ддж Дхаммы

"Namo Tassa Bhagavato Arahato Sammasambuddhassa"

Дхаммы – краткое описание и терминология Абхидхаммы

Два уровня истины: саммути-сачча – конвенциональная, относительная истина, параматтха-сачча – абсолютная, "настоящая" истина. Анализ дхамм проводится на уровне параматтха-саччи.

4 параматтхи – неизменяемых реальности

Всё, что существует, существует лишь в рамках этих параматтх.

Читта, четасика и ниббана относятся к классу нама – феноменов сознания, рупа – к классу физических феноменов. Нама характеризуется функцией переживания, осознания, рупа – отсутствием таковой. Читта, четасика и рупа – обусловленные дхаммы, имеющие причину своего существования (санкхата дхамма), ниббана – необусловленная, беспричинная дхамма (асанкхата дхамма).

I. Читта.

Осознание объектов. Синонимы, используемые в Абхидхамме – читта, чета читуппада, мана, мано, винняна.

Шесть классов сознания соответствуют шести категориям чувственных объектов:

Сознание возникает при контакте с соответствующим объектом. Сознание ума, в свою очередь, подразделяется на четыре вида:

Дальнейшая классификация различает благотворные (кусала), неблаготворные (акусала – только для чувственной сферы), являющиеся результатом прошлых действий (випака) и нейтральные, не производящие эффекта (кирийя) виды сознания. В чувственной сфере выделяется 54 типа сознания, в сфере форм – 15 типов, в сфере без форм – 12 типов и в трансцендентной сфере – 8 типов, всего 89 типов сознания (в другой классификации, описывающей 40 типов локуттара-читты – 121 тип).

II. Рупа.

Телесность, "материальные" качества. Абхидхамма описывает 28 видов физических феноменов в нескольких группах.

(I) Четыре великих элемента (маха-бхута рупа):

Далее следуют 24 производных элемента (упада рупа).

(II) Шесть чувственных основ-ваттху (органов чувств) (пасада рупа):

(III) Два пола (бхава рупа):

(IV) Физическое качество жизни:

(V) Физическое качество питания (ахара рупа):

(VI) Четыре чувственных поля (гочара рупа):

Эти восемнадцать видов физических феноменов обладают силой порождения и называются производящими элементами (джатарупани).

(VII) Физическое качество ограничения (акаса-дхату рупа):

(VIII) Физические качества коммуникации (винняти рупа):

(IX) Три качества пластичности (викара рупа):

(Х) Четыре характеристики всех физических элементов (лаккхана рупа):

Последние десять элементов не обладают качеством порождения и называются непроизводящими элементами (аджатарупани).

III. Четасика.

Ментальные факторы, элементы сознания.Четасикам присущи определенные характеристики-атрибуты (лаккхана), цели-функции (раса), следствия-проявления (паччупаттхана) и непосредственные причины (падаттхана).

А) Аннасамана-четасика – 13 элементов, чьи свойства приспосабливаются в соответствии с другими, одновременно возникающими элементами. Например, возникая вместе с благотворными элементами, они сами становятся благотворными. Поэтому их также называют смешанными (вимиссака), хотя речь идет, скорее, о нейтральности.

В) Четырнадцать неблаготворных элементов (акусала четасика) или аморальных (пападжати). Их можно разбить на четыре подгруппы.

С) Двадцать пять прекрасных элементов (собхана-четасика) или моральных (калаяна-джатика).

Комментарий.

1. Пхасса-четасика – контакт с объектом (араммана). Касание сознания и объекта. Основа сознания и остальных психических явлений – питающая основа-причина (ахара паччайя) для читты и четасик, которые возникают вместе с ней, вовлекая в текущую реальность. Контакт реализует объект вместе с реакцией других психических явлений, вовлеченных в объект (например, связанных с ним удовольствия-лобха или неудовольствия-доса), и вместе с соответствующей чувственной основой-ваттху. Контакт, возникающий на какой-либо чувственной основе, называется сампхасса (чаккху-сампхасса – зрительный контакт, сота-сампхасса – аудиальный контакт и т.д.).

