Ассоциация "Буддизм в Интернете"
Словарь буддизма

МАДХЬЯМИКА, мадхьямака — первая филос. школа махаяны, возникновение к-рой в Индии 2 в. связывается с именем Нагарджуны, с созданием комментариев к праджняпарамитским и др. сутрам, с сочинением полемич., идеологич., гимнософич. и пр. ее текстов. В 6 в. М. разделилась на прасангхику и сватантрику; в 8 в. из последней образовались саутрантика-сватантрика и йогачара-сватантрика. В Китае М. под названием Саньлунь-цзун ("школа трех трактатов") была установлена Кумарадживой в нач. 5 в. и играла значит. роль в кит. буддизме до 7-8 вв. В 8 в. в Тибете мадхьямики Шантаракшита и Камалашила активно участвовали в становлении буддизма и монастырского образования. С тех пор среди тибетцев М. — основополагающее духовное учение, к-рому они посвятили огромную лит-ру и о к-ром продолжают писать и сегодня крупнейшие иерархи тиб. школ, в том числе последний Далай-лама. Филос. истолкование махаянского пути в М. было попыткой избегать крайностей утверждения и отрицания, что демонстрировалось знаменитой тетралемой (чатух-коти): А есть Б, А не есть Б, нет ни А, ни Б, нет ни не-А, ни не-Б, все посылки к-рой не годятся для поисков конечной религ. истины, являющейся невыразимой. Ее постижение возможно лишь в долгом духовном совершенствовании сострадания и мудрости, накоплении нравств. заслуг и глубоких знаний, длящемся не одно рождение. Однако сам этот процесс "созревания к просветлению" протекает в окружающей нас действительности (прежде всего внутренней). Она, конечно, иллюзорна (майя), пуста (Шунья) и полностью лишена к.-л. независимой сущности (них-свабхава) с т. зр. высшей истины (парамартха-сатья), тем не менее именно в этом взаимообусловленном мире относительных истин происходит обретение двух (позднее — четырех) "тел Будды" — уровней возможного отождествления адепта с абсолютом, т. е. происходит самоотрицание мирского посредством особых практик в поведении, речи, сознании, к-рым учат мадхьямики. Среднюю филос. позицию М. занимала и в вопросах причинности, происхождения дхарма-элементов: они не вечны, лишены к.-л. постоянных качеств и в то же время они не исчезают бесследно и навсегда. Положение раннего буддизма об отсутствии самостоятельной природы у индивидов М. распространила и на дхармы. Детальное развитие в М. получили также критика взглядов оппонентов (прежде всего указанием на логич. недостоверность их аргументов и сведением последних к абсурду), учения о двух истинах, пустотности, "телах Будды", срединном пути освобождения и др. Исследователи нередко указывают на существенное влияние философии М. на формирование индуистской школы адвайта-веданты — влиятельнейшей в Индии с раннего средневековья до наших дней. В. П. Андросов

МАЙТРЕЯ (санскр.; кит. Милэ фо, яп. Мироку, монг., бур. Майдар) — персонаж будд. мифологии, выступающий одноврем, и как бодхисаттва, и как будда. Как бодхисаттва М. популярен во всех осн. направлениях буддизма. Как будда Грядущего мирового периода, к-рый наступит после окончания периода Шакьямуни, М., согласно будд. легендам, обитает на небе Тушита и ждет того времени, когда сможет переродиться в мире людей. А оно наступит, когда продолжительность жизни людей на земле достигнет 84 000 лет и будет править миром один справедливый правитель буддист. Культ М. особенно популярен в Цент. Азии, именно там во многих монастырях имеются его гигантские статуи. В отличие от прочих будд М. обычно изображают сидящим на троне со спущенными вниз ногами. Его характерные атрибуты: золотистый цвет кожи, ступа, ваза с напитком бессмертия и колесо дхармы. Н. Л. Жуковская

МАЙЯ (санскр.) — иллюзия, обман: в инд. мифологии — способность сверхъестеств. существ (богов, демонов, духов) к изменению своего облика; в ряде филос. систем, возникших в рамках инд. традиции (вишнуизме, буддизме), — иллюзорность бытия как одно из ключевых понятий, с помощью к-рого осмысливается Вселенная. Н. Л. Жуковская

МАКИГУТИ Цунэсабуро (1871-1944) — основатель Сока кёику гаккай (Педагогич. об-ва создания ценностей, 1937), предтечи крупнейшего необудд. движения совр. Японии Сока гаккай. На формирование мировоззрения М., нашедшего отражение в его гл. труде "Теория ценностей", оказали влияние географич. науки (он был учителем географии), прагматизм (труды Д. Дьюи), позитивистские социология и антропология (работы Л. Уорда). По М., суть человеч. счастья, являющегося целью воспитания, состоит в создании духовных и материальных ценностей. Создавая ценности для себя, человек создает тем самым ценности для об-ва в целом. Счастье об-ва, т. обр., есть арифметич. сумма счастья всех его членов. Приобщение М. к вероучению буддизма в интерпретации Нитирэн-сёсю привело впоследствии к объединению "теории ценностей" с догматикой этой школы. Г. Е. Светлов

