Нимитта

Автор Ассаджи, 12:38 07 января 2007

« назад - далее »

Ассаджи

Тут практика начинается с охраны дверей чувств.

"Иди, монах, охраняй двери своих чувств. Видя глазом форму, не улавливай ни те перцептивные образы (нимитта), ни те подробности, из-за которых, - если не сдерживать постоянно способность (индрия) зрения, - могут всплыть алчность или уныние, пагубные, неумелые качества ума (дхаммы). Так что постоянно сдерживай способность зрения, охраняй ее, достигни обуздания способности зрения.

Слыша ухом звук...

Чуя носом запах...

Чувствуя языком вкус...

Ощущая прикосновение телом...

Сознавая интеллектом (мано) качество, не улавливай ни те перцептивные образы (нимитта), ни те подробности, из-за которых, - если не сдерживать постоянно способность (индрия) интеллекта, - могут всплыть алчность или уныние, пагубные, неумелые качества ума (дхаммы). Так что постоянно сдерживай способность интеллекта, охраняй ее, достигни обуздания способности интеллекта."

http://dhamma.ru/canon/mn107.htm

Ассаджи

Вдогонку к недавней встрече:

"И далее, монах хорошо овладевает своей настройкой (нимитта) созерцания, хорошо следит за ней, хорошо созерцает ее, хорошо настраивает ее (хорошо постигает ее) с помощью распознавания (паннья).

Точно так же как один человек созерцает другого, или стоящий человек созерцает сидящего, или сидящий созерцает лежащего; так, монахи, и монах хорошо овладевает своей настройкой (нимитта) созерцания, хорошо следит за ней, хорошо созерцает ее, хорошо настраивает ее (хорошо постигает ее) с помощью распознавания (паннья). Это пятый способ развития пятифакторного благородного правильного сосредоточения."

http://dhamma.ru/canon/an5-28.htm

Ассаджи

Перцептивным образом является фигура в перцептивном пространстве. В отличие от ощущений, которым соответствуют свойства, признаки, параметры внешних воздействий, в восприятии получает воспроизведение объективная целостная связность явления. Если ощущения локализованы в пространстве, центром координатных осей которого является человеческое тело (определенный анализатор), то для восприятий в первую очередь характерна отнесенность к объективному пространству, вынесенность, проецированность образов вовне. Но возможность изучения восприятия как определенного рода психического феномена мы получаем лишь тогда, когда мы способны дифференцировать субъективные и объективные составляющие образа. Образ восприятия является, как правило, продуктом интеграции сенсорных данных, получаемых от многих рецепторов, и собственной активности субъекта, его перцептивных действий. В этом смысле образы восприятия более субъективны, чем ощущения, которые возникают как эффект преимущественно экстрапсихического воздействия. Однако будучи спроецированными во внешнее пространство, их свойства переживаются именно как свойства самого объекта.

К основным свойствам перцептивных образов относят предметность, целостностность, константность. Предметность при этом трактуется как воспроизводимость в перцептивном образе связности его свойств как свойств самого объекта. Иначе говоря, восприятие тогда полноценно, когда итогом субъективных действий является возможность дифференциации объективных и субъективных компонентов образа. (Воспринимая края (границы) образа размытыми, я понимаю, что это следствие дефекта моего зрения. Оценивая пищу как аппетитную или неаппетитную, я понимаю, что это может быть в значительной мере обусловлено тем, насколько я голоден.) В понятие предметности восприятия включается и такое его свойство, как опознаваемость, т.е. осознание производности образа, отдельных его свойств от свойств объекта как источника его образа, его характеристик. (Можно говорить о восприятии звука, когда я воспринимаю его, например, как звук проезжающей машины; о восприятии цвета, когда я воспринимаю его, например, как цвет спелой вишни и т.д.)

http://www.socd.univ.kiev.ua/PUBLICAT/PSY/GENECYNSK/txt16.htm

Ассаджи

"При логическом анализе процесса АБСТРАГИРОВАНИЯ неизбежно приходится исходить из понятия перцептивного образа конкретного денотата (все те дополнительные факторы, которые входят в содержание художественного произведения, а в определенных случаях исключительно и составляют это содержание, должны обнаружиться при анализе дальнейших шагов по творческой переработке этого первичного перцептивного образа). . . .

В большинстве случаев будут иметься в виду такие перцептивные образы, за которыми в силу их стабильности и выявленной многоаспектности в процессе практической деятельности закрепляется статус реальности, т. е. то, что называется реальными предметами, денотатами всякого рода знаков. . . .

