Насекомые-вредители.

Автор ae, 00:58 25 декабря 2010

« назад - далее »

Михаил

Цитата: ae от 22:49 12 августа 2011

Цитата: Михаил от 22:30 12 августа 2011Ну а что касается вынужденных убийств несущественных организмов ради блага более существенных, а не ради желания размазать муху по стеклу, так это вроде бы не запрещается.
в смысле, приносить, например, девственниц в жертву богу-крокодилу - это нормально?
Приносить жертву богу-крокодилу это глубокое невежество. А вот производить дезинфекцию, чтобы вши не портили жизнь людям, регулировать популяцию крыс и домовых мышей, чтобы те не уничтожали продукты и не разносили инфекцию, по-моему, вполне разумно. Хотя, может я и ошибаюсь.

ae

Разумное обоснование можно вывести для чего угодно - есть у ума такое неприятное свойство; вот бы, мечтаю иногда, научиться использовать эту его изворотливость только в мирных целях.

kito

Друзья, подскажите пожалуйста, как согласно традиции Тхеравада следует обходиться с существами паразитирующими организм, а именно с разного рода гельминтами (глистами)?
Насколько я знаю в ЮВА это очень распространенная проблема.
Как решают эту проблему монахи и миряни с обетами Панча Силы?
Является ли нарушением Панча Силы принятие человеком антилильминтных(противоглистных) средств?
Я видел, что на форуме не раз затрагивался этот вопрос, но какого-то четкого ответа так и увидел.
Спасибо.

Dhammanu

Является нарушением правила Panatipata. Есть намерение убить живое существо (а паразиты живые существа, да)
Считаю что мирянам без крайнего фанатизма (пример: отправился с семьей в джунгли, напала бешеная мартышка, убил мартышку, то есть нарушил правило - зато защитил людей, которым грозила неминуемая гибель от укуса бешеной мартышки) следовать надо таким правилам.
А вообще, если вести высоконравственную жизнь гельминты сами отлезут (или вообще не появятся никогда), паразиты не любят святых и ведущих умелую жизнь людей

Zheka

На мой взгляд, нужно придерживать Срединного пути. Не убивать гельминтов это уже какие-то беспредельные крайности. Что бы было с человечеством, если бы оно мирно наблюдало за тем, как плодятся крысы, малярийные комары, тараканы? Да перемерли бы давно уже все.

Bahupada

Цитата: Dhammanu от 20:36 16 февраля 2012
паразиты не любят святых и ведущих умелую жизнь людей

:). Есть ли подтверждение такой точки зрения в суттах?

Если я не путаю, то не всякие лекарства убивают глистов. Иногда они спасаются бегством.

kito

#26
Цитата: Bahupada от 00:10 21 февраля 2012
Иногда они спасаются бегством.
Большинство гельминтов попадая во внешнюю среду сразу умирают. Поэтому выгнать=убить. Это как "выгнать" рыбу из воды.

Вообще, очень бы хотелось услышать точку зрения Учителей и монахов Тхеравады на этот счет. Может быть кто-то располагает такой информацией?

Arisu Kenshin

#27
Цитироватьмонахиня принимала ситуацию такой какая она есть и училась понимать шершней

А у нас на балконе обосновалось осиное гнездо. Осы и взрослого человека могут до смерти зажалить. А в доме маленький ребенок, ему хватит меньше укусов, и вести себя осторожно, так, чтобы не вызвать агрессию насекомых, он не умеет. С осами разобрались. В таких случаях самый щадящий способ - выкурить их дымом и выкинуть гнездо.

ЦитироватьРедкое столкновение с инсектами является причиной обострённой реакции при встрече с ними.

В нашей климатической зоне почти нет опасных насекомых, и кроме меньшинства населения, жувущих в городах, люди относятся к ним спокойно. Таракан в квас упал - выдули таракана - пьем дальше.

Блохи, вши, клопы, малярийные комары распространяют болезни. Малярия это не шутка. Тиф - тоже.

А в регионах, где распространены термиты, все проще. Либо термиты разрушат дом, и семье будет негде жить. Либо вывести термитов (если получится). Ну и детей в кроватках-колясках стараются не оставлять, на себе носят. Термиты любят кушать маленьких детей, неспособных смахнуть их или уползти.

Цитировать"наши люди" совершенно равнодушны к страданиям насекомых по причине передаваемой из поколения в поколение убеждённости в их отвратительности и опасности для дома, для семьи

Это городское квартирное изобретение. Минздрав предупреждает и т.п. В избах, хатах никто тараканов специально не истреблял. Чисто в доме - тараканам нечего кушать - нет тараканов.

