Сатипаттхана

Автор Ассаджи, 00:45 16 сентября 2003

« назад - далее »

Ассаджи

Цитата: Limemill от 14:35 20 марта 2012
А каким образом их можно оптимизировать? Вы имеете в виду развитие возможности оперативного отслеживания неумелых качеств/поступков, осуществляемых при помощи речи и тела и, соответственно, недопущения их возникновения, их прекращения, развития умелых качеств и их поддержания?

Да, весь буддийский путь посвящен зарождению и развитию умелых способов поведения (телом, речью и умом), устранению и предотвращению неумелых способов поведения.

Сознательно невозможно отслеживать все сразу. Поэтому в буддийской практике выбирается тот или иной способ установления памятования - скажем, четыре позы тела (стоит, сидит, лежит, идет), или шесть видов чувств (приятные, неприятные, безразличные; плотские и неплотские).

Это в чем-то похоже на аудит организации. Всё невозможно отслеживать и проверять. Выбираются определенные показатели для отслеживания. Благодаря такой обратной связи организация может заработать лучше.

Ассаджи

ЦитироватьВопрос:
- Как подбирать одну из сатипатхан?

Традиционно ту или иную практику подбирает наставник. Указания по этому поводу можно найти в теме: http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=435.msg14439#msg14439
Возможно, эти указания окажутся полезны и для самостоятельного выбора.

Цитировать- Есть ли сутты по данной теме? Где Будда учит избирательному подбору основы для памятования?

Таких сутт нет.

Ассаджи

ЦитироватьКак я понимаю восьмеричный Путь, вначале идет практика сатипатханы, и уже на ее основе достигают Джхан и попутно промежуточных прозрений на пути к просветлению.

Практиковать первые три способа установления памятования (сатипаттхана) можно либо для развития способности успокоения (саматха), в том числе джхан, либо для развития способности рассмотрения (випассана).

Об этом, в частности, говорится в Вимуттимагге, в главе по Анапанасати:

"Of those sixteen, the first twelve fulfil serenity and insight, and are discerned as impermanence. The last four fulfil only insight. Thus should serenity and insight be understood."

Эти два варианта практики Сатипаттханы описываются и в Комментарии.

Цитата: Ассаджи от 10:57 16 сентября 2003
Дело в том, что и в Сатипаттхана сутте, и в Анапанасати сутте под заголовками первых трех основ осознанности сведены вместе как практики самадхи (сосредоточения), так и практики развития мудрости. В целом это оправдано, так как в тех же джханах тоже исследуется реакция на объект, но только один — опору сосредоточения.

Причем это классификация не во временном порядке практики (как иногда считается, «шаги практики»), а просто по четырем основам осознанности. Такой вывод можно сделать из сопоставления видов практики по Анапанасати сутте и последовательности развития факторов Пробуждения. Например, расслабление тела, которое в Анапанасати сутте приводится в первой четверке, как фактор Пробуждения развивается после "piiti", находящегося во второй четверке.

Orfey_vlastelingrez

Я вот почитал предложенную вами АН 4-49. Кажется Саннья -Випаласса сутта.
В книге "Единственный путь" есть кое-что об этой класификации.
Против восприятия привлекательности - созерцание тела.
Против восприятия приятности - созерцание чувств.
Против восприятия постоянства- созерцание ума.
Против восприятия "как своего" - созерцание феноменов.
Но это не согласуется во многом с практикой Аничча-саннья.
Как я понял - Аничча переживается через зависимое возникновение(его практикуют в 4-ой Стптхн.)
При созерцании ума максимум воспринимается мгновенность и узко на уровне Нама, но не Рупа.То есть Кшаника в узком смысле, но не Аничча в широком.

Ассаджи

Цитата: Orfey_vlastelingrez от 11:00 02 мая 2015В книге "Единственный путь" есть кое-что об этой класификации.
Против восприятия привлекательности - созерцание тела.
Против восприятия приятности - созерцание чувств.
Против восприятия постоянства- созерцание ума.
Против восприятия "как своего" - созерцание феноменов.

Насколько мне известно, это поздняя придумка, не из сутт. В ней действительно есть нестыковки.

ЦитироватьНо это не согласуется во многом с практикой Аничча-саннья.Как я понял - Аничча переживается через зависимое возникновение(его практикуют в 4-ой Стптхн.)

Да.

