Изобретение заново отдельных буддийских методов

Автор Ассаджи, 17:46 12 сентября 2004

« назад - далее »

Ассаджи

Западная психологическая культура взрослеет, и некоторые талантливые люди заново изобретают методы, описанные Буддой.

Например, ряд специалистов по биологической обратной связи используют нечто вроде сосредоточения на дружелюбии для раскрепощения пациента и облегчения боли:

Цитировать... feedback from a physical therapist who had referred me a patient with muscle spasms whom she could not massage for long, because during massage, the patient would become cold:  teaching Len Ochs' Comfort Cycle combined with thermal fingertip biofeedback enabled much longer and more successful periods of massage.  (The Comfort Cycle is similar to Doc Childre's Heart Focus and Heart Breathing technique of focusing attention at center of chest.  In Childre's technique, one tunes in to any sensation at center of chest and pretends to breathe in and out through the heart, while recalling moments or feelings of appreciation, warmth.  In the Comfort Cycle, one instructs client to tune in to sensation at center of chest and look for feelings of warmth, and appreciating any success in noticing sensation or warmth.  Once felt and enhanced by appreciation, any warmth experienced can be moved, by shift of attention focus, to surface of skin anywhere on the body to help with non-throbbing pain.  For throbbing pain, one moves warmth as far away as possible from throbbing blood vessels, i.e. to the opposite end and side of the body.  Rob Kall at Futurehealth used to sell audiotape, don't know whether he still does.)

http://www.heartmath.com/freezeframer/stress-reviews-awards.html

Ричард Паркер из Австралии заново изобрел отслеживание текущих умственных качеств, свободу от убеждений и "брахма вихары", и достиг хороших результатов.

http://www.actualfreedom.com.au/richard/articles/abriefpersonalhistory.htm
http://www.actualfreedom.com.au/richard/articles/thismomentofbeingalive.htm

ddoff

Интересно, что именно на эту тему я и размышлял сегодня, когда просматривал сайт http://www.alexandertechnique.com/.  Либо я читал его невнимательно, либо это заново открытая буддистская практика mindfulness (sati).

Ассаджи

Прекрасно вписываются в буддийский контекст и методы "осознавания через движение" Моше Фельденкрайза.

http://www.feldenkrais.com/

Ассаджи

Разработки, перекликающийеся с буддийскими, появляются и в российской психотерапии, например, в книге петербургского терапевта Андрея Курпатова "Счастлив по собственному желанию"
http://www.libelli.ru/library/tema/sc/psychol/native/a-l/kurpatov.htm

Ассаджи

#4
Ключевой частью практики является "различение умственных качеств" (дхамма-вичая), с их называнием (апилапана).

С этим перекликается "фокусирование" Юджина Джендлина:

http://www.focusing.org/russian.html
http://www.pt-center.ru/focus.php

Показательные примеры применения "различения умственных качеств" можно найти в Дведхавитакка сутте http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/majjhima/mn-019-tb0.html и в Упаккилеса сутте http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/wings/part3.html#passage-161

Ассаджи

#5
ЦитироватьНаучиться часами сохранять неподвижную позу для того, чтобы рассматривать предмет "вполне объективно", как будто тебя самого тут и нет, это прежде всего достижение в области двигательного аппарата и его иннервационной дисциплины.

Ухтомский А.А. Избранные труды. Л., 1978. С. 253.

http://www.college.ru/biology/course/content/scientist/uhtonsky.html
http://museum.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12818&ob_no=12661
http://psy.kemcity.ru/vocab/txt/uu24.htm
http://rurikovichi.chat.ru/portrets/Uhtomskii_AAsotr.jpg
http://ariom.ru/wiki/UxtomskijjAleksey
http://ariom.ru/wiki/PrincipDominanty
http://lib.world-mobile.net/psychology/wmobile_show_archives.php?subaction=showfull&id=1107774818&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&
http://www.examen.ru/Examine.nsf/Display?OpenAgent&Pagename=defacto.html&catdoc_id=9A2AE1AF8C031E62C3256A02003D2F59&rootid=9327995FB7A6D40FC3256A02002CE0D5
http://www.philosophy.ru/iphras/library/wbiof0.html#_Toc374363094

Ассаджи


Ассаджи

#7
Сейчас читаю книгу Майкла Холла "Моделирование совершенной личности. Редактирование судьбы".

http://www.bookshop.ua/Asp/annot.asp?bid=3811602
http://www.bolero.ru/product-45020501.html

Стр. 61-62:

"Задумайтесь о своих состояниях. Какие состояния (то есть настроения, эмоции, отношения, склонности) вы сегодня испытывали? Отмечайте их в дневнике - с того момента, как вы перешли от бессознательного состояния сна в  состояние пробуждения. В каком состоянии вы проснулись сегодня утром? Усталым? Раздраженным? Настороженным? Возбужденным, предвкушающим новый день? Нерешительным и ноющим "ну почему опять надо тащиться на работу"?

Каким бы вы назвали первое утреннее состояние - приподнятым или подавленным?

Большинcтву людей поначалу трудно вести дневник своих состояний. Даже определить то или иное состояние оказывается нелегко. Приходится рыться в словаре, подбирать определения: "Как же назвать это состояние?"

Чтобы облегчить определение состояния, выделите типичное состояние разума (то есть бодрствование, любопытство, удивление, медлительность и др.), состояние эмоций (гнев, стресс, тревога, радость, удовольствие, влюбленность и др.) и состояние организма (усталость, отдых, расслабление, напряженность и др.). Осознавать состояния и их компоненты со временем будет легче.

- Как долго вы пробыли в первом состоянии?
- Когда вы перешли в следующее?
- Как бы вы назвали это состояние?
- Какие факторы (события, люди, слова, ситуации) сыграли роль в смене состояния?"

Стр. 122

"Хорошо ли служит вам такой образ мышления?
Помогает ли вам в жизни такая речь?
Помогают ли в конечном счете добиваться целей подобные поступки?
Насколько полезно это состояние?
Вы действительно этого хотите?

Применяйте процедуру проверки, чтобы увидеть, ценным или нет является для вас данное поведение, эмоция, мысль, убеждение, обстоятельство и др. Посмотрите, продуктивно ли оно действует или создает ограничения."

Стр. 124

"Как я отношусь к этому человеку?
Как этот человек относится ко мне?
Как можно описать наши нынешние взаимоотношения?
В какое состояние я хотел бы переместить нас?

Благодаря этому состоянию ориентация в отношениях, бизнесе, переговорах и пр. происходит более осмысленно.

Как я отношусь к себе?
Как я отношусь к своей цели для этой задачи?
Где именно в реальности я хотел бы действовать эффективнее?
Как этот человек относится ко мне?
Какое отношение эта власть, влияние и т.п. имеет ко мне?

Такое "стратегическое" мышление вводит человек в мета-состояние осознания, которое приводит к перспективе более обширного уровня."

Ассаджи

23 января 1832 года родился Эдуард Мане. Он говорил: «Каждое произведение должно быть новым созданием духа. Надо оставить в стороне воспоминания, видеть только то, что видишь и смотреть на предметы, как если бы в первый раз».

http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0113/p0113.htm

Константин

Цитата: Ассаджи от 14:53 23 января 2008
23 января 1832 года родился Эдуард Мане. Он говорил: «Каждое произведение должно быть новым созданием духа...».

Главное, чтобы не новым созданием дуккха  >:D :lol:

Ассаджи

#10

Ассаджи

Из книги Тимоти Голви "Работа как внутренняя игра"

1. Сила НЕОЦЕНОЧНОГО ОСОЗНАНИЯ. Когда я понял, что мои наставления: «что следует» и «чего не следует» мешают ученику, я начал искать способ помочь ему учиться без них. Моя первоначальная цель заключалась в том, чтобы улучшить его осоз­нание полета мяча.

Когда ученик жаловался мне на плохой удар слева, я говорил ему, что мне хотелось бы отложить решение этой проблемы на потом. А пока я просто хочу, чтобы он более скрупулезно понаблюдал за мячом. Например, я мог попросить ученика приме­чать, как летит мяч перед контактом с ракеткой, – вверх, вниз или параллельно земле. Я тут же добавлял, что не прошу его что-то менять, пусть просто наблюдает за тем, что происходит. По мере того как наблюдения за полетом мяча все сильнее увлекали ученика, он все более «отвлекался» от попыток «Я 1» контролировать удар, и в этот момент вся воспринимаемая угроза исчезала.

«Мяч летел вверх, когда столкнулся с ракеткой. А этот летел ровно. А тот падал вниз с наивысшей точки», – когда я слышал нейтральную интонацию его голоса, я знал, что его мышление уже больше не было оценочным, по крайней мере, в тот момент. Сначала меня это поражало, но потом я уже был готов к тому, что в таком неоценочном режиме наблюдения за мячом многие технические элементы его маха изменялись спонтанно! Например, ноги уже не отступали назад, ракетка больше не отдергивалась так резко, а нога, находившаяся спереди, естественным образом переходила в положение, поддерживающее движение игрока вперед. Несколько мгновений – и его мах выглядел явно лучше, и при этом – никаких технических инструкций, в боль­шинстве случаев игрок даже не осознавал того, что происходят перемены.

http://hh.ru/contents/publication.do?publicationRubrikId=49&publicationId=1022
http://www.ozon.ru/context/detail/id/2219222/?type=3&img=1

The hard part is to remain conscious while working. When conscious, we see that it is important to us not only to achieve our goals on time, but to achieve them in a way that is satisfying. We see that it is important to enjoy and to learn while we are accomplishing the task at hand. But in the midst of the various pressures, routines, and momentums of our daily work life, it is not so easy to remain truly conscious.

