Как быстро можно достичь Ниббаны?

Автор Alert, 18:46 23 февраля 2004

« назад - далее »

mikadi

Цитата: Alert
ЦитироватьРечь идет совсем о другом.
Я думаю, что это достаточно мелкий вопрос. Сергей имел в виду, что постижение Благородных Истин возможно в первой дхъяне. Я же думаю, что это возможно и без дхъян, например, при "радикальном внимании".

Кстати, как раз этот вопрос (насколько я понимаю), анализирует Тханиссаро Бхикку в "Крыльях Пробуждения":
http://dhamma.ru/lib/wings/3e.htm
и особенно http://dhamma.ru/lib/wings/3f.htm

Ассаджи

Цитата: Alert... постижение Благородных Истин возможно в первой дхъяне. Я же думаю, что это возможно и без дхъян, например, при "радикальном внимании".

Вопрос о том, обязательно ли достижение джханы (и скольких именно) для достижения архатства, давно и с разных сторон обсуждается. Недавно этот вопрос обсуждался на рассылке Buddha-l
http://www.louisville.edu/it/listserv/archives/buddha-l.html

Пару месяцев тому назад он обсуждался и на рассылке по языку пали
http://groups.yahoo.com/group/Pali/

Лично я скорее склоняюсь к тому, что джхана не обязательна.

А что касается того, обязательно ли достижение джханы для "вступления в поток", обретения "совершенного видения", то есть постижения Четырех Благородных истин, то здесь уж точно она не обязательна.

С другой стороны, остается вопрос, для каких же личностей она не обязательна, какие при этом нужно иметь способности, чтобы обойтись и без джханы. Этот вопрос практически не обсуждается и остается открытым. Сам Будда недвусмысленно и многократно призывал монахов практиковать джханы.

Сергей О.

ЦитироватьЧетыре Благородные истины ..., которые, как описано в Махасаччака сутте, было постигнуты после четвертой джханы.
Да, это так. И это описание совпадает с тем, что приводится в ряде сутр Дигха-Никаи в варианте: "Он постигает в согласии с истиной: "Это страдание", постигает в согласии с истиной: "Это возникновение страдания", постигает в согласии с истиной: "Это уничтожение страдания", ..." (то есть - в третьем лице). Кстати, Вы написали "после четвертой джханы", а не "пребывая в четвертой джхане" случайно или осознанно?
В Нагара сутте
http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/samyutta/sn12-065.html
описание другое, хотя можно предположить, что иными словами описано то же самое.
У меня есть некоторые соображения по этому поводу, но поскольку убедительных доводов в пользу первоначального утверждения нет, нет в наличии и текста, на который я ссылался ("Буддачариты" Ашвагхоши), то я снимаю это утверждение.

Ассаджи

Цитата: Сергей О.Кстати, Вы написали "после четвертой джханы", а не "пребывая в четвертой джхане" случайно или осознанно?

Я просто исходил из логики текста. А вопрос интересный.