Практика. С чего начать. Первые шаги

Автор Tii, 13:04 15 января 2012

« назад - далее »

Limemill

Цитата: Ассаджи от 11:24 22 августа 2012
...

Спасибо, Ассаджи, за все это сообщение и, в частности, за доступные объяснения по рефлексии, а также за мысли о вреде созерцания неприглядных реалий для семейной жизни и допустимости простых радостей, которые отпадут сами по мере развития самадхи. Этот дисклеймер помог снять некоторые вопросы, которые возникали и у меня.

Паньятисса

#21
Цитата: Tii от 13:04 15 января 2012

2. Собираюсь заняться такой практикой http://www.tamqui.com/. Не будет ли это противоречить практике Тхеравады.

мирянам боевые искусства не возбраняются. но не слишком привязывайтесь к этому. иначе вреда будет больше чем пользы. помню в 20 летнем возрасте я пошел обучаться Вин чунь. и тогда тамошний мастер глядя на меня сказал мне: (а он, к счастью был мудрым) - прежде чем бить, научись не бить! как научишься так и приходи.
я до сих пор, учусь не бить.
Терован Саронай.  969

Carver

Цитата: Ассаджи от 22:29 22 августа 2012
Цитата: Leopardik от 21:46 22 августа 2012
Забыл спросить. Достичь самадхи или ниббаны - конечно очень хорошо бы. Но чего надо достичь, чтобы добиться цели попроще - хотя бы обеспечить себе благое перерождение?

Развить нравственность.
Всем доброго времени суток!уважаемый Ассаджи я бы  хотел поинтересоваться вашим мнением.Столько монахов и мирян практикует нравственность и ограничения во всём,при этом не слишком часто слышно о том,чтобы кто то достиг какого то уровня совершенства.В большинстве случаев ударение ставиться на медитацию самадхи и осознанность.Там понятно что нет результатов из-за неразвитой нравственности...Никто не предлагает,как вы уже описали в других местах интернета,постепенную схему: "1)Добродетель.2)Охрана дверей чувств.3)Умеренность в еде...и так далее.Так вот мне не совсем ясен момент с тренировкой добродетели монахом("Иди монах,тренируйся в добродетели...")Как можно тренироваться в добродетели,если ты собрал с утра подаяние и ушёл в скрытое место для медитации?Или просто для размышления о дхамме?На сколько я понял,был потерян какой то простой нюанс,какая то,маловажная на первый взгляд, деталь или последовательность.Что вы думаете по этому поводу,Ассаджи?
И второе,вы начали переводить Вимуттимаггу,но ,как я читал в вашем сообщении на буддийском форуме,решили не продолжать после первой главы.
Почему?И есть ли там объяснения по развитию нравственности?Ведь это единственный источник,который своим появлением приблизительно совпадает по времени со временем утраты учения Будды по предсказанию самого же Будды записанном в каноне.

Ассаджи

Доброго времени!

Цитата: Carver от 13:27 27 ноября 2014
Столько монахов и мирян практикует нравственность и ограничения во всём,при этом не слишком часто слышно о том,чтобы кто то достиг какого то уровня совершенства.

Разве об этом должно быть слышно? СМИ ведь о таком не пишут на передовицах.

К тому же результатом здесь является не абсолютная правильность всех без исключения поступков, а развитая рефлексия, со способностью замечать даже небольшие проступки. (См. тему http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1092.0 )
То есть порой, в силу меняющихся обстоятельств, бывают ошибки, - важно их тут же исправлять. Тогда чистая совесть помогает развивать собранность ума и мудрость.

ЦитироватьНикто не предлагает,как вы уже описали в других местах интернета,постепенную схему: "1)Добродетель.2)Охрана дверей чувств.3)Умеренность в еде...и так далее.

В монастырях со строгим следованием Винае обучают в подобной последовательности. Это на Западе зачастую развитие нравственности пропускают. Дает о себе знать либерализм, и аллергия на догматическое следование заповедям.

К тому же нравственность в основном преподается собственным примером, - ей сложно обучать заочно (как впрочем, и другим частям Пути).

Интернет-указания по самадхи и осознанности зачастую ритуальные и нереалистичные, - созерцайте по полчаса в день одну точку, всё подряд осознавайте, и будет вам счастье. На практике дело сложнее. Так и с нравственностью.

ЦитироватьТак вот мне не совсем ясен момент с тренировкой добродетели монахом("Иди монах,тренируйся в добродетели...")Как можно тренироваться в добродетели,если ты собрал с утра подаяние и ушёл в скрытое место для медитации? Или просто для размышления о дхамме?

Ум необыкновенно изобретателен. Поверьте, находятся способы неумелого поведения и при таком образе жизни. Всегда остается еда, увиденные женщины, имущество, жилье, сплетни, и т.д. и т.п. А правил для соблюдения много.