The Inner Game of Work is about finding a way of working in which you can be more fully conscious—more aware of where you are, where you are going, and why. This is the essence of mobility and what sets it apart from conformity. It is what Self 2 is all about. It is why redefining work and learning to focus are important. All of this is geared to arriving at a place where we can work more consciously. This is what it takes to work free.

http://www.theinnergame.com/html/Chapter7_popup.html

Workers of the world, the chains that bind you are not held in place by a ruling class, a "superior" race, by society, the state, or a leader. They are held in place by none other than yourself. Those who seek to exploit are not themselves free, for they place no value in freedom. Who is it that really employs you and commands you to pick up your daily load? And who is it that you allow to pass judgment on the adequacy of your toil? Who have you empowered to dangle the carrot before you and threaten with disapproval? Who, when you wake each morning, sends you off to what you call your work?

Is there an "I want to" behind all your "I have to," or have you been so long forgotten to yourself that "I want" exists only as an idea in your head? If you have disconnected from your soul's desire and are drowning in an ocean of "have to," then rise up and overthrow your master. Begin the journey toward emancipation. Work only in such a way that you are truly self-employed."

http://www.theinnergame.com/html/Chapter10_popup.html

Ассаджи

Интервью Марлены Филд под названием "Сознательный выбор измениться":

http://bodymindspiritcoaching.com/marlena_press.php

Ассаджи

Три ключа к развитию внутренней отдачи: внимание, намерение и безоговорочное принятие.

http://www.thechangeblog.com/3-keys-to-developing-inner-productivity/


Ассаджи

Рут Запора
Импровизация присутствия (отрывки из книги)

Когда мы начинаем исследовать формы выражения - движение, звук или речь - мы начинаем лучше осознавать свои отношения с собственным опытом. Ясно, что мы не являемся нашим опытом. Мы являемся сознанием, наблюдающим за процессом. Мы не являемся нашими чувствами. Чувства, эмоции и мысли проходят через нас. Когда мы смеемся, мы не являемся смехом, мы проживаем смех; мы осознаем его; мы слышим и чувствуем его. В какой-то момент мы осознаем, что смеемся, замечаем пространство между нашим сознанием и смехом - между тем, кто действует, и самим действием. Именно с этой позиции мы можем играть со звуком смеха и даже самим чувством его.

Осознание того, что каждое наше действие является конструктом некоторых констелляций влияний сначала вызывает определенное опустошение. Мы не можем разобраться, что является нашим, а что лишь приходит к нам. Мы не знаем, кто мы такие. Постепенно это понимание освобождает нас. Мы отпускаем все, что старались удержать, и понимаем, что на самом деле нам ничего не принадлежит.

Во время импровизации на поверхность может неожиданно выплыть какой-то личный опыт. У нас есть выбор - позволить образам или чувствам проявиться или отправить их обратно на теневую сторону души. Если под воздействием страха, мы подавляем этот материал, то нам приходится оставаться в рамках ограничений. Это оказывает влияние на все, что мы делаем. Мы все время от чего-нибудь защищаемся. Если же мы начинаем исследовать эти образы с любопытством и пониманием того, что это всего лишь образы и чувства, и выбираем не выражать их, допустим, из-за несоответствия моменту, то тогда мы остаемся свободны. Иными словами, мы отделяем то, что называем своим, от того, что точно является нашим. Когда мы способны свободно исследовать нашу психику, возможности становятся бесконечными. Всеохватывающая паника по поводу того, что нам нечего сказать, становится паникой, с которой мы начинаем играть. Мы познаем "слепые", непознанные пятна, которые до этого были скрыты. Милосердие, присутствию которого у других мы так завидовали, отныне доступно нам. И больше нет "моего" и "вашего".

http://girshon.ru/txt/zapora1.htm

Ассаджи

#16
Арджуна Ардах и его практики принятия, благодарности и беспристрастия:

http://www.leapbeforeyoulookbooktour.com/free-chapters.php

Anatta

Когда я лежал в больнице, мне приносили ряд книг, среди которых была вот эта:
http://www.oriflame.ws/keho.htm

Об авторе:

В 1975 году Джон Кехо ушел жить в леса, чтобы в течение трех лет вдали от цивилизации изучать и постигать внутренние механизмы работы человеческого мозга. Черпая информацию из самых разнообразных научных и духовных источников, а также опираясь на личные наблюдения и опыт, Кехо разработал свою первую простую и весьма удачную программу развития силы мозга. В 1978 году на основе разработанных принципов он начал обучение людей, и уже к 1980 году его лекции пользовались колоссальным успехом во всем мире.

Особенно здесь интересна глава под номером 11, т.е. "Концентрация и размышления", т.к. именно в ней наиболее четко прослеживается то, о чем говорит Дмитрий...

Ассаджи

Talk Therapy for Kids' Pain: Better than Pills?
By John Cloud

A small study suggests that a form of mindfulness therapy called acceptance and commitment therapy may help children with chronic pain better than drugs

http://www.time.com/time/health/article/0,8599,1882901,00.html

Кусярон

#19
Юрий Михайлович Орлов
http://www.sanogen.ru/bio.htm
разработал методику саногенного мышления.

В книге "Самопознание и самовоспитание характера" (1987) он пишет:

ЦитироватьЕсли я могу управлять своими образами, то в конечном счете смогу управлять и своими чертами, уменьшая или усиливая их проявление в зависимости от моих целей самосовершенствования. Если мое воображение бесконтрольно и я не могу оказывать какого-либо влияния на него, то мои черты будут проявляться стихийно в соответствии с обстоятельствами и я буду полностью находиться во власти этих обстоятельств. Если же я могу управлять своими образами, то смогу в одной и той же ситуации увидеть то, что способствует проявлению моих лучших черт, и не дать проявиться своим плохим чертам и привычкам.

Это соотвествует буддийским методам, примениямым при охране каналов восприятия, устранении помех и четырех усилиях. Например, из Витаккасантхана-сутты:
ЦитироватьБывает, что порочные, неумелые мысли – связанные с желанием, отвращением, или заблуждением – возникают у монаха, в то время как он рассматривает и обращает внимание на какой-то перцептивный образ (нимитта). Он должен обратить внимание на другой перцептивный образ, помимо этого, связанный с тем, что умело. Когда он обращает внимание на этот другой перцептивный образ ..., порочные, неумелые мысли ... отбрасываются и стихают. С их уходом, он уравновешивает свой ум изнутри, успокаивает его, объединяет его, и сосредотачивает его. Точно так же, как умелый плотник или его ученик использовал бы маленький клин, чтобы выбить, вытащить, и вынуть большой; аналогично ... он уравновешивает свой ум изнутри, успокаивает его, объединяет его, и сосредотачивает его.

С чего начинался метод:
ЦитироватьКогда я, будучи студентом, из лекций по психологии узнал, какое огромное влияние на результативность деятельности оказывает внимание, я решил упражнять его.

Я нарисовал на листе бумаги точку и старался сосредоточить внимание на ней, смотреть постоянно, не отвлекаясь. В этом упражнении (о нем узнал из какого-то руководства) развивается устойчивость внимания, сосредоточенность. Я упражнялся некоторое время и заметил положительные сдвиги: я стал быстрее входить в работу, лучше писал сочинение, улучшилось и мое математическое мышление. Все это, очевидно, произошло потому, что меня стало труднее отвлечь в тот момент, когда я работал. Однако эти положительные сдвиги не сделали меня более постоянным в упражнениях. У меня просто не было времени, чтобы сидеть уставившись в эту точку, да и окружение мне мешало. Поэтому я постепенно забросил эти весьма полезные упражнения. «Почему, — подумал я, — мне надо обязательно сосредоточиваться на точке, нарисованной на чистом листе бумаги? Ведь сосредоточиваться можно на чем угодно». Постепенно вывел правило:
что бы я ни делал,
я делаю это с абсолютной сосредоточенностью.

После этого я заметил, что рутинные виды деятельности перестали меня раздражать, так как я стал их использовать как случай, благоприятный для упражнений в сосредоточенности. Оказалось, что, чем рутинней исполняемая деятельность, тем она оказывается полезней, если выбрать подходящий объект сосредоточения. Тем самым любая деятельность могла выступать как средство самосовершенствования. Вообще, чем больше вы сосредоточенны, тем быстрее течет время и тем эффективней деятельность, какой бы вид она ни имела.

В этих упражнениях я почувствовал, что самовоспитание — это не какой-то особый вид деятельности, а такой способ выполнения любой деятельности, при котором сама она выступает в качестве средства. И это не зависит от окружения, а полностью определяется вами.

Способность к сосредоточению — вот условие контроля психики.

Характеристики саногенного мышления:
ЦитироватьДля саногенного мышления характерны следующие особенности. Во-первых, самосознание характеризуется отделением Я от ситуаций и образов, насыщенных отрицательным эмоциональным содержанием. Эта особенность мышления проявляется в рефлексии или интроспекции, в которой наше Я делает объектом рассмотрения именно сами образы и эмоциональные реакции на них. Субъект отделяет себя от собственных переживаний и наблюдает их. Это отделение Я от чувств способствует ослаблению переживаний, освобождает образы от их «эмоциональной энергии». В самом деле, попробуйте представить со стороны, как у вас протекает радость, и вы почувствуете, что радость у вас ослабела или исчезла вовсе. Разумеется, когда дело касается радости, мы огорчаемся тем, что она исчезла. Но важен сам факт, что переживание исчезло. Исчезает не только положительное, но и отрицательное переживание, если мы сделаем его объектом умственного наблюдения «со стороны».
Почему это происходит? Ответ лежит в признании того, что переживание всегда «занимает» сознание, а в момент рассмотрения своей, например, обиды, сознание, направлено не на обстоятельства и образы, которые ее вызывают, а на то, как она у вас «устроена», и, естественно, происходит ее устранение из сознания.

Во-вторых, при саногенном мышлении интроспекция или размышление, направленное внутрь самого себя, осуществляется на фоне глубокого внутреннего покоя, в результате чего субъект воспроизводит, «проигрывает» ситуации стресса, пережитые ранее, на фоне релаксации (расслабления). Такого рода мышление создает угасающий эффект. Образы, ранее насыщенные страхом, стыдом или обидой, постепенно освобождаются от своего эмоционального содержания, и воспроизведение их в сознании не вызывает реакцию стресса.
Когда мы на фоне покоя воспроизводим стрессовую ситуацию, происходит приспособление к подобным ситуациям, так что когда они повторяются, то острые и сильные чувства уже не возникают.