2. Ведана-четасика – чувственный элемент, определяющий отношение к осознаваемому объекту-араммана. Чувства грубо можно разделить на три класса – приятные (соманасса), неприятные (доманасса) и нейтральные (упеккха). Они всегда возникают с любыми читтами. Также делятся в соответствии с чувственной основой контакта (чаккху-сампхасса-джаведана – чувство, возникшее из зрительного контакта, сота-сампхасса-джаведана – чувство, возникшее из аудиального контакта и т.д.). Ведана-четасика может послужить самостоятельной причиной привязанности и составляет отдельную группу-кхандху – ведана-кхандху.

3. Сання-четасика – восприятие, элемент, запоминающий и распознающий объект, свойства объекта и связанные с ним чувства. Классифицируется не в соответствии с чувственной основой, но согласно воспринимаемому объекту (рупасання – восприятие видимого объекта, саддасання – звукового, гандхасання – запаха, расасання – вкуса, пхоттхаббасання – осязаемого объект и дхаммасання – восприятие объекта ума). Подобно чувству, сання способствует привязанности и составляет отдельную группу – сання-кхандху. Остальные психические элементы входят в группу санкхара-кхандхи.

4. Четана-четасика – намерение, мотиватор выполнения любой функции, координатор психических элементов.Никакое действие невозможно без четаны, потому она практически приравнена к действию (камма). "Намерение, монахи, я называю каммой..." Четана классифицируется в соответствии с объектом (рупа-санчетана – по отношению к видимым объектам... пхотхабба-санчетана – по отношению к осязаемым объектам, мано-санчетана – по отношению к объектам ума).

5. Экаггата-четасика – концентрация ума, фокусирование сознания на объекте. Когда ум сфокусирован на объекте медитации, это правильная концентрация (самма-самадхи). Концентрация на неблагом намерении (например, мести) – неблагая концентрация (миччха-самадхи). Однако, концентрация, возникающая с неблагим сознанием (акусала-читта) не так сильна и устойчива, как та, что возникает с благим (кусала-читта).

6. Дживитиндрийя-четасика – жизненная сила, элемент, поддерживающий существование сопутствующих дхамм. Хотя само существование продолжается лишь мгновение, оно требует соответствующей силы-причины (индрийя-паччайя). Эта дхамма контролирует (индрийя) жизнь психических элементов посредством ее поддержания (дживита), подобно тому, как рупа-дживитиндрийя поддерживает и контролирует физическую, телесную жизнь от зачатия до смерти-перерождения.

7. Манасикара-четасика – внимание, прямая направленность на объект. Разумная, рациональная направленность (йонисо-манасикара) лежит в основе благих деяний, неразумная, иррациональная (айонисо-манасикара) – в основе неблагих. От объекта она не зависит.

Семь универсальных элементов возникают с каждым сознанием-читтой и зависят от него, и любая читта зависит от появления всех этих универсальных элементов. Таким образом, читта и универсалии находятся в отношении взаимной причинной зависимости (ниссайя-паччайя). Возникая с конкретной читтой, эти дхаммы будут иметь соответствующие ей свойства (например, кусала, камавачара и т.д.).

8. Витакка-четасика – начальное обращение ума к объекту, в контакт (пхасса) с которым входит сознание. Это важный элемент устремленности (санкаппа), которая может быть правильной (самма-санкаппа) и неблагой (миччха-санкаппа). Как и вичара-четасика, необходима для достижения первой джханы.

9. Вичара-четасика – дальнейшее обращение ума к объекту, четасика, которая следует за витаккой и поддерживает ее, независимо от того, на что обращена витакка (в сознании, возникающем при достижении второй джханы, вичара возникает без появления витакки). Вичара стремится обратить сопутствующие четасики на объект.

10. Вирийя-четасика – усилие ума в действии.

