Ниродха-самапатти и пхала-самапатти

Автор fkruk, 21:29 11 июня 2004

« назад - далее »

fkruk

Единочаятели, не подскажете, чем отличаются nirodha-samapatti и phala-samapatti?
1. Является ли ниродха-самапатти все еще мирским состоянием?
2. Если да, то зачем архаты продолжают практиковать его? И почему сверхмирское состояние пхала-самапатти доступно всем арьям, а мирское состояние ниродха-самапатти - только анагаминам и архатам?
3. Махаси Саядо утверждает, что во время переживания знания плода отсутствует какое либо осознание собственных телесных и физических процессов. Во время ниродха-самапатти тоже прекращается функционирование чувствований и восприятий. Чем же отличаются эти два состояния?
Саббамангалам!

Ассаджи

#1
Цитата: fkrukЕдиночаятели, не подскажете, чем отличаются nirodha-samapatti и phala-samapatti?

Ниродха-самапатти ("прекращение") относится к развитию сосредоточения. Оно описывается, например, в Поттхапада сутте как завершающая стадия развития джхан.

Пхала-самапатти - это обретение какого-либо из четырех плодов, - "вступления в поток", "возвращения однажды", "невозвращения", "арахантства".

Цитировать1. Является ли ниродха-самапатти все еще мирским состоянием?

Нет, поскольку для его достижения необходимо по крайней мере "невозвращение".

Цитировать2. Если да, то зачем архаты продолжают практиковать его?

Чтобы жить было веселее :)

ЦитироватьИ почему сверхмирское состояние пхала-самапатти доступно всем арьям, а мирское состояние ниродха-самапатти - только анагаминам и архатам?

Чтобы достичь "ниродха-самапатти", неизбежно нужно устранить грубые пороки, и предварительно пройти таким образом два первых этапа пути.

Цитировать3. Махаси Саядо утверждает, что во время переживания знания плода отсутствует какое либо осознание собственных телесных и физических процессов. Во время ниродха-самапатти тоже прекращается функционирование чувствований и восприятий. Чем же отличаются эти два состояния?

В "ниродха" прекращается "сання" - апперцепция, и "ведана" - чувство.

Апперцепция телесного "рупа-сання" отсутствует во всех бестелесных (арупа) джханах.

О каком "переживании знания плода" идет речь - о Ниббане?

fkruk

>>Нет, поскольку неизбежно достигается по крайней мере "невозвращение".
Странно, почему же тогда почтенный У. Вималарамси в http://dhamma.ru/lib/vimala.htm утверждает: "Это медитационное состояние все еще является мирским, оно не есть Сверхмирская Ниббана."?
Если ниродха-самапатти является сверхмирским состоянием, то можно ли утверждать, что это прижизененое состояние наиболее близко к тому, в котором пребывает арахант после смерти?

>>О каком "переживании знания плода" идет речь - о Ниббане?

Насколько я понял,  о Ниббане.  Вот цитата из Махаси Саядо, которую я имел в виду: "Во время знания плода сознание целиком и полностью направлено на прекращение конструкций, которое называется нирваной. Нирвана – это дхамма, полностью свободная от телесных и психических процессов, и всех земных идей. Поэтому во время переживания знания плода не возникает никакого осознания собственных телесных и психических процессов и этого мира, или любых других земных сфер. Практикующий совершенно свободен от всей земной сферы. Он совершенно свободен от всего земного знания и наклонностей. Вокруг него есть все те объекты, которые можно видеть, слышать, обонять или ощущать, но он их совершенно не осознает." ( http://dhamma.ru/lib/mahasi.zip )
Саббамангалам!

Ассаджи

Цитата: fkrukЕсли ниродха-самапатти является сверхмирским состоянием, то можно ли утверждать, что это прижизененое состояние наиболее близко к тому, в котором пребывает арахант после смерти?

Вопрос некорректен. Об араханте после смерти нельзя сказать, что он "пребывает" в каком-то "состоянии".

