Ритуалы и обеты

Автор Ассаджи, 11:22 20 ноября 2008

« назад - далее »

Ассаджи

Об обетах в индуизме:

http://en.wikipedia.org/wiki/Vrata

Ассаджи

#1
Интересно, что слово "обеты" (vata) чаще всего встречается в словосочетании "sīla-bbata-parāmāsa" - "привязанность к образам действия и обетам".

http://www.palikanon.com/english/wtb/s_t/siilabbata_paraamaasa.htm

Zom

#2
Для большинства людей привязанность к правилам и обетам гораздо полезнее отсутствия таковой -)

SilentTruth

#3
Один из агрегатов, скандх - Санкара.

Это ментальные формации. Эти ментальные формации имеют такую возможность повторяться. Одно повторение, второе повторение при способствии этому воли, так происходит углубление санкары.

Санкара включает в себя прошлое накопление, и будущее изьявления - волю. Санкара может уменьшать обороты, или вообще не посториться.
К примеру санкара гнева, с причинами и условиями гнем изьявляется, изьявлятся прошлая санкара, если в тот момент присутствует осознание гнева как гнева, то воля может не дать санкаре гнева изьявится, гнев от этого не увеличится, а уменьшиться. Как в практике Випассаны по С. Н. Гоенка, и других учителей (очищение ума).

В свою очередь ритуал это привычка, такое же действие как и санкара.

Ритуалы это не только ритуалы, это так же и завязывание шнурков, мытьё посуду, или форма обещения, и т.д. Любое действие можно так сказать - ритуал, ритуал это действие в повторении, и любое действие порождает санскары. Они могут быть глубокими и не очень. Могут быть нейтральные, положительные, или негативные.

К примеру практика осознаности это так же ритуал, это так же определеный набор санскар, и порождение санскар, положительных санскар, это для того, что бы вообще отдалиться от привязаности.

Всё же это только для Просветления. Одни санскары и ритуалы ведут к увеличению захвачености, другие к уменьшению. Даже одно и тоже вроде как одинаковое по форме может привести к разному рузультату.
К примеру осознанность с захваченостью и осознанность с беспристрастиям ведут к разным результатам.

Zom

#4
Любопытное вы ввели определение ритуала -)))
Кстати в медицине тоже есть "ритуал" - под этим подразумевается болезнь, когда человек методично повторяет одни и те же действия. Например - грызёт ногти. Эта болезнь часто бывает у детей, но и может иметь место и в более старшем возрасте.

Но я не думаю, что Сотаппана отбрасывает привязанность к ритуалам и церемониям именно в таком глубоком смысле -)

SilentTruth

#5
Zom,

ЦитироватьКстати в медицине тоже есть "ритуал" - под этим подразумевается болезнь, когда человек методично повторяет одни и те же действия. Например - грызёт ногти. Эта болезнь часто бывает у детей, но и может иметь место и в более старшем возрасте.

Да, имено привычка.
Просто наблюдал за собой пару лет, за своими привычками, действиями, и ритуалами осознаными и не осознаными.

Видел видео одного Зен Мастера, была 2х часовая лекция, и летала муха, садилась на лицо, так вот я за все эти 2 часа не заметил ни одного бесознательного движения отгоняния мухи, каждое отгоняние мухи взмахом руки было сознательное и без отвращения, без злой воли, без раздражения.

ЦитироватьНо я не думаю, что Сотаппана отбрасывает привязанность к ритуалам и церемониям именно в таком глубоком смысле

Мне думается, что Сотаппана отбрасывает даже более чем это.

Ассаджи

#6
Вот определение "sīla-bbata-upādāna"

(3) "What is the clinging to mere rules and ritual? The holding firmly to the view that through mere rules and ritual one may reach purification: this is called the clinging to mere rules and ritual.

http://www.palikanon.com/english/wtb/u_v/upaadaana.htm

Zom

Это согласно Висуддхимагге.

А есть ли сутты, где объясняется что такое привязанность к ритуалам?

Ассаджи

Цитата: Zom от 10:26 25 декабря 2008
Это согласно Висуддхимагге.