В-третьих, саногенное мышление основано на конкретном представлении в сознании «строения» тех психических состояний, которые контролируются. Так, размышление об обиде предусматривает знание того, как устроена обида, какова ее структура. Такого рода самонаблюдение невозможно без знания основ психологии чувств и психологии личности. Для того чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще «устроены» эти психологические реальности. Поэтому обучение интроспекции (самонаблюдению) предусматривает знание психологических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может сделать ее объектом интроспекции и саногенного мышления. Тот, кто не знает этого, тот потерпит неудачу, так как он будет воспроизводить в своем воображении лишь образы, вызывающие опять же переживание обиды. Поэтому изучение методов интроспекции должно происходить под наблюдением психолога-учителя, помогающего устранить грубые ошибки, которые поначалу допускает ученик. Лишь усвоив основы саногенного мышления, приобретая соответствующие умственные навыки, человек может в дальнейшем самостоятельно продолжать работу по самосовершенствованию и оздоровлению своей психики.

В-четвертых, овладение саногенным мышлением предусматривает приобретение навыков погружения самого себя в состояние покоя и мира. Каждый с большой пользой для себя сможет применять аутотренинг как существенный элемент саногенного мышления. Погружение в состояние покоя способствует более легкому отделению Я от ситуации, угашению эмоционального заряда, заключенного в образах ситуаций, а также более глубокой концентрации внимания. Аутотренинг сам по себе принесет меньше пользы, если он не связан с саногенным мышлением.

В-пятых, саногенное мышление невозможно без достаточно развитого уровня сосредоточенности, концентрации внимания на объектах размышления. Процесс интроспекции невозможен, если наше внимание «плавает», рассеивается и не может сосредоточиться на умственных объектах интроспекции. Поэтому формирование саногенного мышления имеет своей предпосылкой концентрацию внимания.

Это использование самадхи для развития умелых и оставления неумелых качеств.

Противоположность саногенного мышления - патогенное. Параллели в буддийской терминологии - йонисико и айонисико манасикаро (основательное и неосновательное внимание).

http://www.sanogen.ru/
http://nkozlov.ru/library/psychology/d2473/print/?resultpage=13
http://www.veduca.ru/1_6_6_0_1_0_0_1.html
http://www.ecad.ru/mn-kd6_28.html
http://www.koob.ru/orlov_yu/

Ассаджи

Цитата: Ассаджи от 22:08 12 апреля 2006
Ключевой частью практики является "различение умственных качеств" (дхамма-вичая), с их называнием (апилапана).

С этим перекликается "фокусирование" Юджина Джендлина:

http://www.focusing.org/russian.html
http://www.pt-center.ru/focus.php

Показательные примеры применения "различения умственных качеств" можно найти в Дведхавитакка сутте http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/majjhima/mn-019-tb0.html и в Упаккилеса сутте http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/wings/part3.html#passage-161

Олег Матвеев популярно рассказывает о фокусировке, упоминая "Випассану":

http://omradio.rpod.ru/100123.html

Ассаджи

Из книги Пьера Адо "Что такое античная философия?":

Те из отцов церкви IV в., что были приверженны традиции Климента Александрийского и Оригена, например Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Евагрий Понтийский, в определенном смысле Афанасий Александрийский, и более поздние монахи, такие, как Дорофей из Газы (VI в.), не преминули истолковать в духе "христианской философии" явление монашества, распространяющееся с начала IV в. в Египте и Сирии. Именно тогда некоторые христиане решили достичь христианского совершенства подвижническим исполнением евангельских заповедей и подражанием жизни Христа, удалившись в пустыни, чтобы вести там жизнь, всецело посвященную суровой аскезе и медитации. Это не были высокообразованные люди, они и не помышляли о какой-либо связи с философией. Образцы для себя они находили в Ветхом и Новом Завете, а возможно — такое предположение нельзя априорно отвергать — в примерах буддийского либо манихейского аскетизма1. Кроме того, следует помнить, что уже во времена Филона и Иисуса существовали общины аскетов-созерцателей, как, например, терапевты, описанные у Филона Александрийского в трактате "О созерцательной жизни"2, где они, впрочем, именуются "философами", или же еврейская община Кумрана. Но для адептов "христианской философии", которые и сами будут практиковать монашество — Л. Буйе называет это движение "ученым монашеством"3, — "философия" будет означать теперь именно монашеский образ жизни как совершенную христианскую жизнь; однако "философия" эта сохранит тесную связь с мирскими понятиями душевного покоя, бесстрастия4, "жизни, согласной с природой и разумом"1. Как и светская философия, монашеская жизнь в этом случае будет представлять собой практику духовных упражнений2 — отчасти специфически христианских, но в значительной степени унаследованных от светской философии.

Мы обнаружим здесь внимание к самому себе, которое было главным принципом стоиков, а позднее неоплатоников3. Для Афанасия Александрийского4 в этом самая суть монашеского умонастроения. Рассказывая в "Жизни Антония", каким образом Антоний пришел к монашеству, он просто говорит, что тот обратил свое внимание на себя самого. Афанасий Александрийский передает слова Антония, сказанные им в день смерти ученикам:

Живите так, как если бы каждый день вам предстояло умереть, — обращая взор свой на себя самих и памятуя о моих наставлениях.

Григорий Назианзин чаще говорит о "внутренней сосредоточенности"5. Внимание к себе, сосредоточенность на настоящем, мысль о смерти в монашеской традиции будут неизменно связаны между собой, как и в светской философии. Антоний, например, советует ученикам, пробуждаясь, думать о том, что они, быть может, не доживут до вечера, и засыпать с мыслью, что они не проснутся, а Дорофей из Газы напутствует своих приверженцев так:

Обратим взоры наши, братия, на себя самих, будем бодрствовать, покуда есть у нас еще время [...] От начала нашей с вами беседы прошло два или три часа и мы приблизились к. смерти, однако ж нас не страшит мысль, что время утекает6.

Несомненно, что такое внимание к самому себе есть забота о высшей части своего существа. Это ясно видно в одной из проповедей Василия Кесарийского, темой которой послужили слова из Библии: "Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль"1. В толковании Василия Кесарийского нам встретятся все темы стоицизма и платонизма. Обращать внимание на самого себя — это значит пробуждать в себе разумные начала мышления и действия, которые Бог вложил нам в душу; это значит заботиться о себе самих, т.е. о своем разуме и душе, а не о том, что нам принадлежит, — не о теле и не об имуществе; это значит блюсти душевную красоту, исследуя свою совесть и познавая самих себя. Таким образом мы исправим суждения, которые мы выносим о себе самих, признав и убожество наше, и подлинное наше богатство — все те роскошные дары, какие являют собой мир, наше тело, земля, небо, звезды, а главное, назначенный душе удел2.

Внимание к самому себе предполагает практику исследования совести. Знаменитый монах Антоний советовал ученикам делать это письменно: "Пусть каждый записывает свои поступки и душевные побуждения, как если бы он должен был рассказать о них другим"3. Весьма ценное психологическое замечание: терапевтический эффект исследования совести будет большим, если оно получит внешнее выражение благодаря письму. Мы постыдились бы совершать предосудительные поступки на глазах у всех — письмо создаст впечатление, будто мы не одни: "Так пусть же запись заменяет нам чужие глаза". Как бы то ни было, такое упражнение — исследование совести — должно быть частым и регулярным. Дорофей из Газы рекомендовал отчитываться перед собой каждые шесть часов, а кроме того, подводить более общий итог состояния души каждую неделю, месяц, год4.

Внимание к самому себе и бдительность предполагают, как мы видели, также и умственные упражнения: они состоят в том, чтобы обдумывать, воспроизводить в памяти и всегда "иметь под рукой" принципы действия, по возможности сформулированные в виде кратких сентенций. В монашеской литературе этой потребности отвечают "Апофтегмы" и то, что называется "Kephalaia". "Апофтегмы"1 — это, как, впрочем, и апофтегмы мирских философов, яркие памятные изречения, произнесенные духовными учителями в конкретных обстоятельствах. "Kephalaia" ("главное", "основное") — собрания сравнительно коротких сентенций, обычно подбираемых по сотне. Размышление о примерах и сентенциях, как и в мирской философии, должно быть постоянным. Эпикур и Эпиктет рекомендовали предаваться такому размышлению днем и ночью. Дорофей из Газы тоже советует непрестанно размышлять, чтобы в нужный момент иметь наготове принципы действия; тогда человек сможет "использовать во благо всякое событие", т.е. всегда будет знать, что надлежит делать2.

Внимание к самому себе претворяется в господство над собой, в строгий самоконтроль, что может быть достигнуто только благодаря навыку и постоянной аскетической практике, призванной обеспечить победу разума над страстями, вплоть до полного их искоренения. Тут надо пустить в ход весь арсенал средств, излечивающих от страстей. Путь к полному освобождению от них (apatheia) проходит через отрешение (aprospatheia) от внешних объектов, т.е. через последовательное устранение желаний, направленных на безразличные вещи. Вслед за стоиком Эпиктетом и платоником Плутархом, написавшим трактаты, где рекомендуется упражняться, чтобы побороть в себе любопытство и болтливость, Дорофей из Газы советует сперва приучаться преодолевать мелкие пороки — пустое любопытство, празднословие — и так постепенно готовить себя к большим жертвам3. Благодаря подобным упражнениям индивидуальная, эгоистическая воля, которая ищет удовлетворения во внешних объектах, будет мало-помалу преодолена:

Таким образом он в конце концов достигнет состояния, когда у него не будет больше собственной воли, и, что бы с ним ни случилось, это его удовольствует, как если бы исходило это от него самого.

Не имеющий собственной воли всегда делает то, чего он хочет;

все происходящее его удовлетворяет, и он постоянно вершит над собой свою волю, ибо он не желает того, чтобы вещи были такими, как он желает, но желает, чтобы они были такими, каковы они суть1.

