Пять помех на практике

Автор Curious, 13:29 27 сентября 2025

« назад - далее »
Ключевые слова [SEO] Помехиниварана

Curious

Возникли вопросы о пяти помехах при практике медитации.

В книге дост. Нянапоника Тхеры "Пять умственных помех и их преодоление" описаны все помехи.

В целом, как я понимаю, устранение пяти помех рекомендуется не только при медитации, но и в повседневной жизни, чтобы медитация получалась успешнее. Успешное преодоление, даже временное, пяти помех в жизни в целом говорит о серьезных достижениях.

https://www.dhamma.ru/lib/authors/nyanaponika/fivehind.htm

Но возникло два основных вопроса относительно самой медитации.

Во-первых в книге чувственное желание связано со вниманием на образ красивого. Значит ли это, что данное препятствие относится в основном к сексуальности? Или эта помеха общая (еда, запахи, вкусы, звуки и проч. наслаждения)? Я видел, что похожая тема поднималась, но если чувственность именно "в общем", при медитации также стоит отказаться и от приятного уму (мыслей, идей, картин перед глазами и проч.)?

Второй вопрос о качестве отстранения от пяти помех. В целом, при практике медитации, например, анапанасати, если нет ничего отвлекающего, довольно легко не иметь ни чувственного желания, ни гнева, ни лени и сонливости, ни сожалений и неугомонности, ни терзающих сомнений в краткий медитативный промежуток (к примеру, 15-30 минут). Но при отсутствии этих состояний в уме, очевидно, в джхану автоматически не входишь.

Нужно ли какое-то особенное отстранение, или еще что-то для джханы? Или она автоматически возникнет, если долго и упорно развивать сосредоточение (например, по методу дост. Тханиссаро из книги "С каждым вдохом и выдохом")?

https://www.dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/skviv.pdf

Ассаджи

Цитата: Curious от 13:29 27 сентября 2025Возникли вопросы о пяти помехах при практике медитации.

В книге дост. Нянапоника Тхеры "Пять умственных помех и их преодоление" описаны все помехи.

В целом, как я понимаю, устранение пяти помех рекомендуется не только при медитации, но и в повседневной жизни, чтобы медитация получалась успешнее. Успешное преодоление, даже временное, пяти помех в жизни в целом говорит о серьезных достижениях.

https://www.dhamma.ru/lib/authors/nyanaponika/fivehind.htm

Но возникло два основных вопроса относительно самой медитации.

Во-первых в книге чувственное желание связано со вниманием на образ красивого.

"Образ красивого" - это откуда? Из русского перевода Висуддхимагги? Такой перевод приводит к недоразумениям.

В Ахара сутте, которая цитируется в книге о пяти помехах, речь идёт о другом. Я постарался это объяснить в своем переводе этой сутты:

https://www.dhamma.ru/canon/sn/sn46-51.htm

По поводу термина "нимитта" есть тема:
https://www.dhamma.ru/forum/index.php?topic=1208.0

По охране дверей чувств есть тема:
https://www.dhamma.ru/forum/index.php?topic=433.0

ЦитироватьЗначит ли это, что данное препятствие относится в основном к сексуальности?

Нет.

ЦитироватьИли эта помеха общая (еда, запахи, вкусы, звуки и проч. наслаждения)?

Она относится к пяти телесным сферам восприятия.

https://www.palikanon.com/english/wtb/n_r/niivarana.htm
https://www.palikanon.com/english/wtb/g_m/kaama.htm

ЦитироватьЯ видел, что похожая тема поднималась, но если чувственность именно "в общем", при медитации также стоит отказаться и от приятного уму (мыслей, идей, картин перед глазами и проч.)?

Речь вообще не идет о том, чтобы принципиально отказываться от всего приятного.

ЦитироватьВторой вопрос о качестве отстранения от пяти помех. В целом, при практике медитации, например, анапанасати, если нет ничего отвлекающего, довольно легко не иметь ни чувственного желания, ни гнева, ни лени и сонливости, ни сожалений и неугомонности, ни терзающих сомнений в краткий медитативный промежуток (к примеру, 15-30 минут). Но при отсутствии этих состояний в уме, очевидно, в джхану автоматически не входишь.

Поосле устранения грубых помех нужно еще устранить и помехи в тонкой форме. Устранение помех описано в главе Патисамбхидамагги, посвященной Анапанасати, а также в Вимуттимагге и Висуддхимагге.


ЦитироватьНужно ли какое-то особенное отстранение, или еще что-то для джханы?

В этом искусстве много тонкостей.