Это из Дхаммасангани, одного из самых ранних текстов.


Ассаджи


Еще несколько сутт о ритуалах:

Candala sutta

"Endowed with these five qualities, a lay follower is an outcaste of a lay follower, a stain of a lay follower, a dregs of a lay follower. Which five? He/she does not have conviction [in the Buddha's Awakening]; is unvirtuous; is eager for protective charms & ceremonies; trusts protective charms & ceremonies, not kamma; and searches for recipients of his/her offerings outside [of the Sangha], and gives offerings there first. Endowed with these five qualities, a lay follower is an outcaste of a lay follower, a stain of a lay follower, a dregs of a lay follower.

"Endowed with these five qualities, a lay follower is a jewel of a lay follower, a lotus of a lay follower, a fine flower of a lay follower. Which five? He/she has conviction; is virtuous; is not eager for protective charms & ceremonies; trusts kamma, not protective charms & ceremonies; does not search for recipients of his/her offerings outside [of the Sangha], and gives offerings here first. Endowed with these five qualities, a lay follower is a jewel of a lay follower, a lotus of a lay follower, a fine flower of a lay follower."

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an05/an05.175.than.html

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/kn/snp/snp.5.03.than.html
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/kn/thig/thig.12.01.than.html

Zom

Можно ли трактовать привязанность к ритуалам шире чем это, как например, предполагает (как я понял) Silent Truth, или это уже не имеет подтверждений?

В этих суттах похоже нигде не сказано, что ритуализация - это нечто большее, чем "тупые" ритуалы, типо веры в очищение водой и т.д.

Ассаджи

Цитата: Zom от 11:58 26 декабря 2008
Можно ли трактовать привязанность к ритуалам шире чем это, как например, предполагает (как я понял) Silent Truth, или это уже не имеет подтверждений?

Да, не имеет, в суттах всё проще.

SilentTruth

#13
Zom,

ЦитироватьМожно ли трактовать привязанность к ритуалам шире чем это, как например, предполагает (как я понял) Silent Truth, или это уже не имеет подтверждений?

Дело не в этом.

Тут есть два положения в чём тут дело.

Первое это к примеру лень, или так сказать - как легче. К примеру, когда я был помоложе и жил с родителями, тот я позволял себе сказать - Мама, а что там у нас есть покушать? Тоесть мне так было легче жить. И когда я стал жить самостоятельно, и когда я стал практиковаться в Дхамме, то я понял, что мне это легче некая преграда на Пути. И тогда я начал задумываться, что оно такое и как оно есть и как от этого избавиться.
К примеру, если вруг бы появился некий человек, и начал говорить что-то, то легче прослушать, пропустить в одно ухо и выпустить из гругого, чем понять, что имено говорит тот человек. Если бы тот человек был Архат, и говорил талковые слова, то было бы плачевно прослушать...оно так и в жизни человеку порою легче подумать, что другой человек говорит бестолковицу чем понять, это же такое на самом деле говорит тот человек, это может быть и как самооправдание дабы не слушать, а всё потому, что так легче. Но не всё то, что легче, хорошо. И если так расматреть каждое действие ума, речи и тела, то вот это и имелось в виду как описаное мною выше. Человек как западает в форму действия, буть то действие ума, или речи или тела (ритуалы могут быть и умственые). Или даже настроения, форма мышление, разнообразные чувства, тип мысли.

Второе, это то, что каждое действие, даже та же мысль, - пусть мама приготовит мне покушать, или - пусть жена пойдет уберет, оно приводит к определеной наклоности, к определеному набору санскар, если те санскары укореняются, оно становится чертой характера человека.
Если бы Вы когда-либо жили в одной квартире с другими людьми, не принадлежащими к Вашей семье, и обговаривали вопрос уборки квартиры, к примеру, чтобы каждый мыл за собой посуду после еды и убирал за собой, то было бы сразу видно как человеку трудно поступится своим "легче", или своей привычкой, или своей наклоностью заради чистоты и порядка в доме, в квартите, за ради блага других и своего же блага.