Здесь мы слышим отголосок знаменитой восьмой сентенции из "Руководства" Эпиктета:

Не стремись к тому, чтобы происходящее происходило так, как ты того желаешь, но желай, чтобы происходящее происходило так, как оно происходит, и ты будешь счастлив.

Итак, монах, подобно стоику, принимает каждое мгновение таким, каково оно есть.

Следуя другому совету традиционной философии2, начинающие должны стараться одолеть ту или иную страсть, например сластолюбие, с помощью противоположной страсти, к примеру беспокойства о добром имени, прежде чем они будут способны победить эту страсть непосредственно, проявив противоположную ей добродетель3.

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Ado/12.php

Кусярон

Цитата: Ассаджи от 07:43 17 сентября 2009
Из книги Пьера Адо "Что такое античная философия?":
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Ado/12.php

Тут в какой-то мере может быть и не переизобретение, а взаимообмен между индийскими и средиземноморскими традициями.

Между философами античного мира и индийскими самана и брахманами существовал взаимообмен, усилившийся после индийского похода Александра Македонского. Например, Пиррон, - философ, путешествовавший с Александром, который в Индии учился у каких-то аскетов (скорее всего, джайнов или адживиков), и потом вернулся в Грецию. В надписях Асоки утверждается, что миссионеры, посланные им, распространили буддизм, в частности, в Египте и Македонии (хотя подтверждений этому из европейских источников нет или почти нет). И во времена раннего буддизма были монахи - этнические греки.

Ассаджи

#23
ДЭН МИЛЛМАН
        

НЕТ ОБЫЧНЫХ МГНОВЕНИЙ

руководство Мирного Воина в повседневной жизни

  - Спортсмены тренируются в спортивном зале, музыканты - репетируют в оркестре, художники упражняются в искусстве живописи. Мирный Воин тренируется на всем. В этом заключается секрет его пути и в этом все его отличие от остальных людей.
      Наконец-то я понимал, что имел в виду Сократ, когда несколько лет утверждал:
      - Хождение, сидение, дыхание - даже выбрасывание мусора - требуют не меньшего внимания, чем тройное сальто.
      - Возможно, это и так, - спорил тогда я, - но когда я исполняю тройное сальто, я рискую своей жизнью.
      - Да, - согласился Сократ, - но в каждое мгновение ты рискуешь качеством своей жизни. Жизнь - последовательность мгновений. В каждый момент ты либо бодрствуешь, либо спишь, живешь полной жизнью или являешься, практически, мертвым.

http://www.danmillman.ru/store/no_ordinary_moments.php
http://www.consciousmedianetwork.com/members/dmillman.htm
http://www.peacefulwarrior.com/

Кусярон


Кусярон

#25
Как один из элементов развития Будда упоминает формирование хорошего круга общения.

Американские ученые Николас Христакис и Джемс Фоулер в книге "Connected: The Surprising Power of Social Networks and How They Shape Our Lives" объясняют, как именно круг общения влияет на эмоциональное состояние человека, его взгляды, здоровье и судьбу.

http://en.wikipedia.org/wiki/Nicholas_A._Christakis
http://en.wikipedia.org/wiki/James_H._Fowler
http://www.connectedthebook.com/

Ассаджи


Ассаджи

"Тренировка внимания" доктора Мастриа:

http://drmastria.com/rad.htm
http://drmastria.com/excerpts.htm

интересно, что он описывает нездоровое рефлексивное внимание (Reflexive Attention Diversion), которое может развиваться и при неверной практике.

Кусярон

#28
Цитата: Ассаджи от 15:46 17 августа 2009
Цитата: Ассаджи от 22:08 12 апреля 2006
Ключевой частью практики является "различение умственных качеств" (дхамма-вичая), с их называнием (апилапана).

С этим перекликается "фокусирование" Юджина Джендлина:

http://www.focusing.org/russian.html
http://www.pt-center.ru/focus.php

Показательные примеры применения "различения умственных качеств" можно найти в Дведхавитакка сутте http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/majjhima/mn-019-tb0.html и в Упаккилеса сутте http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/wings/part3.html#passage-161

Олег Матвеев популярно рассказывает о фокусировке, упоминая "Випассану":

http://omradio.rpod.ru/100123.html

В Бристольской группе медитации прозрения (Британия), кроме собственно Випассаны, применяют фокусирование:
http://www.bristolmeditation.org.uk/activities.htm

ЦитироватьFocusing is very compatible with Insight Meditation and could be described as a sort of 'verbal vipassana', where the focuser opens to and verbally describes sensations arising in his/her body to a Focusing companion, and hears these descriptions reflected back by them. This connecting, verbalising and reflection process generally has the effect of allowing the sensations to be felt more fully, and enables a sort of unravelling to take place which can lead to bodily shifts, emotional release, insight and a sense of inner freedom.

Ассаджи


alexmozes

Если в "зановоизобретённых буддийских методах" отсутствует буддийская мотивация - то можно ли их считать буддийскими?

Ассаджи


Elex

#32
Работа - Байрон Кейти
www.thework.com
www.4voprosa.com

Кем бы вы были без вашей истории?
ЦитироватьЧто такое Работа?
Работа – это простой, но необыкновенно эффективный процесс исследования собственных мыслей. Она учит нас выявлять и исследовать с помощью специальных вопросов мысли, которые вызывают стресс и являются причиной всех страданий в мире.
Маленькая книга (Выдержки из книги «Любить то, что есть»).pdf
ЦитироватьРабота показывает: то, что по-нашему не должно было случаться, на самом деле должно было случиться. Это должно было произойти, потому что это произошло, и никакие мысли во всем мире не могут это изменить. Это неозначает, что вы закрываете на это глаза или одобряете это. Это просто значит, что вы воспринимаете происходящее без сопротивления и замешательства,вызванного внутренней борьбой.
ЦитироватьЯ вижу только три вида дел во вселенной: мои, ваши и Божьи. (Для меня слово «Бог» означает «реальность». Реальность – это Бог, потому что она господствует. Все, что вне моего контроля, вашего контроля и вообще чьего-либо контроля, я называю Божьими делами.) Большая часть нашего стресса – результат того, что мы мысленно занимаемся чужими делами.

Опыт Кейти: пробуждение к реальности
ЦитироватьМенее чем через две недели после того как я приехала в дом для людей, нуждающихся во временном пристанище, моя жизнь полностью изменилась. Вот рассказ об этом. Я проснулась однажды утром. Как обычно, я спала на полу. Ничего особенного не произошло за прошедшую ночь; я просто открыла глаза. Но я могла видеть без концепций, без мыслей или внутренней истории. Меня не существовало. Словно проснулся кто-то другой. Оно открыло глаза. Оно смотрело сквозь глаза Кейти. Оно было свежим, оно было ясным, оно было новым, его никогда не было здесь прежде. Все было неузнаваемым. И оно испытывало такое восхищение! Смех хлынул наружу из его глубины. Оно дышало и было самим экстазом. Оно было опьянено радостью: оно жаждало абсолютно всего. Не было ничего отдельного, ничего, что не могло бы быть принято. Все было его собственной сущностью. В первый раз я – оно – переживало любовь к своей собственной жизни. Я – оно – было в восторге!
ЦитироватьТакими были первые моменты после моего рождения в нем, или его рождения во мне. От Кейти ничего не осталось. Не осталось даже обрывка воспоминания о ней – ни прошлого, ни будущего, ни даже настоящего. И в этом была такая открытость, такая радость. «Нет ничего прекраснее этого», я ощущала, «ничего кроме этого даже не существует. Если бы ты любила себя больше, чем даже можно представить, ты подарила бы себе это. Лицо. Руку. Дыхание. И это не все. Стену. Потолок. Окно. Кровать. Лампочки. О! И это! И это! И это тоже! И это тоже!

Все это происходило вне времени. Но когда я пытаюсь выразить это языком, приходиться восстанавливать цепочку и заполнять пробелы. Пока я лежала на полу, я поняла, что когда я спала, до таракана на ноге, до какой-либо мысли, до какого-любо мира, не было ничего. В это мгновение родились четыре вопроса, составляющие Работу. Я поняла, что никакая мысль не может быть истиной. Вопросы полностью присутствовали в этом открытии. Это было словно я закрыла ворота и услышала щелчок. Проснулась не я – проснулось исследование. Пробудились две полярности, левая и правая сторона вещей, существование/отсутствие всего. Обе стороны были равны. Я поняла это в тот первый момент отсутствия времени.
ЦитироватьКогда я пытаюсь объяснить, как Работа родилась в результате этого мгновенного осознания, я могу проанализировать это мгновение, замедлить его, и рассказать об этом, что занимает какое-то время. Но при этом время появляется там, где не было даже мгновения. В этом отсутствии времени все узнавалось и виделось как ничто. Оно увидело ногу, и оно узнало, что это не нога, и полюбило то, чем эта нога являлась. Первый и второй из четырех вопросов составляют это переживание в замедленном виде. «Это нога» - Правда ли это? Могу ли я быть абсолютно уверена, что это так? Нет. Чем она была до появления мысли о «ноге», до появления мира этой «ноги»? Ничем.

Затем третий вопрос: Как я реагирую, когда верю в эту мысль? Я осознала, что всегда есть какое-то напряжение, сжатие, когда я верю в любую мысль, создающую мир, отдельный от меня, объект, который кажется находящимся «где-то там, вовне», и это сжатие является формой страдания. Четвертый: Кем бы я была без этой мысли? Я была бы пространством (?) до появления мыслей, я была бы – я есть – мир, абсолютная радость. Затем переворот: Это нога – это не нога. На самом деле все четыре вопроса присутствуют в первом – Правда ли это? – и все раскрывается в тот момент, когда первый вопрос задан. Второй, третий и четвертый вопросы были частью исследования, содержащегося в этом переживании. Эти вопросы не выражались в словах, они не были выражены, не появились как мысли, не были пережиты во времени, а присутствовали как возможности, когда я рассматривала свой опыт впоследствии и пыталась сделать его доступным для других. С четвертым вопросом круг замыкается. А переворот – это заземление, возвращение. Ничего не существует – что-то существует. Таким образом люди могут оставаться без страха стать ничем, без личности. Переворот поддерживает их до тех пор, пока он не станет комфортным местом. И тогда они понимают, что конец всех путей именно там, где они сейчас находятся.

