в Китае произошли в 4 в., когда эта религия завоевала благосклонность правящих верхов страны. Успеху будд. проповеди способствовала обстановка смутного времени и кризиса традиц. кит. идеологии. В гос-вах Южн. Китая будд. идеал был воспринят в основном как иллюстрация традиц. для кит. мысли идеи “отрешения от мирской суеты”, чрезвычайно модной среди аристократов того времени. Особую популярность среди образов. слоев тогдашнего кит. об-ва приобрела доктрина праджняпарамиты с ее проповедью недуальности нирваны и сансары и внутренним самообнаружением человеком его подлинной природы. Насколько можно судить по первым переведенным будд. текстам, первонач. в Китае проповедуется буддизм переходного типа от хинаяны к махаяне, и особое внимание уделяется практике медитации. Позднее в Китае утверждается буддизм в форме махаяны. Первонач. буддизм воспринимался в Китае как одна из форм нац. кит. религии — даосизма. Это привело к возникновению легенды о “просвещении варваров”, смысл к-рой в том, что ушедший на Запад основатель даосизма Лао-цзы якобы стал в Индии учителем Будды и подлинным основателем буддизма. Этой легендой пользовались даосы в своей полемике с буддистами. Подобное восприятие буддизма отразилось и в первых переводах на кит. язык будд. сутр: в них зачастую инд. термин передавался через то или иное понятие даосской философии, что оказало значит. влияние на трансформацию буддизма в Китае. Напр., бодхи (просветление) передавалось термином “дао” — путь, а нирвана — даосским понятием “увэй” — недеяние. Наиб. вклад в развитие буддизма внес монах Даоань (312—385), к-рый, помимо комментаторской и миссионерской деятельности, создал образцовый монастырский устав, ввел культ будды Майтреи, один из самых распространенных в раннеср.-век. Китае, а также положил начало обычаю присваивать всем будд. монахам фамилию Ши (от Шакья — род, из к-рого происходил Будда). Ученик Даоаня монах Хуэйюань успешно защищал тезис о неподвластности будд. сангхи правителю и основал культ будды Амитабхи, ставшего популярнейшим будд. божеством на Дальнем Востоке. В Сев. Китае, подвергшемся в то время нашествию ряда кочевых племен, будд. религия немало выиграла от смешения разл. этносов, а в будд. проповеди большое значение приобрела магия, близкая шаманистским верованиям кочевников. На Севере буддизм с самого начала развивался под строгим контролем императ. власти. Виднейшим будд. проповедником на Севере был инд. монах Кумараджива (нач. 5 в.), заложивший основы классич. школы перевода будд. лит-ры на кит. язык. Начался период “индианизации” кит. буддизма, старательного усвоения буквы будд. канона, более строгого размежевания кит. буддистов с традициями кит. мысли. Для 5-6 вв. традиция различает в Китае шесть будд. школ, группировавшихся вокруг инд. учителя и опред. свода текстов. Ученик Кумарадживы Даошэн (ум. в 434) первым выдвинул чрезвыч. влиятельное в дальневост. буддизме учение о присутствии природы Будды во всех живых существах и о возможности спасения для каждого посредством “внезапного просветления”. К 6 в. буддизм стал в Китае господств. идеологич. течением и фактич. приобрел статус гос. религии. Будд. монастыри превратились в крупных земельных собственников и места сосредоточения богатств, к-рые нередко использовались монахами для денежно-ростовщич. операций. Буддизм в Китае не вытеснил традиц. кит. учения — конфуцианство и даосизм, а вместе с ним составил синкретич. комплекс “трех религий” (сань цзяо), где каждое учение как бы дополняло два других. Считалось, что учение Будды выражает “внутреннюю”, “сокровенную” сторону наследия древних кит. мудрецов. Одновр. определилось место буддизма в традиц. обрядности китайцев: в ведении буддистов оказались почти исключительно заупокойные обряды. Под влиянием буддистов с 6 в. приобрел популярность праздник поминовения усопших в сер. 7-го месяца по кит. календарю, сопровождавшийся молебнами во спасение всех “бесприютных” душ. Другим популярным будд. праздником стал день рождения Будды, отмечавшийся в 8-й день 4-го месяца. В быт китайцев также прочно вошел будд. обряд “освобождения живности” — отпуская на волю разл. водяных тварей. В кон. 6 — нач. 