МАНАС (санскр.), Мано (пали) — ум, способность человека мыслить; тот аспект сознания, к-рый осуществляет связь субъекта и объекта. М., по существу, двойствен: с одной стороны это "внутр. чувство", к-рое соприкасается с миром вещей и образует сознание, состоящее из пяти скандх-элеметов, с другой стороны, М. сообщается со способностью к интуитивному познанию (санскр. буддхи) и освещается им. В виджнянаваде М. т. н. седьмое, концептуализирующее сознание, к-рое систематизирует результаты осознания, получаемые "шестью сознаниями", выделяет субъект (самого себя) и объекты, т. е. в конечном счете утверждает реальность "я", истинное существование к-рого безоговорочно отрицается всеми без исключения будд. школами. Сознание — М. рассматривается как продукт заблуждений, поэтому для достижения нирваны адептам будд. школ, доктрины к-рых базируются на догматич. положениях виджнянавады, предписывается подавлять функционирование М. посредством медитации. А. Н. Игнатович, Н. А. Канаева

МАНДАЛА (санскр.) — сложное сакральное явление в буддизме, имеющее несколько уровней значения. В др.-инд. лит-ре М. означало: круг, шар, орбита, колесо, кольцо, страна, пространство, совокупность, об-во, собрание, вид змеи, одна из частей Ригведы и т. д. Все эти слова в санскрите, кроме вида змеи, являются существительными мужского рода. В будд. традиции термин М. приобрел дополнит. ряд значений: 1) магич. диаграмма, используемая в практике созерцания; 2) филос. концепция будд. Вселенной, или "карта" космоса; 3) иерархич. лестница, на к-рой размещен пантеон богов; 4) в культовой практике — блюдо для сбора жертвоприношений. М. как магич. диаграмма и как "карта" космоса представляет собой круг, вписанный в квадрат, к-рый в свою очередь опять-таки вписан в круг. Внешний круг — Вселенная, внутр. круг — средоточие бога или любого другого сакрального объекта (чаще всего это символ, заменяющий божество в ритуале). Квадрат ориентирован по сторонам света и имеет с каждой стороны Т-образные выходы, т. н. ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на 4 части. Пятую часть образует центр. Каждая из них имеет свою окраску: синюю, красную, белую, желтую, зеленую. Каждый цвет ассоциируется с одной из сторон света, с одним из будд созерцания (см. Дхьяни-будда, Панча-татхагата), с одним из органов чувств, с одной из мудр (сакральное положение рук), с одной из мантр (сакральная формула вызывания божества). Адепт в процессе созерцания должен по очереди воспроизвести в себе все, что изображено на М., слить себя с божеством, изображенным в центре, после чего для верующего наступает высшая стадия созерцания — слияние с космич. абсолютом. М. часто изображают на полу и на потолке храма. Они могут быть плоскостными и рельефными, их рисуют на ткани и на песке, делают из металла, камня, дерева, а в Тибете даже вырезают из масла, окрасив последнее в соответствующие ритуальные цвета. М. в виде металлич. блюда, на к-рое посетители храма кладут свои подношения (деньги, спички, конфеты), так же имеет соответствующие сакральные признаки: в центре изображается божество или его заменитель, в качестве к-рого могут выступать ваджра, мифич. гора Меру как центр будд. космологии, дворец "идеального монарха" чакравартина. Все это перемежается разл. будд. символами: цветами лотоса, вазой с напитком бессмертия, колесом с 8-ю спицами (символ восьмеричного пути, предложенного человечеству Буддой), раковиной, закрученной спиралью вправо, и т. д. Как модель Вселенной М. имеет аналогии с др. культовыми сооружениями и предметами человеч. истории — зиккуратами Древнего Вавилона, мегалитич. сооружениями типа Стоунхенджа, шаманскими бубнами народов Сибири. Подобная геометрич. схема лежит в основе храмового зодчества не только в буддизме, но также в христ-ве и в исламе. Н. Л. Жуковская

МАНДЖУШРИ (санскр.) — в будд. мифологии махаяны и ваджраяны бодхисаттва, олицетворяющий мудрость. Наряду с Авалокитешварой и Ваджрапани входит в число трех осн. бодхисаттв. Образ М. сложился в посл. века до н. э. Обычно его изображают в красной одежде принца с пылающим мечом в поднятой правой руке, с сутрой Праджняпарамита в левой. Культ М. особо развит в Китае, Тибете, Монголии, Бурятии. В ламаизме школы гелугпа его земным воплощением считается основатель школы Цзонхава. Н. Л. Жуковская

МАНДОКСА — будд. монастырь в Корее (гос-во Объедин. Силла). Основан в 670-х гг. или в 692 ваном Хёсо (известны 2 возможные даты окончания строительства — 685 и 697). М. — место погребения вана Хёсо. Неоднократно упоминается источниками в связи с происходившими там "чудесами" и знамениями. Посл. упоминание — в 816. С. В. Волков

МАНИ (санскр., тиб., монг.) — камни с написанной или выгравированной на них мантрой ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ, стоящие в торах, на перевалах, недалеко от монастырей, населенных пунктов, в местах будд. паломничеств и т. д. Назначение М. разное: от мемориала в честь к.-л. события до маркёра сакрального пространства, принадлежащего тому или иному монастырю. Н. Л. Жуковская

МАНТРА (санскр., дословно "стих", "заклинание", "волшебство") — магич. формула призывания и заклинания богов в др.-инд. традиции, в т. ч. в индуизме и буддизме. Особую силу и значимость приписывает М. ваджраяна в Тибете и школа Сингон-сю в Японии. Каждому божеству адресована своя, неповторяющаяся, состоящая из особого набора звуков М. Вера в силу М. основана на вере в древнюю магич. силу звука. Самая известная во всех странах М., превратившаяся по сути дела для громадного большинства рядовых буддистов в повседневную молитву — ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ. Н. Л. Жуковская

МАНУССА — см. Космология буддизма.