ЦитироватьНа сколько я понял,был потерян какой то простой нюанс,какая то,маловажная на первый взгляд, деталь или последовательность.Что вы думаете по этому поводу,Ассаджи?

Возможно, еще не найдены способы недогматического обучения нравственности для жителей Запада, которые можно было бы применять и заочно?

ЦитироватьИ второе,вы начали переводить Вимуттимаггу,но ,как я читал в вашем сообщении на буддийском форуме,решили не продолжать после первой главы.
Почему?

В английском тексте обнаружились пропуски и неточности. Я раскопал китайский оригинал, тибетские главы, и в итоге досточтимый Ньянатусита из шри-ланкийского "Буддийского издательского общества" подготовил новый перевод. Надеюсь, что он будет вскоре опубликован.

https://www.academia.edu/6187694/The_Path_to_Freedom_Vimuttimagga

ЦитироватьИ есть ли там объяснения по развитию нравственности?Ведь это единственный источник,который своим появлением приблизительно совпадает по времени со временем утраты учения Будды по предсказанию самого же Будды записанном в каноне.

Да, мне как раз нравится, что там даются гибкие, рефлексивные указания по развитию нравственности.

В Вимуттимагге описывается ключевой момент очищения нравственности (стр. 25) - рефлексия поступков:

When he transgresses '(virtue of) the restraint of faculties' or '(virtue) connected with the requisites' he says: "I will not do it again". If he resolves he will acquire excellent restraint in the future.

When a bhikkhu practises the purity of virtue, he does bodily and verbal actions that ought to be done. He reflects on his actions. He does well and removes ill. Reflecting thus he dwells in the purity of virtue, day and night. Thus doing he is able to purify his virtue.

Тут важно, что практикующий не просит прощения за нарушения скопом (как описано в поздних источниках), а именно при рефлексии вырабатывает решимость не поступать таким образом, и вести себя умело в подобной ситуации.

Саманера Бодхесако в своей книге описывает монастырский опыт коллективной исповеди:
http://web.archive.org/web/20131007105602/http://www.buddhanet.net/cmdsg/go6-2.htm

Как показывает опыт религий, формальное покаяние в грехах порой не только не ведет к совершенствованию поведения, но даже служит оправданием для безнравственных действий, - ведь всё равно потом грехи будут прощены.

А рефлексия неизбежно воспитывает ответственность.

Carver

Огромное спасибо,Ассаджи!Вы как всегда коротко и ясно раскрыли все вопросы.На сколько я понял,что бы получить последнюю версию Вимуттимагги нужно обращаться с просьбой о доступе...Но можно ведь,пока не вышел последний ваш перевод,перевести старый?Хотя бы до указанного вами места на стр.25,или уже там начинаются неточности и стоит подождать?

Ассаджи

Пожалуйста!

Последняя версия Вимуттимагги еще не издана. Надеюсь, она действительно выйдет в печать в 2015 году.

Указания в Вимуттимагге весьма лаконичны, и вряд ли в новом переводе процитированные выше строки станут звучать значительно яснее.

Главное, что описан общий принцип, который понятен и применим уже в таком виде.

FakeStep

Здравствуйте, что посоветуете прочесть перед началом практики медитации? Много ли вообще литературы для искушенных?

Ассаджи

Цитата: FakeStep от 19:41 02 сентября 2017
Здравствуйте, что посоветуете прочесть перед началом практики медитации? Много ли вообще литературы для искушенных?

Здравствуйте!

Хотя в популярной культуре буддийскя практика асоциируется с медитацией, Путь, указанный Буддой, начинается с развития нравственности. При этом рефлексируешь свои поступки за день, радуешься умелым поступкам и намечаешь способы исправления неумелых.

Может быть, вы замечали, как в медитации естественно возникают мысли о том, что произошло в течение дня. В этих мыслях проявляется здоровое стремление совершенствовать свои поступки.

Чтобы научиться совершенствовать умственные поступки, - мысли и устремления, трудноуловимые движения внимания, естественно начать с совершенствования легко наблюдаемых поступков телом и речью.

Если человек пытается очистить ум, не разбираясь с поступками в течение дня, то это подобно подметанию листьев в лесу. Неотрефлексированные события дня будут выбивать ум из уравновешенного состояния, и в ходе медитации нужно будет его снова и снова утихомиривать.

Развитие нравственности позволяет изменить привычки к лучшему, отладить поведение и взаимоотношения, - что создает благоприятные условия для внутреннего совершенствования.

Максим

#28
Здравствуйте, меня зовут Максим.

