Понимание кармы/каммы у Льва Толстого

Автор Ajir, 20:14 01 августа 2025

« назад - далее »

Ajir

В итоговой философской работе Льва Толстого "Путь жизни" есть среди прочего адаптированный перевод какой-то буддийской сказки про действие кармы. Но (по крайней мере в этом электронном издании) не указано ни оригинальное название сказки, ни даже из какого направления буддизма она взята.

Нужное в конце текста.
https://www.litres.ru/book/lev-tolstoy/put-zhizni-126234/

Вопрос. Если брать то, что написано у Толстого, по существу. То с точки зрения тхэравады это упрощенно, но верно, или принципиально неверно и не приближает к пониманию каммы, а удаляет от него?

Ассаджи

Цитата: Ajir от 20:14 01 августа 2025Нужное в конце текста.

Где именно? Приведите, пожалуйста, полную цитату, или дайте ссылку на страницу в издании, доступном без регистрации, например:
https://royallib.com/read/tolstoy_lev/put_gizni.html

Ассаджи

Цитата: Ajir от 20:14 01 августа 2025В итоговой философской работе Льва Толстого "Путь жизни" есть среди прочего адаптированный перевод какой-то буддийской сказки про действие кармы. Но (по крайней мере в этом электронном издании) не указано ни оригинальное название сказки, ни даже из какого направления буддизма она взята.

https://tolstoy.ru/creativity/journalismguide/160.php
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0_(%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9)

Автор этого произведения, Пол Карус, под видом буддийских текстов продвигал собственные идеи. Правдоподобность его произведениям придает включение цитат, отрывков, имен и мотивов из палийских текстов.

В то время как раз создавался буддизм как западное философское течение, и в произведениях Пола Каруса мы как раз видим этот сдвиг в интерпретации, от практической "феноменологии" Будды к умозрительной философии, к учению об устройстве мира. В данном случае трактовка Каруса напоминает философские трактовки из подобных течений индуизма - не случайно автор заимствует из индуизма понятие "покрывала Майи".


ЦитироватьИ монах сказал:

— Слушайте же, я дам вам ключ к тайне: если вы и не поймете ее, верьте тому, что я скажу вам. Считать себя отдельным существом есть обман, и тот, кто направляет свой ум на то, чтобы исполнять волю этого отдельного существа, следует за ложным светом, который приведет его в бездну греха. То, что мы считаем себя отдельными существами, происходит оттого, что покрывало Майи ослепляет наши глаза и мешает нам видеть неразрывную связь с нашими ближними, мешает нам проследить наше единство с душами других существ. Немногие знают эту истину. Пусть следующие слова будут вашим талисманом:

«Тот, кто вредит другим, делает зло себе.

Тот, кто помогает другим, делает добро себе.

Перестаньте считать себя отдельным существом — и вы вступите на путь истины.

Для того, чье зрение омрачено покрывалом Майи, весь мир кажется разрезанным на бесчисленные личности.

И такой человек не может понимать значения всеобъемлющей любви ко всему живому».

В чём ключевое отличие такого подхода от подхода Будды?

У Будды "распознавание как себя или своего" (атта-сання) входит в число четырех "искажений распознавания" (сання-випалласа).

https://accesstoinsight.org/tipitaka/an/an04/an04.049.than.html

Устранение таких искажений доходит гораздо глубже, чем уровень понимания или мировоззрения. Искаженное распознавание как себя или своего устраняется изо всех актов восприятия.

https://www.dhamma.ru/forum/index.php?topic=442.0
https://www.dhamma.ru/forum/index.php?topic=1955.0

Человеку без серьезной подготовки это трудно даже себе представить. Не удивительно, что Пол Карус и многие другие люди в своих трактовках учения Будды упрощают его до уровня общей смены мировоззрения.

Ajir

Цитата: Ассаджи от 14:15 02 августа 2025
Цитата: Ajir от 20:14 01 августа 2025Нужное в конце текста.

Где именно? Приведите, пожалуйста, полную цитату, или дайте ссылку на страницу в издании, доступном без регистрации, например:
https://royallib.com/read/tolstoy_lev/put_gizni.html
Простите пожалуйста. Оплошал и дал ссылку, требующую регистрации.
Но Вы далее сами нашли верно.

Ajir

Цитата: Ассаджи от 06:32 03 августа 2025В чём ключевое отличие такого подхода от подхода Будды?