А из "самапатти" это, видимо, ближе всего к Ниббане.

Цитировать>>О каком "переживании знания плода" идет речь - о Ниббане?

Насколько я понял,  о Ниббане.

При этом, конечно, процессы конструирования тела, речи и ума временно или навсегда прекращаются.

fkruk

Цитата: АссаджиА из "самапатти" это, видимо, ближе всего к Ниббане.
Ближе, чем пхала-самапатти?
Саббамангалам!

fkruk

Цитата: АссаджиПри этом, конечно, процессы конструирования тела, речи и ума временно или навсегда прекращаются.
Но поскольку эти же процессы прекращаются и в ниродха-самапатти, то ниродха-самапатти есть разновидность "переживания знания плода",  более того - это высшая разновидность оного. Так?
Саббамангалам!

Ассаджи

Цитата: fkrukБлиже, чем пхала-самапатти?

Послушайте, словосочетание "пхала-самапатти" означает достижение одного из четырех плодов. Вне контекста оно не имеет четкого значения.

Под "самапатти" я имел в виду ряд, описываемый, например, в Поттхапада сутте.

Ассаджи

Цитата: fkrukНо поскольку эти же процессы прекращаются и в ниродха-самапатти, то ниродха-самапатти есть разновидность "переживания знания плода",  более того - это высшая разновидность оного. Так?

Нет, не "эти же". Ниббана означает полное прекращение процессов конструирования. А при ниродхе кое-что еще остается.

fkruk

Цитата: АссаджиПослушайте, словосочетание "пхала-самапатти" означает достижение одного из четырех плодов. Вне контекста оно не имеет четкого значения.

Под "самапатти" я имел в виду ряд, описываемый, например, в Поттхапада сутте.

Прошу меня простить, я не слишком хорошо разбираюсь в предмете, потому и спрашиваю-переспрашиваю. Мне показалось, что я нашел текст, в котором phala-samapatti означает не просто достижение плода (как обретение некоторого статуса), но некую разновидность дхьяны, имеющую сопряженную с состоянием поглощенности свермирским знанием: "Phala-samapatti is the absorption of the lokuttara-jhana respective of the level of the lokuttara-phala-citta that arises concurrently with the principal elements of the specific jhana." См. http://www.dhammastudy.com/paramat8.html . Что Вы думаете об этом?
Саббамангалам!

fkruk

Цитата: АссаджиНиббана означает полное прекращение процессов конструирования. А при ниродхе кое-что еще остается.
А какие процессы конструирования остаются при ниродхе? Функционирует ли в ней винняна?
Саббамангалам!

Ассаджи

Цитата: fkrukА какие процессы конструирования остаются при ниродхе? Функционирует ли в ней винняна?

Как я понимаю, функционирует.

Ассаджи

Цитата: fkrukПрошу меня простить, я не слишком хорошо разбираюсь в предмете, потому и спрашиваю-переспрашиваю. Мне показалось, что я нашел текст, в котором phala-samapatti означает не просто достижение плода (как обретение некоторого статуса), но некую разновидность дхьяны, имеющую сопряженную с состоянием поглощенности свермирским знанием: "Phala-samapatti is the absorption of the lokuttara-jhana respective of the level of the lokuttara-phala-citta that arises concurrently with the principal elements of the specific jhana." См. http://www.dhammastudy.com/paramat8.html . Что Вы думаете об этом?

Не знаю, я в Абхидхамме мало разбираюсь.

fkruk

Большое спасибо за ответы, Ассаджи!
Саббамангалам!

Zom

#13
(Ответвление темы http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,325.0.html)

Так в том и дело, что ум находит привлекательным для себя объект 1 джханы, и тогда не может перейти во вторую. Продвижение по джханам происходит не само собой, а когда ум начинает видеть в блаженстве дефекты, то, что мешает ещё большей свободе. Соответственно он избавляется от этого и переходит на высшие джханы.