В перцептивный образ в нашем понимании входят:

Форма перцептивного образа

Ментальная характеристика перцептивного образа


Ментальная характеристика перцептивного образа может пониматься как словесная, т. е. как набор выражений, которыми в данном этносе обычно сопровождают определенный перцептивный образ. Например, зрительный (обонятельный, тактильный etc.) образ собаки может сопровождаться, например, словами: "собака", "пес", "кобель", "сука", "щенок", "домашнее животное", "друг человека", "верный (как пес)", "пьян, как собака" и т. д. ...

http://diction.chat.ru/percept.html

Ассаджи

Перцептивный образ в структуре события
Онтологический подход к анализу восприятия не только не исключает, но и предполагает гносеологическую составляющую. Образ порождается в событии, является его ключевым звеном и в этом качестве обнаруживает новые, не всегда замечаемые свойства и закономерности. Сущность восприятия заключена в отражении объективной действительности, ее наглядной представленности субъекту (Ананьев, 1982; А. Н. Леонтьев, 1977; 2000; Ломов, 1984; Рубинштейн, 1957; Смирнов, 1975; Теплов, 1985). Соответственно процесс восприятия выступает как процесс порождения, развития и функционирования перцептивного образа. Это центральный компонент перцептивного комплекса, основная предпосылка и результат активности субъекта восприятия. Чувственный образ отличается высокой информационной емкостью, оперативен, многомерен, существует в форме процесса и результата, развертывается на разных уровнях организации перцептивной системы. Необходимость его возникновения вытекает из необходимости активных форм приспособления индивида к среде, требующих непрерывной ориентировки в ситуации и регуляции поведения. В процессе жизнедеятельности образ не просто формируется, но и развивается, а его основу составляет не только индивидуальное, но и родовое бытие субъекта (Давыдов, 1972; А. Н. Леонтьев, 1977). С этой точки зрения конкретный результат восприятия — продукт всей системы жизненных связей и отношений индивида со средой, человека с миром.

Динамика и развитие
Перцептивный образ является не застывшим отпечатком действительности, а ее динамичной, изменяющейся моделью. Это значит, что он содержит внутренние противоречия, разрешение которых обнаруживается в его движении. Наряду с основным источником развития — противоречием формы и содержания перцептивного образа — в восприятии реализуются противоречия дискретного и непрерывного, возможного и действительного, целого и части, чувственного и рационального, активного и реактивного, общего и единичного, сознательного и бессознательного, продуктивного и репродуктивного.
В ходе восприятия образ выполняет две противоположные, но взаимосвязанные функции (они выражают двунаправленность перцептивной системы): отражение объекта и регуляцию активности субъекта. Адекватно воспринимается то, что оказывается предметом перцептивной активности. Информационное содержание образа и активности пересекается, а чувственные впечатления развертываются посредством взаимодействия субъекта восприятия с объектом. Одновременная реализация функций обусловливает развитие образа, в ходе которого предпосылка и результат, причина и следствие непрерывно меняются местами. Через механизм «оборачивания» воспринимаемое содержание апробируется на адекватность. Цикл и стадии движения чувственного образа воспроизводят цикл и стадии движения перцептивной системы.
Зарождение перцептивного образа обусловлено потребностью субъекта в новой чувственной информации. Она инициирует направленный синтез предпосылок восприятия (отражение общей структуры ситуации, предварительное знание о ее элементах, использование текущей информации), в результате которого возникает предобраз — «зародышевая клетка» восприятия, в абстрактной форме несущая определения будущего результата. Ядро нового образа только намечено; это антиципация (гипотеза, прогноз) того, что должно быть воспринято. Тем не менее она способна направлять и регулировать перцептивную активность, которая в свою очередь видоизменяет текущее информационное содержание и специфицирует прогноз. Ядро нового образа возникает и формируется «внутри» своего предшественника; исходный перцептивный образ как бы раздваивается, оставаясь тождественным самому себе.

http://www.ontologijavospr.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=70

Ассаджи

Упражнение с сайта Мегги Филлипс http://reversingchronicpain.com, импровизированный перевод:

- вспомнить о тех ресурсах, которые поддерживают в жизни - талантах и
способностях, близких и родных, друзьях и сообществах, местах в доме и
на природе, духовной поддержке;
- по возможности составить их список;
- выбрать один из этих ресурсов;
- ощутить, где этот ресурс "живет", чувствуется в теле;
- исследовать эту область тела;
- постараться подобрать слова, точно описывающие это чувство;
- подобрать слова так, чтобы они были созвучны чувству этого ресурса;
- побыть с этим чувством, поддержать его дыханием как бы сквозь него.