Ассаджи

Джон Стивенс о сознавании и изменениях

"На данный момент существует большое количество книг по саморазвитию, в которых говорится, как тем или иным образом изменить себя. В попытке стать другим вы манипулируете собой и насилуете себя и чаще всего просто становитесь разделенным между частью себя, которая пытается измениться, и частью, которая сопротивляется этим изменениям. Даже если у вас и получается измениться таким образом, цена этому — конфликт, растерянность и неуверенность. Обычно чем больше вы стараетесь измениться, тем хуже становится ваша ситуация.

(...) Вместо того чтобы пытаться изменить, остановить или избежать что‑то, что вам в себе не нравится, гораздо эффективнее будет остаться с этим и начать глубже это сознавать. Вы не можете улучшить свое функционирование; вы способны только препятствовать ему, искажать и маскировать его. Когда вы действительно войдете в контакт с собственным опытом, вы обнаружите, что изменения происходят сами собой, без усилий и планирования с вашей стороны.

Находясь в состоянии полного сознавания, вы можете позволить случиться тому, что готово случиться, с уверенностью, что это действительно сработает. Вы можете научиться отпускать себя, жить и течь вместе со своими переживаниями и событиями, вместо того чтобы фрустрировать себя невыполнимыми требованиями стать другим.

Вся энергия, задействованная в битве между попытками измениться и сопротивлением этому, может стать доступной для использования в событиях вашей жизни, как латентных, так и проявленных. Этот подход не обеспечит вас готовыми решениями проблем вашей жизни. Он обеспечит вас инструментами, которые вы можете использовать для исследования своей жизни, упрощения и прояснения ваших проблем и конфликтов, а также он поможет вам понять, что вы действительно хотите делать".

Из книги  Дж. Стивенс "Сознавание: исследуем, экпериментируем, упражняемся"  http://lib.rus.ec/b/80614

alexmozes

Спасибо, уважаемый Ассаджи.
Очень полезный текст.

Ассаджи

#35
Из книги "Большая книга влияния", авторы Марта Дэвис, Ким Палег, Патрик Фаннинг

РАЗВЕРНУТЫЕ СООБЩЕНИЯ В ПРОТИВОВЕС ЧАСТИЧНЫМ

Близкие люди могут понять друг друга и решить, стоит ли им соглашаться с вами, только в том случае, если вы откровенно делитесь с ними своими переживаниями. Это означает, что вы даете им конкретную обратную связь о своих наблюдениях, прямо высказываете свою точку зрения, описываете свои чувства и сообщаете им о своих желаниях. В этой главе вы научитесь выражать свои мысли и чувства с помощью развернутых сообщений, которые включают четыре элемента.

Наблюдения: вы сообщаете только о том, что вы непосредственно воспринимаете.

Мнения: вы делаете выводы, основываясь на том, что вы увидели, услышали или прочитали о реальных событиях и причинах этих событий; вы выносите суждения о том, что хорошо, а что плохо.

Чувства: вы выражаете свою эмоциональную реакцию на события.

Потребности: вы сообщаете, чего вы хотите или в чем вы нуждаетесь в данной ситуации.

В противовес развернутым сообщениям частичные сообщения не включают одного или более из четырех перечисленных элементов. Частичные сообщения могут приводить к ничем не оправданным недоразумениям.

Что происходит с вами?

Для того чтобы вам легче было делиться развернутыми, а не частичными или контаминированными сообщениями, настройтесь на свое внутреннее состояние. Спросите себя:

1. Что я наблюдаю?
2. Что я считаю по этому поводу?
3. Что я чувствую?
4. Чего я хочу?

Пока вы только учитесь использовать развернутые сообщения, для вас может оказаться полезным записывать ответы на эти вопросы, чтобы ваше сообщение было ясным, а все его элементы четко отделены друг от друга. Старайтесь отделять свои наблюдения от точек зрения и выводов. Берите на себя ответственность за свои мнения и изыскивайте способы так формулировать их, чтобы они не звучали как обвинение. Прислушивайтесь к собственным чувствам и выражайте их в форме "я-высказываний". Подбирайте простой и неагрессивный способ заявить о своих нуждах.

Ассаджи

#36
Spirit-Centered Relationships: Experiencing Greater Love and Harmony Through the Power of Presencing
Gay Hendricks, Kathlyn Hendricks

Chapter four

Complete Instructions for Presencing Spirit

When you learn to rest your attention gently and lovingly on thу sensations in yourself, you'll be richly rewarded by a wonderful surprise: the flowering of spiritual feelings. Around (and within) everything you feel will be spacious sweetness of spirit moving in you.

This feeling comes forth naturally as a gift to you for learning to be present. It's been there all along, but until you sharpen your skills of perception through Presencing, you may not have noticed the background radiance of spirit. This fine, quiet hum moving in you is often drowned out by the noisier feelings of anger, fatigue, or anxiety - but if you learn to be present with those same feelings, you'll invariably notice that the subtle sensation of spirit is right among them ... and as you become present to it, it will become much less subtle. What you pay attention to grows in your awareness, so the more you tune in to your spiritual essence, the more you'll feel its delicious pulsation.

...

Once you learn how to appreciate the bodily experience of your spiritual essence, you'll be much less likely to be overwhelmed or distracted by anger, fear, or other sensations. Note that until you can feel the spiritual essence that surrounds and permeates all of your emotions, you can sometimes be thrown off course by the emergence of anxiety, anger, or the like - but when you learn to feel spirit in the background, you'll begin to regard these emotions as natural occurrences on your journey rather than maddening distractions or path-altering disasters.

...

Step 9

To conclude this exercise, let's anchor this feeling of sweet spaciousness so that you can come back to it whenever you wish. You can do so by repeatedly removing your focus from the sweet sensation and then returning to it - by doing so, you will develop confidence in your ability to Presence spirit.

Put your attention on something far away from your body. Maybe rest your awareness on the wall farthest away from where you're sitting if you're indoors, or on a distant object if you're outdoors. Keep your attention in this faraway object for a moment, then return your awareness to your body, locating the spacious, pleasant sensation of spiritual essence within you. When you've securely located and felt it, take your attention away again and place it on the faraway object. Next, return your awareness to the spiritual essence deep within you, and feel its sweet clarity for a moment. Go back and forth a few times, casting your awareness far away and then returning home to the sweet feeling of spirit within you.

Now you're Presencing spirit by a simple act of your natural awareness, and from here on, it's just a matter of practice!

http://www.amazon.com/dp/140190887X/

Ассаджи

Из Рохитасса сутты:

[When this was said, the Blessed One responded:] "I tell you, friend, that it is not possible by traveling to know or see or reach a far end of the cosmos where one does not take birth, age, die, pass away, or reappear. But at the same time, I tell you that there is no making an end of suffering & stress without reaching the end of the cosmos. Yet it is just within this fathom-long body, with its perception & intellect, that I declare that there is the cosmos, the origination of the cosmos, the cessation of the cosmos, and the path of practice leading to the cessation of the cosmos."

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn02/sn02.026.than.html

Husserl's Phenomenology of Embodiment

http://www.iep.utm.edu/husspemb/

Limemill

Цитата: Ассаджи от 07:14 27 июля 2013
Из Рохитасса сутты:
"Yet it is just within this fathom-long body, with its perception & intellect, that I declare that there is the cosmos, the origination of the cosmos, the cessation of the cosmos, and the path of practice leading to the cessation of the cosmos."
Вообще, абсолютно чаньская цитата. Даже Пелевин вспомнился.

Ассаджи

The two-part formula

Before you read on, I have one request: Drop all pre-assumptions you may have concerning awakening and spirituality. Forget that you ever practiced meditation, read spiritual books or received spiritual teachings. Have a totally open mind. Start fresh without baggage. This is essential.

Steps of the two-part formula:


  • First, sit down and relax thoroughly. Take a comfortable seat with eyes open or closed. Then scan through your body with attention and release tensions from anywhere you notice them. Scanning the body means that you look, feel and listen into the body space and scan around it as if using a flashlight in a dark house. When some tension is found and is allowed to release, pay close attention to what is found in the area of that released tension. Look closely. What you find is mere open space. After you notice this move on to next tension, release it, and again notice the open inner space in the place of the former tension. After you have done this for several minutes with some sharpness of attention, what happens is that the small locations of open space become connected and a greater open space becomes revealed. Notice and enjoy that spaciousness. Marinate in it for several minutes. This mode is called the "I-less mode" because in this spaciousness there is no "me" or "you". As you are in that experience of spaciousness, see if "me" or "I" can be found there. Check whether "I" is there or not. Check left and right. Check front and back. Check up and down. Check the center as well. Can you find the sense of me-ness from this spacious mind? If you cannot find it, the recognition of the I-less mode is correct. If you are not sure, then do the exercise again and look with sharper attention. In this mode, when you listen to a sound or look at some external object in front of you, there is no "hearer" or "seer" but rather there is only "hearing and "seeing". It is important to recognise this selfless mode well. It is not difficult, you just need to apply some attention and relax properly.

  • Say to yourself "I, I, I", "me, me, me" or "mine, mine, mine", aloud or silently, with conviction, so that you mean it. Repeat the affirmation 2-3 times and then for a moment wait for sensations to arise. How does it feel? Do you feel some tensions arising? Do you feel some lack of freedom when you reinforce the I-thought? How does the I-thought feel? You have consciously brought up the sense of me-ness and are now consciously experiencing how your sense of me-ness feels, perhaps for the first time in your life. The subject, me, now becomes an object that can be observed. Make note of how me-ness feels all over your body, in the chest and the head. Pick the strongest of these sensations and observe it more closely, just like a scientist does when looking at an organism under a microscope, not to change anything but just to study it with great interest. Consciously look and feel the sensation and simply by experiencing it, make observations about it. How is the I-thought? Does it have a shape? What's the size of it? Where is it located? Is this experience of me-ness the truth of you? Is that the real "you" or not? Look carefully and make observations. After some time, the I-sensations disappear. If at that point you still feel calm and not agitated, you can do another set of affirmations. If one the other hand you feel a bit restless, look into that restlessness to find out what's causing it. When these sensations eventually subside the spaciousness again becomes revealed and so the formula begins again from the first step.