МАРГА (санскр.), магга (пали) — путь. Термин обычно используется для обозначения "благородного срединного пути" или "благородного восьмеричного пути" адептов буддизма. Н. А. Канаева

МАРПА (1012-1096), Марпа из Лхобрага, Двагпо Лхачже (лекарь из Двагпо) — гл. фигура во "второй волне" распространения буддизма в Тибете (11- 12 вв.); трижды совершал паломничество в Индию, ученик Наропы. С его именем связывается создание школы кагьюдпа и введение разновидности мистич. песен на основе инд. тантрич. традиции. Его ученик — Миларепа. Житие М. — это образ жизни йогина-домохозяина, к-рый совместил монашеские занятия со светской деятельностью; трагич. образ отца, у к-рого на глазах погиб сын, и учителя, проповедовавшего учение верным ученикам. Е. Д. Огнева

"МАХА БОДХИ" — общество. Основано в Калькутте в мае 1891 Анагарикой Дхармапалой. Свою деятельность начало с того, что вернуло в руки буддистов Боддхи Гая — место просветления Будды. Об-во имеет отделения на Шри-Ланке и во мн. городах Индии. Под его наблюдением находится место первой проповеди Будды в Сарнатхе. Ежемесячный журнал об-ва "Маха Бодхи" является крупнейшим периодич. изданием буддистов. Н. А. Канаева

"МАХА БОДХИ" — ежемесячный иллюстр. журнал, орган одноименного об-ва. Публикуется в Калькутте. Основан в 1892 Анагарикой Дхармапалой; его издателем был также Бхикшу Сангхаракшита. Н. А. Канаева

МАХАВАЙРОЧАНА — см. Вайрочана.

МАХАВАСТУ (санскр., букв. "Великая история") — собрание санскр. текстов, принадлежащих хинаянистич. школе махасангхика и созданных ок. 1 в. до н. э. В М. отразился переход от раннего буддизма к буддизму махаяны; начинает разрабатываться концепция бодхисаттв, устанавливаются "10 ступеней" (даша-бхумика) на пути бодхисаттвы к совершенству. Н. А. Канаева

МАХА ПАРИНИРВАНА-СУТРА (санскр.), маха париниббана-сутта (пали) — "Великая сутра об освобождении", большая сутра, содержащая описание перехода Будды в паринирвану и многие положения его учения. Существует 2 санскр. версии этой сутры; 1-я принадлежит школе сарвастивадинов и является переводом палийского текста; 2-я была написана на санскрите и много раз переводилась на кит. язык (впервые в 423 Дхармаракшей). Иногда ее называют "Сутрой о рае". Отличается от палийского аналога. Н. А. Канаева

МАХАСАНГХИКА (санскр., дословно — "Великая община") — одна из осн. школ раннего буддизма. Ее последователи поддержали "пять положений о несовершенстве архата", провозглашенных монахом Махадевой на сангити в Паталипутре в период правления царей Махападмы и Нанды (340 до н. э.) и окончательно отделились от стхавиравады. Патриархом своей школы махасангхики провозгласили брахмана Кашьяпу. Сакральными символами были избраны морская раковина и драгоценность, цвет — желтый. Монаш. одеяние махасангхиков состояло из 23-27 окаймлений и драпировалась подобно платью инд. женщин. Канон махасангхиков включал пять разделов: Виная-питака, Сутра-питака, Абхидхарма-питака, Самьюкта-питака и Дхарма-питака. Из них махасангхики с наибольшей тщательностью изучали сутры и развивали их "истинные принципы". В центре концепции школы М. - "пять пунктов Махадевы", трансцендентность природы Будды и идеал бодхисаттвы. В отличие от эгоцентрич. идеала архата, защищаемого стхавиравадинами, альтруистич. идеал бодхисаттвы, предложенный махасангхиками, открывал возможность спасения не только для монахов, но и для каждого верующего. Эта доктрина нашла широкую поддержку среди разл. слоев населения как в самой Индии, так и за ее пределами. Первые монастыри этой школы появились в окрестностях Матхуры в 1 в. до н.э.; во 2 в. н.э. последователи М. обосновались на территории совр. Афганистана. В 3 в. н.э. монастыри махасангхики возводятся в Нагарджуниконде и Амаравати. Школа просуществовала до конца периода правления династии Пала (10 в. н. э.). Особым влиянием и авторитетом М. пользовалась в Китае и Цент. Азии. Л. Р. Фурцева

