Bосприятие света

Автор Vitali, 10:25 24 сентября 2003

« назад - далее »

Vitali

В статье о пяти помехах, написано, что отбрасыванию лени и сонливости способствуют шесть вещей:

1. Знать, что их причиной бывает переедание;
2. Изменить позу тела;
3. Настроиться на восприятие света;
4. Быть на открытом воздухе;
5. Дружба с достойными людьми;
6. Подходящий разговор.


Также цитируется Канон:

Но если, сделав так, ты не согнал с себя сонливость, то обрати внимание на восприятие света, решительно настройся на восприятие дня, как ночью, так и днем, как днем, так и ночью. С помощью таким образом открытого и избавленного от помех сознания, развивай проясненный ум. Возможно, что таким способом ты стряхнешь свою сонливость.

Хотелось бы узнать поподробнее, что под этим понимается.
No matter what's wrong as long as you're alright

Ассаджи

#1
В самом простом варианте можно просто смотреть на источник света.

В Каноне описывается весьма продвинутый вариант "избирательного распознавания света" (алока-сання). При этом практикующий, достигнувший джханы на свете, настолько управляет избирательным распознаванием (сання) света, что способен видеть свет повсюду хоть днем, хоть ночью.

Это радикальное решение проблемы сонливости, так как ум при этом преображается, вплость до того, что открывается "божественное видение" (dibba-cakkhu).

Масштаб такого достижения подразумевает, что его далеко не просто достичь. Для начала вполне подойдут более простые средства.

Dhammanu

Друзья, восприятие света, восприятие света, так говорят.
Что значит восприятие света? Есть ли комментарии на эту тему
В АН 4.41 "Самадхи Сутта" говорится о том, что монах для того чтобы развить сосредоточение приводящие к знанию и видению обращается к восприятию света, и "твердо решается воспринимать день. День то же самое, что и ночь, ночь то же самое, что и день"
Как понимать такие слова?

Ассаджи

Из рассказа Зинаиды Миркиной:

— Но трудно бывшему советскому человеку познать Бога.

— Всегда и всем трудно. Есть притча: Бог устал от людских безобразий и спросил у архангелов, куда понадежнее спрятаться от нас? Ему ответили: «Спрячься в сердце человеческом, туда люди реже всего заглядывают».

— А как это познание началось для Вас?

— Мне было 19 лет, я училась в университете, выросла в атеистической семье, отец был старым большевиком. Как и многих в юности, меня мучили «проклятые» вопросы. Я видела, сколько безумной жестокости творится в мире (только что закончилась война), я не понимала, зачем так устроен мир и зачем жить, если я ничего не могу изменить? В моем характере есть привычка — всегда и во всем винить саму себя. Я чувствовала себя виноватой даже перед влюбленным в меня юношей за то, что не могла ему ответить. Страдала с полнейшей искренностью, и жизнь от всех этих «вин» и безответных вопросов становилась невыносимой. Впоследствии я поняла, что тем самым я будто протирала душу, как бумагу протирают ластиком, и дотерла... до дыр. Душа стала как бы сквозной и открылась главному.

Это было на даче. Прошла гроза, выглянуло солнце, я открыла балкон и вдруг знакомая ель (она была вся в дождевых каплях) вспыхнула тысячами маленьких солнц. Небывалый свет будто пронзил меня, и вне всякой логики я пришла к уверенности, что творец этой красоты — совершенен. Мои физические глаза не видели ничего, кроме сияющей ели. Но внутренним зрением я почувствовала на себе взгляд, в котором была бесконечная любовь и в то же время полный покой. Беспредельная любовь ко мне и совершенный покой за меня, что бы со мной ни случилось.

Бог из внешнего пространства одним рывком переместился в мою внутреннюю глубину. Из чужого, другого существа, которому я не могла раньше молиться, Он превратился в мою собственную бесконечность. Так, еще не прочитав слов о том, что царствие Божие внутри нас, я смутно ощутила это «царствие» в своем собственном опыте.

Из записок Г.С. Померанца

«...Такое чувство Паскаль пережил втайне, и это стало известно после его смерти из записки, зашитой в подкладке его камзола. Он пережил некий огонь, чувство внутреннего света... Тут важны не идеи, а само это чувство, что в глубине сознания и сердца есть какая-то сила, не менее бесконечная, чем время и пространство. Чувство этой внутренней силы рождает метафизическое бесстрашие. Опираясь на него, можно вести себя смело и под огнем, и во многих ситуациях, требующих гражданского мужества.

