Неравенство

Автор Инвалид, 11:51 04 февраля 2005

« назад - далее »

Константин

Цитировать
Мне кажется, Константин испытывает сомнения и колебания в верности выбранного пути, ищет твердого интуитивного понимания буддийской модели.

Алерт здесь, конечно, прав. Одним из поводов для моих первых постингов в этом треде явилось некоторое изменение в опыте распознавания. Я, к сожалению, в очередной раз оказался не готов к началу радикальных перемен в восприятии. Когда энергично и довольно точно распознаваемые до витакки и вичары дхаммы (при ходьбе) и вправду оказываются только дхаммами, и одновременно с этим пропадает знакомое ощущение реальности, которое до этого присутствовало ВЕЗДЕ и ВСЕГДА - и прежний мир превращается в "голую семантику" точечных вспышек качеств, за которой НИЧЕГО НЕТ, то хочется еще раз всеми возможными образами увериться в правильности выбранного пути. И каким же мощнейшим распознаванием надо обладать, что бы успеть перехватить свои беспокойства и страхи, свои глубочайшие склонности мыслить по-мирски и материалистически, свою тягу к обобщению, систематизации и теоретизированию.
Я уже распрощался, казалось, с материализмом, и стал шибко подкованным как вдруг - мордой об стену (именно так: откровенно и грубо). Думаю, все мы всё-таки материалисты в душе:), и в некоторый момент это вылезает на поверхность.
В моем не очень просветленном уме иногда возникает немирской страх некой подлинно реальной «темной материи» – не учтенной в тхеравадинской модели, но могущей оказать влияние на человека.
Я с этими и похожими чувствами сражался лет с шести. Причем это не шиза, а контролируемое чувство, возникающее при сильном сосредоточении на внешнем мире. Не так давно я прочитал о похожих ощущениях в книге «Современные буддийские мастера».
Думаю, при интенсификации практики надо быть ОЧЕНЬ ГОТОВЫМ - и обладать неколебимым интуитивным чувством и благими качествами, а также знанием - не сухим, абстрактным, умственным, а таким, чтобы тебя посреди ночи разбудили - и ты бы всю эту патиччу самутпаду смог бы распознать, а не припоминать смутной мыслью, что там за чем следует и почему это всё так правильно и практично. Долгое время мне (и не только!) патичча самутпада казалась слишком абстрактной и теоретичной. Это наша хинаянская проблема :).

Но вместе с тем я снова склоняюсь к Диминой позиции. Я уже почувствовал, какое это большое облегчение - вообще не заморачиваться теорией устройства мира.

Цитировать
Все мы страдаем от отсутствия вдохновения, решительности и энтузиазма. Потому, что у нас нет реального, интуитивного и четкого понимания буддийской модели и пути.

Есть тут очень важный момент. Действительно я особенно в последнее время наблюдаю за нет только страсть к теории, но буквально жизненную необходимость интуитивного ощущения тхеравадинской модели.
Еще скажу, что меня всегда вдохновляло и чуть-чуть озадачивало то, как Ассаджи пресекает метафизику в зачатке. Какая-то здесь есть хитрая секретная технология мудрости :) – у меня всегда хоть немного, но проскользнет теоретизирование.
Может хоть сейчас одолею?

Цитировать
У нас есть куча сомнений, колебаний и нерешительности.

Поможет ли здесь «сомневаюсь, сомневаюсь», «колеблюсь, колеблюсь», «нерешителен, нерешителен»?

Цитировать
Если несколько перефразировать, то первоначальная модель Будды есть исчерпывающее объяснение действительного положения дел. Объяснение способа и принципа существования окружающего мира и нас в этом мире. Эта модель далека от метафизики и философии, и ближе к психологии и феноменологии.

Мне кажется, элемент теории действительно есть в Тхераваде. Вот сознание обусловлено намой-рупой – всё понятно, похоже на материалистическую схему. Но вот нама-рупа (вне которой нет никакой «материи») обусловленна сознанием? Можно сказать, что это чрезвычайно простой бытовой факт – нет сознания, нет и его объекта (необходимая предпосылка). Но это же означает, что сознание управляет ВСЕМ материальным миром, что вся реальность охвачена обусловливающим сознанием. Из чего следует, что этот вот медитирующий буддист не глючит себе втихомолку в укромном уголке нашей материальной вселенной, а устанавливает связь со всем миром.
В западной тяге (страсти) к обобщенным моделям мира есть и свои очевидные омрачения: подсознательный страх и стремление к безопасности, неспособность отвлечься от интеллектуального моделирования, высокомерие и проч., но есть и свои достоинства – мы знаем (?) подлинное положение вещей в целом. Базой этого знания является материализм – идеализированный (но!) реальный / убедительный / просто привычный мирской опыт.
Еще касаемо теоретизирования. То, что сказал Ассаджи о вложенности пространства – это ведь для нас не опыт, а умозрительное знание. Причем, очень захватывающее. Понятно, что не следует из этого делать философии, но лично я воспринял это как важный и много проясняющий теоретический момент.