Тут просто идет мягкая подпитка вниманием определенных вещей. Как бы
естественно, без возгонки, выращивается состояние, через точное обращение внимания на перцептивный образ.

Ассаджи

#26
Половину книги "А.А. Ухтомский в воспоминаниях и письмах" опубликовали в инете:

http://seminar.msdm.ru/Home/006.htm

Ассаджи


Ассаджи

#28
"Так, ученица Бродбента Энн Трисман предположила, что перцептивные процессы разворачиваются последовательно на нескольких уровнях обработки информации, начиная с анализа сенсорных признаков материала и кончая анализом семантических. Такие работы представляли не только абстрактный научный интерес. Одной из практических проблем, изучению которой были посвящены в середине 20-го века десятки экспериментов, стала проблема вечеринки {cocktailpartyproblem) — механизмы выделения релевантного речевого сообщения на фоне множества других одновременно ведущихся разговоров. Исследования показали, что отбор осуществляется преимущественно на основании элементарных сенсорных признаков, таких как определенное пространственное положение источника или специфический тембр голоса8. Было установлено, что семантическая связность сообщения также способствует лучшей настройке на релевантный канал (см. 4.1.2).
Значительное число работ 1960-х годов было посвящено описанию организации семантической информации в памяти. Одна из методик состояла в анализе группировки (кластеризации) словесного материала по семантическим категориям в задаче полного воспроизведения. Устойчивые ассоциативные связи между словами изучались с помощью методики свободных ассоциаций (см. 6.1.2). Еще один подход был связан с анализом феномена «на кончике языка», описанного Джеймсом, а также, в литературной форме, А.П. Чеховым (в рассказе «Лошадиная фамилия»). Браун и Макнил давали испытуемым словарные определения редких слов. В тех случаях, когда испытуемые не могли назвать слово, но утверждали, что знают его и вот-вот вспомнят, их просили угадать число слогов, примерное звучание, положение ударения, отдельные буквы и т.д.

8 Несмотря на легкомысленное название, «проблема вечеринки» возникла в серьезном контексте ведения воздушного боя, когда пилоты общались на одной радиоволне и нужно было научиться выделять в хоре голосов релевантное сообщение В разгар «холодной войны» данные о селективности внимания использовались в СССР при глушении западных радиостанций Поскольку женские и мужские голоса существенно отличаются базовой частотой, для глушения передач в какой-то момент стал применяться акустический «салат» из одновременно звучащих мужских и женских голосов Возникающая при этом маскировка была более полной, чем при использовании так называемого белого шума, в равной степени включавшего разные акустические частоты."

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/velich/02.php

"Для теоретических дискуссий 1960—70-х годов особое значение имели, несомненно, эксперименты ученицы Бродбента Энн Трисман, в которых она также установила, что селекция может осуществляться не только на основе сенсорных признаков, но и по семантическим характеристикам. Если, например, испытуемому в задаче селективного слушания предъявляется для повторения некоторый известный и семантически связанный текст, то переключение продолжения текста на другой канал может в первый момент не замечаться испытуемым, продолжающим «вторить» текст уже по иррелевантному каналу. Поскольку выделение значения возможно лишь на относительно поздних этапах обработки, эти результаты открывали возможность ревизии модели Бродбента в двух отношениях. Во-первых, можно было предположить, что степень фильтрации подвержена градуальному контролю (рис. 4.1 Б). Во-вторых, можно было радикально изменить эту модель, предположив, что вся поступающая информация параллельно обрабатывается и опознается, после чего выделенная информация сохраняется в памяти, а ирреле-вантная очень быстро забывается (рис. 4.1В).
Первая, компромиссная модификация модели ранней селекции была предложена Трисман. В ней сохранялась мысль о различиях в обработке выделяемых вниманием и игнорируемых стимулов уже на самых ранних этапах, предшествующих сознательной идентификации. В терминах теории обнаружения сигнала (см. 2.1.2) это должно было бы вести к уменьшению чувствительности (d') по отношению к игнорируемой информации и увеличению по отношению к сообщениям по релевантному каналу. Кроме того, изменение направления внимания должно было сопровождаться сдвигом положения критерия выбора ответа (?). Предполагалось, что семантические факторы меняют состояние активации гипотетических центральных «словарных единиц» памяти, которое оказывает обратное влияние на селективные свойства фильтра, ужесточая или ослабляя критерии пропуска сигналов по отдельным каналам. В этой модели, следовательно, фильтр никогда не блокирует полностью сенсорную информацию, а лишь ослабляет или усиливает ее.
В своей последующей книге «Принятие решения и стресс» Д. Брод-бент (Broadbent, 1971) полностью согласился с данной коррекцией модели фильтра. В новом варианте его теории ограничение потока перерабатываемой информации может происходить на двух различных уровнях. Периферический фильтр осуществляет градуальную — в большей или меньшей степени — селекцию по стимульным характеристикам. Кроме того, вводится представление о центральном фильтре, который производит выбор между различными активированными участками памяти. Работа этого центрального фильтра приводит к эффектам отбора по категориальным, семантическим признакам, которые и играют ведущую роль в организации ответных реакций.

