Методы развития самадхи

Автор Ассаджи, 21:18 17 сентября 2018

« назад - далее »

Ассаджи

(в продолжение темы http://dharma.org.ru/board/post440547.html#440547 )

Цитата: РенатаАССАДЖИ, большое вам спасибо за текст дост.Тханиссаро Бхикху. Беда в том, что когда у меня получалось дойти до света и восторга, то всякую способность рассмотрения я теряла начисто, всё усилие уходило на то, чтобы целиком и полностью пребывать в этом состоянии, потому как любая посторонняя мысль, типа: "ого!" немедленно из него выводила. Потом уважаемые форумчане не поленились растолковать мне, что раз нет осознанности к тому, на что медитируешь (к дыханию), то значит медитация не соответствует тому, что описано в суттах. Если начал медитировать на дыхание, а потом вошел в свет и утратил осознанность к дыханию, значит занимаешься чем-то не тем. Теперь я сохраняю памятование о дыхании, даже если вижу свет, но войти в него уже не получается - или дыхание, или свет. Опять же не очень понятно, что именно, помимо дыхания, рассматривать, т.к. мысли довольно быстро успокаиваются вплоть до полного исчезновения, посторонние звуки перестают отмечаться, тело не ощущается, остается только дыхание и иногда точка света, видимая при этом дыхании. И на что именно следует направлять внимание?

Ваш вопрос настолько характерен, что я отвечу на него развернуто, чтобы ответ помог многим избежать типичных тупиков.

Я испробовал много разных подходов, и в целом их можно условно разделить на четыре вида:
- современные "объектные";
- средневековые "телесно-картографические";
- древние "факторные";
- древние "причинно-следственные".

"Объектные" подходы

В этих предельно упрощенных современных подходах считается что нужно просто удерживать внимание на "объекте" медитации, то есть по сути на некой вещи.

Из-за такого предельного упрощения, в большинстве методов практики (камматтхана) такие подходы мало что дают. Ведь суть тренировки ума в том, чтобы развивать умелые способы поведения (кусала дхамма) и избавляться от неумелых. Если умственное поведение не диагностируется и не отслеживается, то не происходит и его целенаправленного совершенствования. Это примерно как тренировать коня, пользуясь одним-единственным указанием: "Конь должен ходить по очерченному кругу". Вначале такая тренировка полезна, но она мало что дает, если только ей и ограничиваться.

Но есть одно исключение - памятование о дыхании. Поскольку в дыхании естественно отражается состояние ума, то следя за дыханием как "объектом", человек волей-неволей отчасти отслеживает умственное поведение. Достаточно чувствительные и одаренные люди могут при этом интуитивно научиться очищать ум. Но поскольку они при этом мало понимают, что же они делают, - действуя интуитивно, - то и результаты оказываются ограниченными. Например, когда дыхание становится трудноуловимым, то у них может исчезнуть интуитивный способ отслеживания состояния ума, и продвижение тогда остановится.

Из-за того, что состояние ума не диагностируется и не отслеживается сознательно, как правило, незаметно развиваются те или иные неумелые способы поведения. При развитии сосредоточения это прежде всего пристрастие к счастью джхан. Не осознаваемое пристрастие к джханам затрудняет и достижение джхан, и развитие мудрости.

"Нимиттой" в таких подходах могут называть любой возникающий зрительный образ. Толковых критериев для определения того, что же является нимиттой для самадхи, в таких подходах нет.

"Телесно-картографические" подходы

В этих подходах в теле выделяются те или иные ключевые места, и идет работа с этими местами. В средние века такие подходы были основными и ортодоксальными в тхеравадинских странах.

В качестве простого и знакомого многим примера можно привести рекомендацию "продышать" те или иные места тела. Ввиду использования метафор, задействования воображения, - "представьте, что дышите через кончики пальцев" и т.п., - такие подходы оказываются весьма тяжеловесными и несколько тормозят развитие мудрости.

Все же при использовании таких подходов человек, обращая внимание на происходящее в тех или иных местах тела, может при этом отчасти отслеживать поведение ума, - а значит, и совершенствовать его. Особенно при памятовании о дыхании, где человек получает естественную обратную связь о состоянии ума.

Ассаджи

#1
"Факторные" подходы

Здесь сбалансированно развиваются факторы из того или иного списка - либо "семь слагаемых Постижения", либо факторы джханы, либо "пять сил", и т.п.:

https://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/wings/table.htm

Благодаря тому, что в таких подходах изначально заложена грамотная диагностика, они успешно ведут к развитию умелых способов поведения, и устранению неумелых.