В конце концов он выходит за пределы джхан и вступает в ниродхи-самаппати - прекращение всякого восприятия и ума, и таким образом познаётся ниббана. То есть отсутствие всего познаётся на опыте как высшее блаженство.

Я бы хотел кстати найти сутту, в которой говорится, что после выхода из ниродхи обязательно достигается либо архатство, либо не-возвращение. Это утверждение слышал мгногократно у разных учителей, но ссылки на сутту так и не нашёл.

SilentTruth

#14
Zom,

ЦитироватьВ конце концов он выходит за пределы джхан и вступает в ниродхи-самаппати - прекращение всякого восприятия и ума, и таким образом познаётся ниббана. То есть отсутствие всего познаётся на опыте как высшее блаженство.

Тут бы я мог бы согласиться если бы это ниродхи-самаппати называлось бы так -  Animitta-cetovimutti: a deep state of meditation that transcends the "signs," or marks, or conditioned existence.
http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/hecker/wheel273.html

Тут еще интересно: http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/kn/ud/ud.3.03.than.html

***
In whom they're defeated —
   the thorn of sensuality,
   insult,
   assault,
   & imprisonment:
like a mountain, he stands unperturbed,
undisturbed by pleasures or pains
      : a monk
***

ЦитироватьЯ бы хотел кстати найти сутту, в которой говорится, что после выхода из ниродхи обязательно достигается либо архатство, либо не-возвращение. Это утверждение слышал мгногократно у разных учителей, но ссылки на сутту так и не нашёл.

Вот это очень интересный вопрос.

Возможно ли достичь Нирваны достижением Нирваны, или же Нирвана достигается очищанием от "дефектов", или же достигая Нирвану происходит очищение от дефектов.
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an10/an10.013.than.html

Как мною понимается достигая Вступления в Поток это очищение от дефектов неверных взглядов и сомнения.
Это потому, что достигается вступление в поток, потому происходит очищение от неверных взглядов и сомнения или же это имеется в виду, что вступление в поток это очищение от неверных вглядов и сомнения? (Тут наверно скорее всего имется в виду плод вступления в поток)

Ассаджи

#15
Цитата: Zom от 13:44 24 декабря 2008
В конце концов он выходит за пределы джхан и вступает в ниродхи-самаппати - прекращение всякого восприятия и ума, и таким образом познаётся ниббана. То есть отсутствие всего познаётся на опыте как высшее блаженство.

Я бы хотел кстати найти сутту, в которой говорится, что после выхода из ниродхи обязательно достигается либо архатство, либо не-возвращение. Это утверждение слышал мгногократно у разных учителей, но ссылки на сутту так и не нашёл.

Нет такой сутты.

О ниродха-самапатти:
http://www.palikanon.com/english/wtb/n_r/nirodha_samaapatti.htm

Sattadhātusuttaṃ

95. Sāvatthiyaṃ viharati...pe... ''sattimā, bhikkhave, dhātuyo. Katamā satta? Ābhādhātu, subhadhātu, ākāsānañcāyatanadhātu, viññāṇañcāyatanadhātu, ākiñcaññāyatanadhātu, nevasaññānāsaññāyatanadhātu, saññāvedayitanirodhadhātu – imā kho, bhikkhave, satta dhātuyo''ti.

Evaṃ vutte, aññataro bhikkhu bhagavantaṃ etadavoca – ''yā cāyaṃ, bhante, ābhādhātu yā ca subhadhātu yā ca ākāsānañcāyatanadhātu yā ca viññāṇañcāyatanadhātu yā ca ākiñcaññāyatanadhātu yā ca nevasaññānāsaññāyatanadhātu yā ca saññāvedayitanirodhadhātu – imā nu kho, bhante, dhātuyo kiṃ paṭicca paññāyantī''ti?

