Что означает быть совершенным в нравственности?

Автор Ajir, 22:44 06 мая 2023

« назад - далее »

Ajir

"– А когда, почтенный, человек является мирским последователем, практикующим для собственного блага, но не для блага других?

– Дживака, когда мирской последователь сам совершенен в вере, но не побуждает других к совершенству в вере; когда он сам совершенен в нравственности, но не побуждает других к совершенству в нравственности;
...
– А когда, почтенный, человек является мирским последователем, практикующим и для собственного блага, и для блага других?

– Дживака, когда мирской последователь сам совершенен в вере и побуждает других к совершенству в вере; когда он сам совершенен в нравственности и побуждает других к совершенству в нравственности; ..."
https://dhamma.ru/canon/an/an8-26.htm

"Такие дети в мире, мирские последователи,
Совершенные в нравственности и вере,"
https://suttacentral.net/iti74/ru/sv?reference=none&highlight=false

Из этих сутт вроде получается, что и мирянин может быть совершенным в нравственности.
Что в деталях под этим понималось?

Ассаджи

Цитата: Ajir от 22:44 06 мая 2023Из этих сутт вроде получается, что и мирянин может быть совершенным в нравственности.
Что в деталях под этим понималось?

Вот в этой теме разбирается этот вопрос:
https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1092.0

Curious

#2
Очень точное и полное наставление о нравственности из книги: дост. Махатеро Анандамайтрея "Первоначальное учение Будды", приведу полностью, поскольку, как я понял, это цитата из Палийского Канона (Мадджхима Никая) или выдержка из него, поэтому нет опасений по поводу авторских прав (Хотя, конечно, был произведен труд переводчиками самой книги). Может быть, кто-то подскажет точно, из какой это сутты.

Основа практики

Человек, нацеленный на успех в практике медитации (bha-vana), должен следовать наставлениям Будды.

«Вы должны практиковать следующим образом:

Другие могут вредить, но мы не должны вредить.

Другие могут убивать, но мы должны воздерживаться от убийства.

Другие могут воровать и грабить, но мы должны воз держиваться от воровства и грабежей.

Другие могут быть порочными, но мы должны быть непорочны.

Другие могут быть лжецами, но мы должны быть правдивы.

Другие могут сквернословить, но мы должны воздерживаться от сквернословия.

Другие могут клеветать, но мы должны воздерживаться от клеветы.

Другие могут пустословить, но мы должны воздерживаться от пустословия.

Другие могут проявлять скупость, но мы должны быть щедрыми.

У других может быть отравленное сердце, но мы должны быть чисты сердцем.

У других может быть неправильный взгляд, но мы должны придерживаться правильного взгляда.

У других может быть неправильное мышление, но у нас должно быть правильное мышление.

Другие могут иметь неправильную речь, но мы должны придерживаться правильной речи.

Другие могут действовать неправильно, но мы должны придерживаться правильных действий.

Другие могут зарабатывать неподобающим образом, но мы должны придерживаться получения средств к существованию честным путем.

Другие могут проявлять неправильное усердие, но мы должны проявлять правильное усердие.

Другие могут жить рассеянно, но мы должны быть бдительны.

У других может быть неправильное сосредоточение, но у нас должно быть правильное сосредоточение.

Другие могут иметь псевдо-свободу, но у нас должна быть подлинная свобода.

Другие могут быть окутаны ленью и тупостью, но мы должны освободиться от лени и тупости.

Других может распирать гордость, но мы не должны быть подвержены гордыне.

Другие могут иметь сомнения, но мы должны устранять свои сомнения.

Другие могут злиться, но мы должны устранить злобу.

Другие могут быть злопамятны, но мы должны освободиться от злопамятства.

Другие могут быть резкими, но мы должны вести себя мягко.

Другие могут злорадствовать, но мы должны быть свободны от злорадства.

Другие могут иметь зависть, но мы должны освободиться от зависти.

