разница между йогической медитацией и Випассаной

Автор intayoue, 17:41 16 августа 2009

« назад - далее »

intayoue

  Давно хочу  понять, в чем разница между  медитацией в йоге  и Випассаной.

В книге " Простыми словами о внимательности" я прочитал, что  в йоге  все виды медитации -  по сути концентрация.
Что  в йоге нет  понятия Осознанности, которое является основным в Буддизме.
Каким бы сложным не был объект концентрации в йоге - все равно это концентрация, без осознанности.   Так ли это ?
В книгах по Дзену тоже упоминается, что в йоге  есть успокоение ума  при помощи концентрации,
но нет осознанности.

Среди йогов часто фигурирует понятие  МОЛЧАНИЕ УМА,
достигаемое  при выполнения асан в медитативном ключе.  
Получается  цель  йогической медитации  -  в любой момент, когда это нужно , заставить ум замолчать.
Как можно объяснить, что в формировавшейся тысячи лет йоге    нет такого важного  понятия, как осознанность.
Хочу четко понять разницу между йогической медитацией и Випассаной.


Ассаджи

Цитата: intayoue от 17:41 16 августа 2009
Среди йогов часто фигурирует понятие  МОЛЧАНИЕ УМА, достигаемое  при выполнения асан в медитативном ключе. 
Получается  цель  йогической медитации  -  в любой момент, когда это нужно , заставить ум замолчать.
Хочу четко понять разницу между йогической медитацией и Випассаной.

Слово "йога" в широком смысле употребляется в русском языке для обозначения всех духовных практик индийского происхождения, в том числе буддийских. Методы медитации в этих разнообразных практиках бывают очень разные.

Даже если взять популярные школы "йоги" в СНГ, то тут есть много разных школ с совершенно разными подходами.

Ситуация с "Випассаной" в чем-то похожа, хотя здесь больше ясности. Обычно в русском языке это слово означает либо методику С.Н. Гоенки, либо методику досточтимого Махаси Саядо.

Многие "йоги" в СНГ используют методику С.Н. Гоенки для медитации.

Поэтому для сравнения тут нужно сначала уточнить понятия.

Можно говорить о древних текстах:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=657.0
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=434.msg5052#msg5052
http://dhamma.ru/lib/radha/Radha1.htm
http://board.buddhist.ru/showpost.php?p=87278&postcount=5

но к современной ситуации они имеют отдаленное отношение.

intayoue

Да, но независимо от направления йоги, там везде присутствуют восемь основных ступеней йоги
(не буддийский восьмеричный путь, а йогический,если можно так выразиться)
и там нет осознанности.  Если в  йоге нет понятия осознанности, почему же тогда йоги в СНГ  используют випассану ?
Получается они добавляют к йогической практике понятие осознанности.

intayoue



но к современной ситуации они имеют отдаленное отношение.
[/quote]

Тоесть в мире  сейчас все перемешалось и нет строгого разделения ?

Ассаджи

Цитата: intayoue от 18:48 16 августа 2009
Да, но независимо от направления йоги, там везде присутствуют восемь основных ступеней йоги
(не буддийский восьмеричный путь, а йогический,если можно так выразиться)
и там нет осознанности.

Сатипаттханы там действительно нет.

ЦитироватьЕсли в  йоге нет понятия осознанности, почему же тогда йоги в СНГ  используют випассану ?
Получается они добавляют к йогической практике понятие осознанности.

Если Вы говорите о термине "сати", который часто переводят на русский как "осознанность", то в классических источниках по йоге есть соответствующий санскритский термин, "смрити" (памятование):

"20. У других [существ бессознательному сосредоточению] предшествуют вера, энергия, памятование, созерцание и мудрость.

Для йогинов условием [достижения бессознательного сосредоточения] является метод. Вера есть ментальная ясность, ибо она защищает йогина, словно заботливая мать. У обладающего [такой] верой и ставящего своей целью [обретение способности] различения возникает энергия. При возрастании энергии у него появляется [способность] памятования, [то есть устойчивое удержание объекта в памяти], При наличии памятования сознание достигает невозмутимости и становится сконцентрированным. У того, кто обладает сконцентрированным сознанием, возникает различающая мудрость, с помощью которой он познает истинную природу вещей."

http://www.psylib.ukrweb.net/books/patanja/ostru/txt05.htm

Что касается методики Гоенки, то на мой взгляд, она органично вписывается в спектр йогических практик. Она напоминает йога-нидру:

http://www.classicyoga.spb.ru/satb/nidra.html
http://www.realyoga.ru/Downloads/yoga_nidra_shavasana.html

Ассаджи

Цитата: intayoue от 20:42 16 августа 2009
Цитировать
но к современной ситуации они имеют отдаленное отношение.

То есть в мире  сейчас все перемешалось и нет строгого разделения ?

Между древними текстами и современными практиками - дистанция огромного размера.

Об основных направлениях современной йоги можно прочитать на страницах:

http://www.yogastyle.com.ua/about/traditio.php
http://yoga.about.com/od/typesofyoga/a/yogatypes.htm
http://www.gottadoyoga.com/2.htm

Например, йога школы Андрея Сидерского спортивного типа, на Западе такой подход называют "Power Yoga".

В том, что касается медитативных йогических практик, то разные люди занимаются ими по-разному, и часто в тайне, не афишируя свои разработки. На Западе популярна книга индийского автора Вивекананды по Раджа-йоге:

http://www.psylib.ukrweb.net/books/vivek01/index.htm

Есть известная книга по Раджа-йоге американского писателя Рамачараки:

http://www.theosophy.ru/lib/rajayoga.htm

Ассаджи

Среди преподавателей йоги в СНГ более-менее классический и внятный подход у Виктора Бойко.
Его лекцию по "высшим ступеням йоги" можно найти на странице:

http://www.realyoga.ru/Downloads/lekcii.html

У многих других преподавателей подходы к медитации настолько самобытные, переплетенные с другими современными духовными течениями, что в них трудно найти что-то общее с буддийскими практиками, и поэтому их трудно сравнивать.

Кусярон

#7
Цитата: Ассаджи от 09:04 17 августа 2009Среди преподавателей йоги в СНГ более-менее классический и внятный подход у Виктора Бойко.

Насколько я понял из этой модели системы йоги Виктора Бойко:
http://www.realyoga.ru/images/matrix.png
Читта-вритти-ниродха у него примерно соответствует - в тхеравадинской терминологии - состояниям сосредоточения начиная с упачара-самадхи.

intayoue

#8
Цитата: Ассаджи от 21:25 16 августа 2009
Есть известная книга по Раджа-йоге американского писателя Рамачараки:

http://www.theosophy.ru/lib/rajayoga.htm

Много раз слышал , как Рамачакру  критиковали и не советовали его читать.

Кусярон

#9
Йога-сутры с точки зрения тхеравадина + перевод самадхи-пады на пали (!):
http://theravadin.wordpress.com/2010/08/28/the-yoga-sutra-a-handbook-on-buddhist-meditation/