МАХАЯНА (букв. Большая колесница) — направление в буддизме, иногда называемое "сев. буддизмом". Именно этот вариант будд. учения распространился в Тибет, Монголию, Китай, Корею и Японию. М. выросла из раннего буддизма. Между этими двумя направлениями четкой разграничительной линии никогда не существовало. Учение раннего буддизма содержало все осн. концепции, к-рые затем развивались М. От хинаяны М. отличается большей религиозностью, обращенной скорее к интеллекту, чем к сердцу и интуиции. В позднем буддизме происходит усложнение культовых элементов и углубление доктринальной части учения, к-рое стараются представить в разл. формах, рассчитанных на все уровни сознания и все степени духовного совершенства. Для достижения спасения уже не обязательно вступать в сангху, да и сангха теперь больше напоминает корпус учителей, чем собрание монахов. Высшая реальность стала пониматься как скрываемая эмпирической, феноменальной реальностью. Целью тхеравады было достижение личного спасения, цель М. — достижение состояния бодхисаттвы, отказ от личного спасения ради того, чтобы помочь др. живым существам и привести их к освобождению. Закон кармы не столь всемогущ. Активным началом выступает не воля индивида, а помощь бодхисаттв. Новое истолкование получает концепция Будды: реальный Шакьямуни — не более чем воплощение сверхъестеств. извечного мирового принципа, орудие этого принципа. Число будд бесконечно, но существует их внутр. единство (см. Трикая). Махаянисты создали будд. пантеон бодхисаттв. Н. А. Канаева

МАХИЩАСАКА (санскр., в будд. традиции — "устроители Земли", махищасака — "те, к-рые направляют") — самая древняя из 18 школ раннего буддизма. Образование М. будд. традиция связывает с монахом по имени Пурана, к-рый по окончании 1-го сангити (в Раджагриха, 6-5 вв. до н. э.) сохранил проповеди Будды такими, какими он слышал их от самого Учителя. Кроме того, Пурана настаивал на включении в Виная-питаку 7 дополнит. правил, к-рые были отвергнуты старейшинами сангхи. Сакральным цветом М. считался голубой. Из свящ. текстов махищасаки отдавали предпочтение Сутра-питаке. Основа воззрений школы М. — учение о мгновенности просветления (экакшаняка-бодхи). Благую карму М. считала источником прекращения существования. Дар, сделанный сангхе, согласно их учению, является более ценным, чем дар Будде, поскольку Будда отождествлял себя со всей сангхой. М. уделяла спец. внимание практике медитации (самадхи). Расцвет школы приходится на период правления династий Сатаваханов (2 в. н. э.) и Икшваков (3 в. н. э.). Особое покровительство М. оказывали члены царского рода Эхувулы Чамтамулы из династии Икшваков. В 5 в. н. э. М. пользовалась покровительством хотанского правителя Торама Шаха. М. получила распространение в Юго-Вост. (2-3 вв. н. э.) и Сев.-Зап. (5 в. н. э.) Индии, Цент. Азии и Китае (4 в. н. э.). В 7 в. Сюаньцзан и Ицзин встречали последователей этой школы в Уддийяне, Хотане и на Ланке. Л. Р. Фурцева

МЕДИТАЦИЯ (санскр. дхьяна) — внутр. сосредоточение сознания на опред. идее, обычно подкрепляемое созерцанием соответств. объекта и ведущее к успокоению, внутр. гармонии и предполагаемому прорыву на новый уровень понимания сущности бытия. Прорыв на уровень абсол. понимания именуется в инд. практике самадхи, в яп. — сатори и по сути близок к приближению к нирване. Согласно учению тхеравады, с помощью М. как бы просматриваются психологич. состояния любых существ, действий, явлений, психич. и моральные факторы, описанные в канонич. текстах, к-рые являются по существу компедиумом поступков людей и их мотиваций. Видение может быть истинным или ложным. Если увиденное медитатором соответствует содержанию канонич. текстов, то видение истинное, если нет, то ложное, порожденное невежеством, заблуждениями медитатора. Поэтому авторы абхидхармич. трактатов, к-рые создаются в процессе М., обязательно строго логически увязывают увиденные картины и образы с высказываниями Будды или его учеников. Осн. цель М. — освоить увиденное или воображаемое настолько, чтобы стать целителем, т. е. человеком, способным безошибочно установить диагноз любой болезни, ее причины и способы лечения, — в этом же суть просветления, достигаемого с помощью М. М. служит достижению 1) практич, цели (хиляр), 2) исчерпывающего познания (праджня), 3) конечной цели — просветления (бодхи) и нирваны. Считается, что в процессе М. развиваются 5 достоинств: вера в истинность учения Будды (саддха); энергия, вызванная решимостью следовать учению Будды (вирия): стремление быть истинным во всем (сати): желание предаваться созерцанию и размышлениям (самадхи и випассана), мудрость (праджня). В. И. Корнев

