о книге В. Зеланда "Трансерфинг реальности"

Автор Денис Чапаев, 10:34 29 августа 2007

« назад - далее »

Денис Чапаев

Здравствуйте, Ассаджи.
Недавно нашел довольно любопытную книгу Вадима Зеланда "Трансерфинг реальности" ( http://book.ariom.ru/txt84.html ). Довольно интересный взгляд на нашу реальность и возможность управления ей, когда сам выбираешь нужный сценарий из множества возможных. Если продолжать мысли автора книги, то можно предположить следующее:
если выбрать христианский вариант развития своей жизни, то к человеку будут и святые приходить во время молитв, и попадет он затем в рай; если выбрать буддизм, то его эпопея закончится уходом в нирвану. То есть все религии равноценны и нет ни одной более правильной. Один идет своим путем, другой - своим. И дорожки их идут в разных, но одинакого верных направлениях.
То есть, получается, что мы можем "играть пространством", выбирая тот или иной сценарий жизни. Конечно, затруднения в этом выборе есть из-за того, что другие люди со своими сценариями на нас тоже влияют.
Так вот, стало интересно, а какое мнение об этой книге могут составить представители Тхеравады?
Вспомнил, что с сайта www.dhamma.ru есть выход на сайт http://koleso.netherweb.com , где есть информация по НЛП, психологии и т.д. Видимо, автор обоих сайтов (наверное - Вы) интересуется этими проблемами. И решил попросить Вас написать свое мнение об этой книге.
Мнение важно, т.к., изучая информацию по разным направлениям буддизма, литературу по теософии, христианству и т.д., заинтересовался Тхеравадой, и здесь попалась эта книга, которая опять заставляет искать и искать.
С уважением.
Денис.

Ассаджи

Здравствуйте, Денис!

Цитата: Денис Чапаев от 10:34 29 августа 2007
Недавно нашел довольно любопытную книгу Вадима Зеланда "Трансерфинг реальности" ( http://book.ariom.ru/txt84.html ). Довольно интересный взгляд на нашу реальность и возможность управления ей, когда сам выбираешь нужный сценарий из множества возможных. Если продолжать мысли автора книги, то можно предположить следующее:
если выбрать христианский вариант развития своей жизни, то к человеку будут и святые приходить во время молитв, и попадет он затем в рай; если выбрать буддизм, то его эпопея закончится уходом в нирвану. То есть все религии равноценны и нет ни одной более правильной. Один идет своим путем, другой - своим. И дорожки их идут в разных, но одинакого верных направлениях.

Если человек развивает себе некую систему убеждений, которая практически не имеет отношения к его действиям, то не так уж важно, какая это система убеждений. То ли он считает Магомета истинным пророков, то ли Будду постигшим истину, - это не имеет особого значения, если это не влияет на его поступки.

При этом системы убеждений склонны к самоподдержанию и самовопроизведению. Так, человеку может казаться, что любое событие, - это непременно вмешательство со стороны неких высших сил, или последствие поступков, считающихся очень важными в его системе убеждений.

Этот эффект называется "самореализующимся пророчеством":
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B5%D1%81%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Мы можем менять свои системы убеждений, и таким образом влиять на ход жизни (если из этих убеждений следуют действия). Благодаря эффекту самореализующегося пророчества ожидания склонны сбываться.

Подход Зеланда, как и большая часть НЛП, направлен во многом как раз на изменение убеждений и ожиданий, то есть на работу с когнитивной сферой.

Однако работа с когнитивной сферой - далеко не панацея. Например, после резкой перестройки убеждений на некоторых тренингах человек выходит с горящими глазами и зверским энтузиазмом, "Я могу все!", - восклицает он, но через несколько месяцев ему приходится делать свои убеждения и ожидания более реалистичными и адекватными.

Ведь далеко не все определяется когнитивной сферой человека. Это лишь тонкий слой на поверхности бурлящего котла чувств. Перестройка на глубоком уровне - это гораздо более трудная задача.

Тем не менее, эта задача осуществима. В теме
http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,314.0.html
описаны изменения, происходящие в ходе медитативной практики.

Они бывают видны и невооруженным глазом у долго практикующих людей.

ЦитироватьТо есть, получается, что мы можем "играть пространством", выбирая тот или иной сценарий жизни. Конечно, затруднения в этом выборе есть из-за того, что другие люди со своими сценариями на нас тоже влияют.

Еще у Зеланда много работы с продумыванием вариантов хода событий.

Если мотивация такого продумывания эгоистична, то может казаться, что другие люди только мешают.
Однако такая мотивация близорука. Каким бы хитрым человек ни был, на сколько бы шагов не продумывал свои ходы, рано или поздно к нему возвращаются плоды его прошлых поступков по отношению к другим людям.

