Что такое вечность?

Автор Виджой, 06:59 09 февраля 2010

« назад - далее »

Виджой

Здравствуйте.

Что такое вечность? Существует ли она вообще?
Я желаю всем счастья...

Dhammanu

Добрый день.

То, что не имеет начала - не имеет конца. А то, что не имеет ни начала ни конца - вечно.

Виджой

Вечно, значит абсолютно? Или же все относительно, временно? Дана ли нам вечность в опыте или это предмет моей веры? Я не нахожу ее в медитации, не нахожу в молитве, так стоит ли вообще искать...

Не понимаю.
Я желаю всем счастья...

Ассаджи

Здравствуйте!

Цитата: Виджой от 06:59 09 февраля 2010
Что такое вечность?

Это философская категория, причем многозначная:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

ЦитироватьСуществует ли она вообще?

Вечность, как понятие, существует.

Вопросы реального существования абстрактных метафизических понятий не имеют особого смысла.

В учении Будды эти вопросы не затрагиваются.

См. по этому поводу Брахмаджала сутту:

"30. Есть, монахи, некоторые, отшельники и брахманы, проповедующие вечность, на четырех основаниях учащие, что и свое "я" и мир вечны.

...

II.

1. Есть, монахи, некоторые отшельники и брахманы, проповедующие отчасти вечность, отчасти не-вечность; на четырех основаниях учения, что и свое "я" и мир отчасти вечны, отчасти не вечны.

...

15. Итак, монахи, Татхагата понимает: "Эти основы учения так-то достигнуты, так-то приняты, ведут к тому-то, приносят то-то в будущем существовании". И Татхагата понимает их и понимает выходящее за их пределы и не привязывается к этому пониманию; не привязанный он находит успокоение в своем сердце. Достигнув в согласии с истиной и возникновение, и исчезновение, и сладость, и горечь и преодоление ощущений, Татхагата, монахи, освободился, лишившись всякой зависимости.

...

32. И вот, монахи, что касается тех отшельников и брахманов, которые проповедуют вечность и на четырех основаниях учат, что и свое "я", и мир вечны, то эти почтенные отшельники и брахманы ощущают, как незнающие и невидящие, беспокоятся и мечутся, как охваченные жаждой.

33. И вот, монахи, что касается тех отшельников и брахманов, которые проповедуют отчасти вечность, отчасти не вечность и на четырех основаниях учат, что и свое "я", и мир отчасти вечны, отчасти не вечны, то эти почтенные отшельники и брахманы ощущают, как незнающие и невидящие, беспокоятся и мечутся, как охваченные жаждой.


45. И вот, монахи, что касается тех отшельников и брахманов, которые проповедуют вечность и на четырех основаниях учат, что и свое "я", и мир вечны, то причиной этому чувственное восприятие.

46. И вот, монахи, что касается тех отшельников и брахманов, которые проповедуют отчасти вечность, отчасти не вечность и на четырех основаниях учат, что и свое "я", и мир отчасти вечны, отчасти не вечны, то причиной этому чувственное восприятие.


58. И вот, монахи, что касается тех отшельников и брахманов, которые проповедуют вечность и на четырех основаниях учат, что свое "я", и мир вечны, то поистине, так не могло бы произойти, если бы они постигали иначе, нежели путем чувственного восприятия.

59. И вот, монахи, что касается тех отшельников и брахманов, которые проповедуют отчасти вечность, отчасти не вечность и на четырех основаниях учат, что и свое "я", и мир отчасти вечны, отчасти не вечны, то, поистине, так не могло бы произойти, если бы они постигали иначе, нежели путем чувственного восприятия.

...