Я ищу совета по следующим проблемам:
1) гнев и раздражение
2) пессимизм
3) сомнения в целях практики
4) переедание

Итак, я уже лет 15 интересуюсь буддизмом (с перерывом), последние полтора года снова регулярно медитирую, начинал с 10 минут в день, сейчас обычно около часа в день.
Проблема в  том, что я всю жизнь очень эмоциональный человек, выйти из себя, вспышка гнева, раздражение, повысить голос, всё это бывает и очень печалит меня. Это делает общение со мной не приятным. Я хочу быть спокойным и дружелюбным. Я стараюсь развивать практику метта, дружелюбия и сострадания, не ем мяса. Стараюсь никому не желать зла, но иногда проскальзывает... В каждой медитации я повторяю себе "Пусть я буду счастлив и свободен от страданий. Пусть все существа будут счастливы и свободны от страданий" был период, когда это было глубоко прочувствованно, но сейчас это скорее формальность. Но я глубоко уверен, в важности  сострадания и дружелюбия, считаю, это не менее важным, чем медитация. Во время медитации моё внимание легко ускользает за всплывающей мыслью и я никогда не замечаю начала этого процесса, только потом я замечаю, что есть мысль и я её думаю и возвращаю внимание к дыханию. Мне бы очень хотелось быть не таким вспыльчивым, эмоциональным и раздражительным. Может быть вы что то посоветуете для этого?

Вторая проблема - пессимизм. Обычно я вижу в мире только плохое, от качества дорог и мусора на природе и улице, до политической ситуации в стране. Это вызывает большое страдание, когда обращаешь внимание только на плохие черты жизни, мир кажется ужасным местом и моё состояние соответственно - постоянное страдание. И вообще, я считаю, что в мире слишком много боли и страданий, чтобы хотеть жить. Да, я мечтаю  о смерти, если бы у меня была смелость, я бы покончил с собой прямо сейчас. Я постоянно вижу в тиндере девушек пишущих о себе, что они влюблены в жизнь, активны и любят смеяться. И вообще по статистике большинство людей  счастливы и многие очень счастливы. Значит проблема во мне? Я понимаю, что и хорошее и плохое приходит и уходит и не стоит  к нему привязываться, нужно просто осознавать изменения. Но когда  у меня всё изменяется только от боли к  страданию и обратно... Ради этого я и занимаюсь практикой, чтобы снизить накал  страданий. Но мне кажется, что это плохо получается. Я читал, что первая дхьяна, начальный уровень медитации это радость и счастье, я никогда их не испытывал. Может быть вы посоветуете что то, чтобы не так обращать внимание на плохое и не жить одними страданиями?

Третья проблема в том, что я не верю в перерождения и карму. У меня научный, скептический взгляд на мир и я обоснованно считаю, что если за тысячи лет не появилось никаких доказательств перерождений, то это выдумка, как и карма, большинство тиранов умирают от старости в своих кроватках в своем дворце и никакого воздаяния за множество замученных людей не получают. Если в такой принципиальной вещи Будда ошибался, то как можно доверять остальному? Я глубоко чувствую, что его учение очень логичное  и разумное, в плане Четырех благородных истин. Я практикую и мне кажется, что мне становится лучше. Но ведь возможно, мне это только кажется. Я уверен, что со смертью всё закончится и это заставляет сомневаться - а стоит ли мучиться, может просто умереть. Я знаю, что не покончу с собой,  у меня нет смелости для этого, но теоретически этот вопрос меня мучает.

Четвертая проблема это банальное переедание, тут всё очевидно. Я не могу контролировать количество и частоту еды, которую я ем. Мне очевидно, что если я не могу контролировать свою еду, то грош цена моей осознанности. Что вы можете посоветовать для решения этой проблемы?

Вот такие  у меня проблемы с практикой, мне не с кем поделиться, у меня нет знакомых буддистов, поэтому буду благодарен за ваши советы.

Sunken

ЦитироватьВо время медитации моё внимание легко ускользает за всплывающей мыслью и я никогда не замечаю начала этого процесса, только потом я замечаю, что есть мысль и я её думаю и возвращаю внимание к дыханию.

Если вы всё таки замечаете, хоть и постфактум - уже хорошо. Могу посоветовать следующее:

Во-первых убедитесь что устранили или хотя бы максимально ослабили 5 помех перед медитацией:

1. Чувственное желание (камаччханда). Убедитесь что у вас не каких-то сильных желаний здесь и сейчас, навроде голода.

2. Недоброжелательность (бъяпада). Поймайте момент, когда злобы и недовольства у вас меньше всего.

3. Лень и сонливость (тхина-миддха). Поймайте момент, когда вы не хотите спать.