При "объектных" подходах внимание направляется жестко на "правильный объект". При "телесно-картографических" - на те или иные места в теле. А тут направление внимания исходит из проводимой диагностики состояния. Подробнее это описано, например, в Ахара сутте:

ЦитироватьИ что служит пищей для возникновения ещё невозникшего сосредоточения как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего сосредоточения? Есть представление спокойствия (саматха-нимитта), представление собранности (абьягга-нимитта). Уделять им основательное внимание, – вот пища для возникновения ещё невозникшего сосредоточения как фактора Постижения, или для развития и совершенствования уже возникшего сосредоточения.

https://dhamma.ru/canon/sn/sn46-51.htm

Именно основательное внимание служит ключевым инструментом "четырех правильных усилий":

ЦитироватьИ каково, монахи, усилие сохранения? При этом, монахи, монах сохраняет возникшее благоприятное представление (нимитта) сосредоточения, например, избирательное распознавание (сання) скелета, избирательное распознавание кишащего червями трупа, избирательное распознавание посиневшего, избирательное распознавание гниющего, избирательное распознавание распавшегося на части, избирательное распознавание вздувшегося трупа.

https://dhamma.ru/canon/an/an4-14.htm

Соответственно, настройка (нимитта) для самадхи здесь не какой-то произвольный образ, а та настройка, которая позволяет снова входить в самадхи (с выбранной опорой), как описано в сутте о корове:

https://dhamma.ru/canon/an/an9-35.htm

И что важно, внимание направляется не на те или иные вещи, а на опоры (араммана), которые заведомо являются умственными явлениями. Например, когда уловлена настройка на скелет, то уже не нужно сидеть перед настоящим скелетом, - можно задействовать эту настройку, представление (нимитта). Когда при развитии джханы в Анапанасати уже уловлено представление (нимитта) о воздухе, то соприкосновение с физическим воздухом становится необязательным. Задействуя уловленное представление, можно расширять окраску "воздушностью" на всё тело, как описано в Вимуттимагге.

Ассаджи

#2
При развитии самадхи в Анапанасати, в качестве опоры выступает элемент воздуха, поскольку это вариант развития касины воздуха:

ЦитироватьKiṃ pana pathavīkasiṇaṃ ādiṃ katvā aṭṭhikasaññāpariyosānāvesā rūpāvacarappanā, udāhu aññāpi atthīti? Atthi; ānāpānajjhānañhi kāyagatāsatibhāvanā ca idha na kathitā. Kiñcāpi na kathitā vāyokasiṇe pana gahite ānāpānajjhānaṃ gahitameva; vaṇṇakasiṇesu ca gahitesu kesādīsu catukkapañcakajjhānavasena uppannā kāyagatāsati, dasasu asubhesu gahitesu dvattiṃsākāre paṭikūlamanasikārajjhānavasena ceva navasivathikāvaṇṇajjhānavasena ca pavattā kāyagatāsati gahitāvāti. Sabbāpi rūpāvacarappanā idha kathitāva hotīti.

"But is this all the absorption belonging to the consciousness of the sphere of refined form, beginning with the earth kasiṇa and ending in the perception of the skeleton? Or is there anything else?"
"Yes, there is. There is ānāpāna jhāna and the development of kāyagatāsati, which have not been spoken of here."
"Why not?"
"Because ānāpāna jhāna is included in the air kasiṇa; the development of kāyagatāsati arisen by virtue of the fourfold and fivefold jhānas with reference to the hair etc., is included in the colour kasiṇas; the kāyagatāsati produced by virtue of the jhānas attending to the unattractiveness in the thirty-two parts of the body, and that of the jhāna attending to the colours of the nine kinds of corpses in the charnel grounds is included in the ten repulsive things. Thus all the absorptions of consciousness connected with the sphere of refined form have been included here."

Дхаммасангани-Аттхакатха 200

Настройка (нимитта) на элемент воздуха вначале улавливается в месте контакта (например, на кончике носа или над верхней губой), а затем все восприятие окрашивается этой настройкой (нимитта) "воздушности":

ЦитироватьTo the yogin who attends to the incoming breath with mind that is cleansed of the nine lesser defilements the image [nimitta] arises with a pleasant feeling similar to that which is produced in the action of spinning cotton or silk cotton. Also, it is likened to the pleasant feeling produced by a breeze. Thus in breathing in and out, air touches the nose or the lip and causes the setting-up of air perception mindfulness. This does not depend on colour or form. This is called the image [nimitta]. If the yogin develops the image [nimitta] and increases it at the nose-tip, between the eyebrows, on the forehead or establishes it in several places, he feels as if his head were filled with air. Through increasing in this way his whole body is charged with bliss. This is called perfection.

https://archive.org/stream/ArahantUpatossa-Vimuttimagga-PathOfFreedom.pdf/ArahantUpatissaEharaN.r.tr-PathOfFreedomvimuttimagga#page/n221

То, как это делается на практике, описывается в книге Ачана Ли Дхаммадхаро (в его терминологии "нимитта" - умственные зрительные образы):

ЦитироватьКогда вы заметили появление какой-нибудь нимитты, внимательно сосредоточьте на ней своё осознание, но обязательно сосредотачивайтесь только на одной нимитте за раз, выбирая из них наиболее удобную. Как только вы ухватились за неё, расширьте её до размеров головы. Белая блестящая нимитта полезна для тела и ума – это чистое дыхание, которое способно очистить кровь в теле, снизить или устранить чувство боли.