The idea is that you keep comparing the two modes until the sense of me-ness wears out. At some point when the affirmation no longer sticks and the affirmation, no matter how intensely you say it, just echoes into empty space, awakening has more than likely taken place. At this point, you can feel a special kind of openness and elation, lightness and unobstructedness, when compared to before.

When practicing the two-part formula, it is best to sit down and process the two modes silently 1-2-3 times a day for 20-30 minutes at each sitting. These sitting sessions are essential along with processing during activities. In activities, whatever they may be, make note of how the two modes alternate. Also, when we are around others the "I" can come up unexpectedly and strongly because we are used to reacting to other people from our sense of "I". Make use of these moments to look into the self or "I" with awareness.

http://www.en.openheart.fi/113

Ассаджи

Из книги Фрица Пёрлза "Практика гештальт-терапии":

Эксперимент 6

ОБОСТРЕНИЕ ОЩУЩЕНИЯ ТЕЛА

Наша стратегия состоит в расширении возможностей сознавания во всех направлениях. Для этого, в частности, мы должны обратить ваше внимание на те части вашего переживания, которые вы предпочитаете отстранять и не принимать в качестве своих собственных. Постепенно выявятся целые системы блокирования, составляющие вашу привычную стратегию сопротивления сознаванию. Когда вы сможете обнаруживать их в вашем поведении, мы непосредственно сосредоточимся на них в их специфических формах и постараемся переориентировать энергию, которой заряжены эти блокировки, в конструктивное функционирование вашего организма.

В этой группе экспериментов мы будем заниматься ненаправленным сознаванием, в отличие от направленного, которое придет позже. Следующие общие инструкции помогут организации соответствующего контекста:

● Поддерживайте ощущение наличной действительности – ощущение того, что ваше сознавание имеет место здесь и сейчас.

● Старайтесь понимать, что это вы испытываете эти переживания, – действуйте, наблюдайте, страдайте, сопротивляйтесь.

● Внимательно следуйте за любым переживанием: "внутренним" и "внешним", абстрактным и конкретным, обращенным в прошлое или в будущее, "желательным", "должным", "просто наличествующим", произвольно создаваемым и спонтанно возникающим.

В связи с любым переживанием проговаривайте: "Сейчас я сознаю, что..."

С философской точки зрения это упражнение в феноменологии, в понимании того, что последовательность ваших мыслей, ваше поверхностное переживание – чем бы это ни было и что бы это не "означало" – прежде всего нечто само по себе существующее. Даже если нечто есть "просто желание" – это есть нечто, а именно – желание как таковое. И в этом своем качестве желания оно столь же реально, как все остальное.

Если вы не спите, то вы в каждый момент что-то сознаете. При "блуждающем уме" или в состоянии транса сознавание очень смутно; фигура/фон не образуется, и протекающие процессы видения, фантазирования и т.п. не порождают сильных переживаний в форме воспоминаний, желаний, планов, действий. Многие люди живут в перманентном трансе в отношении своего невербальных переживаний, и единственное, что они сознают-замечают – это огромная "масса" думания в словах, которое они принимают за почти всю реальность.

В той мере, в какой это относится к вам (а это относится ко всем нам в большей или в меньшей степени) вы сознаете, по меньшей мере, это вербальное существование и может быть смутное ощущение, что это не все, что есть вокруг. Многое из того, что вы сознаете лишь смутно или почти не сознаете, может стать сознаваемым, если уделить этому внимание и интерес, достаточные, чтобы образовать гештальт, способный вызвать переживание. Конечно, существуют "подавляемые переживания" и такие объекты, которые нельзя привести в сознавание посредством "внимания к тому, чего здесь нет", но к этому мы вернемся, когда попытаемся разрушить блокирование сознавания.

Проговаривание фразы "сейчас я сознаю..." похоже на фрейдовское свободное ассоциирование, цель которого тоже состоит в освобождении от привычных способов переживания и создании возможности обратить внимание на то, что обычно не замечается и не ощущается. Но свободное ассоциирование нередко выпадает из контекста действительности и становится "свободным диссоциированием", то есть средством обойти то, что важно и практически необходимо для разрешения действительных проблем. Далее, свободное ассоциирование в целом ограничивается "идеями", "мыслями", "ментальными процессами". Мы же, в противоположность этому, пытаемся собрать все переживаемое в данный момент, будь то физические, ментальные, сенсорные, эмоциональные, вербальные и другие переживания; только в едином функционировании того, что в абстракции предстает как "тело", "ум" и "среда", возникает живая фигура/фон.

Самым большим препятствием к этому является вмешательство, фальсифицирующее единый поток переживания посредством сдерживания ("цензуры") или принуждения. Поскольку мы не стремимся обнаружить нечто определенное, вроде какого-либо инцидента в детстве, в стараемся расширить и углубить цельность нашего функционирования, у нас нет необходимости в принудительном выражении чего бы то ни было (например, приводящего в замешательство материала), нет необходимости в принудительной релаксации. Принуждение себя к деланию чего-либо не может иметь места без одновременного существования противоположной тенденции к удерживанию от этого, а последняя, в своем качестве противоположной силы, столь же подлинно ваша и столь же заслуживает внимания, как и принуждающая сила. Продираться вперед невзирая на сопротивления – например, прикрывать замешательство развязностью – также неэффективно и утомительно, как вести автомобиль на тормозах. Мы предлагаем прежде всего понять, что за замешательством и сдерживанием кроется конфликт, который проявляется в настоящий момент в сознавании, потому что породил бы слишком сильную тревожность. На этой стадии достаточно просто внимательно отмечать все указания на такие конфликты.

Проговаривание "сейчас я сознаю, что..." в применении ко всему, что вы переживаете, неизбежно приведет к тому, что вы погрузитесь в грезы, "думание", воспоминание или планирование (если только вы не слишком добросовестный до одержимости характер, – а в таком случае вы сорвете эксперимент другим путем). Отклонившись, таким образом, от экспериментирования, вы потеряете сознавание, что вы сейчас делаете это, и очнетесь в досаде, что такое простое задание так трудно выполнить. Не надейтесь поначалу, что вам удастся продержаться без ускользания дольше нескольких минут, но возвращайтесь снова и снова к проговариванию "сейчас я сознаю, что...", пока не почувствуете вполне ясно, что "я", "сейчас" и объект сознавания составляют единое переживание.

Итак, придерживайтесь этой формулы и держитесь поверхности и очевидного. Не пытайтесь сознавать необычное и скрытое. Не пытайтесь толковать "бессознательное". Твердо стойте на том, что есть. Без предварительных предположений, без какого бы то ни было рода моделей, без утвержденной официально карты дорог, идите к себе. Делая это, вы имеете возможность отождествить себя со своим спонтанным переживанием в дополнение к вашему привычному отождествлению себя со своими произвольными ("намеренными") действиями. Цель состоит в распространении границы того, что вы принимаете как "свое", на всю деятельность организма. Постепенно и настойчиво осуществляя это, вы через некоторое время сможете без усилия делать то, что ранее казалось недостижимым никакими усилиями.

Итак, мы просто осуществляем нечто вроде следующего: "Сейчас я сознаю, что лежу на кушетке. Сейчас я сознаю, что собираюсь осуществлять эксперимент на сознавание. Сейчас я сознаю, что колеблюсь, спрашиваю себя, с чего начать. Сейчас я сознаю, что за стеной звучит радио. Это напоминает мне... Нет, сейчас я сознаю, что начинаю слушать, что передают... Я сознаю, что возвращаюсь от блуждания. Теперь я опять ускользнул. Я вспоминаю совет держаться поверхности. Сейчас я сознаю, что лежу со скрещенными ногами. Я сознаю, что болит спина. Я сознаю, что мне хочется переменить положение. Теперь я осуществляю это..." и т.д.

Заметьте, что происходят какие-то процессы и что вы вовлечены в них и заинтересованы в них. Постоянно ощущать такую вовлеченность крайне трудно. Большинство людей не делает этого, полагая "своими собственными" только произвольные процессы. Но шаг за шагом вы все больше начинаете принимать ответственность за все, что вы переживаете (ответственность – это не значит "вину" или "стыд", или нечто подобное!), в том числе за свои блоки и симптомы. Постепенно вы обретаете свободное принятие себя и управление собой. Представление, что "мысли" по своей собственной инициативе и без вашей помощи "входят в ум", уступит место сознаванию, что это вы "думаете свои мысли". Для начала хорошо, если вы обратите внимание, что мысли – не объекты, плавающие в пространстве, а процессы, которые занимают определенное время.

Теперь, по-прежнему принимая себя и отождествляя себя со всем своим сознаванием, попробуйте дифференцировать его следующим образом:

Попробуйте сначала обращать внимание только на внешние события – визуальные объекты, звуки, запахи, – но без подавления других переживаний. Теперь, по контрасту, сосредоточьтесь на внутренних процессах: образах, физических ощущениях, мышечных напряжениях, эмоциях, мыслях. Теперь попробуйте дифференцировать эти различные внутренние процессы, сосредотачиваясь на каждом из них так полно, как только вы можете: на образах, на мышечных напряжениях, и т.п. Следите при этом, если удается, за всеми возникающими объектами, действиями, может быть, драматическими сценами, компонентами которых они являются.

Последняя часть этого эксперимента и два следующих должны помочь вам дифференцировать "тело", "эмоции" и "мышление".