4. Неугомонность и беспокойство (уддхачча-куккучча). Не надо ждать слишком многого от практики, но и ослаблять хватку нельзя. Если рвение достичь джханы будет слишком большим - вы быстро выгорите. Если слишком низким - даже не сможете нормально начать. Следует уловить срединное по силе рвение.

5. Неуверенность (вичикиччха). Аналогично, стоит отбросить все сомнения как в собственных силах, так и в учении (в вашем случае хотя бы в плоскости действенности самадхи как метода).

Ультимативное правило здесь - не уделять помехам никакого внимания и со временем они будут слабеть. Остальная информация здесь: https://dhamma.ru/lib/authors/nyanaponika/fivehind.htm#rest

Во-вторых, пробуйте различные способы по уничтожению неблагих мыслей которые мешают непосредственно в момент концентрации. Все они описаны здесь: mn20-vitakkasanthana-sutta-sv.htm

В-третьих, думаю вам нужен более длительный сеанс медитации. Выбейте себе время, когда вы будете максимально свободны от всех дел, сядьте и практикуйте до победного. Чем чаще склонять ум - к тому он в итоге и склонится. Вы написали что медитируете "обычно около часа в день". Приведу метафору - представьте что вы по чуть-чуть топите плохую печь каждый день: по 20 минут, по 40, иногда по часу. Растопится ли печка в должной мере через неделю, месяц, год? Нет. Аналогично с вашим случаем - нужен один длительный и экспансивный сеанс, дальше всё пойдёт куда проще.

В-четвёртых, можете попробовать сменить объект медитации. Здесь есть перечень (нагуглите): https://www.theravada.su/node/737

В-пятых, практикуйте элементы аналитической випассаны в перерывах, это поможет разобщить цепляние. Здесь подробно: https://dhamma.ru/lib/authors/mahasi/mahasi.htm#_Toc61357764

ЦитироватьВторая проблема - пессимизм. Обычно я вижу в мире только плохое, от качества дорог и мусора на природе и улице, до политической ситуации в стране. Это вызывает большое страдание, когда обращаешь внимание только на плохие черты жизни, мир кажется ужасным местом и моё состояние соответственно - постоянное страдание.

Охраняйте восприятие и будьте осознанны к тому, что вы цепляетесь и отождествляетесь. Как только заметите такие проявления - отмечайте их и устраняйте с помощью mn20-vitakkasanthana-sutta-sv.htm

Мусор уберётся, дороги почистятся, политическая обстановка сменится. Мудро направьте внимание на преходящесть таких вещей и склоните ум к успокоению. Чем чаще склонять ум - туда он в итоге и склониться.

Ненависть и раздражение ни к чему не ведут. Не ешьте, не спите, ненавидьте, ненавидьте, ненавидьте. И на пороге осознания тупиковости этого чувства ради него самого, вы увидите что есть только два пути от него избавиться, а по сути один: устранить или "исправить" объект ненависти (который обязательно сменится на другой раз осталасть склонность), или прекратить испытывать ненависть вообще, оставив отождествление.

Я думаю, что после успешного достижения джханы и последующей практики осознанности и развитии мудрости вы справитесь с этим. Но для начала нужна хотя бы успешная медитация.

ЦитироватьТретья проблема в том, что я не верю в перерождения и карму. У меня научный, скептический взгляд на мир и я обоснованно считаю, что если за тысячи лет не появилось никаких доказательств перерождений, то это выдумка, как и карма, большинство тиранов умирают от старости в своих кроватках в своем дворце и никакого воздаяния за множество замученных людей не получают. Если в такой принципиальной вещи Будда ошибался, то как можно доверять остальному? Я глубоко чувствую, что его учение очень логичное  и разумное, в плане Четырех благородных истин. Я практикую и мне кажется, что мне становится лучше. Но ведь возможно, мне это только кажется. Я уверен, что со смертью всё закончится и это заставляет сомневаться - а стоит ли мучиться, может просто умереть. Я знаю, что не покончу с собой,  у меня нет смелости для этого, но теоретически этот вопрос меня мучает.

Доказательства чего угодно можно высосать из пальца, а уже доказанное - проблематизировать и отсрочить. Учение будды не сводится только лишь к знанию о сущем, оно, первостепенно, о бытии человека. Есть страдание - есть прекращение страдания. Сосредоточтесь на этом. К тому же - как вы можете неиронично полностью и бесповоротно уверенны в том, что после смерти что называется "ничего нет"? Это выходит за рамки эмпирики. К тому же, если вы говорите что не можете покончить с собой, но хотите избавиться от страдания - вы должны именно что обращать внимание на практику. Вне зависимости от исходов бытия человеческого есть один факт - страдание, которое можно прекратить идя по Пути. У этого Пути есть плоды практики - здесь и сейчас. В вашем случае вы ничего не теряете. Получив результаты практики можно совершить что называется "прыжок веры", если для вас сущее так уж важно.