А вот мыши-крысы это актуально. В средневековых городах ("Щелкунчик") крысы вполне могли скушать ребенка. Когда была чума, ее переносили грызуны. Сейчас в городе не актуально, но в селах мыши разносят лептоспироз. Думаю, у родителей выбор небольшой в данном случае. Можно надеяться, что ребенок, который тащит все в рот, не схватит что-то, на чем мыши попаслись. Взрослые не всегда выживают, заболев лептоспирозом. Младенцы скорее всего умрут.  :-(

Кстати, в делах о лишении родительских прав наличие мышей и тараканов занимает не последнюю роль.


Мне кажется, в таких вопросах не стоит ожидать, что кто-то возьмет на себя ответственность, подсказав "правильное" решение. Дхамма - путь индивидуальный. Одно дело возждерживаться от отнятия жизни, чтобы не увеличивать свою жажду, не создавать каммических связей. Культивировать бережное уважительное отношение к жизни, даже мельчайшей. Не разрушать походя, по праву сильного чью-то жизнь или чье-то благополучие. 

Другое дело забыть, зачем все это делается, и совершать странные поступки, которые нормальному человеку в голову не придут, покажутся бесчеловечными. Это не Дхамма, это секта.

К слову, вирусы не живые существа. Это генетическая информация в белковой оболочке. Живет, пока паразитирует на живой клетке, убивая эту клетку, во внешней среде чаще всего погибает. Бактерии - живые. Некоторые микроорганизмы живут в организме человека и приносят пользу или не приносят вреда. Некоторые попадают в организм и приносят вред. Вы можете ничего с этим не делать, не убивать их специально - ваш иммунитет сам их будет убивать. Что поделаешь, самсара. Чтобы жить, мы вынуждены убивать, это одно из доказательств тому, что рая на земле не будет, освобождение из цепи перерождений (в пищевой цепочке) - единственный выход прекратить страдание не только свое от мира, но и мира от себя.

Ассаджи

Бактерии и микроорганизмы близки к растениям, и их уничтожение не является убийством.

См. тему http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=652.msg4437#msg4437

Arisu Kenshin

Ассаджи, с точки зрения Дхаммы.

Я о биологической классификации. Животные, грибы, растения, бактерии - формы жизни (в научном понимании). А вот вирусы в "жизнь" не попали, или попадают частично (есть разные версии). И то, что можно назвать сознанием, есть в царстве животных (стремление и возможность избегать страдания и искать комфорта уже у амеб наблюдается). :-)

Arisu Kenshin

Кстати, есть ли четкие указания паразитов (которые не способны жить вне организма хозяина) считать живыми существами? И если да, каков должен быть размер паразита, чтобы он считался живым существом, не подлежащим убийству?

Ассаджи

ЦитироватьЯ о биологической классификации. Животные, грибы, растения, бактерии - формы жизни (в научном понимании).

Да. Кстати, монахам предписывается не уничтожать деревья.

ЦитироватьКстати, есть ли четкие указания паразитов (которые не способны жить вне организма хозяина) считать живыми существами? И если да, каков должен быть размер паразита, чтобы он считался живым существом, не подлежащим убийству?

По Винае, проступком является уничтожение лишь тех организмов и личинок, которых видно невооруженным глазом.
И тяжесть проступка примерно соотносится с величиной существа.

Не встречал упоминания паразитов в Винае.

Balabust

По Винае кстати убийство человека параджика,а
  Если какой-либо монах сознательно лишает жизни животное, то такой поступок требует признания.

зы когда то давно где-то прочитал цитату афоризм про чашу весов жизнь одну против другой и что они в равновесии
и что то как то так и жил с такой мыслью.
сейчас думаю убийство жс плохо ,но одно другому не равно всетаки.

Вирагананда (Virāgānanda)

Цитата: Balabust от 14:29 17 июля 2017
По Винае кстати убийство человека параджика,а
  Если какой-либо монах сознательно лишает жизни животное, то такой поступок требует признания.