''Yāyaṃ, bhikkhu, ābhādhātu – ayaṃ dhātu andhakāraṃ paṭicca paññāyati. Yāyaṃ, bhikkhu, subhadhātu – ayaṃ dhātu asubhaṃ paṭicca paññāyati. Yāyaṃ, bhikkhu, ākāsānañcāyatanadhātu – ayaṃ dhātu rūpaṃ paṭicca paññāyati. Yāyaṃ, bhikkhu, viññāṇañcāyatanadhātu – ayaṃ dhātu ākāsānañcāyatanaṃ paṭicca paññāyati. Yāyaṃ, bhikkhu, ākiñcaññāyatanadhātu – ayaṃ dhātu viññāṇañcāyatanaṃ paṭicca paññāyati. Yāyaṃ, bhikkhu, nevasaññānāsaññāyatanadhātu – ayaṃ dhātu ākiñcaññāyatanaṃ paṭicca paññāyati. Yāyaṃ, bhikkhu, saññāvedayitanirodhadhātu – ayaṃ dhātu nirodhaṃ paṭicca paññāyatī''ti.

''Yā cāyaṃ, bhante, ābhādhātu yā ca subhadhātu yā ca ākāsānañcāyatanadhātu yā ca viññāṇañcāyatanadhātu yā ca ākiñcaññāyatanadhātu yā ca nevasaññānāsaññāyatanadhātu yā ca saññāvedayitanirodhadhātu – imā nu kho, bhante, dhātuyo kathaṃ samāpatti pattabbā''ti?

''Yā cāyaṃ, bhikkhu, ābhādhātu yā ca subhadhātu yā ca ākāsānañcāyatanadhātu yā ca viññāṇañcāyatanadhātu yā ca ākiñcaññāyatanadhātu – imā dhātuyo saññāsamāpatti pattabbā. Yāyaṃ, bhikkhu, nevasaññānāsaññāyatanadhātu – ayaṃ dhātu saṅkhārāvasesasamāpatti pattabbā. Yāyaṃ, bhikkhu, saññāvedayitanirodhadhātu – ayaṃ dhātu nirodhasamāpatti pattabbā''ti.

В переводе досточтимого Бхиккху Бодхи:

11 (1) Seven Elements

At Savatthi. "Bhikkhus, there are these seven elements. What seven? The light element, the beauty element, the base of the infinity of space element, the base of the infinity of consciousness element, the base of nothingness element, the base of neither-perception-nor-nonperception element, the cessation of perception and feeling element. These are the seven elements."
When this was said, a certain bhikkhu asked the Blessed One:
"Venerable sir, as to the light element... the cessation of perception and feeling element: in dependence on what are these elements discerned?"

"Bhikkhu, the light element is discerned in dependence on darkness. The beauty element is discerned in dependence on foulness. The base of the infinity of space element is discerned in dependence on form. The base of the infinity of consciousness element is discerned in dependence on the base of the infinity of space. The base of nothingness element is discerned in dependence on the base of the infinity of consciousness. The base of neither-perception-nor-nonperception element is discerned in dependence on the base of nothingness. The cessation of perception and feeling element is discerned in dependence on cessation."
"But, venerable sir, as to the light element ... the cessation of perception and feeling element: how is the attainment of these elements to be attained?"

"The light element, the beauty element, the base of the infinity of space element, the base of the infinity of consciousness element, and the base of nothingness element: these elements are to be attained as attainments with perception. The base of neither-perception-nor-nonperception element: this element is to be attained as an attainment with a residue of formations. The cessation of perception and feeling element: this element is to be attained as an attainment of cessation."


SilentTruth

У меня есть один вопрос интересующий меня более 6-ти лет.

В то время не был знаком ни с Буддизмом ни с какой-либо другой религей, возможно немного знал Христианство.

У меня было много стресса в жизни и захотелось научиться раслабляться. Тогда не знал такого слова как медитация. И вот на интернете поискавши по слову "разлабление" нашел, что нужно лечь и раслабить сознательно тело и так постепено с раслаблением тела раслабится и ум.
С того времени стал так практиковать по пару раз в день, и так полтора года.