Из Калама сутты:

Этот ученик Благородных, Каламы, чей ум подобным образом лишён вражды, не имеет недоброжелательности, не загрязнён и чист, добился четырёх гарантий в этой самой жизни.
Вот какова первая гарантия, которой он добился: «Если есть следующий мир, и если есть плод и результат благих и плохих поступков, то есть возможность, что после распада тела, после смерти, я перерожусь в благом уделе, в небесном мире».
Вот какова вторая гарантия, которой он добился: «Если нет следующего мира, и если нет плода и результата благих и плохих поступков, то уже прямо здесь, в этой самой жизни, я поддерживаю себя в счастье, не имея вражды и недоброжелательности, будучи свободным от неприятностей».
Вот какова третья гарантия, которой он добился: «Что если зло приходит к тому, кто творит зло? В таком случае, поскольку у меня нет злых намерений к кому бы то ни было, то как страдание может одолеть меня, ведь я не совершаю никаких плохих поступков?»
Вот какова четвёртая гарантия, которой он добился: «Что если зло не приходит к тому, кто творит зло? В таком случае, прямо здесь я чист в обоих отношениях»3.
Этот ученик Благородных, Каламы, чей ум подобным образом лишён вражды, не имеет недоброжелательности, не загрязнён и чист, добился этих четырёх гарантий в этой самой жизни».

ЦитироватьЧетвертая проблема это банальное переедание, тут всё очевидно. Я не могу контролировать количество и частоту еды, которую я ем. Мне очевидно, что если я не могу контролировать свою еду, то грош цена моей осознанности. Что вы можете посоветовать для решения этой проблемы?

Опять-таки - едите осознанно и отслеживайте чувство насыщения и уход голода. После насыщения дополнительная порция пищи кажется пыткой. Отследите момент момент когда ваш живот полон и ЭТОГО ДОСТАТОЧНО ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ЖИЗНИ ТЕЛА. Всё остальное рассматривайте на предмет преходящести и отбрасывайте мудрым видением. В предыдущих пунктах я это указал. После первых плодов практики вам явно захочется меньше уделять вниманию преходящему, а ваши ориентиры сменятся на успокоение формаций, а не на разнузданное их раздувание. "С прекращением этого прекращается и то" - но "то" никогда не прекратится если его всё время обхаживать и потчествовать - вам захочется только больше, а когда надоест - ещё больше и в более извращённом виде. И везде только страдание от преходящести.

Ассаджи

#30
Здравствуйте, Максим!

У меня когда-то были весьма похожие на ваши проблемы, и я хорошо помню, насколько это было мучительно и невыносимо. В ходе их решения я вынес для себя несколько важных уроков, которыми я хотел бы с вами поделиться.

Цитата: Максим от 17:59 19 сентября 2019
Проблема в  том, что я всю жизнь очень эмоциональный человек, выйти из себя, вспышка гнева, раздражение, повысить голос, всё это бывает и очень печалит меня. Это делает общение со мной не приятным. Я хочу быть спокойным и дружелюбным. Я стараюсь развивать практику метта, дружелюбия и сострадания, не ем мяса. Стараюсь никому не желать зла, но иногда проскальзывает... В каждой медитации я повторяю себе "Пусть я буду счастлив и свободен от страданий. Пусть все существа будут счастливы и свободны от страданий" был период, когда это было глубоко прочувствованно, но сейчас это скорее формальность. Но я глубоко уверен, в важности  сострадания и дружелюбия, считаю, это не менее важным, чем медитация. Во время медитации моё внимание легко ускользает за всплывающей мыслью и я никогда не замечаю начала этого процесса, только потом я замечаю, что есть мысль и я её думаю и возвращаю внимание к дыханию. Мне бы очень хотелось быть не таким вспыльчивым, эмоциональным и раздражительным. Может быть вы что то посоветуете для этого?

Вы говорите о себе в основном в негативном ключе. И даже цель ставите во многом негативно. Тут можно предположить одну ошибку в рефлексии, встречающуюся у многих людей интеллектуального типа. Такие люди, прекрасно умея разбираться в тонкостях, в ходе своей деятельности вырабатывают привычку замечать недостатки. И они затем переносят эту привычку на людей, в том числе и на себя.

Как говорил Ачан Ли, нужно быть человеком "с двумя глазами", и уметь замечать и плохое, и хорошее. Я уверен, что за эти пятнадцать лет у вас было много тех или иных успехов, и их стоит вспомнить и постараться разобраться в их причинах и предпосылках.

