"Поскольку "Татхагата" концепция, Татхагата после смерти не уничтожается"

Автор Германн, 09:40 01 апреля 2018

« назад - далее »

Германн

Саммасамбудда - один из 9 типов благородных личностей "Puggalapaññatti"; концепция личности - одна из 6 категорий концепций этого трактата (в одном ряду с концепцией кхандхи); концепция кхандхи - образец vijjamána-paññatti (имеющей реальный денотат концепции). Значит, термин Саммасамбудда = Татхагата именно vijjamána-paññatti: понятие, имеющее имеющее реальный денотат (пусть неполно описанный).

Концепция Татхагаты имеет такой же статус, что и концепция кхандх. Утверждение "Поскольку "Татхагата" концепция, Татхагата после смерти не уничтожается" имеет такую же логическую форму, как утверждение "Поскольку "кхандха" концепция, кхандхи после смерти Татхагаты не уничтожаются".

Это софизм, в котором смешиваются онтологический статус умственного представления, паннатти (паннатти не обладает реальностью) - и того, что представляется, обозначается термином (денотат vijjamána-paññatti есть в реальности).

Если есть vijjamána-paññatti "кхандха" (умственное представление, а не что-то реальное) это не значит, что в реальности ему не соответствует кхандха - и если умственно представляемая "кхандха" не возникает, не пребывает и не прекращается в реальности (нереальное - не уничтожается), то обозначаемая этим термином кхандха существует реально, как действительная комбинация параматтха дхамм (достаточно полно описанная).

Точно так же, если vijjamána-paññatti "Татхагата" нереально, это не значит, что обозначаемый термином "Татхагата" действительный Татхагата нереален, и не может поэтому уничтожиться вместе с денотатом vijjamána-paññatti: вместе с конкретной комбинацией дхамм четырёх категорий параматтха (рупа, читта, четасика и Ниббана).

Если считать соответствующим термину "Татхагата" (с неполным описанием денотата) только лишь комбинацию параматтха дхамм (достаточно полно описанную), то такой Татхагата уничтожается со смертью - что uccheda-diṭṭhi - и уничтожению действительного Татхагаты (денотата) не мешает нереальность концепции о нём (умственного представления "Татхагата") - сигнификата.

"Поскольку "Татхагата" концепция, Татхагата после смерти не уничтожается" это софизм, результат смешения сигнификата с денотатом.

Германн

Как писал Карунадаса, кроме аналитического подхода к дхаммам, в Абхидхамме есть и синтетический подход, а потому нельзя вставать на позицию радикального плюрализма (на позицию Вайбхашики в интерпретации Ф.И. Щербатского), когда реальны-параматтха только дхаммы, как отдельные самостоятельные элементы.

Этот подход (поскольку у vijjamána-paññatti "Татхагата" есть реальный денотат, реальный Татхагата - пусть и в неполном описании) сводит Татхагату к набору параматтха дхамм (рупа, читта, четасика, Ниббана) - а поскольку комбинация со смертью распадается, уничтожается и редуцированный к дхаммам Татхагата. Это нарушение принципа неопределимости Татхагаты - и это уччхеда-диттхи.

Когда Леди Саядо и Махаси Саядо пишут об уччхеда-диттхи как о приравнивании пяти кхандх к атта, они пишут о редукции Татхагаты к функционированию кхандх, а не о том, что-де если нет реальной атта Татхагаты, то-де уничтожение пяти кхандх, отождествляемых с любым возможным опытом Татхагаты, Учителя богов и людей, уже нельзя назвать уччхеда-диттхи. Это и есть уччхеда-диттхи.