ЦитироватьИли она автоматически возникнет, если долго и упорно развивать сосредоточение (например, по методу дост. Тханиссаро из книги "С каждым вдохом и выдохом")?

https://www.dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/skviv.pdf

Джхана не возникнет автоматически. Например, эта книга, хоть и подробная, подразумевает личное обучение у досточтимого Тханиссаро, по возможности в монастырских или ретритных условиях.

Прежде всего, нужно разобраться в терминах. Перевод "сосредоточение" обманчив, он исподволь наводит на мысль, что нужно сузить ум до точки. Будда, наоборот, говорит о развитии просторного, безграничного ума. В одном месте может разве что вначале отслеживаться соприкосновение, и на этом "одноточечность" заканчивается.

И даже если разобраться в терминах, нужно еще решить много других практических вопросов.

Curious

#2
Цитата: Ассаджи от 11:52 28 сентября 2025"Образ красивого" - это откуда? Из русского перевода Висуддхимагги? Такой перевод приводит к недоразумениям.

Видимо, это что-то отложилось в памяти, как я читал или связал в уме, поэтому так выразился. Точно я это почерпнул не из Висуддхимагги.

В книге более точно "Есть тема красоты".

Спасибо Вам большое за уточнения, ссылки и поправки.

Как я понял, вероятно, обычному человеку не стоит ставить цель достигать джхан своими усилиями и без контроля со стороны опытных практиков.

Насчет сосредоточения отдельно благодарен Вам за поправку, мне кажется это очень важно и я это не совсем улавливаю. Но я не очень это понял, ведь часто (практически у всех учителей) делается упор на осознавание дыхания - с возвращением внимания к этому объекту медитации. Я это воспринял, именно скорее как некоторую "суженность", или лучше сказать однонаправленность. Хотя также при этом должно быть ощущение всего тела, а это уже просторное осознавание. Но эти два объекта внимания как-то довольно органично сочетаются в уме и восприятии.

Также хотелось бы у Вас спросить, как Вы считаете, допустимо ли заниматься анапанасати с открытыми глазами (какую-то часть медитации по времени, или время от времени открывая глаза)?

Ассаджи

Цитата: Curious от 14:58 28 сентября 2025Как я понял, вероятно, обычному человеку не стоит ставить цель достигать джхан своими усилиями и без контроля со стороны опытных практиков.

В наше время тут сложно даже давать какие-либо советы, ведь нынче в любых вариантах есть подводные камни. Например, встречаются опытные практики, которые ведут не туда.

А Будда призывал развивать джхану, она необходима для полного развития мудрости. Так что порой приходится в чем-то рисковать и учиться на ошибках.

ЦитироватьНасчет сосредоточения отдельно благодарен Вам за поправку, мне кажется это очень важно и я это не совсем улавливаю. Но я не очень это понял, ведь часто (практически у всех учителей) делается упор на осознавание дыхания - с возвращением внимания к этому объекту медитации. Я это воспринял, именно скорее как некоторую "суженность", или лучше сказать однонаправленность. Хотя также при этом должно быть ощущение всего тела, а это уже просторное осознавание. Но эти два объекта внимания как-то довольно органично сочетаются в уме и восприятии.

Вначале, как описывается в Вимуттимагге, памятование устанавливается в одном месте, а затем расширяется и на другие места тела. Похожий метод и у Ачана Ли Дхаммадхаро.

Иными словами, вначале через соприкосновение воздуха в одном месте улавливается такое представление (нимитта) о воздухе, которое дает возможность вызывать факторы джханы. А затем это представление расширяется и распространяется на соприкосновение в других местах.

Вместе с тем хотел бы подчеркнуть, что в наше время обучение и другим подходам может приносить ценный опыт. Главное - учиться и делать обоснованные выводы.

ЦитироватьТакже хотелось бы у Вас спросить, как Вы считаете, допустимо ли заниматься анапанасати с открытыми глазами (какую-то часть медитации по времени, или время от времени открывая глаза)?

Считаю, что вполне допустимо, особенно при некоторой сонливости. Важно ориентироваться не столько на правильность или неправильность действий, сколько на результат - развитие факторов джханы, которые перекликаются с семью предпосылками Постижения.

Curious


Ajir

Цитата: Ассаджи от 11:52 28 сентября 2025
ЦитироватьЯ видел, что похожая тема поднималась, но если чувственность именно "в общем", при медитации также стоит отказаться и от приятного уму (мыслей, идей, картин перед глазами и проч.)?

Речь вообще не идет о том, чтобы принципиально отказываться от всего приятного.
Если можно, поясните.
Если в тхераваде речь не идет об отказе от вообще всего приятного как о важном - то это для меня большая новость.
Хотя понятно, что пять правил этого не требуют, но вроде для серьезного прогресса в медитации и тем более мудрости - считается нужным постепенный отказ от любых удовольствий.