МЕДИЦИНА ТИБЕТСКАЯ — явление в истории науч. мысли Тибета, тесным образом связанное со всем комплексом знаний, включаемых в систему 10 наук и разработанных собственно тиб. ориг. культурой. Теоретич. база М. т. восходит к текстам тантры и абхидхармы. Ее основу составляет учение о трех ньепа, или "виновниках", — лунг (ветер), три (желчь), бадкан ("слизь"). Эти три виновника функционируют по законам ца, или "пульсации". Тиб. медики определяют жизнь как "пульсацию", а здоровье и болезни, по их мнению, зависят от "пульсирующих" сущностей — "ветра", "желчи", "слизи". Формирование теоретич. основ М. т. относится к периоду распространения буддизма на территории Тибета (5 в.) и связывается преимуществ, с переводами с санскрита и, видимо, с кит. Осн. Текст — "Чжудши" ("Четыре основы") строится на соч. инд. авторов Вабхати-младшего и Чандрананды, а в плане теоретич. осмысления восходит (как и др. тиб. медицинские сочинения) к текстам тантры и абхидхармы. Его части: "Ца-чжуд" ("Дефиниция, или определение медицины"), "Шед-чжуд" ("Теоретическая медицина"), "Маннаг-чжуд" ("Клиническая медицина"), "Чи-чжуд" ("Фармацея", или, точнее, "Инструментарий медицины"). Их совокупность составляет предмет М. т. Дальн. ее развитие связано с семьей знаменитых тиб. медиков, в частн., с именем Ютогба Йондан-гомбо младшего (1112-1209). Он является автором "Восемнадцатичленного" комментария на "Чжудши". В своем трактате он самостоят. разрабатывает диагностику болезней, описывая пульсацию по 11 пунктам, разрабатывает учение о применении ртути как лечебного препарата и ее обезвреживании. Огромный вклад в развитие М. т. внес Десрид Санчжай Джамцхо (1653-1705), регент Тибета и ученый-энциклопедист. Он является автором труда "Лхантхаб" ("Руководства по терапии") как дополнения к 3-й части "Чжудши" и "Вайдурья-онбо" (комментария к "Чжудши"). К числу уникальных памятников науки и культуры Тибета и стран Цент. Азии относится "Атлас иллюстраций трактата "Вайдурья-онбо", более известный как "Атлас тибетской медицины". Этот комплект таблиц на 77 листах иллюстрирует все разделы "Чжудши" и "Вайдурья-онбо". Кармапа Данзанпхунцхог из Дерге в 1723 составляет "Шелтренг" — знаменитый трактат-руководство по фармакогнозии М. т. Учение о лекарствах подразделяется на 4 самостоят. дисциплины: вкус лекарств, их усвоение организмом, их действие, принцип их приготовления. В Европе первые сведения о М. т. появились благодаря венгерскому ученому-тибетологу А. Чома де Керёши. В России ее изучением до революции занимались Позднеев А. М., Бадмаев П. А. и др. Благодаря Бадмаеву в 1875 в Петербурге открываются клиника и амбулатория М. т. Интерес к М. т. практически не угасал. Ее изучением занимались Гаммерман А. Ф., Семичов Б. В., Обермиллер Е. Е. В наст. вр. изучением М. т. и ее лекарственных средств занимаются в Ин-те лекарственных растений (Москва), Санкт-Петербургском химико-фармацевтическом ин-те; с кон. 60-х гг. начато изучение источников М. т. в Бур. филиале Сиботделения РАН. Е. Д. Огнева

МЕРВ — древний город возле совр. г. Мары, обл. центра Туркменистана. Здесь в городище Гяур-калы раскопаны остатки будд. комплекса, возникшего в 3 в. н. э., к-рый включал монастырь и ступу и многократно ремонтировался и перестраивался. Так, в 5 в. рядом со ступой были возведены большая глиняная статуя Будды и две колонны (стамбха). Комплекс был разрушен в 6 или 8 в. В ближайших окрестностях Гяур-калы была раскопана будд. ступа, построенная в сер. или вт. пол. 6 в. Археологич. данные, т. обр., свидетельствуют, что в 3-7 вв. в Мерве, к-рый был крупным адм. центром Сасанидского Ирана на Востоке, долгое время существовала достаточно большая будд. община. Б. Я. Ставиский

МЕРУ, Сумеру (санскр.) — самая высокая гора, центр мироздания в инд., позднее — в будд. мифологии и космологии. М. — место обитания высших богов пантеона и мифологич. существ, вокруг нее вращаются звезды и планеты, с нее стекают на землю реки, вокруг нее расположены населенные живыми существами материки. М. — объект поклонения в индуизме и буддизме. Н. Л. Жуковская

МЕТТА (пали) — любовь, активная доброжелательность; одно из 4-х "божеств. состояний", когда сила любви направлена на все живые существа. См. также: Бодхисаттва, Каруна. Н. А. Канаева

МЁТИКАЙ (Об-во чудесного познания) — необудд, движение в Японии, созданное в 1951 группой верующих, вышедших из Рэй ю кай. Название заимствовано из 25-й главы Лотосовой сутры, в к-рой говорится о безгранич. мудрости бодхисаттвы Каннон (Авалокитешвара). В вероучении М. выделяется положение Лотосовой сутры о том, что ее почитатели несут людям истину Будды, стоически перенося невзгоды и страдания. Идея "ниндзэн" — "терпеливо творить добро" — занимает цент. место в проповедях М. Выдвижение этого тезиса на первый план связано с тем, что первонач. ядро верующих М. составляли женщины из малообеспеч. семей, уделом к-рых было терпеливо сносить всевозможные тяготы жизни. Наряду с культом бодхисаттвы Каннон в М. широко распространен культ Сампо Арагами — одного из божеств народ. верований, считающегося покровителем домашнего очага. Способствуя своей проповедью сохранению в сознании верующих консерват. представлений, пережитков феод. психологии, М. выделяется даже среди наиб. консервативных необудд, движений. Г. Е. Светлов