11. Пити-четасика – интерес к объекту – восторженный, захватывающий, жизнерадостный. Поэтому возникает только вместе с соответствующим чувством (соманасса-ведана) и только с ним.

12. Чханда-четасика – желание делать (говорить, думать...), четасика, направленная на выполнение чего-либо.

13. Адхимоккха-четасика – решимость, определенность в объекте, но независимая от объекта, свобода от сомнений.

Когда вместе с читтой возникает какая-либо неблагая четасика, читта также неблагая (акусала). С акусала-читтой обязательно возникают четыре акусала-четасикимоха, ахирика, аноттаппа и уддхачча, следовательно они образуют класс акусала-садхарана-четасика.

Лобха, доса и моха называются также неблагими корнями (акусала-мула), так как являются источниками всех неблагих явлений.

14. Моха-четасика – неведение, незнание истинной природы чувственных объектов. Синонимы также – неведение (авидджа), незнание (анняна), не-видение (адассана). Моха не дает увидеть три общие характеристики бытия – непостоянство (аничча), страдание (дуккха) и бессущностность (анатта). Моха может быть латентной, непроявленной (анусайя-моха) и явной, возникающей в акте осознания (париюттхана-моха). Анусайя-моха-дхату – латентная иллюзия – сопровождает каждое живое существо, в том числе и достигших первых ступеней Совершенства и только архат освобождается от нее. (Не всякое незнание является мохой, простое незнание незнакомого предмета – лишь отсутствие знания, восприятия-памяти (сання)).

15. Ахирика-четасика – отсутствие стыда относительно акусала-дхамм, при совершении неблагих действий, неблагих речах и мыслях. Бесстыдный человек подобен свинье, поедающей экскременты.

16. Аноттаппа-четасика – опрометчивость, отсутствие страха совершения и результатов неблагих деяний и акусала-дхамм. Опрометчивый человек подобен мотыльку, летящему на огонь. Следующие опасности подстерегают совершающего неблагие дела: опасность обвинения себя, потеря самооценки (аттанувада-бхайя), опасность обвинения другими (паранувада-бхайя), опасность наказания (даже казни) другими за совершенные преступления, проступки (данда-бхайя), опасность будущего страдания на смертном одре и в низших мирах после перерождения (дуггати-бхайя, апайя-бхайя).

17. Уддхачча-четасика – нарушенное состояние ума, отвлечение от объекта. Ум подобен кучке пепла, в которую бросили камень. Ум не может сфокусироваться на одном объекте, а перескакивает от одного к другому. В отличие от акусала-мула-четасика, не порождая неблагие деяния непосредственно, уддхачча сама по себе не приводит к рождению в четырех низших мирах (апайя).

18. Лобха-четасика – жадность, стремление, привязанность ума к объектам (даже к состояниям джхан). Синонимы – жажда, голод (танха), алчность (абхидджха), страстное желание (кама), иногда – чувственная страсть (рага). К разряду лобха относится и искренняя любовь (пема), связь с любимым человеком (самьоджана). Жажда, не контролируемая при помощи Дхаммы, никогда не уменьшается. Неукротимая жажда приводит к перерождению в мире голодных духов-пет, если не скомпенсирована благими деяниями. Желание достичь ниббаны, постичь Дхамму, поделиться с неимущим и т.д. – не лобха, но чханда. Именно лобха (и элементы ее группы) ответственна за перерождение в сансаре.

19. Диттхи-четасика – неправильный взгляд, ложное убеждение относительно истинной природы вещей. Убеждение вообще может быть правильным (самма-диттхи) и нет (миччха-диттхи), но в качестве акусала-четасики диттхи означает неправильное понимание. Моха затмевает видение реальности, диттхи формирует искаженное понимание, лобха обеспечивает привязанность к иллюзорной реальности. Самый глубокий и универсальный неправильный взгляд – иллюзия личности (саккайя-диттхи) или иллюзия своего Я (атта-диттхи). Диттхи искореняется только на уровне сотапанна.

