На чём лучше сосредотачиваться, занимаясь обыденными делами

Автор Viveka, 20:00 27 декабря 2010

« назад - далее »

Viveka

Вопрос по сосредоточению:
На чём лучше сосредотачиваться, занимаясь обыденными делами: на дыхании, на самом действии, на телесных ощущениях или на состоянии ума? Наблюдая за умом, мы, в первую очередь наблюдаем за мыслями или за чувствами? Следует ли различать мысли и эмоции? Если деятельность довольно механична, эмоции, как-правило, нейтральны. Наблюдать за нейтральными эмоциями трудно. Уму быстро это надоедает. Может надо удерживать внимательность и к дыханию, и к деятельности, и к эмоциональному состоянию одновременно, т.е., как бы, ясно ощущать себя и свою деятельность в целом в настоящем времени и пространстве? Можно ли менять объект наблюдения в течении, скажем, получаса?
Когда применяешь внимательность к тому, что происходит в определённый момент (здесь и сейчас), даже непрятные, нудные, тошнотворные ситуации наполняются смыслом и их легче переносить. Становится, как бы, немного всё равно. Нет причины для раздражения, т.к. нет острой необходимости прекратить в сию минуту эту ерунду, послать зануду куда подальше и побежать за скамейкой для медитации. Я заметила, что это один из спосбов воспитать в себе терпение. Сосредоточиваясь на дыхании в момент столкновения с бесполезными, глупыми ситуациями, можно научиться переносить их менее болезненно. Я уже поняла, что цепляться за смысл того, что говорят многие люди, себе дороже. Доброжелательность или сосредоточение на дыхании облегчают само восприятие ситуации. Если концентрироваться на бестолковом, абсурдном, противном или злом смысле того, что говорят некоторые, вся жизнь пройдёт в борьбе с мельницами. Я поняла, что лучше ни от кого ничего не ожидать и не требовать, т.к. во многих случаях разочарование неизбежно, а отсюда неизбежно возникают раздражительность и обиды. Как сказал один монах: "терпение - это уже огромное достижение в жизни." (цитата, возможно, неточная, но смысл сохранён).
В одной из буддийских лекций говорилось, если кто-то говорит вам обидные, неприятные слова, сконцентрируйтесь на том, что они не доставляют вам телесной боли, они не калечат ваше тело. Это просто звуковая волна, неприятная вашему уму, вашему "я". Наверно, телесная боль или травмы реально имеют более весомые причины для беспокойства.

Немного о хулиганстве ума:
Несколько раз в жизни я наблюдала такое явление.
Иногда, после активного дня, в течение которого происходила "быстрая смена декораций", т.е. событий, мест, людей и переживаний, трудно было заснуть: глазные яблоки дрожали, а веки неплотно закрывались. Я решила продолжать наблюдение. Постепенно на смену хаотичных цветных пятен пришли конкретные картинки-ужастики. Это были короткие, быстро сменяющие друг друга жуткие, отвратительные образы на тему всякой мертвячины. Я решила ничего с ними не делать, а просто, как в кинотеатре, смотреть, что будет дальше. Довольно быстро возникло неприятное чувство и желание прекратить этот видеоряд. Я придумала приятную картинку (золотую статую Будды). Мне пришлось применить некоторое усилие, чтобы удержать её. Уму понравилось бесконтрольно заваливать меня адским спамом. Казалось, если не остановить этот фильм ужасов в уме, всё может закончиться психушкой. Интересно: может ли человек заснуть нормальным, а проснуться психом? : / Или этот процесс, как правило, постепенный?
Если пристально посмотреть на мир - мы уже в психушке :)

Ассаджи

Цитата: Viveka от 20:00 27 декабря 2010
Вопрос по сосредоточению:
На чём лучше сосредотачиваться, занимаясь обыденными делами: на дыхании, на самом действии, на телесных ощущениях или на состоянии ума?

На каком-то одном аспекте.

Если это дыхание, то можно различать состояния ума, проявляющиеся в дыхании:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=524.msg4204#msg4204

не спеша в них вмешиваться, а в основном просто отслеживая.


Еще интересно и полезно отслеживать направленность внимания - как пишет Саядо У Теджания,

"Watch whatever the mind is aware of"

http://sayadawutejaniya.org/wp-content/uploads/2008/07/dontlookpp1-39.pdf
"Watch whatever the mind is aware of"


Если речь идет о чувствах - то можно взять их классификацию (приятные, мучительные, неопределенные; телесного и умственного происхождения) и отслеживать, когда какие возникают.