Вот это тут и имелось в виду.

Некоторые к примеру, стараются делать (такой вид практики) по другому, не так как раньше (к примеру чистить зубы), но опять же это может стать тоже привыкой :-) Главно не западать :-D
Тут не имется в виду то, кто и как может чистить зубы, тут имено имется в виду противодействие этому вот западанию.
К примеру западание в вере может привести человека к фанатизму, западание в мудрости, может привести к интеллектульным речам не имеющей основы, и даже к тому, что опираясь на интеллектульное возрение человек не будет слушать другого челеовека, говоря, - это не так, то не так, не понимая, к примеру, что то возрение чисто интеллектульное, и что на опыте оно по другому. Люди к примеру могут говорить об одном и том же и не прийти к согласию только потому, что будут думать, что сами они говорят о том и причём говорят правильно, когда другие не о том и не правильно. Хотя каждый будет говорить в свою силу и меру понимание.
Есть сутра, где Ученики Будды обсуждали достоенства достойного монаха, и каждый сказал своей меркою.

Вот привязаность:
К чувственым налаждениям.
К взглядам.
К ритуалам и обетам.
К "я" и "моё".


Как-то читал историю из баек НЛП, там было про кусок мяса и сковородку. И вот мужик жил с женой и она отрезала небольшой кусок мяса и ложила на сковородку, и зададся тот мужик вопросом почему небольшой кусок, почему не положить кусок побольше. Он спросил у жены, а она сказала, что так делала её мама. Он пошел к матери жены, и спросил тот же вопрос, а она сказала, что так делала её мама. Он пошел к бабушке жены, и спросил её, а она сказал, что она жила, то ли при войне, то ли в бедной семье, вообщем у неё была маленькая сковородка, и того, что она была маленькая она отрезала маленький кусок мяса, и так вот привыкла, и потом даже, когда у неё была большая сковородка она далее продолжала свою привычку.
Так вот привычка передалась её дочери, и потом дочери её дочери, и та даже и не знала почему она так делала, она так делала потому, что так делала.

Подобно оно и в психике человека. К примеру например с какой-то девушкой обошелся плохо какой-то молодой человек. И прошло пару лет. И вот та девушка сидит с другим молодым человеком, и вдруг у ней возникает какой-то страх, какое-то волнение, которое она не может понять почему возникает.

Недавно был на Випассане по С.Н. Гоенко, и мне рассказали одну историю, что одна дувушка медитировала и у ней вылез какой-то негатив, так вот она пошла после курсов к своей матери, и спросила было ли то и то, в то время, когда её мать была беремена ею, и та сказала, что да. С этого вывод, что даже такое впечетление может тянутся многие годы, и человек не может понять, что это и почему.

Так же слышал аудио лекцию, и там монах говорил, что плачевно видеть ребенка сидяшего в углу наготове кого-то подстрелить. Такое вот влияние телевизора и компьютерных игр.

Это индивидуально. А так же это и груповое. В прошлом семестре изучал социальную психологию. Так вот много раз лектор нам повторял, что индификация индивидума с групой происходит у индивидуама в уме. И как только индивидум индифицирует себя с той или иной групой, те характеристики групы становится адаптированы тем индивидумом.
К примеру рэперы, или религиозные групы - христиане, буддисты. Можно заметить определёный стиль поведения, определеные наклоности, мысли, определёный набор сакскар.

Но, что находится в серце всего этого?

Как понял, в кратце, привязаность к пяти скандхам.

ЦитироватьА в чем состоит благородная истина о происхождении страдания?

Пристрастие (танха), которое вызывает дальнейшее становление (бхава), – сопровождаемое страстью и наслаждением, ищущее удовольствий то здесь, то там, – то есть пристрастие к чувственным удовольствиям, пристрастие к становлению, пристрастие к не-становлению.
http://dhamma.ru/canon/sn56-11.htm

Об этом всём можно говорить бесконечно долго. На этом тут закончу.

Ассаджи

"Whatever a monk keeps pursuing with his thinking & pondering, that becomes the inclination of his awareness."

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.019.than.html

Ассаджи