Если человек, рефлексируя свое поведение, акцентирует внимание на неудачах, а затем отождествляется с ними, говоря себе, что он вот такой плохой, то он заходит в тупик. Эта задачка решается иначе: рефлексируя ту или иную ситуацию, при неудаче нужно задуматься о том, какое поведение в данной ситуации было бы более умелым, и решительно настроиться именно так поступать в будущем. А при успехах важно признавать их и радоваться им, о чем говорил Будда.

Пожелание добра при рефлексии нужно доводить до конкретных решений: как именно я буду поступать, чтобы всем в итоге было хорошо.

Подобная рефлексия помогает даже наркоманам (см. тему https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=170.0 ), и применяется под названием Mindfulness-based Addiction Recovery.

ЦитироватьВторая проблема - пессимизм. Обычно я вижу в мире только плохое, от качества дорог и мусора на природе и улице, до политической ситуации в стране. Это вызывает большое страдание, когда обращаешь внимание только на плохие черты жизни, мир кажется ужасным местом и моё состояние соответственно - постоянное страдание.

Вы умный человек и верно подмечаете причинно-следственные связи. Вот именно, что нужно найти такие способы обращения внимания, которые приводили бы к уменьшению страдания и достижению счастья. Для начала научиться "видеть двумя глазами". Начните просто с ежедневной рефлексии с признанием своих даже небольших успехов. Тогда со временем вы естественно перейдете к более объемному восприятию и других людей.

ЦитироватьИ вообще, я считаю, что в мире слишком много боли и страданий, чтобы хотеть жить. Да, я мечтаю  о смерти, если бы у меня была смелость, я бы покончил с собой прямо сейчас.

В чем же тут смелость? Для таких вещей уместна скорее крайняя неумелость и недальновидность. Задачка страдания решается совсем иначе.

ЦитироватьЯ постоянно вижу в тиндере девушек пишущих о себе, что они влюблены в жизнь, активны и любят смеяться.

По исследованиям, такие девушки часто несчастны. Они просто отчаянно ищут мужей. Соцсети вынуждают людей создавать видимость успешности в коллективном самообмане.

ЦитироватьИ вообще по статистике большинство людей  счастливы и многие очень счастливы. Значит проблема во мне?

Обобщенное отождествление с проблемами, такое как "проблема во мне", приводит в тупик самобичевания, которое никак не улучшает ситуацию. Поведение нужно рассматривать в конкретике, без чрезмерных обобщений. Как получается, что в той или иной ситуации возникает страдание, и какое именно поведение будет приводить к его уменьшению?

Когда именно вам становится лучше, и каковы возможные причины и предпосылки этого? Можно ли их воспроизводить?

ЦитироватьЯ понимаю, что и хорошее и плохое приходит и уходит и не стоит  к нему привязываться, нужно просто осознавать изменения. Но когда  у меня всё изменяется только от боли к  страданию и обратно... Ради этого я и занимаюсь практикой, чтобы снизить накал  страданий. Но мне кажется, что это плохо получается. Я читал, что первая дхьяна, начальный уровень медитации это радость и счастье, я никогда их не испытывал. Может быть вы посоветуете что то, чтобы не так обращать внимание на плохое и не жить одними страданиями?

Судя по вашему короткому описанию, в медитации вы занимаетесь просто удержанием внимания на дыхании. Такой подход при занятиях в мирских условиях приводит к джханам только исключительно одаренных людей. Если он и может привести к джханам рядовых людей, то это требует ретритных или монастырских условий. Перед моими глазами прошло множество людей, которым такая незамысловатая медитация очень мало что дала.

Мне посчастливилось познакомиться со словами Будды в оригинале, отчасти разобраться в тонкостях Дхаммы, и применить их в деле. Могу сказать, что предлагаемый Буддой подход гораздо более многопланов и системен (кое-что есть в Патисамбхидамагге https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=417.0 ). Больно видеть искренних и добронамеренных людей, которые много лет безуспешно бьются над достижением успехов в медитации в отсутствие толковых методов, учителей, монастырей и порой даже друзей. Я постарался составить методику развития самадхи, которая была бы применима для мирян. Сейчас я её дорабатываю и оформляю.

ЦитироватьТретья проблема в том, что я не верю в перерождения и карму. У меня научный, скептический взгляд на мир и я обоснованно считаю, что если за тысячи лет не появилось никаких доказательств перерождений, то это выдумка, как и карма, большинство тиранов умирают от старости в своих кроватках в своем дворце и никакого воздаяния за множество замученных людей не получают. Если в такой принципиальной вещи Будда ошибался, то как можно доверять остальному? Я глубоко чувствую, что его учение очень логичное  и разумное, в плане Четырех благородных истин. Я практикую и мне кажется, что мне становится лучше. Но ведь возможно, мне это только кажется. Я уверен, что со смертью всё закончится и это заставляет сомневаться - а стоит ли мучиться, может просто умереть. Я знаю, что не покончу с собой,  у меня нет смелости для этого, но теоретически этот вопрос меня мучает.

