Анатта

Автор Ассаджи, 18:09 16 января 2007

« назад - далее »

Curious

#80
Цитата: стрим от 20:03 24 августа 2025И вот, исследуя явления в кхандках инструментами патичча самупады, осознал, как уже говорил, что все явления в наме-рупе зависят от сонма внешних, не подвластных и никоим образом не зависящих от данного психофизического комплекса (меня) причин и условий.

Мне кажется, что Вы осознали (не умозрительно, а почувствовали), что мы зависим от мира, являемся частью мира, мир зависит частично от нас, а мы - очень сильно от него. Особенно неприятно, конечно, когда мир заставляет нас переживать дуккху по независящим от нас причинам. Наше тело также явно состоит из элементов мира, а все живые существа чем-то схожи по строению - слабо или очень сильно.

Причем само строение тела - приспособление к окружающей среде (воздуху, воде, солнечному свету, теплу, питанию). Понятно, что целый пласт нашего поведения и работы психики также продиктован эволюцией (подробнее это изучает эволюционная психология). Также в Ваших рассуждениях показалось что-то созвучным идее, что мы в каком-то смысле "единое целое" с миром.

Так я понял, если ошибочно в чем-то, поправьте.

Это чем-то напомнило индуизм с его растворением личного "Я" в чем-то большем (впрочем я эту идею серьезно не изучал).

Но чувство "атты" или как минимум очень четкой индивидуальности, мне кажется, кроется глубже - а именно в том, что мы с раннего детства осознаем себя отдельными существами, которые переживают тот или иной опыт. Причем то, что мы меняемся физически и у нас меняются убеждения и характер - не дает основания говорить, что мы другие люди, есть что-то, что это изменение "понимает" и как бы "остается неизменным".

Пользуясь буддийской терминологией здесь уместно говорить, что человек "нет тот же", но "и не другой" с течением времени.

Надеюсь Вам будут полезны мои рассуждения.

стрим

Уважаемый  Curious, поправляю.
Я рассуждал и писал только об анатте. В той цитате, которую Вы привели из моего сообщения:
Цитата: стрим от 20:03 24 августа 2025
И вот, исследуя явления в кхандках инструментами патичча самупады, осознал, как уже говорил, что все явления в наме-рупе зависят от сонма внешних, не подвластных и никоим образом не зависящих от данного психофизического комплекса (меня) причин и условий.

 ключевым является слово «не подвластных».  Потому что Будда разъяснял безличность различными методами. В уже упоминавшейся в данной теме Чуласаччака сутте (МН 35)
говорится:

«Как ты думаешь, Аггивессана? Мог бы помазанный на царство благородный царь – например, Пасенади из Косалы или же царь Аджатасатту Ведехипутта из Магадхи – исполнять власть в своём собственном царстве, чтобы казнить тех, кого следует казнить, взыскивать с тех, с кого следует взыскивать, изгонять тех, кого следует изгонять?
– господин Готама, помазанный на царство благородный царь – например, Пасенади из Косалы или же царь Аджатасатту Ведехипутта из Магадхи – мог бы исполнять власть в своём собственном царстве, чтобы казнить тех, кого следует казнить, штрафовать тех, кого следует штрафовать, изгонять тех, кого следует изгонять. Ведь даже такие общины и общества как Вадджи и Маллы исполняют власть в своих собственных царствах, чтобы казнить тех, кого следует казнить, штрафовать тех, кого следует штрафовать, изгонять тех, кого следует изгонять. Так что же говорить о помазанном на царство благородном царе, таком как царь Пасенади из Косалы или царь Аджатасатту из Магадхи. Он мог бы исполнять её, господин Готама, и был бы достоин её исполнения.
– Как ты думаешь, Аггивессана? Когда ты говоришь так: «Материальная форма – это моё «я» – исполняешь ли ты какую-либо власть в отношении этой самой материальной формы, как например: «Пусть моя форма будет такой. Пусть моя форма не будет такой»?
...Когда ты говоришь так: «Чувство – это моё «я» – исполняешь ли ты какую-либо власть в отношении этого самого чувства, как например: «Пусть моё чувство будет таким. Пусть моё чувство не будет таким»?
-Восприятие
-Формации [ума] 
-Сознание ...»

Так же и в других источниках.
Это вполне логичный вывод: что не управляемо- то не ты и не твое.И, осознав доступными мне инструментами логики эту малую толику безличности, я и написал сообщение.Немного? Да.Но все же.
Теперь можно идти дальше с любезной и неоценимой помощью Ассаджи.

Curious

#82
Цитата: стрим от 19:37 26 августа 2025Уважаемый  Curious, поправляю.

Понял смысл. Это очень полезное пояснение, которое дало много понимания. Спасибо, что детально разъяснили.