"Алчность означает все формы нездорового, эгоистического желания. Эти желания могут иметь широкий диапазон — от грубых чувственных желаний, связанных с едой и полом, до тонких желаний, пробуждаемых утонченными наслаждениями, например, наслаждениями классической музыкой или прекрасным ландшафтом. "
https://www.dhamma.ru/lib/authors/khantipalo/khantipalo.html

Ассаджи

Цитата: Ajir от 18:27 01 октября 2025
Цитата: Ассаджи от 11:52 28 сентября 2025
ЦитироватьЯ видел, что похожая тема поднималась, но если чувственность именно "в общем", при медитации также стоит отказаться и от приятного уму (мыслей, идей, картин перед глазами и проч.)?

Речь вообще не идет о том, чтобы принципиально отказываться от всего приятного.
Если можно, поясните.
Если в тхераваде речь не идет об отказе от вообще всего приятного как о важном - то это для меня большая новость.
Хотя понятно, что пять правил этого не требуют, но вроде для серьезного прогресса в медитации и тем более мудрости - считается нужным постепенный отказ от любых удовольствий.

"Алчность означает все формы нездорового, эгоистического желания. Эти желания могут иметь широкий диапазон — от грубых чувственных желаний, связанных с едой и полом, до тонких желаний, пробуждаемых утонченными наслаждениями, например, наслаждениями классической музыкой или прекрасным ландшафтом. "
https://www.dhamma.ru/lib/authors/khantipalo/khantipalo.html

Пока продолжается бывание, всегда что-то оказывается приятным, а что-то неприятным, это в порядке вещей, и от этого здесь никуда не деться. Дело именно в том, чтобы избавиться от алчности к приятному и от раздражения по поводу неприятного.

В разнообразных религиях встречается, конечно, и стремление полностью избавиться от всего приятного, которое проявляется во всевозможных формах аскетизма и умерщвления плоти. Но Будда учил совсем другому.

Как говорится в Ниббедхика сутте (АН 6.63):


Цитировать(1) «Когда было сказано: «Следует постичь чувственные удовольствия; следует постичь источник и происхождение чувственных удовольствий; следует постичь разнообразие чувственных удовольствий; следует постичь результат  чувственных удовольствий; следует постичь прекращение чувственных удовольствий; следует постичь путь, ведущий к прекращению чувственных удовольствий», по какой причине это было сказано?

«Есть, монахи, пять предметов чувственных удовольствий: облики, воспринимаемые глазом, которые являются желанными, желаемыми, приятными, связанными с чувственными удовольствиями, дразнящими; звуки, воспринимаемые ухом... запахи, воспринимаемые носом... вкусы, воспринимаемые языком... предметы, воспринимаемые телом, которые являются желанными, желаемыми, приятными, связанными с чувственными удовольствиями, дразнящими. Однако это не чувственные удовольствия; в учении Благородного они называются «предметами чувственного удовольствия». Чувственное наслаждение человека — это похотливое намерение.

     «Красивые вещи в мире не являются чувственными удовольствиями:
     чувственное наслаждение человека — это похотливое намерение;
     красивые вещи остаются такими, какими они есть в мире,
     но мудрые избавляются от желания ими обладать.

«И что же, монахи, является источником и началом чувственных удовольствий? Соприкосновение является их источником и началом.

«И в чём заключается разнообразие чувственных удовольствий? Чувственное желание форм — это одно, чувственное желание звуков — другое, чувственное желание запахов — ещё другое, чувственное желание вкусов — ещё другое, а чувственное желание тактильных предметов — ещё другое. Это называется разнообразием чувственных удовольствий.

«И каков результат чувственных удовольствий? Каждый создаёт индивидуальное существование, которое соответствует тому, чего он желает, и которое может быть следствием либо заслуг, либо проступков. Это называется результатом чувственных удовольствий.

«А что такое прекращение чувственных удовольствий? С прекращением соприкосновения прекращаются чувственные удовольствия.

«Этот благородный восьмеричный путь — это путь, ведущий к прекращению чувственных удовольствий, а именно: правильное видение, правильное намерение, правильная речь, правильное действие, правильные средства к существованию, правильное усилие, правильное памятование и правильная собранность.

«Когда, монахи, благородный ученик таким образом постигает чувственные удовольствия, источник и происхождение чувственных удовольствий, разнообразие чувственных удовольствий, результат чувственных удовольствий, прекращение чувственных удовольствий и путь, ведущий к прекращению чувственных удовольствий, он понимает, что эта проникновенная духовная жизнь является прекращением чувственных удовольствий.

«Когда было сказано: «Следует постичь чувственные удовольствия... следует постичь путь, ведущий к прекращению чувственных удовольствий», то именно по этой причине это и было сказано.