Методы работы с завистью

Автор Ассаджи, 12:08 27 октября 2019

« назад - далее »

Ассаджи

ЦитироватьКакие есть методы (буддийские) работы с завистью? Что Будда советовал? Есть ли канонические истории или сутты о зависти?

Зависть (исса) упоминается во многих суттах. Будда говорил, что она приводит к невзрачной судьбе:

Цитировать11. "Here, student, some woman or man is envious; he envies, begrudges and harbors envy about others' gains, honor, veneration, respect, salutations and offerings. Due to having performed and completed such kammas, on the dissolution of the body, after death, he reappears in a state of deprivation... If instead he comes to the human state, he is insignificant wherever he is reborn. This is the way that leads to insignificance, that is to say, to be envious, to envy, begrudge, and harbor envy about others' gain, honor, veneration, respect, salutations and offerings.

12. "But here some woman or man is not envious, he does not envy, begrudge or harbor envy about others' gain, honor, veneration, respect, salutations and offerings. Due to having performed and completed such kammas, on the dissolution of the body, after death, he reappears in a happy destination... If instead he comes to the human state, he is influential wherever he is reborn. This is the way that leads to influence, that is to say, not to be envious, not to envy, begrudge or harbor envy about others' gain, honor, veneration, respect, salutations and offerings.

https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.135.nymo.html

Досточтимый Махаси Саядо и другие буддийские учителя рекомендуют развивать сорадование (мудита):

https://www.buddhanet.net/brahmaviharas/bvd087.htm

Ассаджи

Отвечая на вопросы Сакки, Будда говорит, что зависть и скаредность коренятся в пристрастиях и отвращениях:

Цитировать"Envy & stinginess have dear-&-not-dear as their cause, have dear-&-not-dear as their origination, have dear-&-not-dear as what gives them birth, have dear-&-not-dear as their source. When dear-&-not-dear exist, they come into being. When dear-&-not-dear are not, they don't."

https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/dn/dn.21.2x.than.html

Feldman2019

Цитата: Ассаджи от 12:16 27 октября 2019
Отвечая на вопросы Сакки, Будда говорит, что зависть и скаредность коренятся в пристрастиях и отвращениях:

На отвращениях к объекту зависти, то есть человеку, который что-то имеет, чем-то владеет, чем не владеет завидующий?

Ассаджи

Да, по Комментарию так.

Цитироватьpiyāppiyanidānanti piyasattasaṅkhāranidānaṃ macchariyaṃ, appiyasattasaṅkhāranidānā issā.

Feldman2019

Ассаджи, спасибо! Будьте добры, а что комментарий говорит по поводу пристрастия (там помимо отвращения есть пристрастие)? Там имеется в виду упадана? К чему пристрастие?

Ассаджи

Комментарии трудно переводить даже профессионалам. Если коротко, то пристрастие здесь имеется в виду тоже у существам.

Здесь это совсем не "упадана".

Feldman2019

Цитата: Ассаджи от 17:08 31 октября 2019
Комментарии трудно переводить даже профессионалам. Если коротко, то пристрастие здесь имеется в виду тоже у существам.

Здесь это совсем не "упадана".
А в каком плане пристрастие к существам? Может речь идёт о предвзятом / пристрастном отношении к ним? Ведь, как правило, завистник предвзято относится к тому, кто его, допустим, богаче или имеет то, чего у завистника нет?

Ассаджи

Не знаю, я не разбирался в деталях комментария.