Двум описанным вариантам модели фильтра противопоставляют модели поздней селекции. Одна из первых моделей такого рода была предложена в конце 1960-х годов Дональдом Норманом, который в свою очередь использовал и развил более ранние идеи своих калифорнийских коллег Энтони и Дианы Дойч. Как и Трисман, все эти авторы исходят из существования центральных структур памяти, активация которых служит механизмом опознания. Селекция, приводящая к переходу от параллельной к последовательной обработке, считается поздним процессом, осуществляемым после того, как все знакомые стимулы были опознаны, то есть успели в той или иной степени проконтактиро-вать со структурами памяти. Суммарная активация этих единиц памяти определяется, по мнению Нормана, также одним, центральным потоком информации. Этот генерируемый центрально поток связан с антиципируемыми характеристиками значимости и актуальности данного сообщения. Именно он приводит к специфическим проявлениям внимания, которые в данной модели сдвигают критерии (?) активации структур памяти, но не меняют показатели их чувствительности (сГ). В каждый момент времени единица памяти с максимальным уровнем активации доминирует над восприятием, сознанием и памятью.
На первый взгляд, гипотеза о возможности семантической обработки и опознания всей поступающей информации кажется, по меньшей мере, странной. Однако близкие представления защищаются сегодня целым рядом авторов. Более того, представления о параллельной активации структур семантической памяти стали особенно популярны в последнее десятилетие — большинство современных коннекционист-ских моделей восприятия и опознания постулирует нечто подобное (см. 2.3.3). При этом иногда крайне трудно провести классификацию моделей на два или три рассматриваемых класса теорий фильтрации. Так, по мнению видного голландского психолога Александра ван дер Хайдена (например, van der Heijden, 2004), селекция в целом имеет поздний, посткатегориальный характер, но в силу существования обратных связей, ведущих к ранним нейрофизиологическим этапам восприятия, приводит, кроме всего прочего, и к усилению сенсорных впечатлений."

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/velich/04.php

"быстрая пространственная локализация — указание некоторой «зарезервированной» за предметом в данный момент области трехмерного окружения — выполняет функцию
«слота» для рабочего описания предмета. Такое описание объекта через указание его позиции было названо Канеманом и Трисман (Kahneman & Treisman, 1984) объектной директорией — object file, но в современной литературе чаще используется предложенный Зеноном Пылишиным термин индексация, лучше отражающий процедурный характер происходящего. Система индексации позволяет отслеживать движения объектов («протопредметов») в пространстве и подготовиться к обследованию индивидуальных признаков, за счет их интеграции в единое целое".

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/velich/09.php

Арта

#29
Добрый день!
В книге Хенелопы Гунаратаны "Простыми словами о внимательности" есть такие строки:
ЦитироватьКогда вы удерживаете ум сфокусированным на краях ноздрей, вы сможете отметить появление знака (нимитта), указывающего на то, что медитация идет успешно. Вы почувствуете приятное ощущение, связанное с появлением знака. Разные люди, практикующие медитацию, воспринимают его совершенно по-разному. Знак может быть похож на звезду, или на круглый драгоценный камень, или на круглую жемчужину, или на семя хлопчатника, или на колышек из ядровой древесины, или на длинную струну, на венок из цветов, на клубы дыма, на паутину, на пелену облаков, на цветок лотоса, на диск Луны или Солнца.
Ранее вы использовали в практике в качестве объектов медитации вдохи и выдохи. Теперь же у вас в качестве третьего объекта медитации есть такой знак. Когда вы сосредоточиваете ум на этом третьем объекте, ум достигает той стадии концентрации, которая необходима для практики медитации прозрения. Знак четко ощущается на краях ноздрей.


Действительно ли упоявляется такой знак в медитации? как он выглядит и как ощущается? виден ли он когда глаза открыты или только с закрытыми?
У меня такой знак может и появлялся, но редко  и буквально на несколько секунд, поэтому точно не могу сказать что это было. хотелось бы узнать, бывает ли такое у других и действительно ли помогает сосредоточению?

Ассаджи

#30
Доброго времени!