А подскажите, откуда такая информация?
Нас в монастыре учили, что любое сознательное убийство (с выполнением остальных условий) - даже убийство комара, для саманеры - это сразу автоматическое исключение из монашества.
Когда у меня в монастыре были паразиты, то я просто наблюдал их. Для меня это была хорошая помощь для медитации. Потом, когда их стало слишком много, то просто вывел их из организма травами (тройчатка). Естественно, без намерения убить - просто создал среду, неприятную для паразитов, так же, как местные создают неприятную среду для них, употребляя множество очень острой пищи.
Были пару раз подкожные паразиты, тогда их осторожно доставали пинцетом и относили в отдаленное место, где и отпускали.
Для защиты кути от термитов - сваи, на которых стоят кути, обвязывали тряпкой, пропитанной каким-то масляным составом.
Вообще, в монашестве пришлось достаточно плотно общаться с различными кусающими и опасными существами - просто относился к ним с меттой. Если не реагировать с отвращением и страхом, то очень быстро привыкаешь к тому, что по тебе постоянно кто-то ползает и постоянно кто-то кусает - через некоторое время просто перестаешь это замечать. Как написано в суттах, монах должен терпеливо выносить укусы комаров, змей, жуков, скорпионов...
Если заползали опасные существа - скорпионы, сколопендры, пауки, змеи и прочее (во время сна они почему-то любят приползать к лицу или залезать на лицо), то просто выносил их наружу и отпускал, желая благополучия и объясняя, что это моя территория и я здесь живу и просил их больше не приходить, наполняя окружающее пространство доброжелательностью. И буквально через несколько дней проживания на новом месте змеи, членистоногие (почему-то за исключением скорпионов) и животные начинали обходить место где я жил. При встрече с агрессивными обезьянами, начинал с ними доброжелательно разговаривать (вслух или мысленно) - при первой встрече с новой стаей они могли порвать москитную сетку или забрать и проверить сумку, но потом больше не подходили близко. Только детеныши иногда пытались поиграть со мной.
Как оказалось, с термитами, клещами, муравьями, уховертками, москитами и мелкими насекомыми разговаривать таким образом бесполезно - на них это не действует. Для защиты он них используется монашеская одежда. Можно также использовать противомоскитную сетку или противомоскитную палатку (от термитов это конечно не помогает - они прогрызают большие дыры в них за несколько часов, и от муравьев и уховерток такая сетка конечно тоже не защитит). Москитов разрешается отгонять специальной метелочкой (иногда около воды их бывает очень-очень много, что ноги покрываются таким количеством укусов, что кожа была как будто после контакта с крапивой). От того, чтобы уховертки не залезали в уши просто затыкаешь уши ваткой.
Самое главное - это отсутствие страха, отвращения, агрессии ко всем живым существам, какой бы неприятной внешней формой они не обладали и доброжелательное к ним отношение.
Угасание, Прекращение, Ниббана

Balabust

Цитата: Валерий Р. от 08:57 18 июля 2017
https://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/prat.htm
ГЛАВА О ЖИВОТНЫХ
61. Если какой-либо монах сознательно лишает жизни животное, то такой поступок требует признания.

Вирагананда (Virāgānanda)

Цитата: Balabust от 09:06 18 июля 2017
https://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/prat.htm
ГЛАВА О ЖИВОТНЫХ
61. Если какой-либо монах сознательно лишает жизни животное, то такой поступок требует признания.
Да, действительно. Честно говоря я не особенно был внимателен к изучению правил насчет убийства - мне и в голову не могло придти сознательно убить животное или насекомое....
В данном вопросе саманеры руководствуются правилами панча сила, в которых и сознательное убийство животного и насекомого считается нарушением первого предписания:
ЦитироватьСоблюдая первое правило, человек не только должен избегать намеренного убийства живых существ, он также должен воздерживаться от работ, способных привести к непреднамеренному лишению жизни. К этому относятся такие работы, как пахота или раскопки земли, в процессе которых гибель живых существ неизбежна. ... стоит избегать совершения даже тех поступков, которые могут принести хотя бы минимальный вред другим.
https://dhamma.ru/lib/authors/khantipalo/uposatha.htm

А бхиккху же руководствуются в данном случае правилами Параджики и Паччития 61. Подробнее можно прочитать об этом здесь: http://www.theravada.su/node/803
Угасание, Прекращение, Ниббана

Balabust

#36
Цитата: Валерий Р. от 09:21 18 июля 2017
А бхиккху же руководствуются в данном случае правилами Параджики и Паччития 61. Подробнее можно прочитать об этом здесь: http://www.theravada.su/node/803
Интересно я почитал после чего установили  нарушение класса "признание" за убийство животных
"Удаин, известный нарушениями монашеских правил, из ненависти к воронам начал стрелять по ним из лука и демонстрировать оторванные вороньи головы."

RastaMa

По мере прочтения поста, у меня слов становилось все меньше и меньше в голове. Хорошо вышло)