Почти все в нашем обществе утеряли проприоцепцию значительных участков своего тела. И эта потеря не случайна. Когда это происходило, это было единственным средством подавления невыносимого конфликта. Пробелы и силы, действовавшие в то время, теперь могут быть постепенно осознаны и проработаны на новой основе, способной разрешить и завершить конфликт. При этом утерянное – способность управлять собой и окружающим, испытывать ощущения и получать удовлетворение, сейчас не доступное сознание – может быть восстановлено посредством введения заново в действие того, что сейчас якобы отсутствует в организме. Следующий эксперимент положит начало этому пути:

Сосредоточьтесь на своих "телесных" ощущениях в целом. Дайте своему вниманию блуждать по различным частям тела. По возможности "пройдите" вниманием все тело. Какие свои части вы ощущаете? До какой степени и с какой ясностью существует для вас ваше тело? Отметьте боли и зажимы, которых вы обычно не замечаете. Какие мышечные напряжения вы чувствуете? Обращая на них внимание, не старайтесь преждевременно их расслабить, дайте им длиться. Постарайтесь определить их точное местоположение. Обратите внимание на ощущения кожи. Ощущаете ли вы свое тело как целое? Ощущаете ли вы связь головы с туловищем? Ощущаете ли вы свои гениталии? Где ваша грудь? Конечности?

Если вам кажется, что этот эксперимент вам почти полностью удался, вы почти наверняка ошибаетесь. У большинства людей отсутствует адекватная проприоцепция частей тела, она подменяется видением их или "теорией", например, человек знает, где должны быть его ноги, и представляет себе их там. Но это не то, что ощущать их там. Пользуясь "картиной" ног или "картой" тела, вы можете произвольно ходить, бегать и даже нанести определенный удар. Но для свободного, непринужденного, спонтанного функционирования этих частей тела вы нуждаетесь в чувственном контакте с самим ногами, которое можно получить непосредственно из мышечных напряжений, тенденций к движению и пр. В той степени, в какой имеется несоответствие между словесными представлениями о себе и ощутимым сознаванием себя – а это несоответствие в той или иной степени практически существует у каждого, – это невроз. Итак, заметьте разницу, когда вы переходите от одного к другому, и не обманывайте сами себя, не притворяйтесь, что вы действительно ощущаете больше, чем на самом деле. До некоторой степени может помочь вербализация вроде следующей: "Сейчас я ощущаю напряжение в груди. А сейчас я визуализирую отношение горла и груди, а сейчас я просто знаю, что меня тошнит."

Сознавание тела – это переживание, которое почти всегда дается нелегко, вызывая сопротивление и чувство тревоги. Но оно чрезвычайно важно и заслуживает затраты многих, многих часов – в умеренных дозах. Это не только основа для разрушения "мышечного панциря" (мышечных напряжений, в которых коренятся сопротивления), но также и средство для лечения всех психосоматических заболеваний. Чудесные исцеления, о которых рассказывают – такие, как исчезновение острого невротического симптома в течение нескольких минут – покажутся естественными, если вы ощутите телесную структуру симптомов. Невротик создает свои симптомы, бессознательно манипулируя мышцами. К сожалению, при этом невротик не может понять, что здесь симптом является фигурой, а сама невротическая личность – фоном. Невротик утерял контакт со своей личностью, и сознает только свой симптом. Что касается непосредственно вас, то понадобится значительная реинтеграция, прежде чем вы сможете ясно ощущать, что вы делаете, как и почему вы это делаете. Но этот и последующие эксперименты на сознавание тела, если их выполнять серьезно, поведут вас по этому пути. Важно не "прогрессировать", а просто без напряжения идти вперед. Если вы будете считать, что вы "должны" быть способны делать то, что вам предлагают, вы сразу же ограничите то, что вы можете обнаружить уже известным и ожидаемым. Будьте, насколько это для вас возможно, открытыми, экспериментирующими, любознательными; то, что вы при этом узнаете о себе – пленительное и животворящее знание! Итак, еще раз:

Ходите, разговаривайте или сидите; сознавайте проприоцептивные детали, никоим образом в них не вмешиваясь.

Не пугайтесь, если это покажется вам очень трудным. Вы так привыкли к поверхностным "коррекциям" своей позы, особенностей речи и пр., что вам кажется почти невозможным продолжать идти таким образом, который сознается вами как "неправильный", или говорить "дурным тоном", даже если вы ясно понимаете, что любое поспешное произвольное изменение будет столь же мало эффективным, как решение начать новую жизнь с понедельника. К тому же, скорее всего ваше представление о том, что "правильно" неестественно ориентировано на нездоровую военную выправку, на запомнившийся голос какого-нибудь актера, и т.п.

Вы можете внезапно обнаружить, что вы как бы разделены на ругающего и того, кого ругают. Если это так, заметьте и почувствуете это так ярко, как только возможно. Если это удастся, прочувствуйте себя в каждой из ролей: того, кто ругает, и того кого ругают. Наконец:

Удобно сидя или лежа, сознавайте различные ощущения тела и движения (дыхание, возникающие зажимы, сокращения желудка и пр.); обратите внимание, нет ли во всем этом определенных комбинаций или структур – того, что происходит одновременно и образует связный рисунок напряжений, болей, ощущений. Обратите внимание, когда вы сдерживаете или останавливаете дыхание. Соответствуют ли этому какие-нибудь напряжения рук, пальцев, перистатика желудка, напряжения гениталий? Или, может быть, есть какая-нибудь связь между сдерживанием дыхания и напряжением ушей? Или между задерживанием дыхания и напряжением и каким-нибудь тактильными ощущениями? Какие комбинации вы можете обнаружить?

Поскольку о трудностях в этом эксперименте сообщали почти все участники, мы начнем наш обзор отчетов с тех, кто представлял собой исключение:

Цитировать"Что касается сознавания телесных ощущений, я, очевидно, мог это проделать, и моей основной реакцией было "Ну и что?"

Это тип реакции, который мы уже ранее называли "доказательством своих возможностей". Это может, как в данном случае, принять форму "выполнения" эксперимента, чтобы покончить с ним, – прежде чем он в действительности начался.

Цитировать"Когда я сосредоточился на теле, я заметил несущественные боли, в особенности в конечностях, которые я обычно не замечаю при нормальном протекании обычной деятельности."

Мы усомнились бы здесь в их "несущественности". Все может быть оценено как "несущественное", если не дать ему развиться и обнаружить свою значимость. Впрочем, желание считать такие феномены "несущественными", – и таким образом не подлежащими заботе и ответственности – нетрудно понять.

Можно понять также сопротивления, которые рационализируются как опасения стать ипохондриком:

Цитировать"С детства я был болезненным, и меня приучали (и я сам приучил себя) не обращать внимания на телесные боли. Я немного позанимался этим экспериментом, и убедился, что я могу до некоторой степени ощущать свое тело, с его болями и напряжениями. Но дальше этого я не хочу идти; зачем, приучая себя все детство не замечать телесных болей, я буду теперь давать им занимать внимание моего ума?"

Если бы нашим намерением было всего лишь познакомить вас с теперешним неправильным функционированием вашего организма и с этим вас и оставить – выраженная позиция была бы неуязвимой. Но мы подчеркиваем, что это – предварительная работа, направленная на то, чтобы вы могли лучше ориентироваться в нынешнем положении своего организма в своей среде, как она сейчас существует. В этом эксперименте мы в частности просим вас рассмотреть хронические "бессмысленные" зажимы, напряжения и боли, существующие в вашем теле. Когда вы действительно почувствуете необходимость измениться на основе прямого сознавания ситуации, тогда будет уместно применять корректирующие процедуры.

Многие в этом эксперименте живо ощутили разделение на "ругающего" и того, кого ругают:

Цитировать"Я обнаружил, что, когда я сознаю как я говорю, сижу или хожу, я все время пытаюсь исправить что-то или лучше приспособиться к тому, что я делаю."

Некоторые могли в большей мере отождествиться с "тем, кого ругают", встать на его сторону:

Цитировать"Мне не только не было трудно избежать корректирования позы и речи, но я нашел это восхитительным! Я мог игнорировать ту часть меня, которая ругала меня за неправильность."

Вот несколько отчетов тех, кто был изумлен и озадачен тем, что обнаружил в своем теле:

Цитировать"В начале мои чувства по поводу этого эксперимента были весьма нелестными. Я получил результат только спустя три недели. Я вдруг ощутил себя узлом мышц. Даже сейчас, когда я об этом пишу, у меня такое ощущение, будто части меня завязаны в узел. Наиболее жесткие напряжения внизу спины, сзади шеи и в верхних частях ног. Я также заметил, что когда я выполняю этот эксперимент, мой ум фокусируется на слабых возбуждениях или боли, и чем больше я сознаю это небольшое возбуждение, тем больше все мое сознание направляется на него, исключая все остальные части тела. Все это дало мне понять, что сопротивления и мышечные напряжения – части одного и того же, или, может быть, вообще одно и то же! Я иногда понимаю причины некоторых из напряжений, но до сих пор мне не удалось расслабить их ни в какой степени."

"Понимание", о котором здесь говорится, скорее словесного или "теоретического" порядка; оно может быть совершенно правильным, но не переживается реально, что необходимо для действительного расслабления напряжений.

Цитировать"Обычно – пока я не начал осуществлять этот эксперимент – я сознавал мои телесные ощущения лишь как общий фон, своего рода неопределенное ощущение общей жизненности и тепла. Попытка разделить это на составляющие ощущения вызывала подлинное изумление. Я заметил ряд напряжений в разных частях тела: в коленях и внизу бедер, когда я сидел на стуле; в районе диафрагмы; в глазах, в плечах, в задней части шеи. Это изумило меня. Как будто мое ощущение вошло в чужое тело, с его напряжениями, ригидностями и зажимами, совершенно отличимыми от моих. Почти сразу же как я обнаружил эти напряжения, я смог их расслабить. Это вызвало во мне ощущение освобожденности и приподнятое настроение: неожиданная свобода, удовольствие и готовность ко всему, что может случиться. Кроме этих приятных ощущений я не заметил никаких эмоций, тревожности или страхов, связанных с этими напряжениями и их расслаблением. Кроме того, хотя я обнаружил эти напряжения и смог их расслабить, они неизбежно снова возвращались, и дальнейшие занятия повторяли этот цикл обнаружения и расслабления."