Досточтимый Хенепола Гунаратана очень лаконично передает то, что описано  более подробно в Вимуттимагге и Висуддхимагге.

Тут речь идет о весьма тонких вещах, которые не встречаются в быту, поэтому   и приходится углубляться в тонкости, используя специальные термины.

Описание Анапанасати в Вимуттимагге и Патисамбхидамагге можно прочитать на английском на странице:

http://www.forum.websangha.org/viewtopic.php?p=10462#10462

Нимитта появляется не случайно, а тогда, когда ум очищен от описанных в соответствующей главе Патисамбхидамагги помех.

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=524.msg4204#msg4204

Благодаря устранению помех снимаются наслоения с восприятия воздуха. О подобном пишет в своей статье Тханиссаро Бхиккху:

http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/depercep.htm

Нимитта - не некий случайный зрительный образ. Наоборот, в той же Вимуттимагге подчеркивается, что не стоит обращать внимание на разнообразные восприятия, проявляющиеся в ходе практики.

При практике анапанасати, как описывается в Аттхакатхе, опорой сосредоточения служит нимитта (перцептивный образ) вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, индивидуальное внутреннее представление "воздушности", настройка на элемент воздуха.

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=524.msg4218#msg4218

Это трудно передать в бытовых терминах. Каждый воспринимает это по-своему. Вряд ли здесь важны подробности лично моего опыта, - если бы я с самого начала знал, что именно нужно делать, то практика продвигалась бы гораздо быстрее.

Нимитта нужна для вполне определенной цели.
Когда эта настройка уловлена, то при дальнейшем устранении помех можно постепенно распространить восприятие "воздушности" на все тело, как описывается в Вимуттимагге и в книге Ачана Ли Дхаммадхаро:

http://dhamma.ru/lib/authors/lee/samadhi.htm

И когда все восприятие полностью окрашено нимиттой (перцептивным образом) опоры сосредоточения, то и достигается однонастроенность ума (экаггата):

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=862.0

поскольку ум при этом настроен только на одну опору (араммана), а именно на опору сосредоточения.

Употребляемое в связи с этим палийское слово "касина" означает полноту (окрашенности восприятия). Как описывается в Косала сутте (четвертый абзац):

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an10/an10.029.than.html

опора сосредоточения (в случае анапанасати - воздух) воспринимается при этом во всей сфере восприятия.

Арта

Спасибо, Ассаджи. А может ли быть в практике такое, что нимитта появляется, но из-за того, что точно не знаешь что это, не осознаешь.
или всегда понимаешь, что вот она - нимитта?
Спасибо за ссылки, почитаю. если не трудно - там описывается как отличить этот знак от некой своей "выдумки", результата умственной деятельности?

Ассаджи

Цитата: арта от 12:20 07 декабря 2010
А может ли быть в практике такое, что нимитта появляется, но из-за того, что точно не знаешь что это, не осознаешь.
или всегда понимаешь, что вот она - нимитта?

Если человек вообще не знает, что это такое, то у него в момент ослабления помех может появиться нимитта, и даже джхана, а он так и не поймет, что же это было.

Я уже цитировал на форуме Ирвина Шэттока:

ЦитироватьИ вот внезапно больше не осталось никакой проблемы. Эта вспышка прозрения произошла в тот момент, когда я только что поставил стакан вина в пятно солнечного света, падавшего на стол. Ощущение, сопровождавшее этот момент, было таким необыкновенным, что оно и поныне остается свежим в моей памяти, а теперь оно стало помощником в решении, которое так долго от меня ускользало. Насыщенно-красный цвет вина также дошел до меня в особой вспышке, которая была совершенно ошеломляющей по своей красоте. Она полностью поглотила меня и завладела всеми моими ощущениями. То было мгновенное проявление чистого, захватывающего дух экстаза, невероятно возбуждающего и приносящего глубокое удовлетворение. Цвет, пропитавший все мое существо, был в огромной степени живой силой, и я изливал сердце в благодарности и в то же самое время содрогался от страха, что это ощущение, возможно, оставит меня.

http://dhamma.ru/lib/authors/misc/shattock/txt06.htm

ЦитироватьСпасибо за ссылки, почитаю. если не трудно - там описывается как отличить этот знак от некой своей "выдумки", результата умственной деятельности?

При практике, бывает, проявляются самые разные явления.