А вот если продумывание вариантов идет с мотивацией достижения счастья и прекращения страданий как для себя, так и для других, то это выходит просто здорово.

С уважением, Ассаджи

Денис Чапаев

#2
Спасибо.
Значит, благодаря эффекту "самореализующегося пророчества" последователь буддизма достигает нирваны так же, как и христианин достигает рая. Смысл жизни субъективен. А объективного, не зависящего от нас, смысла жизни нет.
С уважением.
Денис.

Денис Чапаев

Сегодня пришла в голову такая мысль:
Какой бы философии ни придерживался человек (атеист ли или йог, или христианин, или буддист и т.д.) - он живет в своей реальности и действует этот Ваш эффект "самореализующегося пророчества", который помогает человеку убедиться в своей правоте. Объективно и не зависит от него только одно - в кого бы он ни играл в этом мире, он просто живет. И родится снова в этом мире, независимо от его философских убеждений. Это - тупик. Колесо перерождений. Соединение с Брахманом индусов или уход христианских святых в рай, или отрицание атеистом всего и вся не изменят положение вещей - человек будет жить и рождаться снова и снова. Видимо, Будда и разработал методику по выходу из этого тупика - полная аннигиляция сознания.

Ассаджи

887. В суждениях о видимом и слышимом, о добродетелях и делах благочестия, о мыслях и учениях других людей, – они, смотря на других с презрением и будто обрадовавшись тому решению, упрямо установились на своем понимании, говоря: "Наши противники – все глупцы и невежды".

888. Кто других называет глупцами, тот самого себя всегда называет знатоком и думает про себя, что только он один говорит правду, а других порицает.

889. Переполненный философскими учениями в безумстве гордости мнит себя всесовершенным, свои воззрения – непревосходимыми и себя особенно одаренным.

890. Если он, согласно молве, низок, – тогда и других он называет людьми низкого понимания; если же его восхваляют, как мудрого, совершенного, то и среди тех восхваляющих он не видит уже ни одного глупца.

891. – Кто преподаст учение, не согласное с нашим, тот скоро отпадает от чистоты, тот – несовершенный, – так не устают повторять они, страстно привязанные к своему учению.

892. В одних учениях упоминается чистота, в других же не допускается вовсе. Вот одни утверждают, что пути, которым поучают они, непоколебимы.

893. и говоря, что непреложны пути, возвещенные их учением, те спорщики называют своих соперников глупцами, и вот, называя своих соперников глупцами и нечистыми, они начинают раздоры.

894. Кто уперся в своих решениях, кто только себя считает верным мерилом, несравненным наставником, тот все более и более затягивается в словопрениях; кто отбросил все те решения, тот никогда не вовлечется ни в какие споры на свете.

http://dhamma.ru/canon/sut_nip.htm

Денис Чапаев

Спасибо, Ассаджи.
А разве нельзя эти слова обратить и против поучений Будды. Ведь его Учение с точки зрения критиков тоже является одним из учений.

Ассаджи

#6
Довольно часто учение Будды понимают просто как набор догматов, с догматом о святой Троице в виде непостоянства (аничча), мучительности (дуккха) и безличности (анатта), и четырех столпах веры в виде "четырех благородных истин".

А Будда подчеркивал, что его учение служит лишь инструментом для практики Освобождения, плотом для переправы на другой берег:
http://dhamma.ru/canon/mn22.htm

Непостоянство, мучительность, безличность, и "четыре действительности" исследуются на практике.
(См. например Ниббедхика сутту http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an06/an06.063.than.html )

Убеждения бывают полезны, когда они служат тебе, а не ты служишь им.

Легкое отношение к мысленным конструкциям заложено в самой практике: когда осознаешь, как в определенных ситуациях всплывают те или иные мысли-убеждения, то это часто бывает забавно.

Освобождение - это в том числе и освобождение от воззрений о "я" (атта-диттхи) и всевозможных других умозрительных воззрений.
Хорошо об этом говорится в Аттхака-вагге Сутта-нипаты:

http://dhamma.ru/canon/sut_nip.htm#_Toc484786545

В Агги-Ваччхаготта сутте говорится:

"The Perfect One is free from any theory (ditthi-gata), for the Perfect One has seen what corporeality is, and how it arises and passes away. He has seen what feeling ... perception ... mental formations ... consciousness are, and how they arise and pass away. Therefore I say that the Perfect One has won complete deliverance through the extinction, fading away, disappearance, rejection and casting out of all imaginings and conjectures, of all inclination to the 'vain-glory of 'I' and 'mine." (M. 72).