Ассаджи

Из темы выделены ответвления:

Семь факторов Постижения и Сатипаттхана
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=495.0

Бхиккхунупассая сутта
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1685.0

Сатипаттхана-источники
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1694.0

Четвертая Сатипаттхана
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1692.0

Перевод "kāye kāyānupassī"
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1686.0

Перевод "bahiddhā"
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1161.0

LXNDR

Цитата: LXNDR от 17:06 11 сентября 2017
Как описано в суттах: https://dhamma.ru/forum/index.php?action=tags;tagid=10

спасибо за список, не обращал внимание на раздел "теги" на сайте

проблема с суттами в том, что объяснение в них достаточно схематично, уже не говоря о том, что целостная картина не изложена ни в одной отдельно взятой сутте, поэтому довольно трудно по ним ориентироваться и использовать их как руководство, оттого очевидно и возникают разные подходы к практике, в зависимости от того кто как понял или домыслил текст

насколько понял я, памятование - это техника для практики скорее в повседневной активной жизни, и в этой среде я в принципе представляю как она может работать, но во многих суттах описание практики памятования предваряется описанием приготовления к медитации, и возникает вопрос, должно ли памятование практиковаться именно таким образом, и как его можно практиковать в таком пассивном состоянии, и зачем, когда психика, как мне кажется, получает мало стимулов для реакций и проявления неумелых качеств

Ассаджи

Цитата: LXNDR от 21:20 11 сентября 2017
проблема с суттами в том, что объяснение в них достаточно схематично, уже не говоря о том, что целостная картина не изложена ни в одной отдельно взятой сутте, поэтому довольно трудно по ним ориентироваться и использовать их как руководство, оттого очевидно и возникают разные подходы к практике, в зависимости от того кто как понял или домыслил текст

С одной стороны, действительно, в суттах излагаются ключевые принципы, и довести их до практики бывает сложно.

С другой стороны, Дхамма - это целая наука, охватывающая огромное разнообразие методов, и поэтому вся картина никак не может быть изложена в одной сутте. Проблемы зачастую возникают тогда, когда кто-то пытается предельно упростить Дхамму для популярного распространения.

Если не идти на поводу у таких попыток упрощения, то по суттам и другим палийским текстам можно составить достаточно четкую картину того, к какой практике призывал Будда.

Цитироватьнасколько понял я, памятование - это техника для практики скорее в повседневной активной жизни, и в этой среде я в принципе представляю как она может работать, но во многих суттах описание практики памятования предваряется описанием приготовления к медитации, и возникает вопрос, должно ли памятование практиковаться именно таким образом, и как его можно практиковать в таком пассивном состоянии, и зачем, когда психика, как мне кажется, получает мало стимулов для реакций и проявления неумелых качеств

При упрощении популяризаторы пытаются свести Дхамму к приемам (techniques), сводя утонченную методологию к набору инструкций "делай раз, делай два, делай три". В русской кальке эти "техники" приобретают еще более уродливую форму, и конечно, не приводят к тем результатам, о которых говорил Будда.

Эти "техники" можно сравнить с шарлатанскими простыми и понятными панацеями, которые будто бы должны лечить всё. В медицине, в отличие от шарлатанства, есть диагностика, есть теория, и есть методология. Нет и не может быть простых приемов, способых лечить всё что угодно.

Важно отличать популярные "техники" от того, чему учил Будда.

Четыре способа установления памятования охватывают бОльшую часть Пути, как описано в Кундалия сутте:

Цитировать"But, Master Gotama, what things, when developed and cultivated, fulfil true knowledge and liberation?"

"The seven factors of enlightenment, Kuṇḍaliya, when developed and cultivated, fulfil true knowledge and liberation."

"But, Master Gotama, what things, when developed and cultivated, fulfil the seven factors of enlightenment?"

"The four establishments of mindfulness, Kuṇḍaliya, when developed and cultivated, fulfil the seven factors of enlightenment."

"But, Master Gotama, what things, when developed and cultivated, fulfil the four establishments of mindfulness?"

"The three kinds of good conduct, Kuṇḍaliya, when developed and cultivated, fulfil the four establishments of mindfulness."

"But, Master Gotama, what things, when developed and cultivated, fulfil the three kinds of good conduct?"

"Restraint of the sense faculties, Kuṇḍaliya, when developed and cultivated, fulfils the three kinds of good conduct.

https://suttacentral.net/en/sn46.6

На этапе развития нравственности неумелое поведение, конечно, более наглядно и очевидно. После очищения от этих грубых пороков практикующий естественно переходит к очищению от менее заметного неумелого поведения. Оно выявляется по другим критериям, - например, описанным в Бхиккхунупассая сутте.