У Будды "распознавание как себя или своего" (атта-сання) входит в число четырех "искажений распознавания" (сання-випалласа).

https://accesstoinsight.org/tipitaka/an/an04/an04.049.than.html

Устранение таких искажений доходит гораздо глубже, чем уровень понимания или мировоззрения. Искаженное распознавание как себя или своего устраняется изо всех актов восприятия.

https://www.dhamma.ru/forum/index.php?topic=442.0
https://www.dhamma.ru/forum/index.php?topic=1955.0

Человеку без серьезной подготовки это трудно даже себе представить. Не удивительно, что Пол Карус и многие другие люди в своих трактовках учения Будды упрощают его до уровня общей смены мировоззрения.
Простите за запоздалый ответ.
Я правильно понял, что проблема в том, что философия в цитате, вроде:

«Тот, кто вредит другим, делает зло себе.
Тот, кто помогает другим, делает добро себе.
Перестаньте считать себя отдельным существом — и вы вступите на путь истины.


1. Хоть и в целом правильная?
2. Но надо не просто философствовать, а путем соблюдения нравственных предписаний буддизма и выполнения медитаций - полностью перестроить свое восприятие?
3. Ну и какой будет результат смены восприятия - трудно даже представить обычному человеку?

Ассаджи

Цитата: Ajir от 17:17 11 августа 2025Я правильно понял, что проблема в том, что философия в цитате, вроде:

«Тот, кто вредит другим, делает зло себе.
Тот, кто помогает другим, делает добро себе.
Перестаньте считать себя отдельным существом — и вы вступите на путь истины.


1. Хоть и в целом правильная?

Ничего тут правильного нет, это ерунда на постном масле.

Чтобы разобраться в том, чему учил Будда, очень важно уметь отличать такие образцы умозрительного философствования от настоящего пути практики. Иначе можно попасть во всевозможные подобные тупики, например, пытаясь умозрительно убедить себя в том, что всё непостоянно, что "Я" на самом деле нет, и т.д. и т.п. Это путь в никуда.

Настоящее постижение "анатта" - это практически Ниббана.

Curious

Цитата: Ajir от 17:17 11 августа 2025Перестаньте считать себя отдельным существом — и вы вступите на путь истины.

Может быть тут есть элемент философии так называемой "Недвойственности"? Такие идеи есть в индуизме и в определенной степени в Тибетском буддизме.

Как можно судить, Тхеравада резко разграничивает существ, как носителей своего потока сознания и каммы, и ни в какой форме не проповедует недвойственность. Наоборот четко и явно заявляет о самых разных контрастах и противоположностях духовного и физического плана (насчет физического видел, правда, идеи в рамках Тхеравады, что физический мир - иллюзия, но мне это не кажется главенствующей идеей.)

Ассаджи

Цитата: Curious от 03:28 12 августа 2025
Цитата: Ajir от 17:17 11 августа 2025Перестаньте считать себя отдельным существом — и вы вступите на путь истины.

Может быть тут есть элемент философии так называемой "Недвойственности"? Такие идеи есть в индуизме и в определенной степени в Тибетском буддизме.

Да, это напоминает Адвайту. Неслучайно Пол Карус использует тут и индуистскую концепцию "покрывала Майи".

Но тут я хотел бы подчеркнуть и влияние другой распространенной нынче школы, а именно болтологии. В ней глубокие постижения на духовном пути превращаются в философские убеждения об устройстве мира, которые достаточно умозрительно принять, чтобы "встать на путь истины".

В Адвайте по меньшей мере подразумеваются медитативные практики, как например само-вопрошание (атма-вичара) "Кто я?" у Ади Шанкары. В болтологии и этого не нужно, достаточно понять ключевую идею (и очевидно, затем гордиться таким пониманием).

Curious

#8
Цитата: Ассаджи от 08:59 12 августа 2025Но тут я хотел бы подчеркнуть и влияние другой распространенной нынче школы, а именно болтологии.

:)

Тут также характерен дух некоего "учительства".

Хотя отчасти слова имеют смысл. Потому что мы не изолированные существа и образуем систему. В какой-то степени, действительно, делая зло или добро другим делаешь это себе.

Это высказывание еще "ничего". Часто можно заметить какая витиеватость в различных "духовных" наставлениях у различного рода эзотериков и какая четкость и ясность у Будды, даже в переводах.