Критерии суждения о человеке

Автор Ассаджи, 12:27 27 января 2007

« назад - далее »

Ассаджи

ЦитироватьВ Васеттха сутте Будда однозначно показал, что о "статусе" человека мы судим по его делам, а не по рождению. В Налака сутте описывается, как боги возвестили, а человек по внешним признакам (сияния, опахала без тех, кто ими машет...) убедились, что родился великий Телец, самый великий из людей, который запустит колесо Дхармы и спасет всех живых. Так по рождению или по делам судим?

В Васеттха сутте
http://dhamma.ru/canon/kn/snp/sut_nip.htm#_Toc484786538
Будда говорит о своих критериях понятия "брахман":

"Кто сорвал с себя все оковы, кто стряхнул с себя все узы и не страшится, освобожденный, – того назову я брахманом."

О "нас" он ничего не говорит.

В Налака сутте
http://dhamma.ru/canon/kn/snp/sut_nip.htm#_Toc484786540

описывается, как боги дали пророчество:

"Прекраснейший среди всех существ, первый из людей, телец среди них, великолепнейший из всех творений, – он повернет Колесо (Дхармы), и в лесах соберет мудрых он, подобный ревущему льву, суровому царю животных."

а провидец Асита дал пророчество:

"Царевич достигнет окончательного само-пробуждения, он повернет колесо Дхаммы, он узрит несравненную Чистоту, благо людское всегда будет заботой его, и слово его широко разнесется по свету."

По каким признакам и каким образом они пришли к таким выводам, не говорится.

Павел

ЦитироватьБудда говорит о своих критериях понятия "брахман":
"Кто сорвал с себя все оковы, кто стряхнул с себя все узы и не страшится, освобожденный, – того назову я брахманом."
О "нас" он ничего не говорит.
Позволю себе в корне не согласиться. Произошел спор между двумя людьми, не найдя согласия и оставшись каждый при своем мнении, они обратились к Будде за помощью, за разъяснением. Он дал такое разъяснение как эталон того, как ДОЛЖНО относиться, показал причины, почему. И сделал он это корректно на своем примере, на примере своего отношения, но дал ПОУЧЕНИЕ для нас.
ЦитироватьВ Налака сутте описывается, как боги дали пророчество:
"Прекраснейший среди всех существ, первый из людей, телец среди них, великолепнейший из всех творений, – он повернет Колесо (Дхармы), и в лесах соберет мудрых он, подобный ревущему льву, суровому царю животных."
а провидец Асита дал пророчество:
"Царевич достигнет окончательного само-пробуждения, он повернет колесо Дхаммы, он узрит несравненную Чистоту, благо людское всегда будет заботой его, и слово его широко разнесется по свету."
По каким признакам и каким образом они пришли к таким выводам, не говорится.
Совершенно верно. Но по прочтении этих двух сутт перед человеком и встает вопрос: так судить о выбранном учителе надо по конкретным его "успехам", которые проявляются в конкретных его поступках или ждать "предсказания богов" или "пророков", про которых нам не ведомо "по каким признакам и каким образом они пришли к таким выводам? Ведь в первом случае при выборе брахмана мы выбираем того, за кем собираемся следовать, и во втором случае мы/за нас кто-то определяет того, за кем нам должно следовать. Но в первом случае наш выбор осуществляется по внешним признакам (грабитель - грабит, мирянин - пасет скот, брахман - ...), а во втором случае мы просто должны поверить предсказанию. (Возможно не просто, а лишь предсказанию тех, кому уже верим - богам, пророкам...). В любом случае это два принципиально разных подхода.

Ассаджи

#2
Цитата: Павел от 09:42 28 января 2007
Произошел спор между двумя людьми, не найдя согласия и оставшись каждый при своем мнении, они обратились к Будде за помощью, за разъяснением. Он дал такое разъяснение как эталон того, как ДОЛЖНО относиться, показал причины, почему. И сделал он это корректно на своем примере, на примере своего отношения, но дал ПОУЧЕНИЕ для нас.

Согласен.

ЦитироватьСовершенно верно. Но по прочтении этих двух сутт перед человеком и встает вопрос: так судить о выбранном учителе надо по конкретным его "успехам", которые проявляются в конкретных его поступках или ждать "предсказания богов" или "пророков", про которых нам не ведомо "по каким признакам и каким образом они пришли к таким выводам?

В этом отрывке Налака сутты не дается наставлений о способах суждения, а описываются события.
Таким образом, в качестве рекомендации к действиям остается Васеттха сутта.

ЦитироватьВедь в первом случае при выборе брахмана мы выбираем того, за кем собираемся следовать, и во втором случае мы/за нас кто-то определяет того, за кем нам должно следовать. Но в первом случае наш выбор осуществляется по внешним признакам (грабитель - грабит, мирянин - пасет скот, брахман - ...), а во втором случае мы просто должны поверить предсказанию. (Возможно не просто, а лишь предсказанию тех, кому уже верим - богам, пророкам...). В любом случае это два принципиально разных подхода.

Будда рекомендует судить о человеке по его поступкам, - телесным, речевым и умственным. Внешние признаки и образ жизни тут не имеют значения. Приведу отрывок из Дхаммапады:

391. Я называю брахманом того, кто не совершил зла ни телом, ни словом, ни мыслью –     
кто сдерживает себя в трех вещах.

391. Yassa kāyena vācāya, manasā natthi dukkaṭaṃ;
Saṃvutaṃ tīhi ṭhānehi, tamahaṃ brūmi brāhmaṇaṃ.
   
393. Брахманом становятся не из-за спутанных волос, родословной или рождения.    
В ком истина и дхамма, тот счастлив и тот брахман.

393. Na jaṭāhi na gottena, na jaccā hoti brāhmaṇo;
Yamhi saccañca dhammo ca, so sucī so ca brāhmaṇo.
   
394. Что за польза тебе в спутанных волосах, о глупец! Что за польза тебе в одежде из шкуры!    
Ведь внутри тебя – джунгли, ты заботишься только о внешности.

394. Kiṃ te jaṭāhi dummedha, kiṃ te ajinasāṭiyā;
Abbhantaraṃ te gahanaṃ, bāhiraṃ parimajjasi.

406. Я называю брахманом того, кто среди взволнованных остается невзволнованным,     
среди подымающих палку – спокойным, среди привязанных к миру – свободным от привязанностей.

406. Aviruddhaṃ viruddhesu, attadaṇḍesu nibbutaṃ;
Sādānesu anādānaṃ, tamahaṃ brūmi brāhmaṇaṃ.

http://dhamma.ru/canon/kn/dhp/dhammapada.htm#n26

См. также:

Лаккхана сутта http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an03/an03.002.than.html

Тхана сутта http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an04/an04.192.than.html
Джатила сутта http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/kn/ud/ud.6.02.than.html

Чула-пуннама сутта http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.110.than.html

Чанки сутта http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.095x.than.html

Силаббата сутта http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an03/an03.078.than.html

Павел

ЦитироватьБудда рекомендует судить о человеке по его поступкам, - телесным, речевым и умственным. Внешние признаки и образ жизни тут не имеют значения.
Полностью согласен с такой постановкой вопроса. Я, наверное, неудачно употребил словосочетание "внешние признаки", под которыми на самом деле всегда имею в виду "поступки - телесные, речевые и умственные", забывая о том, что общепринято под внешностью понимать исключительно внешность. :) Однако, замечу, что порой внешность, если в жизни человека это значимо, может рассматриваться как поступок. Как у того брахмана, что заплетает волосы и рядится в шкуры.