Мотивы для практики

Автор Ajir, 11:55 14 июня 2025

« назад - далее »

Ajir

Тема общая.
Частный вопрос - я мог читать в каком-то из материалов сайта, что желание получить перерождение в одном из миров богов - нормальная мотивация на начальных стадиях практики, но на поздних стадиях от такого желания нужно отказаться, нужно желать лишь ниббаны?

Ассаджи

Чтобы всем сердцем желать Ниббаны, нужно сначала верно постичь, что же это такое.

На начальных этапах важна "верная решимость" (самма-санкаппа) развивать умелые способы поведения:

https://accesstoinsight.org/ptf/dhamma/sacca/sacca4/samma-sankappo/index.html

Даже хотя досточтимый Нанда в самом начале пути стремился к райским удовольствиям, важно, что он тщательно охранял двери восприятия:

https://www.dhamma.ru/forum/index.php?topic=433.msg2968#msg2968

Curious

Есть много сутт, которые направлены на обучение мирян. Читал, если я не ошибаюсь в одном из трудов дост. бхиккху Бодхи, что в буддийских странах люди также гораздо чаще нацелены на благое перерождение, чем на ниббану в этой жизни.

Среди сутт можно назвать АН 8.54:

"We are lay people enjoying sensual pleasures: living crowded with spouses and children; using Kāsi fabrics and sandalwood; wearing garlands, scents, and creams; handling gold and silver. May the Blessed One teach the Dhamma for those like us, for our happiness and well-being in this life, for our happiness and well-being in lives to come."

Мирянин говорит о том, что миряне наслаждаются чувственными удовольствиями, имеют детей, принимают золото и серебро, и просит Будду дать наставление как быть благополучным в этой и следующих жизнях. Будда дает подробное наставление.

https://www.dhammatalks.org/suttas/AN/AN8_54.html

Я бы еще добавил, что буддизм очень ярко ставит цель избавиться от страданий, и это понятно любому человеку, который столкнулся со страданием, то есть почти всем людям это понятно. Но вот с благами возможных будущих жизней уже не такое ясное понимание, нет такого явного отталкивания, как от страдательного. Даже в человеческой жизни есть много приятных вещей, что же говорить о райских обителях, где жизнь длится миллионы лет и больше. Хотя это цель не главная в буддизме, но как минимум можно понять тех, кто стремится переродиться в благом уделе.

Ajir

#3
Цитата: Curious от 04:26 23 июня 2025Я бы еще добавил, что буддизм очень ярко ставит цель избавиться от страданий, и это понятно любому человеку, который столкнулся со страданием, то есть почти всем людям это понятно.
Любопытный и грустный момент, что с целью избавления от страданий - как ни странно, не все согласны.
Я как-то грустно размышлял, что буддизм хоть ставит своей целью прекращение страданий, а в христианстве порой прямо стремятся к страданиям.

" Не чудеса и знамения, а крестоношение — признак духовности нашего времени. Святость XX века — это ежедневное мученичество. Автобиография архиепископа Луки — лучшее доказательство этого. "Я полюбил страдание", — писал он в одном из писем. Такими словами мы решили назвать книгу его воспоминаний. В этих словах весь жизненный путь настоящего подвижника нашего времени. "

«Я полюбил страдание...». Автобиография
Войно-Ясенецкий Лука, святитель
https://predanie.ru/book/70926-ya-polyubil-stradanie-/

Добавка. Отмечу, что сам Лука Войно-Ясенецкий при этом - не какой-то "полный мракобес". Я читал часть его книг, они достаточно разумные.
И он был значимым медиком.
Если честно, оценить Насколько Значимым - не могу, но он не только сам оперировал людей и издал какие-то труды по хирургии, но и был удостоен включения небольшой статьи о нем в советскую медицинскую энциклопедию.

Пометка. Я вроде точно помню, что видел статью о Войно-Ясенецком в Большой Медицинской Энциклопедии, но сейчас бумажная дома, а я не дома. Найти онлайн версию не получается с налета.

Curious

Цитата: Ajir от 15:37 05 июля 2025Любопытный и грустный момент, что с целью избавления от страданий - как ни странно, не все согласны.
Я как-то грустно размышлял, что буддизм хоть ставит своей целью прекращение страданий, а в христианстве порой прямо стремятся к страданиям.

Думаю, Ваша мысль в определенной степени верна. Не со всеми людьми верна (поскольку большинство людей любой религии, скорее, все-таки страдать не хотят), но в самих учениях вектор по отношению к страданию действительно совершенно разный. В христианстве считается, что оно может быть полезно для духовного роста.