Влияние эмоций на взгляды

Автор Ajir, 17:02 08 августа 2024

« назад - далее »

Ajir

Приведу длинную выдержку из Льюиса Клайва Стейплза, англиканского автора двадцатого века, в СНГ больше всего известного как автора "Хроник Нарнии" (художественной книги), но его богословские труды пользуются некоторыми популярностью и уважением у многих православных.
Цитирую так как это лучшее объяснение вопроса, какое встречал, но задую вопрос - упоминается ли аналогичная идея в буддизме или/и индуизме? Наверно должна быть, так как то, что он в этой цитате говорит - не завязано строго на именно христианское мировоззрение, наоборот, даже он сам мимоходом отмечает "Ни христианские убеждения, ни какие бы то ни было другие не закрепляются в человеческом уме автоматически."

"В этой главе я собираюсь поговорить с вами о том, что христиане называют верой. Очевидно, что слово «вера» используется ими в двух смыслах или на двух уровнях; и я рассмотрю каждый из них по очереди. В первом случае это слово означает принятие или признание за истину доктрин христианства. Довольно просто. Но вот что озадачивает людей, по крайней мере, озадачивало меня: в этом смысле христиане рассматривают веру как добродетель. Я, помню, не переставал задавать вопросы, почему, на каком основании она может быть добродетелью – что может быть морального или аморального в принятии или непринятии какого-то набора заявлений? Я говорил, что каждый здравомыслящий человек принимает или отвергает любое заявление не потому, что он хочет или не хочет его принять, но потому, что доводы в пользу его кажутся ему либо удовлетворительными, либо нет. И если он ошибся, оценивая, насколько вески представленные ему доказательства, это не значит, что он плохой человек. Разве что недостаточно умный. Если же, считая доказательства неубедительными, он все-таки старался бы поверить, несмотря ни на что, это было бы просто глупо.
Что ж, я и сегодня придерживаюсь этой точки зрения. Но тогда я не видел одной вещи, которой многие люди не видят и по сей день. Я считал, что, если человеческий разум однажды признал что-то как истину, это «что-то» автоматически будет считаться им истиной до тех пор, пока не появится серьезная причина для пересмотра привычной точки зрения. Я фактически считал, что человеческий разум целиком управляется логикой. Но это не так. Например, умом – на основании веских доказательств я совершенно убежден в том, что обезболивающие средства не могут вызвать у меня удушья и что опытный хирург не начнет операцию, пока я совсем не усну. Однако это не меняет того факта, что, когда меня кладут на операционный стол и я ощущаю на своем лице эту ужасную маску, меня, словно ребенка, охватывает паника. Мне приходит в голову, что я задохнусь, я пугаюсь, что меня начнут резать прежде, чем мое сознание отключится окончательно. Иными словами, я теряю веру в анестезию. И происходит это не потому, что эта вера противоречит рассудку. Напротив, им-то она и обоснована. Я теряю ее из-за воображения и эмоций. Битва между верой и разумом, с одной стороны, и эмоциями и воображением, с другой.
Когда вы задумаетесь над этим, то в голову вам придет множество примеров. Человек знает на основании достоверных фактов, что его знакомая девушка большая лгунья, что она не умеет держать секретов и ей нельзя доверять. Но когда он оказывается в ее обществе, разум его теряет веру в эту информацию о ней и он начинает думать: «А может быть, на этот раз она будет другой», и снова ставит себя в дурацкое положение, рассказывая ей то, чего рассказывать не следовало. Его чувства и эмоции разрушили его веру в то, что было правдой, и он это знал.
Или возьмите другой пример: мальчик учится плавать. Он прекрасно понимает умом, что человеческое тело совсем не обязательно пойдет ко дну, если оставить его в воде без поддержки: он видел десятки плавающих людей. Но сможет ли он верить в это, когда инструктор уберет руку и оставит в воде без поддержки именно его? Или он внезапно потеряет веру, испугается и пойдет ко дну?
Приблизительно то же происходит с христианством. Я не прошу кого бы то ни было принять Христа, если рассудок его под давлением убедительных доказательств говорит ему обратное. Так вера не приходит. Но предположим, голос рассудка, опять-таки под давлением доказательств, свидетельствует в пользу христианства. Я могу сказать, что случится на протяжении нескольких последующих недель. Наступит момент, когда вы получите плохие известия, или попадете в беду, или встретите людей, не верящих в то, во что вы верите, и тотчас же поднимутся противоречивые чувства и поведут атаку на убеждения. Или придет минута, когда вы пожелаете обладать женщиной, или захотите сказать ложь, или впадете в самолюбование, или подвернется случай раздобыть деньги не совсем честным путем, – короче, такая минута, когда было бы удобнее, если бы вся эта христианская вера оказалась выдумкой. И снова желания поведут атаку на убеждения. Я не говорю о таких моментах, когда вы столкнетесь с новыми логическими доводами против христианства. Таким доводам или фактам надо смело смотреть в лицо, но не об этом, речь. Я говорю о тех случаях, когда христианским убеждениям человека противостоят чувства и настроение.
Вера в том смысле в каком я сейчас употребляю это слово – искусство держаться тех убеждений, с которыми разум однажды согласился, независимо от того, как меняется настроение; потому что настроения человека будут меняться, какую бы точку зрения он ни принял. Я знаю это из личного опыта. Теперь, когда я стал христианином, у меня бывает временами такое состояние, когда христианская истина представляется мне маловероятной. Но в бытность мою атеистом на меня порой находило настроение, когда она, напротив, казалась мне очень вероятной. Подобного мятежа против вашего истинного «я» со стороны ваших чувств и настроений вам в любом случае не избежать. Вот почему вера так необходима. Пока вы не научитесь управлять настроениями, – пока вы не укажете им на их место, вы не сможете оставаться ни убежденным христианином, ни убежденным атеистом. Вы будете вечно мятущимся существом, чьи убеждения зависят от погоды или от пищеварения. Следовательно, человек должен развивать в себе привычку веры.
Первый шаг в этом направлении – признать, что ваши настроения постоянно меняются. Далее. Если вы однажды приняли христианство, то следующий ваш шаг – позаботиться о том, чтобы каждый день на какое-то время сознательно возвращаться разумом к его основным доктринам. Вот почему ежедневные молитвы, чтение религиозной литературы и посещение церкви составляют столь неотъемлемую часть христианской жизни. Мы нуждаемся в постоянном напоминании о том, во что мы верим. Ни христианские убеждения, ни какие бы то ни было другие не закрепляются в человеческом уме автоматически. Их необходимо питать. Возьмите сто человек, потерявших веру в христианство, и поинтересуйтесь, сколько из них изменили свои убеждения под воздействием доводов разума? Вы увидите, что большинство отошло от христианства просто так, из-за своей инертности."