Что касается тела - то хорошая подходящая практика описана в беседе Тханиссаро Бхиккху "The Skill of Restraint":

http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/meditations4.html#restraint

но для неё нужно сначала хорошо освоить тело, например, по методу:
http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/guided.htm


По сути, все эти практики относятся к разным граням "охраны дверей чувств"
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=433.0


ЦитироватьНаблюдая за умом, мы, в первую очередь наблюдаем за мыслями или за чувствами? Следует ли различать мысли и эмоции?

Стоит взять что-то одно, выделить несколько типов этого, и поисследовать, откуда и каким образом они возникают и к чему ведут.

По поводу мыслей есть известная Дведхавитакка сутта:
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.019.than.html

ЦитироватьЕсли деятельность довольно механична, эмоции, как-правило, нейтральны. Наблюдать за нейтральными эмоциями трудно. Уму быстро это надоедает.

Если различаешь разные варианты событий, то получается весьма интересно.

ЦитироватьМожет надо удерживать внимательность и к дыханию, и к деятельности, и к эмоциональному состоянию одновременно, т.е., как бы, ясно ощущать себя и свою деятельность в целом в настоящем времени и пространстве?

Можно выделить некий параметр - скажем, ясность восприятия в целом, - и отслеживать, не спеша вмешиваться, какой он по величине в данный момент.
От чего это зависит, что на это влияет, к чему это приводит.

ЦитироватьМожно ли менять объект наблюдения в течении, скажем, получаса?

Если за такое время получится что-то отследить.

ЦитироватьЕсли пристально посмотреть на мир - мы уже в психушке :)

: )

Viveka

Спасибо большое, за ответы! Буду разбираться и тренироваться :)

Viveka

Я читала, что подробную инфу об эффектах практики лучше читать после того, как возникнет непонятное явление во время медитации. Иначе, можно нечаянно запрограммировать себя на достижение какого-либо удивительного результата. Может возникнуть желание, как можно быстрее увидеть нимитту, например. Ожидая её появления, мы можем "вызвать" ложную нимитту. Она очарует и введёт ум в заблуждение. Т.е., сначала - инструкции, потом - объяснения результатов. Так ли это?
Что касается повседневных дел и практики, - наблюдение, внимательность к тому, что происходит в голове во время того или иного делания, помогает уменьшить раздражение, связанное с монотонностью или трудностью той или иной работы. Смена фокуса - и острое желание, как можно быстрее завершить скушное занятие, ослабевает.
п.с.
Если работа доставляет нам удовольствие, значит она - развлечение, за которое мы получаем деньги :)



Ассаджи

Цитата: Viveka от 23:01 08 января 2011
Я читала, что подробную инфу об эффектах практики лучше читать после того, как возникнет непонятное явление во время медитации.

Эффекты практики настолько невообразимы, что их, пожалуй, невозможно описать так, чтобы человек их понял в подробностях, еще не достигнув их.
Вдобавок они еще и малопредсказуемы по времени и обстоятельствам.
Так что важнее описание пути, чем места назначения.

(В случае нимитты - описание устранения предварительных помех.)

Viveka

#5
Хотелось бы кое-что уточнить по поводу осознанности и бдительности.

"-----------http://dhamma.ru/canon/mn/mn107.htm#pratimoksa1----------    Мадджхима Никая 107
Ганакамоггалана сутта
К Ганака-Моггалане"

"(Осознанность и бдительность)

И как только, брахман, монах привержен бодрствованию, Татхагата обучает его далее, говоря:

"Иди, монах, сохраняй осознанность и бдительность. Когда подходишь и когда отходишь, действуй бдительно. Когда смотришь прямо и смотришь в сторону, действуй бдительно. Когда сгибаешь или разгибаешь конечности ... когда носишь верхнюю накидку, мантию, и чашу ... когда ешь, пьешь, жуешь, и пробуешь на вкус ... когда мочишься и испражняешься ... когда идешь, стоишь, сидишь, засыпаешь, просыпаешься, говоришь, действуй бдительно."

+
вопросы, которые следует себе задавать:

"Что делаешь, когда видишь глазом форму?
Что делаешь, когда слышишь ухом звук?
Что делаешь когда чуешь носом запах?
Что делаешь, когда чувствуешь языком вкус?
Что делаешь, когда ощущаешь прикосновение телом?
Что делаешь, когда сознаешь интеллектом (мано) качество?"

