Дхаммы

Автор Денис К., 23:34 31 июля 2017

« назад - далее »

Денис К.

Уважаемые единочаятели, в различных книгах буддологов видел разные формулировки что такое дхармы.
Как тхеравада определяет этот термин? Боюсь ошибиться делая выводы на основе словоупотребления.

Ассаджи

Приятно услышать обращение "единочаятели", оно было в ходу на буддийских форумах лет десять тому назад, в живой и свежей атмосфере открытия нового.

Цитироватьв различных книгах буддологов видел разные формулировки что такое дхармы.

Тут прежде всего важно отличать "дхармы" из "теории дхарм" санскритского средневекового буддизма, и "дхаммы" в палийских текстах.

Развитие средневековой схоластики в Тхераваде пошло по другому пути, - к теории "моментов ума" (читта).

В Абхидхамма-питаке есть, конечно, пространные классификации дхамм как разнообразных умственных качеств, но не более.

ЦитироватьКак тхеравада определяет этот термин?

Термин "дхамма" в палийских текстах многозначен, и его значение зависит от контекста.

Подробнее это обсуждается в теме:
https://dhamma.ru/forum/index.php/topic,681.0.html

Sorge

Доброго всем дня 🙏
Я пришёл сюда из чата, посвященного языку Пали. Долго читал ветки форума и не был уверен, стоит ли писать, не будучи эрудитом и ученым. Но мне очень важна тема правильного понимания палийских терминов, как в контексте истории и этимологии, так и в контексте реальной практики. Чаты в телеграмме не то место, которое способствует медленному вдумчивому обсуждению, хотя, надо признаться, я несколько испорчен свойственной им скоростью мысли и спонтанной интуитивности риторики.

Термин Дхамма и дхаммы, наверное, первое, что нуждается в правильном переводе на русский. Потому что Будда не учил «буддизму», он учил Дхамме. Список синонимов термина, который встречается в той же википедии не может обеспечить простого, интуитивно понятного словоупотребления, без которого это понятие не может стать частью практики, а не только «теории». Исходя из того, что дхамманупассана является неотъемлемой частью сатипатханы, мы должны для себя точно определить, что мы должны «созерцать, наблюдать»... Мая трактовка - понятие смысл. Мне близко определение смысла, данное Мартином Хайдеггером: концентрические круги ответов на детский вопрос «для чего», венчающиеся ответом: ради присутствия здесь и сейчас. Дхамма является смыслом бытия, в том числе и в хайдеггеровском смысле: бытие к концу...

Ассаджи

Добро пожаловать на форум 🙏

Цитата: Sorge от 10:07 17 ноября 2022
Исходя из того, что дхамманупассана является неотъемлемой частью сатипатханы, мы должны для себя точно определить, что мы должны «созерцать, наблюдать»... Моя трактовка - понятие смысл. Мне близко определение смысла, данное Мартином Хайдеггером: концентрические круги ответов на детский вопрос «для чего», венчающиеся ответом: ради присутствия здесь и сейчас.

Наблюдение дхамм перекликается с редукцией Гуссерля, здесь мы тоже "освобождаем сознание от натуралистической установки", отвлекаемся от мирских условных смыслов ради смыслов более высокого порядка.