Что такое память?

Автор Dajmon, 01:38 08 августа 2008

« назад - далее »

Dajmon

Приветствую всех участников форума!

Ув. Samopu, котрый зарегистрирован и здесь поднял, на БФ интересную тему http://board.buddhist.ru/showthread.php?t=11533
Мне лично этот вопрос помимо прочего интересен и вот в какой плоскости: как, не впадая в субстанциональность приминительно к сознанию(к примеру в своем ответе на БФ ув.Топпер приводит понятие "поток сознания", которое, как когда то говорил Ассаджи, не встречается в Палийском Каноне и к тому же, насколько мне видится, это уклон от несубстанционального и безличного описания процессов сознания(дхарм?) в сторону субстанционализма).

Так вот и возникает вопрос, как не субстанционально, в рамках теории дхарм, описать процесс памяти? Были ли такие попытки в классических тхеравадинских текстах? Что в таком случае будет "носителем" памяти, особенно когда речь идет о памяти прошлых жизней и т.д. когда дело нельзя свести к работе мозга? Имеет ли память свойство исчезать совершенно или она обладает свойством сохраняться на неком под(над)сознательным уровне вечно? Откуда "извлекается" память во время медитативной ретроспекции  в прошлые жизни? и т.д.

Заранее благодарю всех, кто ответит!

Zom

ЦитироватьТак вот и возникает вопрос, как не субстанционально, в рамках теории дхарм, описать процесс памяти? Были ли такие попытки в классических тхеравадинских текстах?

Я уверен в абхидхамме это всё более чем подробно расписано. Правда русских знатоков палийской абхидхаммы нет.

ЦитироватьОткуда "извлекается" память во время медитативной ретроспекции  в прошлые жизни? и т.д.

Я думаю ниоткуда не извлекается, а просто отслеживается взаимосвязь (цепочка) процессов ума и таким образом "вырисовывается" картина предыдущих состояний. Точно также прослеживаются и события будущего - предсказания о том, что будет.

Ассаджи

Приветствую, Dajmon!

Цитата: Dajmon от 01:38 08 августа 2008
Так вот и возникает вопрос, как не субстанционально, в рамках теории дхарм, описать процесс памяти? Были ли такие попытки в классических тхеравадинских текстах?

Ни Сутта, ни Абхидхамма не описывают подробно механизмы психических процессов, и не ставят перед собой такой задачи.

ЦитироватьЧто в таком случае будет "носителем" памяти, особенно когда речь идет о памяти прошлых жизней и т.д. когда дело нельзя свести к работе мозга?

Какой вопрос, такой и ответ.
"Носителем", как объясняется в Бхарахара сутте,
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn22/sn22.022.than.html
является данная конкретная личность.

ЦитироватьИмеет ли память свойство исчезать совершенно или она обладает свойством сохраняться на неком под(над)сознательным уровне вечно? Откуда "извлекается" память во время медитативной ретроспекции  в прошлые жизни? и т.д.

Ни в Сутте, ни в Абхидхамме это не объясняется. В них рассматриваются другие вопросы.

Zom

ЦитироватьНи Сутта, ни Абхидхамма не описывают подробно механизмы психических процессов, и не ставят перед собой такой задачи.

В самом деле? Я всегда считал что в основном именно это там и расписывается.


Ассаджи

Немного о связи памяти с распознаванием (сання):

http://buddhist.ru/board/showthread.php?t=1575&page=2

Топпер

Доброе утро.
Цитата: Dajmon от 01:38 08 августа 2008
Мне лично этот вопрос помимо прочего интересен и вот в какой плоскости: как, не впадая в субстанциональность приминительно к сознанию(к примеру в своем ответе на БФ ув.Топпер приводит понятие "поток сознания", которое, как когда то говорил Ассаджи, не встречается в Палийском Каноне и к тому же, насколько мне видится, это уклон от несубстанционального и безличного описания процессов сознания(дхарм?) в сторону субстанционализма).
Наколько я знаю о сантане говорить можно.
Никакого уклона в сторону субстанциональности в этом нет.

Ostrbor

ЦитироватьИмеет ли память свойство исчезать совершенно
В книге Оливера Сакса есть описание трагического случая расстройства памяти - пациент не помнил, что было спустя несколько минут. Поразительно, что тот факт, что он не помнит, почему он стоит тут, почему он так одет и что это за люди смотрят на него - не ставит его в тупик. Ведь обычно, когда мы что-то забываем, мы осознаем это и пытаемся вспомнить. Но представьте, что вы забываете постоянно, а не кратковременно. Когда это состояние становится тотальным, тогда человек не может справиться с ним простым методом припоминания. Он вообще перестает пытаться вспомнить забытое. Но как же объяснить тогда то, что он здесь, что у его собеседника халат врача? И вот тут автоматически подключается воображение. Оно выводит из тупика, оно дает выход и успокаивает объяснением, в которое он сам и верит, пусть даже оно нелепое. Его мир - это часто сменяющие друг друга фантазии на тему реальности. Он живет во власти таких автоматизмов. И вот во враче он видит бакалейщика с соседней улицы и спрашивает, почему тот сбрил усы.

Еще одна особенность такого заболевания - это равнодушие. Пациент не способен чем-либо заинтересоваться, ему не хватает способности помнить, что он делал минуту назад. Воображение подкидывает в его сознание сумасшедший калейдоскоп образов, в которых он не способен ничего понять. Внутренний мир бледнеет в таком хаосе.

Тоскливо было читать об этом случае. Человек здоров физически, мыслит здраво. Но вот нарушена память, ты просто напросто не можешь запомнить надолго - и жизнь остановилась.