Другие могут быть недовольными, но мы должны освободиться от недовольства.

Другие могут предавать, но мы не должны предавать.

Другие могут быть нечестными, но мы должны быть честны.

Другие могут быть упрямыми, но мы должны быть восприимчивыми и понятливыми.

Другие могут быть гордыми, но мы должны быть простыми.

С другими может быть трудно говорить, но с нами должно быть легко говорить.

Другие могут сходиться с плохими друзьями, но у нас должны быть хорошие друзья.

Другие могут жить праздно, но мы должны жить собранно.

У других может не хватать уверенности, но мы должны овладеть уверенностью.

Другие могут не иметь стыда (совершая дурное), но мы должны стыдиться (совершать дурное).

Другие могут быть безрассудными, но мы должны быть осмотрительными.

Другие могут знать мало, но мы должны обладать обширными знаниями.

Другие могут быть ленивы, но у нас должна быть не ослабевающая энергия.

Другие могут жить рассеянно, но мы должны обладать внимательностью.

Другие могут быть обделены мудростью, но мы должны иметь мудрость.

Другие могут быть предвзяты и им может быть трудно отбросить предубеждения, но у нас не должно быть
предубеждений и мы должны с радостью приветствовать истину.

Я говорю вам далее, что даже намерение поступать правильно очень хорошо и полезно, приносит хороший результат, не говоря уже о практике правильной речи и поступков. Я говорю вам, что если есть плохая дорога, то должна быть и хорошая, по которой можно пройти: если в каком-то месте нет брода, то где-то обязательно есть брод,позволяющий переправиться на тот берег».

(«Маджхима-никая», I)

Не стал дублировать в тему https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1092.0 , если администратор или модераторы сочтут целесообразным, то, возможно, стоит продублировать (или перенести).

Ассаджи

Цитата: Curious от 22:52 26 августа 2023Может быть, кто-то подскажет точно, из какой это сутты.

(«Маджхима-никая», I)

Спасибо за цитату. Это из Саллекха сутты:

https://accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.008.nypo.html

Curious

Дост. Аджан Джаясаро:

ЦитироватьКак мы относимся к убеждениям, идеям и поведению, которые считаем неприемлемыми? К тем, которые считаем пагубными для человека, общества и окружающего мира? Какие эмоции они вызывают?

Чаще всего люди испытывают гнев и уныние. Многие становятся фаталистами или стараются игнорировать то, что их огорчает.

Будда предлагает простое, но действенное решение для таких случаев в сутте "Саллекха" (Sallekha Sutta, MN8): использовать нездоровое и неблагоразумное в качестве стимула для практики. Каждый раз, сталкиваясь с чем-то неприятным или пагубным, необходимо выстроить с ним такое отношение: "Другие люди могут..., но я не буду."

Я приведу несколько примеров из 44-х элементов, перечисленных Буддой.
"Другие люди могут вести себя или высказываться с жестокостью. Я не буду вести себя и высказываться с жестокостью."
"Другие люди могут воровать и обманывать, могут лгать, провоцировать, грубо выражаться, нести вздор. Я не буду воровать и обманывать, не буду лгать, провоцировать, грубо выражаться, нести вздор."
"Другие люди могут быть завистливыми или недоброжелательными по отношению ко всем. Я не буду завистливым или недоброжелательным по отношению ко всем."
"Другие люди могут быть ревнивыми. Я не буду ревнивым."
"Другие люди могут быть лживыми. Я не буду лживым."
"Другие люди могут быть высокомерными. Я не буду высокомерным."
"Другие люди могут быть ленивыми. Я не буду ленивым."
"Другие люди могут придерживаться своих взглядов со всем упорством. Я легко расстанусь с привязанностью к собственным взглядам."

Постоянно держа в уме подобные установки, мы получаем компас для навигации в нашем запутанном мире.

https://dzen.ru/a/ZU-VGPfmYELLD482?referrer_clid=1400&;