7 в. за довольно короткий период сформировались осн. школы собственно кит. буддизма, определившие своеобразие будд. традиции на Дальнем Востоке. Их можно разделить на три осн. группы: 1) “школы трактатов”, базирующиеся на одной из инд. шастр (трактатов) и занимающиеся по преимуществу филос. проблематикой. К ним относятся такие школы, как Саньлунь-цзун (школа Трех трактатов), Шэдунь-цзун (школа трактата Махаяна Санграха) и Фасян-цзун (школа признаков дхарм, базирующаяся в осн. на трактате “Виджняптиматра сиддхи шастра”, “Чэнвэйши лунь”); название этой школы — Вэйши-цзун (школа учения о “только сознании”); 2) “школы сутр” (Цзин-цзуп), т. е. школы, базирующиеся на том или ином доктрин. тексте, приписываемом традицией Будде и считающемся в данной традиции высшим выражением будд. истины. К ним относятся такие не имеющие инд. аналогов школы, как Тяньтай-цзун (школа горы Тяньтай), основанная на учении Саддхармапундарика-сутры (кит. — Фахуа-цзин) и Хуаянь-цзун (школа Аватамсака-сутры), основанная на учении одноименной сутры (кит. — Хуаянь-цзин). Хотя школы данного типа основывались не на филос., а на религ.-доктринальном тексте, тем не менее они зачастую занимались и теоретич. филос. проблемами, разработав сложные системы, не сводимые к учению того или иного инд. текста; 3) “школы дхъяны” (чань-цзун), уделявшие внимание преимущественно практике будд. психотехники, медитации, йоге. К этой группе прежде всего относится специфически кит. школа чань, с известными оговорками к ней можно также отнести “школу мантр” — молитв. заклинаний (чжэньянь-цзун), представлявшую в Китае начиная с 8 в. тантрич. буддизм (ваджраяна, цзиньган чэн), к-рый не получил здесь, однако, значит. распространения, и “школу винаи” (люй-цзун), занимавшуюся разработкой вопросов монашеской дисциплины. Нек-рые из этих школ разрабатывали доктрину преимущественно созерцат. характера, учение же других отличалось акцентом на вере и религ. практике. Среди “созерцательных” школ кит. буддизма на первых порах доминировала школа Тяньтай (по названию горы в пров. Чжэцзян, где находился гл. монастырь школы), основанная монахом Чжии (538—597). Эта школа проповедовала взгляд на мир как на совершенное целое, идею взаимопроникновения явленного и сущностного, возможность спасения в этой жизни и спасения всех живых существ. Чжии разработал четырехступенчатую иерархию осн. направлений буддизма, соответствовавших разным уровням просветленности сознания, и стремился свести воедино будд. толки на севере и юге Китая. Ту же ориентацию на создание всеобъемлющего синтеза будд. мысли унаследовала школа Хуаянь. Основоположником этой школы считается монах Фашунь (557—640). Среди школ религ. практики наиб. влиянием по сей день пользуется школа Цзинту (“чистой земли”), декларирующая спасение верой в будду Амитабху, владыку будд. рая — “чистой земли”. В основе мировоззрения и практики этой школы лежала доктрина “думания о Будде” (нянь-фо), предполагавшая, что молитвы Амитабхе и даже одно произнесение его имени способны даровать перерождение в блаж. царстве “чистой земли”. Название др. распространенной школы будд. практики — чань — восходит к санскр. “дхьяна”, что значит созерцание, медитация. Последняя всегда занимала важное место в практике буддизма, но для приверженцев чань она превратилась в самоцель. Эта школа, основанная, по преданию, инд. проповедником Бодхидхармой (кит. Дамо) в сер. 6 в., отвергла изучение сутр и всякий ритуал. Медитацию наставники чань трактовали по-новому — как спонтанное самораскрытие “истинной природы” человека в его эмпирич. существовании. В отличие от прочих будд. школ чаньские учителя высоко ценили физич. труд, особенно труд в коллективе. Будучи наиб. китаизированной формой буддизма, школа чань оказала огромное влияние на кит. искусство. Наконец, в 8-9 вв. на теорию и практику кит. буддизма заметное влияние оказывал тантризм (см. Тантра). В течение длит. времени буддизм пользовался покровительством императ. двора, однако в 845 император У-цзун стал инициатором суровых гонений на буддизм, целью к-рых был подрыв экономич. самостоятельности сангхи и сокращение ее численности. В сер. 9 в. позиции сангхи были