Еще до этого за пару лет, у меня случались некоторые боли в районе желудка, и боли были очень сильные, и приходилось лечь и раслабится, и получалось, что боль, раслабленеи и сознание боли, и тогда перестовало быть страдание по поводу этой боли. Потом боль проходила и далее занимался своими делами.

И вот, когда начал практиковать раслабление тела, то уже был навых сознательности ощущений в теле. И вот сконцентрировавши свой ум просто давал телу и уму раслабится, ум наблюдает свободный от мышления, а тело раслаблялось полностью.

И так пару раз в день, оно пришло к тому, что мне хватало 5 минут дабы полность раслабить тело, или отключить любую часть тела полностью, если бы кто взял мою руку, или ногу, то они были бы свободны, как отключены.

Мне стало интересно, ведь раслабляя так тело, начались чувстоваться разные ощущения в теле, моя осознаность позволяля мне наблюдать за этим процесами не вовлекаясь. К примеру звук в комнате или окола дома мог вызвать волну вибрации в теле. Было очень много инетерсных явлений. Мне было очень интересно, и всё получалось очень быстро и прогресировало быстрыми темпами. И вот всё глубже и глубже погружался в осознании тела, тело было как обьект наблюдения.
Помню, что однажны пошел к зубному, и мне нужно было делать пару зубов, это одни из болючих зубов, мне так сказала зубной врач, на что её ответил, что мне не нужна анастезия, ей это обьяснил самоконтролем, она мне делала зубы без анастезии, и очень удивлялась, так как это болевые зубы и что у меня нет реакции на боль, и что даже мои зрачек не реагирует на это.

И вот однажны прилег помедитировать, и всё шло очешь хорошо, очень гладко. Ум осозновал тело, и вибрации ума, как частота ума на которой ум работает, сменяя частоту работы ума осозновалось всё более тонкое понимание тела. Получается, что тело вибрирует, а ум как частота вибрации, которую он может осознвоать в теле. И вот понявши это, стал глубже погружать ум, насчитал четыре разных состояние ума, четыре разных вида фоновых вибрации. На четвертой, обьект ума тело, стало мыслью, там мысть становилась умом, тоесть тело как таковое исчезло, был ум осознающий мысль, потом уже ум осознающий сам ум, и когда ум понял, что это осознаётся сам ум, то так как погружалось состояние всё далее и далее, то осозналось, что ум возникает от осознанеи ума, и что если ум прекратит работу, то исчезнет обьект осознания, и изчезнет тогда сам ум осознающий ум, и возник невероятный ужас пронизывающий всё - это конец, полное неведение, как бездна, и понялось, что нужно отпустить ум, и тогда будет возможно пройти далее. С отпусканием ума, затуханием ума, ум, осознание, стало затухать, и как зажена однажны спичка потухла. И ум осознал это конец ума. На этом и закончилось. Далее немогу ничего сказать, так как не могу ничего сказать по этому поводу, что произошло, так как нечего сказать по этому поводу. Через какое-то время, как потом понял, возникло сознание, это как если в полной тьме возникл свет, с возникновенеим сознание оно стало обьектом сознание, тоесть ум и сознавание ума. Потом всё пошло в обратную. Более грубые вибрации, более грубые вибрации, ощущение, распознание, восприятие, тело. Потом тело было заморожено и нужно было время его включить, последовательно каждый орган. Когда полностью пришел в себя и встал, то ум был очень очень чистый, у меня еще такого чистого, прозрачного, светлого ума еще небыло в этой жизни. Казалось, что ум своей чистотой просвещает стены, все барьеры и все мысли. Была полная яность в уме.

Потом всё вернулось опять к прежнему. Карма стала делать своё дело. Опять заблуждения, влечения, отвращения. Множество страданий.
И подумалось, что это не решило моих проблем и стал искать решения моих проблем далее.