Приподнятость, связанная с расслаблением, о которой идет речь, может быть сопоставлена с эффектами упражнений в "последовательной релаксации" Э.Якобсона. Но здесь не хватает окончательного разрешения конфликта, порождающего напряжения. Как сообщает отчет, "они постоянно возвращались". Однако, поскольку они столь легко поддавалась расслаблению, по-видимому, конфликт, связанный с этими напряжениями мышц был поверхностным, и если бы испытуемый сосредоточился на них, вместо того, чтобы преждевременно их расслаблять, они могли бы обнаружить свое значение, и стать управляемым раз и навсегда.

Цитировать"Эксперимент на ощущение тела был для меня весьма драматичным. Без особого труда я смог поймать напряжения мышц живота. Сначала это было пугающим. Ясно проявились напряжения в руках и ногах, так же как зажим и напряжение верхней челюсти, над задними зубами. Оно было очень сильным, как сильная зубная боль – но без боли. Как я помню, единственный раз, когда я ощущал это, было однажды перед вечеринкой, когда я заболел. Вместе с этим напряжением напрягались шейные мышцы, что вызывало ощущение, как будто я заболеваю. Я не знаю, действительно ли это связано с заболеванием."

Такая связь есть. В обоих случаях присутствует начинающийся рвотный рефлекс и сопротивление ему.

Цитировать"Я ощущаю сильную тенденцию ускользнуть от этого эксперимента. Меня часто охватывает сонливость. Я ощущаю зажим в шее и челюсти. Я наблюдаю свое дыхание и обнаруживаю, что вдыхаю преувеличенно глубоко, чтобы убедиться в способности вдохнуть полностью. Я могу, до некоторой степени, визуализировать отношения частей тела, но мне приходится напрягать мышцы, чтобы продолжать эксперимент. Во все время эксперимента шея и челюсть зажаты, ноги напряжены, пальцы до некоторой степени расслаблены, а спина слегка согнута."

Напряжения могут быть не только общими, как в предыдущем случае, но и сильно сфокусированными:

Цитировать"Я делал упражнение на сознавание мышечных напряжений в поезде, так что я при этом сидел. С тех пор я пробовал делать это лежа, спокойно стоя, даже на ходу; но я не могу ручаться за правильность того, что я заметил в первый раз, потому что я был настолько поражен, что теперь каждый раз, когда я пытаюсь посмотреть, есть ли это напряжение, оно оказывается на месте. Вопрос, однако в том, не вызывает ли его само мое сосредоточение на этом? Вот как это было. Я старался явственно ощутить свои внутренности, и наконец добрался до прямой кишки; здесь я заметил то, что показалось мне глупым напряжением, нечто, что я совершенно не замечал до этого. Мышцы вокруг моей прямой кишки были зажаты изо всех моих сил. Это было, как будто я поддерживаю свое дыхание нижней частью толстой кишки – если эта аналогия может иметь какой-нибудь смысл. Я назвал это напряжением глупым, потому что в этот момент я не испытывал потребности в дефекации, но сидел со сжатым сфинктером, как будто она была. Наряду с этим я ощущал линию напряжения вокруг живота в районе пупка, но не такую сильную, как вокруг прямой кишки. В другой раз, лежа, я внезапно переключился на мышцы прямой кишки, чтобы посмотреть, зажаты ли они, – и, конечно, так оно и было! Я не специально ложился, чтобы проверить это напряжение (тогда уж оно наверняка было бы), я скорее обращал на него внимание, когда ложился спать и т.п. Или я не садился специально, чтобы искать его, а переключался на него, что бы я ни делал. Я всегда нахожу его. Может быть это естественно в этом месте, но, во всяком случае, я никогда не замечал его раньше."

Это напряжение хорошо известно. Поколением раньше психоаналитик Ференци говорил о нем как о "манометре сопротивления". Оно есть у всех страдающих хроническим запором, и его расслабление кладет конец этому психосоматическому симптому.

Цитировать"Когда я прочел фразу "обратите внимание на боли, которые вы обычно не замечаете", – я подумал, что наоборот, когда есть боль, то мы обращаем внимание на болящее место. Однако позже я был удивлен, что произвольно обратив внимание на то, как я сижу, я прежде всего заметил боль в нижней части колена, которая по-видимому, была там и раньше, хотя я ее не замечал."

"Не замечаемая боль" – возможно, не совсем точная формулировка. Точнее было бы говорить о не замечаемом состоянии, которое, попадая в фокус сознавания ощущается как боль.

Цитировать"Для достижения сознавания тела лучше было бы заняться спортивными упражнениями."

Атлеты не отличаются сознаванием тела; что же касается гимнастики, танцев и других деятельностей, в которых требуется равновесие и координация, – они действительно поддерживают такое сознавание. Также помогает этому массаж, электровибратор, ванны и горячие грелки, прикладываемые к местам напряжений.

Цитировать"Я внезапно обнаружил, что не знаю, что делать с руками. Я заметил, что неуклюже скрещиваю их на груди. Я сунул их в карманы. Я сознаю, что мне неловко. Я продолжаю эксперимент, и внезапно сознаю, что чувствую себя смущенным. Почти немедленно я встаю и начинаю ходить. Моя жена зовет меня обедать, и я рад прекратить эксперимент.

Когда внимание сосредотачивается таким образом на какой-то части тела, и при попытках сосредоточиться я вс е время сдерживал дыхание. Все это происходило несмотря на мой интерес к этому эксперименту."

Нужно ли говорить, что кроме интереса здесь есть опасение и некоторая тенденция убежать?

Цитировать"Мои мысли неожиданно остановились. Я обнаружил, что слегка сжимаю кулаки. Моя грудь как бы вздымалась, будто я хотел что-то выкрикнуть. Я не мог представить себе, что именно, сколько ни пытался."

Крик вырвался на поверхность месяцем позже в виде аффективного высказывания в адрес родителей невесты, лезущих не в свое дело!

Цитировать"Некоторые части моего тела я ощутить не мог; вместо этого было просто чувство пробела или смутности. Я знал, что средняя часть моей спины на месте, но не ощущал ее. Затем появилась очень любопытная группа ощущений. Я не мог ощутить середину спины, но одновременно с этим испытал необычные ощущения и покалывания вокруг этого района. Ощущение было очень необычным, как будто в определенной части моего тела была пустота – пробел, место, которое невозможно ощутить."

Другие ощущали "пробелы" между головой и туловищем (т.е. не ощущали шею), или в пальцах ног, гениталиях, в животе и пр.

Некоторые сообщали, что после работы над этим упражнением они испытывали усталость. Другие испытывали приятное возбуждение. Некоторые отмечали усталость после первых попыток, возбуждение после следующих. В таких случаях это обычно наступало после того, как "бессмысленное" напряжение обретало свое значение.

Цитировать"После того, как я отметил повторяющийся рисунок реагирования – зажим в определенном месте шеи, выпячивание нижней губы, тяжелое дыхание – я нашел, что это связано с определенными ситуациями. Это были ситуации обиды. Самый ясный случай возник, когда я просматривал свои заметки, прежде чем перепечатать это. В тот же момент я почувствовал, что мои губы растягиваются в широкой улыбке; я осознал, что обнаружил этот специфический рисунок напряжения, и – опять же, в то же самое время – я осознал, сколь обманутым и страдающим я чувствовал себя в связи с тем, что должен был делать эти упражнения и сообщать о них. Похоже, что появилась обида по отношению к вам! После этого, когда я выполнял упражнения на сознавание тела, я ощущал себя не вымотанным, как раньше, а освеженным и собранным."

Наконец, последний отчет:

Цитировать"После многих безуспешных попыток мне наконец удался проприоцептивный эксперимент, хотя было много сопротивлений. Я хочу продолжать это, потому что уже увидел много полезного. Мне удалось до некоторой степени ощутить контакт с большей частью моего тела, и теперь мне приятно делать это, хотя сначала казалось раздражающим. Мне кажется теперь, что лучше это делать чаще в течение меньшего времени, чем я сначала пытался. Обнаружение мышечных напряжений поначалу было пугающим. Их так много, что моим первым впечатлением было "Ну и беспорядок!". Но дальнейшее сознавание сделало их менее пугающими, хотя я и не делаю сознательных попыток расслабить напряжения; сейчас мне их ощущать даже приятно. Основные напряжения, которые я ощущаю, находятся в руках, в ногах, вокруг груди, в задней части шеи, в челюсти, в висках, в солнечном сплетении, в районе диафрагмы. В последний раз во время этого упражнения я сосредоточился на желудке, и ощутил с ним ясный контакт. Я ощутил связь между определенной деятельностью в желудке и мышечным напряжением в диафрагме, вокруг груди, и, как это ни странно, в висках."

http://www.psylib.org.ua/books/perlz01/txt07.htm

Ассаджи

Метод Ави Гринберга отчасти перекликается со словами Будды в Салла сутте:

ЦитироватьБлагословенный произнес:

— Необученный простолюдин, испытывая ощущение страдания, печалится, изнуряется, стенает, хлопает себя ладонью по груди, кричит, впадает в безрассудство. Он испытывает два ощущения — телесное и умственное. Подобно тому, монахи, как человека, пронзенного стрелой, поразили бы тут же еще одной стрелой, и он испытывал бы ощущения от двух стрел, — аналогично и необученный простолюдин, испытывая ощущение страдания, печалится, изнуряется, стенает, хлопает себя ладонью по груди, кричит, впадает в безрассудство, и испытывает при этом два ощущения — телесное и умственное. Ведь, испытывая ощущение страдания, он испытывает раздражение. Как раз в том, кто испытывает раздражение по поводу ощущения страдания, и залегает предрасположенность к раздражению по отношению к ощущениям страдания.

https://dhamma.ru/canon/sn/sn36.006.ivah.html

https://youtu.be/TREzzEAC-Pc

(есть субтитры на русском)