    При любом действии происходит масса ощущений сразу. Вопрос, что именно наблюдать, для меня по-прежнему открыт. Речь будет идти не о формальной практике. Большая часть жизни связана с телесными заботами. Скажем, во время чистки зубов, что можно наблюдать, чтобы использовать это время с пользой (не только для зубов). Я вижу предметы и своё отражение в зеркале, слышу звук воды, чувствую запах пасты, чувствую её мятный вкус, ощущаю трение щетины... А что значит "сознавать интеллектом качество?" Несмотря на короткий период, связанный с гигиеной, он, как правило, относительно свободен от мыслеформ (планов, фантазий...), он регулярен и относительно прост. Причём можно немного замедлить сам процесс и своё внимание полностью направит на него. Внимательно прочувствовать, как пальцы касаются воды, как ощущают тепло или холод, её жёсткость или мягкость... Поскольку необходимое пребывание в ванной комнате - привычка, то может, применяя здесь внимательность, можно будет привыкнуть к такому применению внимательности и в других делах (как мы привыкаем к чистке зубов). Действие само по себе автоматическое. Если внести в него немного осознанности, возможно, это подтолкнёт на продолжение применения её в подобных многочисленных привычных действиях. В уме, наверно, можно отмечать (вербально ли?): "приятное ощущение от прикосновения к струе летней воды из крана", "неприятное прикосновение жёсткой щетины к десне", "общая вялость", "неприятное ощущение от яркого света"... Это имеется в виду под "осознанностью и бдительностью"? Само действие нейтрально по сути. Оно обычно совершенно "никакое". Оно кажется скучным. Если ум взволнован, тогда "событие" вообще проходит незамеченным. Естественно, ведь уму уже не интересно обращать внимание на "тонкости" процесса. И через два часа можно и не вспомнить, думая: "...а были ли зубы почищены? ...Наверно были, на автопилоте всё-таки уже сколько лет подряд)..."
    Так часто "машинально" происходит питание. Иногда я возвращаюсь на место, где только что лежала конфета. Но её уже нет, и я вспоминаю, что я же только что её съела.... автоматически, невнимательно, по привычке... И даже не заметила. Так бывает, когда внимание направлено на совершенно другой процесс, а эмоциональное состояние рассеянное и несобранное.
    Но бывают более или менее благоприятные состояния, когда есть большое желание замечать и отмечать ощущения от восприятия. Я только недавно ВНИМАТЕЛЬНО ощутила, что осторожное, медленное прикосновение к тёплой воде всей поверхностью ладони является очень приятным. Ощущается мягкость воды, её "фактура" что-ли, её несколько вязкое свойство, т.е., возникает неожиданное приятное чувство в этот момент, и даже некоторое удивление по этому поводу. Открывается некоторая особенность восприятия воды, как вещества)
    НО ЧТО ДАЛЬШЕ? Не знаю, полезны ли такие наблюдения. Любопытны - это факт. Эстетические наблюдения, за которым можно провести всю свою жизнь. Может польза в том, что ум привыкает постепенно к состоянию внимательности. Если это вообще "та" внимательность, о которой говорится в текстах.
    Проблема также вычленить предмет наблюдения: форма или звук, а может запах, а может вкус... Все они возникают как-то одновременно. Внимание же скачет. "Бросается в глаза" самое яркое на момент времени, например вкус во время еды. Допустим, я чувствую приятный вкус, замечаю удовольствие, желание, чтобы вкус продолжался (вечно)). Нужно ли, как дегустатору, внимательно определять характеристики вкуса, скажем: "горечь, сладковатый и немного терпкий привкус..."? Что дальше делать? Отслеживать процесс жевания, потом следить за тем, как происходит глотание... Надо ли это делать? Что это даёт? Что ещё надо наблюдать? Удовольствие от вкуса? Смотреть, что происходит в уме, когда я наблюдаю за пищевым процессом? Постепенно вкус начинает притупляться, надоедать и терять привлекательность. Тело насыщается и привыкает ко вкусу. Даже может возникнуть разочарование. По какому поводу столько восторга?))
    Причём, как и с медитацией во время ходьбы, когда чем медленнее шаги, тем легче отследить многочисленные этапы "пошагового" процесса, здесь, возможно, есть необходимость в замедлении действия, чтобы получше к нему приглядеться. Но, как правило, когда замешано сильное чувство голода, замечается только жадная потребность съесть как можно больше.

    Или, чтобы понять, что и как делать дальше, нужно сначала осилить сидячую медитацию и тщательно, подробно изучить огромное количество текстов? Иначе все старания могут превратиться просто в утончённое восприятие феноменов время от времени) В чём же "фишка"? Умение быть внимательным к взаимодействию тела с внешними объектами, умение замечать эту внимательность и распространять её на любые явления в более "практичном" смысле, т.е., внимательно и осторожно подходить к тому, что говоришь, что делаешь, что думаешь. Я так понимаю, внимательность должна быть тесно связана с нравственностью + Нелишним будет делать определённые выводы (например, как привязанность к приятному чувству может быть связана с жадностью). Иначе, наверно, получится внимательность ради внимательности, для получения в некотором смысле творческой пищи для ума.
    Не трудно ощутить более или менее детально телесное ощущение, когда направляешь на него своё внимание. Хотелось бы уточнить момент с вопросом: "Что делаешь, когда сознаешь интеллектом (мано) качество?" Может кто-нибудь мог бы аналогию привести для лучшего понимания или дать ссылку на нужный текст (желательно на русском).