С этого опыта осталось понимание в глубине ума, что видимые, слышымые, и другие убьекты ума, так же и мысли, это сам ум, и тот сам ум он от ума, ум и осознание ума, ум ума. Но проблем, страданий жизни это понимание полностью не решило.

Мне интересно с Тхеравадской точки зрения, что это был за опыт?

Для себя знаю, что оно, как оно, почему оно, и зачем оно. Мне интересна терминология, и понимание Тхеравады. Если кто сможет меня просветить в этом деле, буду весьма рад :-)

Zom

ЦитироватьМне интересно с Тхеравадской точки зрения, что это был за опыт?

Мне кажется это было некое состояние транса или полу-сон.

ЦитироватьО ниродха-самапатти:
http://www.palikanon.com/english/wtb/n_r/nirodha_samaapatti.htm

Ага, здесь говорится наоборот, что если ты не архат или не анагамин, то вступить туда не можешь.

А это подтверждается ли суттами?

Я насчитал как минимум три, где говорится о ниродха-самаппати.
Например, Ниббана сутта.
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an09/an09.034.than.html

Но там не говорится, что это должен быть архат (чтобы достичь этого состояния)

Ассаджи

Цитата: SilentTruth от 02:51 25 декабря 2008
Мне стало интересно, ведь раслабляя так тело, начались чувстоваться разные ощущения в теле, моя осознаность позволяля мне наблюдать за этим процесами не вовлекаясь. К примеру звук в комнате или окола дома мог вызвать волну вибрации в теле. Было очень много инетерсных явлений. Мне было очень интересно, и всё получалось очень быстро и прогресировало быстрыми темпами. И вот всё глубже и глубже погружался в осознании тела, тело было как обьект наблюдения.

Я бы на Вашем месте тут занялся развитием мудрости, систематически отслеживал бы реакции по каждой из дверей чувств, как описано в Чхачхакка сутте:
http://dhamma.ru/canon/mn148.htm

ЦитироватьИ вот однажны прилег помедитировать, и всё шло очешь хорошо, очень гладко. Ум осозновал тело, и вибрации ума, как частота ума на которой ум работает, сменяя частоту работы ума осозновалось всё более тонкое понимание тела. Получается, что тело вибрирует, а ум как частота вибрации, которую он может осознвоать в теле. И вот понявши это, стал глубже погружать ум, насчитал четыре разных состояние ума, четыре разных вида фоновых вибрации. На четвертой, обьект ума тело, стало мыслью, там мысть становилась умом, тоесть тело как таковое исчезло, был ум осознающий мысль, потом уже ум осознающий сам ум, и когда ум понял, что это осознаётся сам ум, то так как погружалось состояние всё далее и далее, то осозналось, что ум возникает от осознанеи ума, и что если ум прекратит работу, то исчезнет обьект осознания, и изчезнет тогда сам ум осознающий ум, и возник невероятный ужас пронизывающий всё - это конец, полное неведение, как бездна, и понялось, что нужно отпустить ум, и тогда будет возможно пройти далее. С отпусканием ума, затуханием ума, ум, осознание, стало затухать, и как зажена однажны спичка потухла. И ум осознал это конец ума. На этом и закончилось.

Как я понимаю, если не заниматься расширением, просторностью ума на основе подходящих опор сосредоточения (например, того же воздуха в анапанасати), то в итоге попадаешь в "достижение отсутствия распознавания" (асання-самапатти, на санскрите асамджни-самапатти).