ЦитироватьКогда вы научитесь приводить в порядок своё дыхание, это как если бы вы привели в порядок всех в своём доме. Побочные эффекты дыхательной медитации подобны людям, находящимся вне вашего дома, т.е. гостям. Если у вас в доме люди ведут себя должным образом, вашим гостям придётся придерживаться той же линии поведения.
Здесь под «гостями» понимаются перцептивные образы (нимитта), и неустойчивое дыхание, время от времени проявляющееся в пределах того дыхательного порядка, который вы установили. Таковы, например, различные перцептивные образы, которые возникают вследствие дыхания и которые могут появиться в виде образов – ярких огоньков, людей, животных, вас самих или в виде других образов; или же в виде звуков – голосов людей, знакомых или нет. В некоторых случаях эти перцептивные образы проявляются в виде запахов – благоуханных, или же подобных трупному смраду. Иногда вдох может вызвать у вас чувство такой сытости во всём теле, что вы не будете чувствовать потребности в еде или питье. Иногда дыхание может вызвать ощущения тепла, жара, холода или же звон во всём теле. Временами, оно может вызвать появление в уме таких явлений, которые никогда у вас не возникали ранее.
Все эти явления относятся к классу «гостей». Прежде чем принимать гостей, вам следует привести в полный порядок дыхание и ум, придать им устойчивость и надёжность. Принимая этих «гостей», вам надо, сначала, поставить их под свой контроль. Если же вы не сможете их контролировать, не связывайтесь с ними, так как они могут отвлечь вас от практики. Но если вы сможете подчинить себе их свойства, позднее они могут оказаться полезными вам.

http://dhamma.ru/lib/authors/lee/samadhi.htm

Во-первых, нимитта, как описывается в Вимуттимагге и Висуддхимагге, появляется при устранении предварительных помех. Опора сосредоточения (в случае анапанасати - воздух) начинает восприниматься более непосредственно.

То есть, как и в целом в практике, устранение неумелого поведения (алчности, отвращения, невежества) и развитие умелого (щедрости, дружелюбия, осознавания и безмятежного наблюдения) служит здесь надежным ориентиром.

Для этого нужно устойчивое памятование о дыхании (сати), хорошее различение умелого и неумелого умственного поведения (дхамма-вичая), и навыки применения правильного усилия (вирья), прежде всего, через основательное внимание (йонисо манасикара). То есть нужно уметь распределять внимание таким образом, чтобы ослаблять и предотвращать неумелое поведение, и вызывать и развивать умелое.

На эту тему есть Ахара сутта:
http://dhamma.ru/canon/sn/sn46-51.htm

Во-вторых, нимитта должна быть применима по своему прямому назначению - для развития однонастроенности ума, через окрашивание всего восприятия в целом. Ачан Ли Дхаммадхаро рекомендует постепенно расширить нимитту, шаг за шагом охватив ей всё восприятие (в случае анапанасати - тактильное восприятие тела):

ЦитироватьКогда вы заметили появление какой-нибудь нимитты, внимательно сосредоточьте на ней своё осознание, но обязательно сосредотачивайтесь только на одной нимитте за раз, выбирая из них наиболее удобную. Как только вы ухватились за неё, расширьте её до размеров головы. Белая блестящая нимитта полезна для тела и ума – это чистое дыхание, которое способно очистить кровь в теле, снизить или устранить чувство боли.
Когда этот свет станет размером с вашу голову, опустите её к Пятой Основе, к центру грудной клетки. Когда она прочно утвердится там, позвольте ей распространиться и заполнить грудную клетку. Пусть ваше дыхание станет настолько белым и ясным, насколько возможно, затем пусть дыхание и свет распространятся по всему телу, заполняя каждую пору, пока разные части тела не проявятся самопроизвольно в виде картин. Если же вы не хотите этих картин, сделайте два или три долгих вдоха, и они исчезнут. Сохраняйте осознавание неподвижным и пространным. Не позволяйте осознаванию зафиксироваться или подвергаться воздействию какой-нибудь нимитты, которая случайно может появиться в ясности дыхания. Продолжайте тщательно наблюдать за умом; сохраняйте его единство; пусть он всецело будет поглощён единственным предметом – утончённым дыханием, позволяя этому утончённому дыханию охватить всё тело.

http://dhamma.ru/lib/authors/lee/samadhi.htm

Такого рода расширение полезно еще и тем, что способствует просторности ума.

Посторонние явления не пригодны для расширения и придания таким образом уму просторной однонастроенности, с приостановкой умственных загрязнений.

Еще должен сказать, что достижение джханы совсем не дает некий билет в рай.
Наоборот, это начало тонкой и глубокой работы.