Итак, я постараюсь окончательно уяснить для себя, что существует страдание, существует причина страдания, существует прекращение страдания и есть путь, ведущий к прекращению страдания, а вследствие всего этого не так уж и важно, как там в точности устроен наш мир (вообще пропадающий с прекращением страданий). Можно лишь сказать, что мир чрезвычайно сложен и непостигаем умозрительно.
Нама-рупа – это просто не-сознание, а также необходимая предпосылка для сознания, которое не существует само по себе. Не-сознание нужно для сознания, чтобы был процесс – динамичная модель существования.
Нама-рупа обуславливает сознание. Сознание обуславливает нама-рупу, что является способом управления нама-рупой и миром.
Еще один из нескольких способов управления (существованием – сознанием – миром) – пресечение жажды.
Не важно как Будда видел мир, джняна или видья это была вместо авидьи, недвойственность или проч. – всё это вторично и уводит в другой контекст, ведущий к неправильным взглядам. Важно, что у Будды была пресечена жажда (не только грубая, но также жажда к не-формам), вследствие чего важно то, чего он не видел – умственных наслоений – а не то, что он видел. Рассуждения о таковости (виденье дхамм, виденье мира с точки зрения нирваны и т.д.) не имеют практического значения, как и сами эти умозрительные построения.
Единственное ценное дело – распознавание и классификация элементов наличного опыта. Но классификации дхамм или звеньев в цепочках восприятия в свою очередь не абстрактные схемы, а просто являются следствие наблюдательности предшествовавших нам людей к происходящим с нами (то есть тогда с ними) процессам.
Ниббана – это прекращение всего фиксируемого эмпирического опыта, прекращение всех форм страданий. Имеет смысл лишь метод, ведущий к ней. В теоретизировании о ней нет большого смысла. О Ниббане заслуживающие доверия люди также говорят, что это не окончательная физическая и духовная смерть в физическом мире, а нечто иное, и что Ниббана – величайшая ценность.

Сергей О.

Цитироватьструктура восприятия, информация данная глазу... огромное число...
Константин, конечно, на картине может быть много чего нарисовано, например, у Брейгеля или Филонова. И в окно, если посмотреть, тоже можно много чего увидеть, например, в моем окне сегодня видны сосны, дорожка, веранда, забор и дом соседей, кусочек неба, снег и еще много чего. Что мы видим, то и видим. Называется это "видимое" если анализировать - цвета и формы.

Ассаджи

Здесь многое зависит от способа рассмотрения. Когда, например, общаешься с твердо убежденным в чем-то харизматическим человеком, то можно заразиться этой верой. А если не общаешься, эмоциональный заряд уходит, и вера вместе с ним.

И пока не хватает мудрости, колеблешься, как листок на ветру, подпадая под влияние то какого-то человека, то какого-то воспоминания, то какого-то убеждения.

Цитата: КонстантинМне кажется, элемент теории действительно есть в Тхераваде. Вот сознание обусловлено намой-рупой – всё понятно, похоже на материалистическую схему.

Я это понимаю конкретно как обусловленность сознания, во-первых, смычкой способности восприятия и предмета восприятия (внутренней и внешней сферы восприятия), и во-вторых, жаждой.

http://dhamma.ru/lib/paticca.htm

ЦитироватьНо вот нама-рупа (вне которой нет никакой «материи») обусловленна сознанием?

А это, как я понимаю, можно отследить как обусловленность впечатления (пхасса) сознанием.

Получается нечто вроде монополии, в которой покупатели привязаны к монополисту, а монополист привязан к установившемуся порядку.

Ассаджи

For one instant, abandon all labels, concepts, answers, explanations, all efforts to improve or achieve a result of any kind. What remains?

   Sensations, sounds of traffic, smell of exhaust, smell of rain, hum of a vacuum cleaner, cheeping of a bird, breathing, seeing, hearing. Nothing special or grandiose. Just this, as it is.

http://home.earthlink.net/~wakeupjt/

Сергей О.

Кстати говоря, мысли, идеи и т.п. - это ведь тоже часть реальности, которая называется (или которые  называются) "мысли", "идеи", ...
А вот еще, может быть как-то в тему:
http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/majjhima/mn001.html

Константин

Всё, кажется разобрался.
Я путал два совершенно различных языка описания: психологический, буддийский и физикалисткий, научный, который вообще-то, может рассматриваться как подмножество в психологическом языке.
Теперь ясно, что рупа, данная через пхасу важна только как факт, как впечатление. А то, как она (этот конкретный кусочек рупы :) ) звязана с другими объектами, какие там закономерности, как это можно объяснить и т.д. - уже работа ума.
В психологической модели используется только факт восприятия, необходимые предпосылки к нему и его следствия, одно из которых - появление через несколько звеньев снова предпосылки к рупе.

Сергей О.

Константин, я тут подумал, что приведенную ссылку на Мулапарийяйа сутту можно понять как выпад. Ни в коем разе не задумывал этого, привел сутру потому, что решил, что описываемое в ней имеет отношение к обсуждаемой теме и что она что-то проясняет в отношении обсуждаемой темы.

Константин

А сутта-то замечательная!
Если б я еще мог ее как следует перевести...