Я когда-то некоторое время занимался изучением воспоминаний о прошлых жизнях, и результаты меня впечатлили. Этот вопрос исследовали и ученые (см. тему https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=459.0 ).
В нынешней науке еще нет методологии работы с субъективным опытом, она только начинает разрабатываться (см. сообщение https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1911.msg18028#msg18028 ).

Поступки (камма) порой быстро приводят к соответствующим последствиям, а порой и медленно. И даже если ограничиться одной жизнью, что-то я не припомню счастливо закончивших свою жизнь тиранов. Робеспьера гильотинировали. Ленин умер после ряда ударов, приведших к параличу, -- преданный соратниками. Гитлер спасался от болей наркотиками и в итоге застрелился. Муссолини расстреляли. Сталин страдал от сухорукости и в итоге умер в одиночестве, лежа в пижаме в луже собственной мочи. Мугабе умер после долгой тяжелой болезни.

ЦитироватьЧетвертая проблема это банальное переедание, тут всё очевидно. Я не могу контролировать количество и частоту еды, которую я ем. Мне очевидно, что если я не могу контролировать свою еду, то грош цена моей осознанности. Что вы можете посоветовать для решения этой проблемы?

Тут нужно сменить подход и перейти от контролирования и отождествления к исследованию и обучению. В чем именно причины и предпосылки такого поведения, как именно оно происходит, в каких обстоятельствах включается и как подкрепляется? Каким может быть другое поведение, как оно будет включаться и каким образом подкрепляться?

ЦитироватьВот такие  у меня проблемы с практикой, мне не с кем поделиться, у меня нет знакомых буддистов, поэтому буду благодарен за ваши советы.

Желаю вам успехов на пути! Буду рад, если хоть в чем-то вам помог.

Antaradhana

Цитата: Максим от 17:59 19 сентября 2019Здравствуйте, меня зовут Максим.

Я ищу совета по следующим проблемам:

Здравствуйте! С этими проблемами сталкиваются многие.

Цитировать1) гнев и раздражение

А. Ищите физические и психологические причины возникновения конкретных проявлений, постарайтесь уменьшить контакт с этими факторами.

Б. Если вспышка гнева уже возникла, научитесь переключаться на объект медитации (например на дыхание) и ничего больше не предпринимайте, пока волна не пройдет.

В. Продолжайте настраиваться на доброжелательность.

Цитировать2) пессимизм

Мир полон дуккхи и неприглядных вещей. Это данность. Со временем вы увидите это еще на более глубоком, я бы даже сказал тотальном уровне. Но это не значит, что ничего нельзя предпринять. Вы встретили Дхамму Благословенного и устремились к ней, а значит у вас редкие заслуги, и редкая возможность освободиться от дуккхи. Я бы посоветовал вам развивать невозмутимость, для начала хотя-бы немного пофигизма, что-бы не так болезненно реагировать, а затем через развитие мудрости, вы начнете смотреть на дуккху не с позиции "как мне плохо, как я страдаю", а с позиции "мир наполнен страданиями, но я встал на путь, к их прекращению, и у меня есть возможности и воля к их прекращению".

Намеренно умереть - это вообще не вариант, т.к. с огромной вероятностью, вы сделаете все намного хуже (так как поступок, основанный на моха и доса не может принести благих плодов), страдания могут увеличиться на порядок (например отправитесь в мир петов или в ад), а благие пути окажутся закрытыми на множество жизней.

Цитировать3) сомнения в целях практики

Вот это, пожалуй самое опасное. Если вы не верите в камму и обусловленное рождение - это очень плохо. Вера в эти вещи и в Три Драгоценности (Будду, Дхамму и Сангху) - основа, фундамент Пути к прекращению страданий. И в лоб эту проблему не решить. У вас ум, склонный к интеллектуальности - ОК, используйте это. Изучите Дхамму досконально, читайте сутты каждый день, посвящайте размышлению о Дхамме хотя-бы один час в день. Поставьте себе задачу тактическую (изучать определенное количество сутт или разобрать какое-то количество вопросов) в день/неделю и стратегическую (изучить все сутты, за определенный период времени (год, два, три). Мудрость, обретенная через изучение Дхаммы, поможет вам утвердится в доверии к ней, и эта же самая мудрость, пропитав ваш ум, поможет вам в преодолении предыдущих двух проблем.

