Вопросы неграмотного

Автор Инвалид, 17:02 04 марта 2005

« назад - далее »

Feldman2019

#60
А вообще когда оскорбляют какого-либо человека, почему он воспринимает это как оскорбление? Что ему говорит, подсказывает: "Тебя оскорбили!"? Что это за чувство или способность или как это лучше назвать?

Можно ли тут говорить, в частности, о мана ("я лучше" и вы не смейте меня унижать, а не то я вам скажу всё, что о вас думаю)? Ведь у многих людей есть желание выглядеть хорошими со стороны. Значит, вот это "я лучше" у многих что называется в крови. С другой стороны, если он уверен в себе, его непросто оскорбить, легко оскорбить того, кто не уверен в себе, считает себя недостойным, слабым, неудачником, но ведь и это мана, только в виде "я хуже". Опять та же мана. Того, кто полон самомнения ("я лучше", "я такой же", "я хуже") легко оскорбить, как вы считаете?

Слышал от одного буддиста, что оскорбить можно только грязный, полный килес (а мана ведь та же или тщеславие взять, или надменность - килесы) ум. Чистый ум, свободный от килес, оскорбить невозможно. Вы согласны с этим, Ассаджи?

Ассаджи

Цитата: Feldman2019 от 19:32 06 ноября 2019
А вообще когда оскорбляют какого-либо человека, почему он воспринимает это как оскорбление? Что ему говорит, подсказывает: "Тебя оскорбили!"? Что это за чувство или способность или как это лучше назвать?

Люди сложно устроены, и у разных людей это происходит по-разному. Поэтому нет особого смысла пытаться заочно диагностировать, что именно происходит у другого человека.

Чтобы разобраться в таких явлениях, нужно развить мудрость (пання) на основе собранности ума (самадхи), чтобы отслеживать подобные явления у себя. Тогда станет легче понимать и замечать в общении, как это происходит у других.

ЦитироватьМожно ли тут говорить, в частности, о мана ("я лучше" и вы не смейте меня унижать, а не то я вам скажу всё, что о вас думаю)? Ведь у многих людей есть желание выглядеть хорошими со стороны. Значит, вот это "я лучше" у многих что называется в крови. С другой стороны, если он уверен в себе, его непросто оскорбить, легко оскорбить того, кто не уверен в себе, считает себя недостойным, слабым, неудачником, но ведь и это мана, только в виде "я хуже". Опять та же мана. Того, кто полон самомнения ("я лучше", "я такой же", "я хуже") легко оскорбить, как вы считаете?

Да, конечно, ведь такой человек склонен обобщать обращенные к нему слова на свою идентичность, которую он считает нужным всеми силами сохранять. Соответственно, он склонен истолковывать даже невинные замечания по поводу своих поступков как угрозу своей идентичности.

ЦитироватьСлышал от одного буддиста, что оскорбить можно только грязный, полный килес (а мана ведь та же или тщеславие взять, или надменность - килесы) ум. Чистый ум, свободный от килес, оскорбить невозможно. Вы согласны с этим, Ассаджи?

Про оскорбления имеет смысл говорить только в связи с тем или иным самоотождествлением, происходящим у человека в целом. Ум сам по себе не отождествляется, это ведь безличное явление.

Feldman2019

#62
Цитировать
Про оскорбления имеет смысл говорить только в связи с тем или иным самоотождествлением, происходящим у человека в целом. Ум сам по себе не отождествляется, это ведь безличное явление.

Позвольте уточнить. Под самоотождествлением вы имеете в виду что? Правильно ли я понимаю, что речь идёт, что человек, к примеру, отождеставляет себя с чем-то хорошим и благородным, и поэтому ему обидно слышать слова, которые не соответствуют этому? Или, допустим, его называют ослом, и он отождествляет себя на мгновение с ослом и впадает в раздражение и агрессию? Ведь если бы он не отождествил себя с животным, то и не оскорбился - это логично. Вы это имеете в виду?