71. И вот, монахи, те отшельники и брахманы, которые проповедуют вечность и на четырех основаниях учат, что и свое "я", и мир вечны, те отшельники и брахманы, которые проповедуют отчасти вечность, отчасти не-вечность и на четырех основаниях учат, что и свое "я", и мир отчасти вечны, отчасти не вечны; те отшельники и брахманы, которые проповедуют конечность или бесконечность и на четырех основаниях учат, что мир конечен или бесконечен; те отшельники и брахманы, которые уклончивы, словно скользкая рыба, и на четырех основаниях ведут уклончивую речь, когда им задают тот или иной вопрос, – уклончивый, словно скользкая рыба; те отшельники и брахманы, которые проповедуют беспричинное возникновение и на двух основаниях учат, что и свое "я", и мир возникли без причины; те отшельники и монахи, которые заняты прежними временами, рассуждают о прежних временах и на восемнадцати основаниях выдвигают различные суждения о прежних временах; те отшельники и брахманы, которые проповедуют сознание вслед за кончиной и на шестнадцати основаниях учат, что свое "я" наделено сознанием вслед за кончиной, те отшельники и брахманы, которые проповедуют отсутствие сознания вслед за кончиной и на восьми основаниях учат, что свое "я" лишено сознания вслед за кончиной, те отшельники и брахманы, которые проповедуют, что вслед за кончиной нет ни сознания, ни отсутствия сознания, и на восьми основаниях учат что вслед за кончиной нет ни сознания, ни отсутствия сознания; те отшельники и брахманы, которые проповедуют разрушение и на семи основаниях учат о разрушении, гибели, уничтожении живого существа; те отшельники и брахманы, которые проповедуют освобождение в зримом мире и на пяти основаниях учат о высшем освобождении живого существа в зримом мире; те отшельники и брахманы, которые заняты будущими временами, рассуждают о будущих временах и на сорока четырех основаниях выдвигают различные суждения о будущих временах; те отшельники и брахманы, которые заняты прежними временами, и заняты будущими временами, и заняты прежними и будущими временами, рассуждают о прежних и будущих временах, и на шестидесяти двух основаниях выдвигают различные суждения о прежних и будущих временах, – все они постигают, последовательно обретая шесть органов чувственного восприятия. Их ощущения – причина жажды, жажда – причина зависимости, зависимость – причина существования, существование – причина рождения, рождение – причина старости, смерти; от него происходят горе, плачь, несчастье, неудовлетворение, беспокойство. И когда, монахи, монах понимает в согласии с истиной и возникновение, и исчезновение, и сладость, и горечь, и преодоление шести органов чувственного восприятия, то он понимает и выходящее за пределы их всех."

Брахмаджала сутта, http://dhamma.ru/canon/dn01.htm

Виджой

#4
Впечатляет!

Действительно, если вечность - это только абстрактное понятие, то она не имеет практической значимости.

Как избавиться от ощущений, если они причина жажды? Ведь они стремятся к наслаждениям, в том числе к вечности.

Если мне плохо, я хочу верить в иные миры, в Бога, в святых или богов, которые меня спасут, в нирвану, где не будет страданий.

Ведь это тоже жажда - желание избавиться от страданий. А "жажда - причина зависимости", как сказано в Брахмаджала сутте.

Я должен прекратить желать что-либо?
Я желаю всем счастья...

Dhammanu

Цитата: Виджой от 16:54 09 февраля 2010
Впечатляет!

Действительно, если вечность - это только абстрактное понятие, то она не имеет практической значимости.

Как избавиться от ощущений, если они причина жажды? Ведь они стремятся к наслаждениям, в том числе к вечности.

Если мне плохо, я хочу верить в иные миры, в Бога, в святых или богов, которые меня спасут, в нирвану, где не будет страданий.

Ведь это тоже жажда - желание избавиться от страданий. А "жажда - причина зависимости", как сказано в Брахмаджала сутте.

Я должен прекратить желать что-либо?
Именно!

Ассаджи

Цитата: Виджой от 16:54 09 февраля 2010
Ведь это тоже жажда - желание избавиться от страданий. А "жажда - причина зависимости", как сказано в Брахмаджала сутте.

Я должен прекратить желать что-либо?

Я открыл по этому поводжу отдельную тему:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=918.0

Sasoboy

Вечность не существует. Всё, что существует, имеет начало, бытие и окончание. Вечность не имеет данных признаков, и значит не существует. Это просто понятие, то есть конструкция ума, принятая для общего удобства.