Вступление в поток

Автор Ассаджи, 11:28 22 февраля 2008

« назад - далее »

Curious

#100
Заинтересовало очень емкое недавнее наставление дост. Аджана Джаясаро о вступлении в поток, присвоении совокупностей и анатте. Приведу его полностью. Можно ли где-то подробнее прочитать о таких типах личности с таким разным типом присвоения? Как я понял, Аджан опирается на определенные комментарии.

ЦитироватьТот, кто оставляет оковы воззрения относительно личности, входит в поток, неуклонно ведущий к Ниббане. Четыре вида привязанности к каждой из пяти кхандх дают в сумме двадцать видов воззрений на личность.

Первый вид привязанности — полное отождествление. Тело, ощущения, воспоминания и восприятия, мысли и эмоции, чувственное сознание воспринимаются как одно и то же, как «я». Эта привязанность проявляется, например, во внезапном страхе смерти. Комментарии сравнивают отношение между воображаемым «я» и кхандхами с отношением между пламенем и его цветом.

Второй вид привязанности видит «я» как обладателя кхандх. Она проявляется, когда вы радуетесь своим достижениям, впадаете в уныние из-за неудач или испытываете чувство вины. Здесь комментарий сравнивает воображаемое «я» с деревом, а кхандхи — с его тенью.
 
Третий вид привязанности — к «я», которое носит кхандхи внутри себя, как цветок носит свой аромат. Это идея уникального существа, которое охватывает и превосходит тело и ум. Она проявляется в безрассудстве юности.

Четвёртый вид привязанности предполагает существование «я» внутри кхандх, подобно драгоценному камню в шкатулке. Это идея постоянной, независимой, самосущей души, находящейся в пути или выполняющей свою роль в божественном плане.
 
Вхождение в поток, по словам Будды, «выше, чем быть вселенским владыкой, выше, чем рождение на небесах, выше, чем власть над всеми мирами».

Аджан Джаясаро

13/9/25

https://vk.com/forestsangha?w=wall-212719607_994

Ассаджи

Цитата: стрим от 20:54 18 сентября 2025Например память, да, она непостоянна, нередко мучительно подводит, бывает помнит  неприятные вещи, но это МОЯ память , а не Васи Пупкина, и он, это Вася не сможет помнить то , что помню я, как и я не способен забраться в глубины Васиной памяти.

Из Маха-Саччака сутты:

Цитировать«Когда ум был таким образом собран, очищен, ясен, непорочен, избавлен от загрязнений, податлив, гибок, устойчив и достиг невозмутимости, я направил его к знанию о воспоминаниях о своих прошлых жизнях. Я вспомнил свои многочисленные прошлые жизни, то есть одно рождение, два... пять, десять... пятьдесят, сто, тысячу, сто тысяч, много эонов космического сжатия, много эонов космического расширения, много эонов космического сжатия и расширения: «Там у меня было такое имя, я принадлежал к такому роду, имел такой вид. Такова была моя пища, таковы были мои переживания удовольствия и страдания, таково было окончание моей жизни. Умирая в том состоянии, я вновь возродился там. Там я тоже имел такое имя, принадлежал к такому роду, имел такой облик. Такова была моя пища, таковы были мои переживания удовольствий и страданий, таков был конец моей жизни. Уйдя из того состояния, я вновь появился здесь». Так я вспомнил свои многочисленные прошлые жизни в их формах и деталях.

https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.036.than.html

Ассаджи

Цитата: Curious от 15:30 22 сентября 2025Заинтересовало очень емкое недавнее наставление дост. Аджана Джаясаро о вступлении в поток, присвоении совокупностей и анатте. Приведу его полностью. Можно ли где-то подробнее прочитать о таких типах личности с таким разным типом присвоения? Как я понял, Аджан опирается на определенные комментарии.

Эти четыре вида отождествления с пятью совокупностями описываются во многих суттах. Досточтимый Джаясаро приводит те же метафоры, которые приведены в Комментарии к соответствующему отрывку из Чулаведалла сутты (МН 44). Более подробных описаний там нет.



Curious

#103
Цитата: Ассаджи от 22:56 22 сентября 2025Эти четыре вида отождествления с пятью совокупностями описываются во многих суттах. Досточтимый Джаясаро приводит те же метафоры, которые приведены в Комментарии к соответствующему отрывку из Чулаведалла сутты (МН 44). Более подробных описаний там нет.

Благодарю за точный ответ.

В разделе о личности (точнее самоиндефикации в этом переводе сутты) упомянуты все четыре вида.

https://www.dhammatalks.org/suttas/MN/MN44.html

Жаль, что нет более подробного рассмотрения. Но в целом это очень сильно расширяет понимание, что именно Будда имеет в виду, когда говорит об анатте. Красочные метафоры и доходчивое изложение Аджана прояснили это понимание как-то особенно.