И такой вопрос. Вы сказали про развитие мудрости. Так вот. Один человек оскорбляет моих подруг, но они либо смеются, либо не обращают внимания на эти оскорбления, понимая, что это к ним не относится. Они не являются тем, что им приписывают. Как вы считаете, Ассаджи, можно говорить, что у них есть мудрость или хотя бы её зачатки, если они так себя ведут?
Вообще, мне кажется, заслуживает похвалы тот человек, который понимает, если его называют ослом, козлом или ещё хуже, что он не осёл, он человек, это к нему не относится, поэтому это сказано не про него. Люди ошиблись адресом, образно выражаясь.

И ещё, я бы сделал ремарку: есть уверенный в себе человек, которого непросто так оскорбить и он, я полагаю, наделён мудростью, и человек самоуверенный, высокомерный, надменный, которого значительно легче оскорбить. У обоих есть мана, но только во втором случае она приобретает гипертрофированные формы и поэтому такого человека значительно легче оскорбить. А сам по себе уверенный в себе человек - это не плохо, а даже хорошо, не смотря на то, что у него не искоренена до конца мана.

Ассаджи

Цитата: Feldman2019 от 09:23 07 ноября 2019
Цитировать
Про оскорбления имеет смысл говорить только в связи с тем или иным самоотождествлением, происходящим у человека в целом. Ум сам по себе не отождествляется, это ведь безличное явление.

Позвольте уточнить. Под самоотождествлением вы имеете в виду что? Правильно ли я понимаю, что речь идёт, что человек, к примеру, отождеставляет себя с чем-то хорошим и благородным, и поэтому ему обидно слышать слова, которые не соответствуют этому?

Да.

Цитата: Feldman2019 от 09:23 07 ноября 2019И такой вопрос. Вы сказали про развитие мудрости. Так вот. Один человек оскорбляет моих подруг, но они либо смеются, либо не обращают внимания на эти оскорбления, понимая, что это к ним не относится. Они не являются тем, что им приписывают. Как вы считаете, Ассаджи, можно говорить, что у них есть мудрость или хотя бы её зачатки, если они так себя ведут?

Это просто здоровое отношение к оскорблениям.

Школа, в которой я учился, граничила с детским садиком, и мы порой туда заходили. Я на всю жизнь запомнил, как одна девочка из садика, прежде чем спуститься с горки, воскликнула: "Я половая тряпка!". Я тогда понял, что свобода от жестких представлений о себе может быть очень радостной.

Цитата: Feldman2019 от 09:23 07 ноября 2019Вообще, мне кажется, заслуживает похвалы тот человек, который понимает, если его называют ослом, козлом или ещё хуже, что он не осёл, он человек, это к нему не относится, поэтому это сказано не про него. Люди ошиблись адресом, образно выражаясь.

Конечно.

Цитата: Feldman2019 от 09:23 07 ноября 2019И ещё, я бы сделал ремарку: есть уверенный в себе человек, которого непросто так оскорбить и он, я полагаю, наделён мудростью, и человек самоуверенный, высокомерный, надменный, которого значительно легче оскорбить. У обоих есть мана, но только во втором случае она приобретает гипертрофированные формы и поэтому такого человека значительно легче оскорбить. А сам по себе уверенный в себе человек - это не плохо, а даже хорошо, не смотря на то, что у него не искоренена до конца мана.

Да, здоровая самооценка, основанная на регулярной рефлексии своих поступков, очень даже полезна.

Feldman2019

Цитировать

Про оскорбления имеет смысл говорить только в связи с тем или иным самоотождествлением, происходящим у человека в целом. Ум сам по себе не отождествляется, это ведь безличное явление.

