Два вопроса

Автор Vitali, 14:43 13 апреля 2004

« назад - далее »

Vitali

Приветствую всех !

У меня возникло два вопроса. Возможно где-то на форуме они уже поднимались, но я не в курсе.

1. Даёт ли достижение Архатства какие-либо сверхъестественные способности (предвидение будущего, левитацию, власть над стихиями природы и т.п.)

2. Является ли совесть помехой, омрачением (клешой :)) Поясню на примере: человек не позволяет себе заниматься собственным самосовершенствованием и саморазвитием, мотивируя это тем, что "в мире так много страдания, как можно думать о своём благе ?" и т.п. Именно такую совесть я и имею в виду.

С уважением,
Wemmon
No matter what's wrong as long as you're alright

Ассаджи

Цитата: Wemmon1. Даёт ли достижение Архатства какие-либо сверхъестественные способности (предвидение будущего, левитацию, власть над стихиями природы и т.п.)

Не обязательно. См. Сусима сутту:
http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/samyutta/sn12-070.html

Цитировать2. Является ли совесть помехой, омрачением (клешой :))

Нет.

ЦитироватьПоясню на примере: человек не позволяет себе заниматься собственным самосовершенствованием и саморазвитием, мотивируя это тем, что "в мире так много страдания, как можно думать о своём благе ?" и т.п. Именно такую совесть я и имею в виду.

Это скорее можно назвать игнорированием своего блага ради блага других.

С уважением,
Ассаджи

mikadi

Цитата: Wemmon2. Является ли совесть помехой, омрачением (клешой :)) Поясню на примере: человек не позволяет себе заниматься собственным самосовершенствованием и саморазвитием, мотивируя это тем, что "в мире так много страдания, как можно думать о своём благе ?" и т.п. Именно такую совесть я и имею в виду.

"166. Пусть он не пренебрегает своим собственным благом, как бы ни было велико благо другого. Познав свое благо, пусть он будет привержен высшему благу." ("Дхаммапада").

В рассылке "The Daily Meditation" недавно был краткий пересказ истории, по поводу которой Будда изрек данный стих (история с Аттадаттхой). Если интересно, могу скопировать сюда. :)

С уважением, mikadi

Vitali

Цитата: АссаджиНе обязательно. См. Сусима сутту:
http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/samyutta/sn12-070.html

Спасибо за ссылку. Из этой сутты следует, что практиковать Дхамму ради достижения сверхъестественных способностей может привести даже к более низкому перерождению.

А есть ли в Каноне свидетельства об Архатах, которые всё же достигли каких-либо необычных сил (как побочный эффект, конечно) ?

С уважением,
Wemmon
No matter what's wrong as long as you're alright

Vitali

Цитата: mikadi
"166. Пусть он не пренебрегает своим собственным благом, как бы ни было велико благо другого. Познав свое благо, пусть он будет привержен высшему благу." ("Дхаммапада").

В рассылке "The Daily Meditation" недавно был краткий пересказ истории, по поводу которой Будда изрек данный стих (история с Аттадаттхой). Если интересно, могу скопировать сюда. :)



Да, скопируйте, пожалуйста.

С уважением,
Wemmon
No matter what's wrong as long as you're alright

mikadi

Цитата: Wemmon
Цитата: mikadi
"166. Пусть он не пренебрегает своим собственным благом, как бы ни было велико благо другого. Познав свое благо, пусть он будет привержен высшему благу." ("Дхаммапада").

В рассылке "The Daily Meditation" недавно был краткий пересказ истории, по поводу которой Будда изрек данный стих (история с Аттадаттхой). Если интересно, могу скопировать сюда. :)

Да, скопируйте, пожалуйста.

Вот (рассылка от 30.03.04)

Цитата: The story of Thera AttadatthaWhile residing at the Jetavana monastery, the Buddha uttered Verse (166) of this book, with reference to Thera Attadattha.
When the Buddha declared that he would realize parinibbana in four months' time, many puthujjana bhikkhus* were apprehensive and did not know what to do; so they kept close to the Buddha. Attadattha, however, did not go to the Buddha and, having resolved to attain arahatship during the lifetime of the Buddha, was striving hard in the meditation practice. Other bhikkhus, not understanding him, took him to the Buddha and said, "Venerable Sir, this bhikkhu does not seem to love and revere you as we do; he only keeps to himself." The thera then explained to them that he was striving hard to attain arahatship before the Buddha realized parinibbana and that was the only reason why he had not come to the Buddha.
The Buddha then said to the bhikkhus, "Bhikkhus, those who love and revere me should act like Attadattha. You are not paying me homage by just offering flowers, perfumes and incense and by coming to see me; you pay me homage only by practising the Dhamma I have taught you, i.e., the Lokuttara Dhamma."
Then the Buddha spoke in verse as follows:
Verse 166. For the sake of another's benefit, however great it may be, do not neglect one's own (moral) benefit. Clearly perceiving one's own benefit one should make every effort to attain it.
At the end of the discourse Thera Attadattha attained arahatship.