МЁЧХОН — кор. будд. проповедник 12 в., ставший идеологом и одним из руководителей сепарат. движения в Сев.-Зап. Корее. В его воззрениях значит. место занимала геомантия. Объясняя тяжелое положение страны неудач, расположением ее столицы, требовал перенесения таковой в Согён — на север страны. В 1135, подняв мятеж, провозгласил Согён столицей нового гос-ва. Во время осады города правительств. войсками был убит вместе с ближ. соратниками одним из руководителей движения с целью заслужить прощение. С. В. Волков

МЁЭ (1173-1232; известен также под именем Кобэн) — яп. будд. монах, много сделавший для восстановления популярности и влияния школы Кэгон-сю. Был близок как к императорскому двору, так и к военно-феодальному правительству, имевшему фактич. власть. М. привнес в учение Кэгоя элементы эзотерич. буддизма и дзэна. Резко критиковал догматику школы Дзёдо-сю, расценивая ее как небудд. Автор более 70 доктринальных трактатов. А. Н. Игнатович

МИЛАРЕПА, Миларайба, Мила (1040-1123) — тиб. поэт-мистик, автор сборника "Гурбум" ("Сто тысяч песен"), один из основоположников собственно тиб. будд. поэзии, ученик Марпы. Воспевал созерцательную жизнь отшельника и прославлял очищающую близость к природе; практиковал технику туммо. С его именем в традиции тиб. буддизма связывается создание образа идеальных отношений учитель — ученик, объединение в одной личности образов отшельника, монаха и светского человека. В монастыре Лавран в 14-й день 7-го месяца разыгрывалось театральное действо "Онбо Дордже" ("Охотник Дордже"), посвященное М.; подобные спектакли известны и в монастырях Монголии. Е. Д. Огнева

МИНАЕВ Иван Павлович (1840 — 1890) — рус. востоковед-индолог, буддолог, историк, лингвист. Окончив кит.-маньчж. отделение С.-Петерб. ун-та, продолжил свое образование в ун-тах Германии, Англии, Франции (1863-1868), стал крупн. специалистом в области инд. филологии. Его учителя-ведущие ученые России и Европы В. П. Васильев, А. Вебер, Т. Бенфей и др. По заданию Российской Академии наук М. совершает 3 больших путешествия по Востоку (1874-1875, 1880, 1885-1886), во время к-рых ведет науч. исследования, собирает коллекции рукописей, предметов искусства и быта на Шри-Ланке, в Индии, Непале, Бирме, Египте. Собранная им уникальная коллекция будд. текстов хранится в рукоп. отделе Гос. публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Работы М. по истории буддизма и опубликованные им тексты памятников практически заложили основу отечеств. буддологии: это "Пратимокшасутра" (часть Виная-питаки), "Катхаватхупакарана" (Спорные вопросы будд. философии в изложении сторонников ортодокс. буддизма и их оппонентов), "Махавьюпатти" (словарь будд. терминов), "Бодхичарья-аватара" (соч. философа 7 в. Шантидевы, компендиум филос. воззрений махаяны); книги "Буддизм. Исследования и материалы" (Спб., 1887), "Очерки Цейлона и Индии. Из путевых заметок русского" (Спб., 1878). Учениками отечеств, буддологич. и индологич. школы, основанной М., стали С. Ф. Ольденбург и Ф. И. Щербатской. Н. Л. Жуковская

МИР ДХАРМЫ — реальность условная или истинная, цент. категория учений школ Тяньтай-цзун и Хуаянь-цзун, в к-рых трактовалась, однако, по-разному. В первом случае М. д. — некое психич. состояние, переживаемое живым существом (всего М. д. теоретики Тяньтай-цзун насчитывали десять), во втором бытие абсолютное ("мир Дхармы — принцип") и феноменальное ("мир дхармы — дело"). В учениях обеих школ истинно реальным и всепроникающим признается тот М. д., к-рый отождествляется с "миром будды" (другими словами, с буддой в "теле Закона"). А. Н. Игнатович

МИРЫКСА — будд. монастырь в Корее (гос-во Пэкче). Находился в совр. уезде Иксан провинции Сев. Чолла. Основан в 600 или 601 в честь будды Майтреи: постройка окончена в 634. Посл. Упоминание — в 719. Считался одним из крупн. монастырей ср.-вековой Кореи. М. — наиб. известный из пэкческих монастырей. До наст. вр. сохранилась одна из пагод. С. В. Волков

МИРЯНИН — в буддизме, как в др. религиях, последователь учения, не являющийся членом монашеской общины. В буддизме имеется ряд общих правил, касающихся отношения М. к религии. Каждый, кто верит в "три сокровища" — Будду, дхарму, сангху, уже является последователем этой религии. Буддисты-миряне обязаны соблюдать 5 повседневных заповедей: не убивать, не воровать, не лгать, не прелюбодействовать, не пить спиртных напитков. При соблюдении этих заповедей верующие считаются достойными слышать слово Будды, пользоваться его благословением, понимать суть учения. Они в этом случае освобождаются от эгоистич. желаний, от грязных мыслей, от страха перед судьбой. Верующий должен думать о том, как он служит родителям, как живет с женой и детьми, как общается с друзьями и незнакомыми лицами, как контролирует свои мысли, как служит Будде. В разл. канонич. текстах имеется множество подобных наставлений. В. И. Корнев