Ассаджи! Есть один нюанс. Хотел у вас уточнить. Есть книга "Раскрывая Дхарму", где собраны лекции и беседы Махатхеро Анандамайтрея, так вот там спрашивает человек некий:
Цитировать
"Расскажите, пожалуйста, о читта-нупассане (cittanupassana) и дхамма-нупассана (dhammanupassana) как двух элементах медитации четырёх основ осознанности (satipatthana)".
Анандамайтрея Махатхеро отвечает:
"Во время практики читта-нупассаны вы осознаёте свои мысли: "Это гневная мысль, а эта мысль лишена гнева. Сейчас мой ум захвачен жадностью. Мой ум свободен от жадности". Таким образом, вы понимаете своё состояние ума. А во время практики дхамма-нупассаны вы видите ментальные характеристики ума, а не сам ум. Ум обладает некоторыми характеристиками - "четасиками". Речь идёт лишь о ментальных состояниях. Вы видите: "В моём уме есть усердие (viriya). В моём уме живёт сильная вера (saddha)". Во время практики дхамма-нупасссаны вы видите эти ментальные характеристики яснее, чем раньше.
Во время читта-нупассаны вы видите только ум: "Это добродетельное сознание, а это недобродетельное сознание. Это активное сознание, а это пассивное сознание". Ум может быть зажатым, ленивым, рассеянным. "Сейчас мой ум рассеян: он блуждает и тут и там". Или: "Сейчас мой ум сконцентрирован: он не блуждает". Таким образом, во время практики читта-нупассаны вы видите состояние ума.
Когда вы переходите к дхамма-нупассане, вы имеете дело с такими качествами, как тридцать семь факторов просветления (bodhipakkhiya-dhamma): пять способностей (panca-indriya), пять сил (panca-bala) и так далее. Теперь у вас есть мудрость, которая проникает в природу вещей. "В моём уме есть усердие". Когда вы практикуете дхамма-нупассану, вы видите ментальные характеристики, которые присутствуют в вашем уме. Сначала надо практиковать читта-нупассану. Когда освоили читта-нупассану, переходите к дхамма-нупассане. На этапе дхамма-нупассаны вы очень ясно видите все ментальные качества. В этом и заключается разница"

Меня смутила фраза: "Сейчас мой ум захвачен жадностью. Мой ум свободен от жадности". Просто вы сказали, когда я вам привёл фразу: "слышал от одного буддиста, что оскорбить можно только грязный, полный килес (а мана ведь та же или тщеславие взять, или надменность - килесы) ум. Чистый ум, свободный от килес, оскорбить невозможно", что ум сам по себе не отождествляется, это безличное явление. Но ведь в приведённом отрывке, точнее, ответе Махатхеры на вопрос, он сказал: "Сейчас мой ум захвачен жадностью. Мой ум свободен от жадности". А ведь жадность - это и есть килеса. Или здесь под умом нужно понимать не ум. Может я что-то недопонял. Помогите разобраться в этом вопросе. Просто, может быть, не совсем удачно был подобран ответ, так что вышло, что ум может быть полон килес, и я понял это так, что килесы находятся в уме.

Ассаджи

Цитата: Feldman2019 от 14:43 12 ноября 2019
Меня смутила фраза: "Сейчас мой ум захвачен жадностью. Мой ум свободен от жадности". Просто вы сказали, когда я вам привёл фразу: "слышал от одного буддиста, что оскорбить можно только грязный, полный килес (а мана ведь та же или тщеславие взять, или надменность - килесы) ум. Чистый ум, свободный от килес, оскорбить невозможно", что ум сам по себе не отождествляется, это безличное явление. Но ведь в приведённом отрывке, точнее, ответе Махатхеры на вопрос, он сказал: "Сейчас мой ум захвачен жадностью. Мой ум свободен от жадности". А ведь жадность - это и есть килеса. Или здесь под умом нужно понимать не ум. Может я что-то недопонял. Помогите разобраться в этом вопросе. Просто, может быть, не совсем удачно был подобран ответ, так что вышло, что ум может быть полон килес, и я понял это так, что килесы находятся в уме.

Да, загрязнения, пороки (килеса) -- это качества ума.
Я говорил о том, что оскорбить можно только личность, а не ум, тело и т.п.