Regarding the cessation of sensory experience after the stabilization of the fourth jhana, the abhidharmikas of certain northern schools state that the meditator can enter directly into a cessation type attainment called asamjna-samapatti (P: asanna-samapatti, although I'm not aware that it is ever mentioned in Theravada literature?) if the meditator fails to correctly enter into the perception of the ayatana of infinite space. It seems to be a general conclusion that this asamjna-samapatti is a wrong turn and one should avoid it and properly go through the four formless samapattis before entering the full cessation experience of sanna-vedana-nirodha (also called "nirodha-samapatti"). So it seems to me that when Ajahn Brahms is describing a state of cessation of not only sensory consciousness and feeling (vedana), but also the cessation of volitional intention and virtually all other mental factors, including that of perception (sanna), that this experience is either that of sanna-vedanna-nirodha proper, or else it is that of asamjna-samapatti.

http://www.forum.websangha.org/viewtopic.php?f=18&t=217&start=45

Ассаджи

Отрывок из статьи досточтимого Тханиссаро Бхиккху:

The best state of concentration for the sake of developing all-around insight is one that encompasses a whole-body awareness. There were two exceptions to Ajaan Fuang's usual practice of not identifying the state you had attained in your practice, and both involved states of wrong concentration. The first was the state that comes when the breath gets so comfortable that your focus drifts from the breath to the sense of comfort itself, your mindfulness begins to blur, and your sense of the body and your surroundings gets lost in a pleasant haze. When you emerge, you find it hard to identify where exactly you were focused. Ajaan Fuang called this moha-samadhi, or delusion-concentration.

The second state was one I happened to hit one night when my concentration was extremely one-pointed, and so refined that it refused settle on or label even the most fleeting mental objects. I dropped into a state in which I lost all sense of the body, of any internal/external sounds, or of any thoughts or perceptions at all — although there was just enough tiny awareness to let me know, when I emerged, that I hadn't been asleep. I found that I could stay there for many hours, and yet time would pass very quickly. Two hours would seem like two minutes. I could also "program" myself to come out at a particular time.

After hitting this state several nights in a row, I told Ajaan Fuang about it, and his first question was, "Do you like it?" My answer was "No," because I felt a little groggy the first time I came out. "Good," he said. "As long as you don't like it, you're safe. Some people really like it and think it's nibbana or cessation. Actually, it's the state of non-perception (asaññi-bhava). It's not even right concentration, because there's no way you can investigate anything in there to gain any sort of discernment. But it does have other uses." He then told me of the time he had undergone kidney surgery and, not trusting the anesthesiologist, had put himself in that state for the duration of the operation.

In both these states of wrong concentration, the limited range of awareness was what made them wrong. If whole areas of your awareness are blocked off, how can you gain all-around insight? And as I've noticed in years since, people adept at blotting out large areas of awareness through powerful one-pointedness also tend to be psychologically adept at dissociation and denial. This is why Ajaan Fuang, following Ajaan Lee, taught a form of breath meditation that aimed at an all-around awareness of the breath energy throughout the body, playing with it to gain a sense of ease, and then calming it so that it wouldn't interfere with a clear vision of the subtle movements of the mind. This all-around awareness helped to eliminate the blind spots where ignorance likes to lurk.

http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/jhananumbers.html

Из статьи Рода Бакнелла:

At the end of three weeks I was able to maintain uninterrupted mental one-pointedness for prolonged periods. During such periods nothing was present in consciousness but the meditation object, the sensations in the abdomen. The rest of the body, and the world outside it, had ceased to exist. I identified completely with the sensations: I was the sensations. Increasingly I experienced synaesthetic effects. For example, I often "saw" the pattern of sensations in the abdomen in various forms -- usually as an oscillating system of levers, or as a pulsating globe of light. On my teacher's advice I took this mental image as my new object of concentration. (The sitting practice had, by this stage, become the principal component of the meditative regime; mindful walking was now of secondary importance.) Then one day, as I was concentrating on my pulsating image, it suddenly disappeared, plunging me into a pitch-back emptiness. My teacher regarded this strange experience as an important meditative attainment, and told me to cultivate and prolong it. I followed his instruction for a time -- until I learned that the objective was to prolong the state of emptiness to twenty-four hours. The achievement of that feat would constitute successful completion of the meditation course.

http://www.geocities.com/Athens/Academy/9280/bucknell.htm