подорваны в результате правительств, репрессий, и вскоре начинается ее медленный, но неуклонный упадок. Будд. традиция во многом утратила былую творч. энергию и свое особое место в обществ, и культурной жизни. С одной стороны, сангха становится инструментом гос. политики, находящимся под строгим контролем властей: гос. администрация устанавливала квоты и даже экзамены для желавших принять монаш. постриг, прикрепляла монахов к опред. монастырю, а наиб. заслуженным из них жаловали особые знаки отличия: существовала сеть администрат. органов, осуществлявших надзор за монашеством. С др. стороны, буддизм почти слился с народной религией, а будд. ин-ты стали служить интересам отд. социальных орг-ций и групп — влиятельным семействам, деревенским общинам, профессиональным объединениям и т. п. Все большее значение приобретает будд. религ. практика — “памятование о будде” (молитва, обращенная к будде Амитабха) и чаньское учение о “мгновенном просветлении”. С др. стороны, на уровне народной религии буддизм вступает в активное взаимодействие с популярными верованиями, внеся значит, вклад в становление кит. религ. синкретизма, а ряд персонажей будд. пантеона (Амитофо-Амитабха; Гуаньинь — женская ипостась Авалокитешвары) превращаются в наиб. почитаемых в народе божеств. В позднее средневековье элементы будд. учения включаются в мировоззренч. системы ряда религ. сект (в особенности эсхатологич. мотивы пришествия будды Милэфо — Майтреи). С 12 в. появились оппозиц. секты, к-рые основывались на будд. идеях, в части, учении о конце света и приходе нового Будды, но проповедовали идеал “монашества в миру” и отрицали офиц. буддизм. Среди этих сект, нередко называемых постбудд., наибольшую известность получила секта Белого лотоса, предрекавшая скорую мировую катастрофу и наступление эры Белого Солнца. Так в эпоху позднего средневековья гл. импульсы развития буддизма переместились за пределы офиц. будд. ин-тов. Буддизм оказал сильное влияние на философию, лит-ру и искусство Китая. Буддисты познакомили Китай с инд. логикой. математикой, астрономией, медициной. Будд. идеями вдохновлялись мн. писатели и поэты (Се Линъюнь, Ван Вэй, Ли Бо, У Чанъэнь и др.). Сам процесс распространения буддизма в Китае и формирование кит. будд. традиции является примером плодотворного взаимодействия между культурами Индии и Китая. Из Китая буддизм распространился в др. страны Дальневост. региона: Корею, Японию и Вьетнам, где лег в основу дальневост. региональной формы этой мировой религии. Революц. преобразования в Китае вызвали к жизни и обновленч. движения внутри сангхи. После свержения в 1911 монархич. строя появились будд. школы нового типа, разл. монашеские ассоциации и светские будд. об-ва, однако единая общекит. орг-ция буддистов так и не была создана, а численность монашествующих осталась крайне незначительной: в 1931 в Китае насчитывалось лишь 738 тыс. монахов и монахинь. После образования в 1949 КНР кит. буддистам была гарантирована свобода совести. В то же время земельные владения будд. монастырей были конфискованы, а большая часть монахов и монахинь возвращена в мир. В мае 1953 в КНР была создана Кит. Будд. ассоциация. В состав ее руководящего органа вошли 93 представителя будд. общин, в т. ч. 23 человека от Тибета. Ген. секретарем ассоциации был избран мирянин Чжао Пучу. По офиц. оценкам, Кит. Будд. ассоциация в кон. 50-х гг. объединяла 500 тыс. монахов и 100 млн верующих мирян. Руководители ассоциации поддерживали регул. контакты с буддистами Японии и стран Юго-Вост. Азии. С началом “культурной революции” в 1966 все будд. храмы и монастыри в Китае были закрыты, а монахи отправлены на “перевоспитание”. Деятельность Кит. Будд. ассоциации офиц. возобновилась в 1980, в последующие годы были восстановлены крупнейшие будд. монастыри, открыты Будд. академия и ряд монастырских школ, готовящих кадры будд. духовенства. Представители ассоциации регулярно участвуют в работе междунар. будд. форумов. В последние годы в КНР заметно усилился интерес широких слоев об-ва к будд. религии, возросло число лиц, посещающих будд. храмы и совершающих в них поклонения. В. В. Малявин, Е. А. Торчинов

БУДДИЗМ В КОРЕЕ.