Я сам испытал это чувство возле поселка, на который сыпались бомбы, и «хенкели» перестали меня страшить. Через две минуты я встал и уверенно пошел, куда нужно».

http://www.novayagazeta.ru/arts/58684.html

Ассаджи

Анагарика Вирагананда пишет:

ЦитироватьДумаю, что нужно практиковать Анапанасати, этап за этапом, постепенно развивая те или иные джхановые факторы, не обращая внимания на свет. По мере очищения и развития ума, этот свет станет естественным состоянием даже и не во время медитации, уменьшаясь только при испытывании влечения или отвращения или при сильной вовлеченности во внешнее.
Насчет ниммиты - да совсем не обязательно должна быть ниммита для входа в джхану. Для входа в джхану важны прежде всего очищение ума от мешающих состояний  - ниварана и развитие благих качеств - джхановых факторов. Именно этому нужно уделять внимание, а не видению разных видов света и ниммит))

Если вы хотите отойти от практики Анапанасати, то тогда я знаю только одну медитацию на свет описанную в суттах  (за исключением несколько сомнительной техники световой нимитты описанной в ВМ). Данная практика описана в суттах примерно так: сев под дерево, монах наполняет все вокруг свечением, так, что ночью становится также светло, как днем. Надеюсь, Ассаджи подскажет правильный текст скудного описания данной практики в суттах.
Сам я пришел к ней следующим образом: пережив в монастыре состояние глубокого сосредоточения и прозрения все мое тело излучало свет и сияние. Это был конечно не физический, а как бы сказать ментальный свет. Тем не менее, пару дней после этого я мог ходить по лесу в полной темноте, полуприкрыв глаза, "видя" куда идти как бы умом, освещающим мне эту дорогу и не опасаясь наступить на змею или сколопендру. В эти же дни, лежа и медитируя в темноте, я ощущал внешний свет, освещающий все вокруг, так, что этот свет даже чувствовался через закрытые глаза как будто рядом включили неяркую лампу. В непонимании, я открывал глаза, но вокруг была темнота ночи. Так продолжалось несколько ночей, иногда по несколько раз за ночь.
Получив такой опыт, впоследствии я вспомнил слова из сутты, что монах может сам наполнять светом окружающее пространство. Я попробовал, представляя исходящее из тела свечение, которое освещает все вокруг и у меня это получилось. Мне очень нравилась данная практика - она делает ум настолько ясным, настолько свежим, чистым и сияющим))
Так что в качестве опыта, если будете снова ощущать свет наполняющий ваше тело, можете пару раз попробовать и описанную мной практику))

http://dharma.org.ru/board/post440610.html#440610

Цитата: Anagarika Viragananda
Цитата: Ассаджи
Текст приведен в теме: https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=22.0
Но я не рекомендую людям без подготовки заниматься "алока-сання". Всему свое время.

Большое спасибо! Сегодня ночью пробовал еще раз практиковать данную бхавану. Т.к. в последнее время я испытываю все большие и большие трудности в практике в связи с плохим состоянием здоровья, то результат меня поразил. Поразил потому что я давно не испытывал подобных ощущений, в основном только боль, боль и боль, которые на небольшое время удавалось уменьшить воспоминанием о пережитых ранее джхановых факторах суккха и пити.

Как только удалось расширить свет ума так, чтобы осветить всю комнату, это тут же очистило ум от любых неблагих умственных состояний, не говоря уже о мгновенном исчезновении остатков ниварана (прежде всего сонливости). Расширенный, умиротворенный, глубоко спокойный и молчаливый  ум наполнился невероятным счастьем и восторгом, а тело - блаженством! Через некоторое время я естественным образом перешел к практике Метты, чтобы поделиться этим светом с другими. Практика Метта бхаваны также получилась очень качественной, когда вместо пустого повторения благопожеланий (возможно с эмоциональным оттенком), было реально переживаемое расширение ума, наполненного доброжелательностью. После практики непроизвольно в уме повторялись слова: "Какое же это счастье! Какое же это блаженство!" (вспомнилась сутта с историей об одном из монахов, который вслух также повторял подобные слова и другие монахи спросили его, почему он это повторяет)

Да, согласен, что данная практика абсолютно не для новичков. Да у новичков ничего и не получиться - без опыта переживания внутреннего света, желательно дополненного опытом переживания внешнего света и познания на практике отличия между свечением и сиянием ума - это в лучшем случае будет пустой фантазией. Я даже наверное не буду подробнее описывать то, как можно практиковать "алока сання". Могу только отметить, что данная практика может стать хорошей основой для развития благих качеств ума, факторов Просветления, развития Метта бхаваны, очищения ума от неблагих умственных состояний, и вероятно основой для быстрого вхождения в джханы.

http://dharma.org.ru/board/post440637.html#440637