20. Мана-четасика – гордость, высокомерие, неправильная оценка "личности", привязанность к которой существует благодаря диттхи и лобхе. Гордость может быть гордостью равного статуса (мана), низшего статуса (омана), высшего статуса (атимана). Последняя, в свою очередь, имеет много видов, таких как кастовая гордость (джати-мана), спесь богатого человека (дхана-мана), кичливость образованием (пання-мана) и др. Мана искореняется при достижении арахатства.

21. Доса-четасика – ненависть, гнев, насильственная, деструктивная направленность ума. Синонимы – гнев (патигха), злоба (вьяпада). К понятию доса относятся и горе (сока), страх, депрессия (доманасса). Особый случай досы – неблагодарность (маккха). Крайняя степень – ярость (упаяса). Доса искореняется только на уровне анагами.

22. Исса-четасика – зависть, фокус здесь – на других. Она может выливаться в превознесение себя (аттуккамсана), при участии маны, и в очернение других (паравамбхана), при участии досы (конструктивная критика сюда не относится). Исса искореняется на уровне сотапанна.

23. Маччхарийя-четасика – эгоизм, скупость, ревность, нежелание процветания другим, но фокус здесь – на себе. Можно сказать, патологическая привязанность к себе (лобха не возникает вместе с маччхарийей) с нежеланием, чтобы другие получали хоть что-то. В Каноне упоминается пять видов маччхарийи – относительно места (аваса-маччхарийя), относительно друзей и родственников (кула-маччхарийя), относительно доходов (лабха-маччхарийя), относительно славы и красоты (вання-маччхарийя) и относительно знания, образования (дхамма-маччхарийя). Маччхарийя искореняется на уровне сотапанна.

24. Куккучча-четасика – пустое сожаление, беспокойство о том, что совершено неблагое дело или не совершено благое. Куккучча искореняется на уровне анагами.

25. Тхина-четасика – лень, четасика, замедляющая, "сокращающая" сознание (но не тогда, когда это – результат усталости). Лень противоположна усилию-вирийе. "Болезнь читты". Искореняется на уровне архата.

26. Миддха-четасика – апатия, четасика, замедляющая, сковывающая сопутствующие психические элементы-четасики. "Болезнь четасик", также противостоящая вирийе. Искореняется на уровне архата.

27. Вичикиччха-четасика – недоверие, сомнение в Трех Драгоценностях (Будде, Дхамме, Сангхе). Искореняется на уровне сотапанна.

Когда вместе с читтой возникает какая-либо благая четасика, читта также благая (кусала). С прекрасными типами сознания (собхана-читта) возникает девятнадцать состояний (собхана-садхарана-четасика).

28. Саддха-четасика – доверие, вера в реальное (строго говоря, вера в камму). Другой аспект саддхи – ясность, чистота. При появлении саддха-четасики (т.е. в присутствии веры в благие дхаммы) никакие неблагие дхаммы не могут возникать – создается эффект очищения. Саддха является основой любого благого деяния. Другое название – прозрачность (пасада). Также носит название саддхадхимоккха – решение, основанное на полном доверии.

29. Сати-четасика – осознанность, постоянное вспоминание (не-забывание) благих дхамм и деяний (и только такое вспоминание – относительно даны, силы или бхаваны). Характеристики – "не-отвлечение" и "обретение" (упаганхана) того, что полезно и благотворно. Другие названия – бдительность (аппамада), удерживание (дхарана) и готовность (уттхана).

30. Хири-четасика – стыд, отвращение к неблагим деяниям, сохранение чести и достоинства. В паре хири – оттаппа имеет более "внутренний" локус происхождения.

31. Оттаппа-четасика – осторожность, благоразумие – страх совершения неблагого деяния, опасение вредных последствий, страх стыда и неодобрения. В паре хири – оттаппа имеет более "внешний" локус происхождения.

32. Алобха-четасика – непривязанность.Отказ, отречение (неккхама), великодушие, щедрость (анабхидджха, муттачаги). Подобна капле воды, скатывающейся по лепестку лотоса... Противоположность лобха-четасики.