Буддизм проник в Корею во вт. пол. 4 в. Первым из трех существовавших в то время на Корейском полуострове гос-в, где он начал распространяться, было Когурё. В 372 ко двору когурёского вана вместе с послом кит. царства Раннее Цинь прибыл монах Сундо, привезший изображение Будды и будд. литературу. Вскоре были созданы и первые монастыри. В Пэкче буддизм появился на 12 лет позже, когда в 384 туда прибыл из Вост. Цзинь монах Маранантха. В третьем гос-ве — Силла попытки пропаганды буддизма отмечены еще в 5 в., но официально буддизм был принят ваном Попхыном в 527. После этого (в 60-х гг. 7 в. Силла объединила полуостров) распространение буддизма пошло быстрыми темпами, Б. в К. преимущественно махаянистского толка, причем большое значение имел культ бодхисаттв. Будд. лит-ра поступала из разл. центров Китая, там же обучались кор. монахи, в результате чего развитие Б. в К. в значит, степени определялось влиянием кит. буддизма. Формирование осн. школ относится в основном к сер. 7 в. Школа Нальбан, получившая название по Нирвана-сутре, была создана в 654-660, школа Юльчон (аналог кит. Люй-цзун) — в 641. Наиболее попул. школа — Хваом (аналог кит. Хуаянь-цзун) появилась в 661-681. В 742-765 была образована школа Попсан (аналог кит. Фасянь-цзун). Вместе со школой Попсон, существовавшей еще в Когурё, эти школы образовали т. н. пять школ махаянистского толка, рассматривавшиеся как традиц. для Кореи. Кроме них существовали школы Чонджи, Синин и Сосюн (из к-рых первые две были махаянистскими, а третья — хинаянистской), а также школа “чистой земли” (Чонтхо), аналогичная кит. школе Цзинту и от нее происходящая. В сер. 9 в. в Корею проник дзэн-буддизм. С 828 по 931 возникло 9 дзэн-будд. школ, близких друг другу, к-рые получили общее название “девять гор” (кусан): Сильсансан, Тоннисан, Каджисан, Чакульсан, Сонджусан, Саджасан, Свэянсан, Поннимсан и Сумисан. Наиб. попул. культами в 6-9 вв. были культы Майтреи, Шакьямуни, Амитабхи и Авалокитешвары (к 8 в. на первое место вышел культ Майтреи). Будд. монастыри в Корее владели землями, пожалованными ваном или частными лицами, и освобождались от налогов, однако из-за непомерного увеличения монаст. землевладения уже в 7 в. предпринимались меры по ее ограничению. В условиях сильной гос. власти Б. в К. мог развиваться лишь постольку, поскольку признавал ее приоритет, и сангха находилась под контролем гос-ва (хотя и не таким строгим, как в Китае) до тех пор, пока оно могло этот контроль осуществлять. Период Коре (10—14 вв.) был временем наиб. расцвета буддизма в стране. Новая династия необычайно благоволила к нему. В это же время было завершено огосударствление буддизма, что нашло отражение и в управлении сангхой. Если в период Объединенного Силла параллельно и независимо существовали территор. будд. администрация из монахов во главе с куктхоном — главой сангхи в стране, к-рому подчинялись областные чутхоны и уездные кунтхоны, и цент. администрация, укомплектованная гражд. чиновниками (имелось 2 небольших цент. учреждения и 7 управлений по делам крупн. монастырей), то теперь будд. деятели были включены в чиновную систему, и им на общих основаниях полагались служебные наделы. Монастыри на правах гос. учреждений получили землю по казенному реестру. В этот период буддисты начинают активно действовать и на политич. сцене. В 11 в. было издано более 6000 томов “Большого свода сутр” (“Тэджангён”), а также “Продолжение большого свода” (“Сокчангён”) в 4769 томах. Новое издание этого свода в 6529 томах было начато в 1237 и продолжалось 16 лет. В конце периода Коре появились признаки утраты Б. в К. своих позиций. Усилившись, он обрел себе множество противников. Немалую роль в борьбе с ним играло вновь набиравшее силы с сер. 13 в. конфуцианство. Правители новой династии Ли, пришедшей к власти в 1392, относились к буддизму недоброжелательно. Последовала секуляризация монаст. собственности, а в кон. 15 в. строительство монастырей было запрещено, а число монахов предельно ограничено. В дальнейшем отношение к Б. в К. было лишь более или менее терпимым, и к кон. 19 в. он находился в полном упадке. В годы яп. господства буддизм получил нек-рые стимулы для развития, но по-прежнему пользовался небол. влиянием, далеко уступая христ-ву (в 1938 из 503 тыс. буддистов в стране только 209 тыс. были корейцами, тогда как корейцев-христиан насчитывалось до 500 тыс.). После 1945 в Сев. Корее буддизм был практически изжит, но на Юге начал обретать популярность. Наст. подъем его начался в 60-х гг. и во многом связан с приходом к власти в 1961 Пак Чонхи, к-рый, в отличие от большинства прежних политиков (христиан-протестантов), был буддистом. Провозглашенный им лозунг “нац. возрождения” открывал перед буддизмом широкие перспективы. Число храмов, монастырей и последователей буддизма начало быстро расти. Доля последних в населении страны, составлявшая в нач. — сер. 60-х гг. 2 — 3 %, в кон. 60-х гг. увеличилась примерно в 5 раз, в нач. 70-х гг. составила приблизительно 25 % населения, а в кон. 70-х гг. ок. 40 %, оставив далеко позади число последователей протестантизма. В наст. вр. в Южн. Корее насчитывается 18 осн. школ (не считая школы Вонбульгё, приверженцы к-рой не включаются офиц. статистикой в число буддистов), гл. из к-рых является Чогё, объединяющая подавл. большинство кор. буддистов. Осн. ее органами являются журнал “Пупрун” и газета “Тэхан пульгё”, в ведении школы находятся ун-т Тонгук и ряд др. учебных заведений. Южно-кор. буддисты играют все более замет. роль в мировом будд. движении. С. В. Волков

<<<А
содержание
Б>>>