Клайв Стейплз Льюис
Просто христианство
https://azbyka.ru/fiction/prosto-xristianstvo/4/#ch_0_4_11

В свете изложенного - интересна сегодняшняя научная новость. То, о чем говорится в ее названии - звучит грустно, но вовсе не нелепо в свете изложенного.

Времена года повлияли на моральные ценности американцев
Большее одобрение моральных ценностей в США наблюдалось весной и осенью, а меньшее — летом и зимой
https://nplus1.ru/news/2024/08/08/moral-values-and-seasons

Ассаджи

Цитата: Ajir от 17:02 08 августа 2024упоминается ли аналогичная идея в буддизме

Мне это напомнило разницу между взглядами и видением:

https://www.accesstoinsight.org/lib/authors/bodhi/bps-essay_25.html

Это даже более толковое обьяснение.

Curious

#2
Льюис - серьезный автор и мыслитель. Я недавно читал его труд "Человек отменяется", и хотя нельзя со всем согласиться, есть пища для размышлений.

Мне кажется в его труде затронуто то, что человек под влиянием эмоций теряет ориентир в целом. Для одного - это христианские убеждения, для другого 5 обетов в буддизме, кто-то гуманист, но испытывает соблазны.

По теме есть знаменитая Калама сутта, где Будда говорит, что вера должна быть взвешенной.

Там же говорится о влиянии эмоций:

"– А если, каламы, человек, который исполнен желаний, испытывает ненависть и находится в заблуждении, который побежден алчностью, ненавистью и неведением, чьи мысли находятся под их властью, отнимет жизнь, возьмет то что ему не дано, совершит прелюбодеяние и станет обманывать, а также будет призывать других к этому же – будет ли это ему во вред и приведет ли его к длительному страданию?

– Да, Господин."

https://www.dhamma.ru/canon/an/an3-65.htm

По-моему приоритет должна иметь нравственность как таковая, чтобы она имела возможность выдерживать натиск эмоций. В своих главных чертах она почти одинакова, что в христианской, что в буддийской культуре, особенно в современном мире.

Говоря о творческом наследии Клайва Льюиса, вероятно, христианские взгляды в его произведениях появились под влиянием его друга, также известного автора Джона Толкина, написавшего знаменитые "Властелин колец" и "Хоббит". Толкин был искренне верующим католиком.

Еще очень близко к теме,

Послание ап. Иакова, Глава 2:

24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.