Ассаджи

Хорошую основу дает статья Тханиссаро Бхиккху "Искусство самообладания", которую Вы перевели:

http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/restraint.html

Охрана дверей чувств, практикуемая в повседневной жизни, напрямую связана с присутствием в теле, как описано в Лохичча сутте:

"Here, brahmin, having seen a form with the eye, someone is not intent upon a pleasing form and not repelled by a displeasing form. He dwells having set up mindfulness of the body, with a measureless mind, and he understands as it really is that liberation of mind, liberation by wisdom, wherein those evil unwholesome states cease without remainder. Having heard a sound with the ear ... Having cognized a mental phenomenon with the mind, someone is not intent upon a pleasing mental phenomenon and not repelled by a displeasing mental phenomenon. He dwells having set up mindfulness of the body ... cease without remainder. It is in such a way, brahmin, that one is 'with sense doors guarded.'"

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=433.msg7980#msg7980

Практика памятования, связанного с телом, позволяет отслеживать микрореакции на приятное и неприятное.

В приведенном Вами отрывке осознанность и бдительность - это сати и сампаджання,

http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,332.0.html
http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,333.0.html

Как я понимаю, памятование устанавливается одним из четырех способов установления, - тело и телодвижения, чувства, состояния ума, динамика состояний ума.
А сампаджання при этом отслеживает происходящее в выбранной сфере.

И здесь важно замечать те явления, которые отражают глубокие склонности, отражающиеся на способе жизни. Какие склонности отражаются в позе и телодвижениях?
Какие - в возникающих чувствах? Какие - в состояниях ума, и их изменениях?
Какие происходят отклики на приятное и неприятное?

Практика самадхи помогает повысить чувствительность, а практика развития мудрости - точность отслеживания. Нравственность, доброжелательность, дают здоровую мотивацию и контекст для практики. С другой стороны, осознанность и охрана дверей чувств поддерживают все эти составляющие Пути.

ЦитироватьХотелось бы уточнить момент с вопросом: "Что делаешь, когда сознаешь интеллектом (мано) качество?"

Этот вопрос мало раскрыт в текстах. Некоторые соображения приведены в теме:

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=25.0

Тут речь идет о восприятии смысловых единиц, как, например, при чтении:

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=282.msg1974#msg1974

Viveka

Спасибо большое, уважаемый Ассаджи!!!

Очень интересно. Буду смотреть!

Арта

Хотелось бы здесь разобраться -

ЦитироватьЕсли речь идет о чувствах - то можно взять их классификацию (приятные, мучительные, неопределенные; телесного и умственного происхождения) и отслеживать, когда какие возникают.
Например, возникают приятные чувства или неприятные - отслеживаешь что они возникли.
а что делать с этим дальше? надо ли что-то делать?
т.е. как я думаю - что за  этим должен быть какой-то следующий уровень или же смысл этой практики во внимательности к своему состоянию?

Ассаджи

Цитата: арта от 12:41 24 августа 2011
Например, возникают приятные чувства или неприятные - отслеживаешь что они возникли.
а что делать с этим дальше? надо ли что-то делать?
т.е. как я думаю - что за  этим должен быть какой-то следующий уровень или же смысл этой практики во внимательности к своему состоянию?

Да, конечно, есть следующий этап, перенаправление внимания, о котором подробнее написано в теме "Сатипаттхана".

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=15.msg151#msg151
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=15.msg1766#msg1766
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=15.msg2139#msg2139
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=15.msg4114#msg4114
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=15.msg7809#msg7809

Новичок

Хочу добавить, что наличествовать у себя терпение ко всему происходящему и доброжелательность к другим существам очень просто. Например, когда кто-то тебя оскорбляет, ты, не обращая внимания на оскорбления, обратись с вниманием к самому существу. Спроси себя: "чего оно хочет в действительности?" и тут же ответь себе: "оно хочет счастья. оно не хочет оскорблять." просто существо заблудилось, ум его покрыт невежеством. Ты знаешь это и прощаешь ему, и желаешь только счастья. То же самое в отношении к любым внешним проявлениям. Например, ты заварил горячий чай и, глотнув его, обжег язык. Ты раздражен. Но спроси себя: "чего ты хочешь?" ты хочешь счастья, а не раздражения. Тогда раздражение уходит, и ты улыбаешься. П.С. Пока я набирала этот текст с телефона, что-то случилось, и он стерся. Набрала его снова, с терпением, с улыбкой :)