МНЕМОТЕХНИКА БУДДИЗМА. Учение буддизма в течение мн. веков существовало только в устной форме, что потребовало выработки мнемотехники для изустной передачи будд. поучений без искажения от поколения к поколению. Как свидетельствует палийская традиция, в тхераваде существовало строгое разделение на знатоков (бханаков) Дигха-никаи, Маджхима-никаи, Самьютта-никаи, Ангуттара-никаи, Дхаммапады и т. д. Кроме того, имелись признанные автооитеты по Виная-питаке, Сутта-нипате, Абхидхарме (см. Типитака). Знание одного из разделов питаки рассматривалось как постижение одной из ступеней восьмеричного пути, знание 4-х никай — как постижение 4-х истин, знание 3-х питак — как просветление. Т. к. уровень знания свящ. текстов — не книжное знание, а свидетельство уровня приближения к нирване, иначе говоря, показатель духовного статуса, то существовала ритуальная иерархия и в диспутах. Диспуты проводились не столько для утверждения или опровержения того или иного толкования фактов из жизни Будды и его учеников, того или иного аспекта учения, а гл. обр. для занятия высокого места в духовной иерархии, утверждения своего религ. авторитета среди членов сангхи. Составной частью будд. мнемосистемы было и то, что изложение каждой никаи приписывалось одному из гл. учеников Будды (Виная-питака — Упали и Махакассапе, Дигха-никая — Ананде. Маджхима-никая — Сарипутте, Самьютта-никая — Махакассапе, Ангуттара-никая — Ануруддхе, Кхуддака-никая — разл. ученикам Будды и более поздним комментаторам, Абхидхарма-питака - Сарипутте). Тем самым оправдывалось различие стилей и методов изложения каждого раздела канона. Устная традиция существовала на языке пали. Впервые часть поучений была зафиксирована в письме на Шри-Ланке др.-сингальским алфавитом. Полностью канон был записан в 1 в. н.э. на Шри-Ланке алфавитом деванагари (пали), затем транслитерирован в сингал., монском, бирм., тайском алфавитах, а нек-рые тексты канона переведены на вышеназванные языки. Общий объем канона, включая комментарии, ок. 25 тыс. печатных страниц, что примерно в 20 раз превышает объем Библии или Корана. В. И. Корнев

МОКША (санскр.) — освобождение от круговорота рождений и смерти, синоним нирваны. Как термин М. чаше употребляется в джайнизме, чем в буддизме. Н. А. Канаева

МОНАХ И МИРЯНИН. В буддизме отношения между монахами, старшими по возрасту и младшими, учителем и учеником, настоятелем и рядовыми членами и т. д. ритуализированы, но особенно эта ритуализация подчеркнута в отношениях членов сангхи с мирянами. В обществ. местах монаха традиционно приветствуют поднятием сложенных ладоней к груди или ко лбу. Те же, кто желает получить от монаха наставления, нередко простираются перед ним, т. е. касаются земли "пятью точками": коленями, локтями и лбом. Монах не должен ничего просить и благодарить, когда ему дают пищу или подарки. Наоборот, мирянин, вручая что-нибудь монаху, благодарит последнего за то, что монах позволил мирянину совершить доброе дело и тем самым получить религ. заслугу. Если монаха приглашают в дом, то он должен сидеть на самом почетном месте (но не в роскош. кресле) и несколько выше, чем остальные; если он остается в доме на ночь, то он должен спать в отдельной комнате и через комнату от женщины. Для монаха неприличен любой контакт с женщиной, ему нельзя касаться животных женского пола, кукол, женских вещей и т. д. Монаха не следует спрашивать, что он любит из еды и что ему приготовить, ибо он должен есть все, что ему дадут, за исключением мяса собаки, змеи, тигра, медведя, гиены, человека. Монах не должен хвалить еду, т. к., согласно Винае, еда — это лишь жизненная необходимость, а ее вкусовые качества не играют роли для монаха. Вместе с тем хорошая и разнообразная еда рассматривается как знак уважения к сангхе и религии. По традиции монах должен питаться на подаяния верующих. В наст. вр. лишь немногие монахи придерживаются этой традиции, чаще всего верующие приносят еду в монастырь, договорившись об очередности этих подношений. Характерно, что гл. ответственность за соблюдение этих ритуальных отношений лежит на мирянине, к-рый не должен ставить монаха в неудобное положение, напр. приглашая его на свадьбу, застолье, в совместную поездку, просто в гости и т. д. Именно мирянин должен знать, что запрещено монаху правилами Винаи, ибо незнание осн. правил Винаи — это неуважение к сангхе в целом. Монаха нельзя приглашать в кино, театр, на стадион, на ярмарку, базар, в ночной клуб, на военные парады, смотреть спортивные или азартные игры и т. д. Если монаха приглашают в др. город, то приглашающий должен купить ему билет на транспорт, сопровождать или встретить его. Во время поездки в обществ. транспорте монах находится в затруднит. положении, т. к. он не может стоять или сидеть рядом с женщиной, при нем неприлично вести фривольные разговоры или нецензурно выражаться и т. д., то есть миряне обязаны контролировать свое поведение в присутствии монаха. Правила поведения мирян в отношении монаха объясняются в семье, в школе, а гл. - об этом рассказывается в сутрах, к-рые читаются верующим в монастырях и храмах. Напр., в разговоре с монахом следует избегать многих тем, к-рые Будда считал бесполезными. Они перечисляются в одном из текстов Аннутара-никаи: "разговор о королях и разбойниках, министрах и армии, опасностях и войне, еде и питье, одежде и жилье, украшениях и благовониях, родственниках, экипажах, деревнях и базарах, городах и районах, женщинах и героях, уличные сплетни, разговоры о днях минувших, праздная болтовня, разговоры о мире и морях, о приобретениях и потерях". С монахом можно говорить только об учении Будды и спрашивать его советов о методах реализации учения в жизни. В. И. Корнев