Цитировать4) переедание

Разберитесь с необходимыми вам объемами потребляемого. Готовьте оптимальными порциями. Ешьте медленно, ждите пока придет чувство сытости. Если у вас проблема с перееданием, значит оно у вас сильно отложенное. Обязательно пейте напиток после еды (не сильно холодный и не сильно горячий). Пейте больше жидкости между приемами пищи. Ну и самое главное - осознанность. Не читайте, не смотрите видео и не погружайтесь в мысли во время еды, сосредоточьтесь на процессе еды и на сопутствующих телесных ощущениях. Ну и старайтесь памятовать о том, что вы решили больше не переедать, непосредственно перед едой и в процессе еды. Сделайте себе памятку для этого, это может быть какой-то предмет на обеденном столе, который будет непременно попадать в поле зрения с которым вы свяжете триггер-памятку, что вы решили не переедать и быть осознанным на этот счет. 

Удачи в практике!


PavelPAS

Цитата: Максим от 17:59 19 сентября 2019я не верю в перерождения и карму. У меня научный, скептический взгляд на мир и я обоснованно считаю, что если за тысячи лет не появилось никаких доказательств перерождений, то это выдумка, как и карма, большинство тиранов умирают от старости в своих кроватках в своем дворце и никакого воздаяния за множество замученных людей не получают.
Карма - не воздаяние, не обменная валюта в торгах с судьбой, это просто причинно следственная связь, что определённые действия ума дают невроз, депрессию и bad trip, который субъективно будет восприниматься как перерождение в аду. Если кто-то имеет привычку фантазировать о самоубийстве - это регулярно совершаемое неблагое действие ума. Потому сложно посчитать, что вреднее для кармы - такие привычки строить свои мысли или разовые грешки в реальной жизни. Просто оно вот так устроено, что некоторые вещи думать не надо потому что вредно. Неблагие фантазии творят неблагую реальность. Что касается буддизма в целом, я для себя давно выбрал такую интерпретацию, что ад, перерождение, прошлые жизни и подобные религиозные образы если и встретятся в контексте буддизма - то это описательная сторона, т.е. "умелое средство", для описания того что субъективно происходит с психикой. Перерождение - это момент, когда забываешь свои старые привычки и становишься другим, новым. В таком понимании перерождение личности не требует умирания тела.
Цитироватья вижу в мире только плохое, от качества дорог и мусора на природе и улице
Думаю стоит поставить вопрос так: если вы любите эту вселенную, то почему тогда вы хотите её покинуть, а если не любите, то почему вы так переживаете если замечаете мусор под ёлкой, если вы не любите ни вселенную, ни ёлку? Возможно этот вопрос выведет вас к более спокойному состоянию понимания, например: а) да, вселенную как это ни странно, люблю б) вселенную не люблю, и больше переживать не буду если с ней что-то не так.

Максим

#33
Цитата: Ассаджи от 21:04 21 сентября 2019
Здравствуйте, Максим!
...
Желаю вам успехов на пути! Буду рад, если хоть в чем-то вам помог.

Спасибо Вам за ответы (и остальным участникам форума). Вот уже прошел год, как я задавал вопрос (https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1280.msg18160#msg18160) и я продолжаю медитировать относительно регулярно. Проблемы о которых я спрашивал частично остались.

У меня есть вопрос еще один, я был был благодарен если бы вы дали ссылку на какое ни будь руководство на русском языке по медитации. Я медитирую уже три года на осознание дыхания, но что то чувствую что прогресса нет. Я использую МАХА-САТИПАТТХАНА-СУТТА, я выучил её основные положения наизусть и повторяю их во время медитации. Но я чувствую какой то пробел между "монах удаляется в одинокое место и осознает дыхание" и "входит в первую джхану". Что делать между этими событиями? Я прочитал Патисамбхидамагге https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=417.0 которую вы советовали, но честно говоря ничего не понял, слишком уж язык далек от современного и обычного, да еще машинный перевод. В моём городе нет тхеравады и спросить в реальности не у кого. Книги и интернет мой единственный источник информации.

Ассаджи

Здравствуйте, Максим!

Цитата: Максим от 21:12 05 октября 2020
У меня есть вопрос еще один, я был был благодарен если бы вы дали ссылку на какое ни будь руководство на русском языке по медитации. Я медитирую уже три года на осознание дыхания, но что то чувствую что прогресса нет. Я использую МАХА-САТИПАТТХАНА-СУТТА, я выучил её основные положения наизусть и повторяю их во время медитации. Но я чувствую какой то пробел между "монах удаляется в одинокое место и осознает дыхание" и "входит в первую джхану". Что делать между этими событиями?

Устранить помехи, и развить предпосылки джханы. Шансов на то, что это произойдет как-то само собой, конечно, мало. Над устранением каждой помехи и над развитием каждой предпосылки нужно специально работать.

Сейчас напишу вам отдельно в личку по поводу руководства. Кстати, мы перевели "С каждым вдохом и выдохом" досточтимого Тханиссаро:

https://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/skviv.pdf