Роль божеств

Автор Fritz, 19:18 12 января 2008

« назад - далее »

Ассаджи

Цитата: bli68 от 11:02 25 ноября 2019
Еще такой вопрос. Можно ли на основании Махапариниббана сутты и Паттакамма сутты сделать верный вывод, что Будда одобрил поклонение богам именно во внешних буддизму индуистских культах, а не предложил изобретать культы богов внутри самого буддизма?

Нет, тогда не было буддизма. Была разработанная Буддой система тренировки, позволяющая достичь прекращения страданий. К культам она не имела отношения.

bli68

Я говорил про эти места в суттах:

Пока они дорожат своими алтарями в городах и поселках, охраняют и почитают их, не дают прийти к упадку жертвам и обычаям, установленным ранее, — пока благочестивое покровительство, защита и охрана святых нерушимо держится среди них, так что святые из других стран могут приходить в их царство и проживать в довольстве, — до тех пор могут Ваджджияне не упадка ждать, но преуспевания.

Далее, с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием... ученик Благородных совершает пять жертвований: родственникам, гостям, предкам, царям, божествам. Таков третий случай, когда богатство тратится во благо, было правильно потрачено и использовано ради достойного дела.


Вполне очевидно, что это тоже часть Дхаммы Будды, но выполнимая уже в индуизме.

Ассаджи

В древности люди по всему миру жертвовали божествам, как мы интернет-провайдерам или компаниям мобильной связи. Порядочный человек должен проявлять благодарность за услуги.

Здесь не идёт речь о поклонении богам, о котором вы писали.

bli68

Думаю, что речь в суттах идет о ритуальном поклонении, точнее говоря пуджах, именно индийским богам. Каким же ещё, не шумерским ведь?
Разумеется пуджи за выгоды, но таково учение самого Будды.
Вот ещё цитаты:

Адийя сутта
Далее, с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием... ученик Благородных совершает пять жертвований: родственникам, гостям, предкам, царям, божествам. Таково четвёртое использование богатства.

Личчхавикумара сутта
Далее, Маханама, с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием, накопил силой своих рук, заработал потом и кровью – праведно добытым праведным богатством – представитель клана чтит, ценит, уважает, и почитает божеств жертвований. Будучи чтимыми, ценимыми, уважаемыми, и почитаемыми, они проявляют сострадание к нему с добрым сердцем, думая: «Долгой тебе жизни!» Когда божества жертвований проявляют сострадание к представителю клана, то [в отношении него] можно ожидать только лишь возрастания, а не упадка.

Ассаджи

На мой взгляд, здесь важно различать поклонение и молитвы христианского образца:

Поклонение
            проскинеза (греч. proskynesis), подобострастное, с падением ниц приветствие как знак рабской покорности и божеств, преклонения, особенно перед царствующими лицами. Греками отвергалось как несовместимое с достоинством свободного человека. Когда Александр Македонский во время перс, похода в 327 ввел П. как придворную церемонию, это вызвало противодействие македонян, и среди других Каллисфена. Некоторые позднерим. императоры, особенно Диоклетиан, требовали П., равно как и божеств, почитания владыки, не только от подданных и солдат, но и от императорских дворцовых чиновников и офицеров. Религиозное П. у христиан и иудеев является наравне с другими одной из молитв, поз.

https://dictionary_of_ancient.academic.ru/3223/%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

и гораздо более равноправное почитание с подношениями в данном случае.

Ассаджи

Размытое понятие "индуизм" может быть удобно как грубое общее обозначение всех тех странностей, которые на европейский взгляд происходят в Индии.

Но когда мы говорим о взаимоотношениях индийских религиозных течений, то для их различения географической принадлежности уже недостаточно. Иначе все разнообразие этих течений окажется "индуизмом".

Нужно уже говорить точнее о течениях, в которых признается или не признается авторитет Вед, и т. п.

Ассаджи

Слово "пуджа" означает просто "почитание", в нем не заложено ритуального значения. Почитают ("пуджети") родителей, родственников, достойных людей, и т.д. и т.п. И в круг почитаемых существ входят божества и предки.