МОНДО (яп.), вэньда (кит.) — "вопросы — ответы"; специф. практика в дзэн-буддизме. Как правило, на вопрос ученика учитель давал неожиданный, чаще всего алогичный ответ, лежащий в совершенно иной плоскости и связанный с вопросом только интуитивно на почти подсознат. уровне. Эта не проявляющаяся явно связь может быть ухвачена вопрошающими только интуитивно и в таком случае является подтверждением глубины и зрелости его внутр. дух. опыта. Практика М. начала активно применяться наставниками дзэн-буддизма с сер. 8 в. в качестве важного метода психотренинга, помогающего достижению "пробуждения". Ответ мог быть не только вербальным, но и выражаться жестом (удар, поднятый палец, крик и т. п.). Впоследствии М. явились осн. материалом для коанов. А. М. Кабанов

МОНЛАМ ЧХЕНМО (тиб., букв. "Великая молитва") — гл. религиозный праздник Тибета; отмечался ежегодно в период празднования Нового года, вплоть до 1959. Учрежден в 1409 Цзонхавой; представляет собой ежегодно возобновляемый обряд обращения всех тибетцев в буддизм. Служба совершалась в Джокханге, древнейшем храме Лхасы. На время М. ч. власть в Лхасе символически переходит в руки правителей из трех монастырей школы гелугпа: Галдан, Сера, Дрепунг. Е. Д. Огнева

МОХА (санскр., пали) — заблуждение, невежество, тупость, слепое увлечение. Один из "4-х огней", к-рые должны быть потушены человеком для достижения спасения (см. также Рага). М. является ошибочным состоянием сознания, порожденным верой в личность (см. также Авидья, Майя). Н. А. Канаева

МУДРА (санскр., букв. печать, знак, символ, примета) — 1. Название определенного положения рук, ладоней, пальцев, к-рое символизирует к.-л. идею в ходе ритуала; реже — название специфич. позы тела. Слово М., как правило, является вторым компонентом общего названия символич. жеста, напр. Дана-М. — "символ даяния", абхайя-М. — "символ неустрашимости". М. является обязат. третьим компонентом ритуала, символизируя "действие телом" (наряду с "действием речью" — произнесением мантр, и "действием мыслью" — дхьяна, самадхи). М. широко представлены в будд. иконографии, скульптуре и ритуальных танцах. 2. Маха-М. — название одной из систем практик в ваджраяне, преимущественно в школе кагьюдпа. 3. Маха-М. - синоним названия конечной цели будд. пути — полного освобождения и всеведения; в этом значении термин имеет множество истолкований в разл. будд. текстах. 4. Чатвари-М. (санскр. — "четыре М."): 1) маха-М. — символ полной подготовленности, "очищенности" тела; 2) дхарма-М. — символ очищенности речи: 3) самайя-М. — символ очищенности ума, когда достигнуто равное сочетание душевного покоя (самадхи) и раскованности (випассана) и 4) карма-М. — символ совершенного овладения 4 типами творч. активности йогина — "успокоение", "раскрытие", "могущество", "высшее деяние". Есть и другие интерпретации термина "четыре мудры". 5. Шад-М. (санскр. - "шесть М."): диадема, браслеты, серьги, пояс, чакра (колесо) и пепел (пудра) — шесть украшений божеств в ваджраяне, к-рые символизируют полную реализацию шести парамит. А. А. Терентьев

МУСО СОСЭКИ (1275-1351) — один из самых знаменитых наставников школы Дзэн в Японии. В 1338 выступил инициатором строительства в каждой провинции страны специальных дзэнских храмов — анкокудзи ("храмы спокойствия страны"), что способствовало более широкому распространению дзэн среди простого населения. М. также был основателем и первым настоятелем монастыря Тэнрюдзи, создателем ряда знаменитых садовых комплексов в Киото, к-рым он дал филос. обоснование. Изложение филос. идей, поданных в легкодоступной форме, содержатся в написанном М. трактате "Мутю мондо" ("Беседы во сне"). М. известен также как поэт и мастер каллиграфии. А. М. Кабанов

<<<Л
содержание
Н>>>