33. Адоса-четасика – дружелюбие. Благожелательность (метта), отсутствие ненависти (авьяпада). Противоположность доса-четасики.

34. Татрамадджхаттата-четасика – невозмутимость, нейтральность, бесстрастность в отношении любого объекта (упеккха).

35. Кайя-пассаддхи – сдержанность, умеренность, спокойствие. Умиротворяет прочие четасики. Противоположность уддхачча-четасики.

36. Читта-пассаддхи – четасика, умиротворяющая, успокаивающая сопутствующие читты. Противоположность уддхачча-четасики.

37. Кайя-лахута – легкость, четасика, придающая легкость другим ментальным состояниям, в противоположность тяжести неблагих свойств. Противоположность тхина-четасики и миддха-четасики.

38. Читта-лахута – четасика, придающая легкость сопутствующим читтам, в противоположность тяжести неблагих свойств. Противоположность тхина-четасики и миддха-четасики.

39. Кайя-мудута – тонкость, гибкость, нежность, четасика, придающая гибкость другим ментальным состояниям. Противоположность диттхи-четасики и мана-четасики.

40. Читта-мудута – четасика, придающая гибкость сопутствующим читтам. Противоположность диттхи-четасики и мана-четасики.

41. Кайя-камманнята – уместность, полезность, адаптивность, четасика, придающая адаптивность другим ментальным состояниям.

42. Читта-камманнята – четасика, придающая уместность, адаптивность сопутствующим читтам.

43. Кайя-пагуннята – искусность, эффективность, четасика, придающая эффективность другим ментальным состояниям.

44. Читта-пагуннята – четасика, придающая искусность, эффективность сопутствующим читтам.

45. Кайюджуката – прямота, устойчивость, четасика, придающая прямоту и устойчивость другим ментальным состояниям.

46. Читтуджуката – четасика, придающая прямоту и устойчивость сопутствующим читтам.

Три умеренности (вирати) – четасики, направленные на воздержание от совершения неблагих поступков.

47. Самма-вача-четасика – правильная речь; четасика, направленная на воздержание от четырех неблагих поступков в речи (вачи-дуччарита) – лживой речи, злой, обвиняющей речи, брани, оскорбительной речи и пустой, бесполезной речи.

48. Самма-камманта-четасика – правильные действия; четасика, направленная на воздержание от трех неблагих поступков в действии (кайя-дуччарита) – убийства, кражи и сексуальных нарушений.

49. Самма-аджива-четасика – правильная жизнь; четасика, направленная на воздержание от четырех неблагих поступков в речи и трех неблагих поступков в действии.

Две неизмеримости (аппамання) – четасики, направленные на чувствующих существ. Они не могут возникать одновременно.

50. Каруна-четасика – сострадание к тем, кто страдает.

51. Мудита-четасика – сорадование с теми, кто счастлив. Противоположность исса-четасики.

Алобха, адоса и амоха составляют три главных источника всех благих деяний (калайя-мула).

52. Пання-четасика – мудрость, правильный взгляд и правильное понимание реальности. Знание, понимание (амоха, видджа), осознание (няна), иногда правильный взгляд (самма-диттхи). Противоположность моха-четасики.

IV. Ниббана.

Особая категория. Единственная дхамма, не отягощенная страданием и не являющаяся непостоянной. Единственная необусловленная дхамма. Не может быть проанализирована.

Тексты

Abhidhammattha Sangaha: an encyclopedia of the Abhidhamma, In "A Manual of Abhidhamma" by Ven. Narada, Colombo, or "Compendium of Philosophy" in a Pali Text Society edition.

Dhammasangani, translated as "Buddhist Psychological Ethics", Pali Text Society, 1974.

Atthasaliní, translated as "Expositor", Pali Text Society, 1958.

Visuddhimagga, translated as "The Path of Purification", Buddhist Publication Society, 1964.

van Gorkom, Nina.Cetasikas.Zolag: London, 1999.


| В начало страницы | | На основную страницу |