Хорошо на эту тему пишет Джейсон Сифф:

ЦитироватьOne day I was in my hut meditating, my mind drifting, lighting on images of trees, and then I saw the red rocks and clay that made up the path to my hut, and then, a cluster of red rocks suddenly became very bright and vivid, and for a second I saw the delicate lines and textures of three of the rocks, as though I zoomed in on them. Then the image dissolved and my attention rested on my body, and I noticed a tingling in my arms, chest, and legs, and a tremendous feeling of being released from all troubles, pain, and yearning; and I felt refreshed, with my mind clear and serene. Then I drifted off again, lighting on images of clay, of muddy red earth, and I saw the sunlight glaring off of the mud, growing brighter, and for a moment I experienced my mind inside a white sheet of light. Returning to my body, I noticed the same sensations and clarity that I had the first time. Then I decided, "Let my mind be absorbed on the color white," and no sooner had I thought this, I dropped the thought, allowing my mind to drift again, lighting on images of water, seeing the water in the bucket that I had used to bathe myself earlier in the day. I saw the sunlight refracted in the water, reflected by the metal inside of the bucket, and my attention rested on that white light inside of the water, absorbed on that whiteness for a brief moment.

...

This is only one of the areas of skill-building in meditation that I teach: how to recognize, develop, and intentionally produce jhanic experiences. However, this type of learning is not so simple, as I found out for myself early on. It is not because these states are hard to develop, for they far are more accessible than many realize (though they are often cut short by such common practices as "noting"), but that there is a constant churning up of underlying emotional, ideational, and behavioral material that occurs as a by-product of this kind of meditation. From what I can gather out of my own experiences, and those of people I have taught over the last several years, a profound transformational process is initiated by this pursuit.

http://www.skillfulmeditation.org/articles/driftingoffwakingup-1.html

Alexei

Добрый день!

В сутте о поваре говорится о необходимости улавливания нимитты для развития сосредоточения.
Но почему в Самадханга сутте работа с нимиттой описывается после 4ой джханы, т.е. когда сосредоточение уже развито?

ЦитироватьИ далее, монах хорошо овладевает своей настройкой (нимитта) созерцания, хорошо следит за ней, хорошо созерцает ее, хорошо настраивает ее (хорошо постигает ее) с помощью распознавания (паннья).
Точно так же как один человек созерцает другого, или стоящий человек созерцает сидящего, или сидящий созерцает лежащего; так, монахи, и монах хорошо овладевает своей настройкой (нимитта) созерцания, хорошо следит за ней, хорошо созерцает ее, хорошо настраивает ее (хорошо постигает ее) с помощью распознавания (паннья). Это пятый способ развития пятифакторного благородного правильного сосредоточения.

Ассаджи

Доброго времени!

Цитата: Bul Soeng от 19:21 07 декабря 2010
Но почему в Самадханга сутте работа с нимиттой описывается после 4ой джханы, т.е. когда сосредоточение уже развито?

В сутте описываются пять факторов сосредоточения, - последовательность их описания не означает, что пятый фактор развивается после первых четырех.

Сейчас нашел в Дигха Никае сутту, где настройка созерцания (паччавеккхана-нимитта) тоже упоминается как один из факторов самадхи, и факторы заметно отличаются.

(Kha) ''katame pañca dhammā bhāvetabbā? Pañcaṅgiko sammāsamādhi – pītipharaṇatā, sukhapharaṇatā, cetopharaṇatā, ālokapharaṇatā, paccavekkhaṇanimittaṃ. Ime pañca dhammā bhāvetabbā.

Дасуттара сутта

Ассаджи

Уточню, что цитаты Ирвина Шэттока и Джейсона Сиффа относятся к сосредоточению на цветах:

http://dhamma.ru/lib/colours.htm

Alexei

Цитата: Bul Soeng от 19:21 07 декабря 2010
Но почему в Самадханга сутте работа с нимиттой описывается после 4ой джханы, т.е. когда сосредоточение уже развито?

Есть такое объяснение:
ЦитироватьAt this point, or indeed at any point after the stabilization of the first jhana, we can take our stabilized attention and apply it to clear seeing (vipassana) and discernment (panna), according to whichever of the three characteristics we choose to contemplate, and whichever phenomena we choose to focus upon as our frame of reference.
...
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=367.msg2658#msg2658

Ассаджи

Еще одна важная особенность Самадханга суты в том, что в ней идет речь о перцептивном образе рефлексии (паччавеккхана-нимитта), который, вероятно, улавливается при рефлексии после достижения джханы.

Как мне представляется, практикующий при этом изучает, каким образом настроен ум в джхане.

Ассаджи

Из беседы Лонгпо Пута:

... focus one's attention in the chest area and mentally peal off the body's skin. Then peal off the muscles and flesh. Next, bring up the perception of one's bones. Repeat the process, backwards and forwards, over and over, until the heart is convinced that there are bones in there. Then focus and hold the attention on the mantra 'bone, bone, bone' ('atthi, atthi, atthi') until the heart settles down into the peace of samadhi.