*Puthujjana bhikkhus: bhikkhus who have not yet attained any Magga.

The Dhammapada Stories (Khuddaka Nikaya)
Translated By Daw Mya Tin, M.A., Burma Pitaka Association (1986)

Не знаю, насколько это пересекается с Вашим вопросом. Но мне кажется, что пересекается.

Сергей О.

ЦитироватьА есть ли в Каноне свидетельства об Архатах, которые всё же достигли каких-либо необычных сил (как побочный эффект, конечно) ?
Множество.

Вопрос 2). Я думаю. что здесь - самообман. Что такое самосовершенствование в буддийском смысле? Если кто-то развивает щедрость, от этого разве не становится лучше и ему и другим?Щедрость ведь не может существовать без другого, того, на кого она обращена (я больше сейчас говорю о поступках, а не состоянии ума, последнее с ходу мне трудно проанализировать). Так же, например, воздержание от воровства или грубой речи. От этого страдания в мире только уменьшатся.
Можно еще вспомнить слова преп. Серафима Саровского: "Стяжи мир - и тысячи вокруг тебя спасутся".

И еще народная, но правильная пословица: "С кем поведешься, от того и наберешься". Если человек внутренне грязный, лживый, коварный, ... то, общаясь постоянно с ним, рискуешь набраться этого же. Если же, наоборот, человек внутренне чистый, искренний, благородный..., то общаясь с ним, можно заразиться и такими чистыми качествами. Поэтому, если мы делаем себя в чем-то лучше, это хорошо и для окружающих.
Здесь еще есть интересная вещь. Качества проявляются во взаимодействии. Нет смысла говорить о грубости, когда нет того, на кого она направлена (разве что как о тенденции, но проявиться она может только во взаимодействии с другим). Что есть хлопок одной ладони? Поэтому изменение себя во многих случаях происходит через действия по отношению к другим. Такая вот диалектика. :)

Сергей О.

#7
Уточнение:
Цитировать..., то общаясь с ним, можно заразиться и такими чистыми качествами. Поэтому, если мы делаем себя в чем-то лучше, это хорошо и для окружающих.
Тут я, возможно, был слишком категоричен - общение с достойными людьми не делает нас такими же автоматически. Конечно, Будда говорил о ценности общения с достойными, например:
"Пусть никто не соединяется с плохими друзьями, пусть никто не соединяется с низкими людьми.
Привяжитесь к хорошим друзьям, привяжитесь к благородным людям." (Дхп. 78 ) или, например,
http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/samyutta/sn45-002.html
В то же время, он говорил:
"Если глупец связан с мудрым даже всю свою жизнь,
Он знает дхамму не больше, чем ложка – вкус похлебки." (Дхп. 64)
Вопрос в том, чтобы научиться хорошему у тех, у кого этому можно научиться.
Но кажется, я отклонился от темы вопроса.

По поводу необычных сил. Точнее было бы сказать (я больше это имел в виду), что много случаев, например, описано в комментариях к Дхаммападе (они, если не ошибаюсь, не входят в палийский канон). Встречались описания и в других текстах, например некоторых жизнеописаниях, основанных, как я понимаю, на традиционных комментариях к сутрам. Например, описание париниббаны Ананды.
Собственно в сутрах о необычных силах упоминается, например, в Ангуттара-Никае
http://awake.kiev.ua/dhamma/tipitaka/2Sutta-Pitaka/4Anguttara-Nikaya/Anguttara1/1-ekanipata/014-Etadaggapali-e.html
Здесь Будда перечисляет монахов и монахинь, первых в различных качествах и, в том числе, упоминает сверхобычные способности.
Если интересно, на сайте accesstoinsight.org есть жизнеописание Маха-Моггальяны
http://www.accesstoinsight.org/lib/bps/wheels/wheel263.html , там есть глава о его сверхобычных способностях с  ссылками на сутры.