A mental image (nimitta) of a skeleton will then arise in the chest area, or all the bones in one's body will become visible (with the mind's eye.) We call this 'bone contemplation.' Once you're able to see your skeleton, stabilize the image by keeping your attention on it. Do it often. If the skeleton is still and stable, without change, this is called gaining the uggaha nimitta.

http://www.dhammatalks.net/Books11/Luangphor_Poot_Samadhi_Meditation.htm

Ассаджи

Майкл Газзанига описывает, как направленность сознания на то или иное представление (т.е. в палийских терминах - "нимитту") приводит к возникновению доминанты (как у Ухтомского):

"whichever notion you happened to be conscious of at a particular moment is the one that comes bubbling up, the one that becomes dominant. It's a dog-eat-dog world going on in your brain with different systems competing to make it to the surface to win the prize of conscious recognition"

http://web.archive.org/web/20130823201927/http://newbooksinbrief.com/2012/01/28/a-synopsis-of-michael-gazzanigas-whos-in-charge-free-will-and-the-science-of-the-brain/
http://books.google.com/books?id=mes6AAAAQBAJ&pg=PT45&lpg=PT45

Эта одно-доминантность ума в каждый момент напоминает теорию последовательных моментов ума (читта) в средневековой Абхидхамме. Вместе с тем за преобладание в уме могут одновременно соревноваться несколько привычных образований.

Как это соотносится с практикой? Тот же Ухтомский нашел решение в воспитании "доминанты на лицо другого", то есть в буддийских терминах, в развитии дружелюбия. Как он пишет:  "...здоровый и любящий человеческий дух начинает с того, что знает друга <...>, весь устремлен от себя 
к другому; и он кончает тем, что Истина понимается как 
самобытное и живое существование".

Эта "доминанта на лицо другого", то есть в буддийских терминах, однонастроенность ума на дружелюбие, постепенно вбирает в себя остальные доминанты, будучи сознательно избираема в сопоставлении с ними.

Здесь можно заметить и развитие самадхи, - однонастроенности ума, и развитие мудрости, - различения текущего умелого и неумелого умственного поведения, и основательное внимание, - направление внимания таким образом, чтобы развивалось умелое поведение.

Самадхи, за счет глубочайшего счастья, оказывается более предпочтительным, чем другие привычные состояния, и помогает пройти сквозь барьеры боли.
На этом фоне становится гораздо легче отслеживать с помощью мудрости всплывающие представления, и направлять внимание умелым образом.

Как говорится в Титтхия сутте:

"[Then if they ask,] 'But what, friends, is the reason, what the cause, why unarisen passion arises, or arisen passion tends to growth & abundance?' 'The theme (nimitta) of the attractive,' it should be said. 'For one who attends inappropriately to the theme of the attractive, unarisen passion arises and arisen passion tends to growth & abundance...'

"[Then if they ask,] 'But what, friends, is the reason, what the cause, why unarisen aversion arises, or arisen aversion tends to growth & abundance?' 'The theme of irritation,' it should be said. 'For one who attends inappropriately to the theme of irritation, unarisen aversion arises and arisen aversion tends to growth & abundance...'

"[Then if they ask,] 'But what, friends, is the reason, what the cause, why unarisen delusion arises, or arisen delusion tends to growth & abundance?' 'Inappropriate attention,' it should be said. 'For one who attends inappropriately, unarisen delusion arises and arisen delusion tends to growth & abundance...'

"[Then if they ask,] 'But what, friends, is the reason, what the cause, why unarisen passion does not arise, or arisen passion is abandoned?' 'The theme of the unattractive' it should be said. 'For one who attends appropriately to the theme of the unattractive, unarisen passion does not arise and arisen passion is abandoned...'

"[Then if they ask,] 'But what, friends, is the reason, what the cause, why unarisen aversion does not arise, or arisen aversion is abandoned?' 'Good will as an awareness-release,' it should be said. 'For one who attends appropriately to good will as an awareness-release, unarisen aversion does not arise and arisen aversion is abandoned...'

"[Then if they ask,] 'But what, friends, is the reason, what the cause, why unarisen delusion does not arise, or arisen delusion is abandoned?' 'Appropriate attention,' it should be said. 'For one who attends appropriately, unarisen delusion does not arise and arisen delusion is abandoned. This is the reason, this the cause, why unarisen delusion does not arise and arisen delusion is abandoned.'"

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an03/an03.068.than.html