Когда этот свет станет размером с вашу голову, опустите её к Пятой Основе, к центру грудной клетки. Когда она прочно утвердится там, позвольте ей распространиться и заполнить грудную клетку. Пусть ваше дыхание станет настолько белым и ясным, насколько возможно, затем пусть дыхание и свет распространятся по всему телу, заполняя каждую пору, пока разные части тела не проявятся самопроизвольно в виде картин. Если же вы не хотите этих картин, сделайте два или три долгих вдоха, и они исчезнут. Сохраняйте осознавание неподвижным и пространным. Не позволяйте осознаванию зафиксироваться или подвергаться воздействию какой-нибудь нимитты, которая случайно может появиться в ясности дыхания. Продолжайте тщательно наблюдать за умом; сохраняйте его единство; пусть он всецело будет поглощён единственным предметом – утончённым дыханием, позволяя этому утончённому дыханию охватить всё тело.

Когда вы достигли этой точки, постепенно начнёт открываться знание. Тело станет лёгким, как пух. Ум будет отдохнувшим и свежим – гибким, обособленным и самодостаточным. Возникнет необычайное чувство физического удовольствия и лёгкости ума.

http://dhamma.ru/lib/authors/lee/samadhi.htm

Некоторые люди улавливают тактильную настройку, некоторые световую, как и описано в Висуддхимагге. Досточтимый Тханиссаро пишет:

ЦитироватьРаботайте над наполнением тела осознанностью так, что если кто-то сделает снимок вашего чувства себя, умственного чувства себя, то это будет подобно образу в Каноне: человек, полностью, с головы до ног, обёрнутый белой тканью. Или как образ Ачана Ли, – кожух лампы Коулмана – все нити которого купаются в ярком, белом, неподвижном свете. Попробуйте пропитать своё тело этим чувством расслабленного, но стойкого осознавания, и посмотрите, что получится в результате.

https://dhamma.ru/lib/authors/lee/samadhi.htm

Имеется в виду Панчангика сутта:

ЦитироватьИ далее, с отбрасыванием счастья и страдания, – так же, как перед этим исчезли радость и горе, – он входит и остается в четвертой джхане: осознанности, очищенной беспристрастием (упекха-сати-париcуддхи), ни счастье, ни страдании (адуккхам-асукха).

Он сидит, наполняя свое тело чистым, ярким осознанием, так что во всем его теле не остается ничего, что не было бы наполнено чистым, ярким осознанием.

Точно так же как человек, который сидит, обернутый с головы до ног в белую ткань, так что нет ни одной части его тела, которую бы не покрывала белая ткань; так и монах сидит, наполняя свое тело чистым, ярким осознанием, так что во всем его теле не остается ничего, что не было бы наполнено чистым, ярким осознанием. Это четвертый вид развития пятеричной благородной правильной собранности ума.

https://dhamma.ru/canon/an/an5-28.htm

Тут нет единственно верной настройки, в принципе один и тот же человек может использовать как тактильную, так и световую, расширяя их на всё тактильное или зрительное восприятие. К тому же настройки не остаются неизменными, а постепенно выверяются и очищаются. Главное, чтобы они помогали устранять помехи и снова входить в джхану.

Цитировать"Samathova taṁ ākāraṁ gahetvā puna pavattetabbassa samathassa nimittanti samathanimittaṁ."

"Настройка (нимитта) успокоения (саматха) – это представление (нимитта) для повторного вызова спокойствия после улавливания облика (āкāра) спокойствия."

Мохавиччхедани (Mya: .161)

Если же не соотноситься с тем, к каким именно состояниям приводит настройка, и не заниматься её шлифовкой в сторону умелых способов поведения (в том числе расширения ума), то можно застрять на каком-то узком и бесполезном образе. Для уверенного продвижения просто необходимо различение способов поведения (дхамма-вичая) на умелые и неумелые.

Ассаджи

"Причинно-следственные" подходы

Возникновение и исчезновение факторов можно отслеживать в реальном времени, в самадхи или вне его.
Такое отслеживание описано, например, в Анупада сутте:

https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.111.than.html

Ключевой причинно-следственной связью здесь служит то, что способы умственного поведения обусловлены вниманием:

Manasikārasamudayā dhammānaṃ samudayo;
manasikāranirodhā dhammānaṃ atthaṅgamo"ti.


Санъютта Никая 47.42

Соответственно, благодаря основательному вниманию можно развивать умелые способы поведения и устранять неумелые.

Возникновение и исчезновение каких явлений поддается непосредственному наблюдению в настоящем?

Это прежде всего ощущение (ведана), распознавание (сання) и рассуждение (витакка).

Цитировать(3) И каков способ развития собранности ума, который при применении и совершенствовании приводит к памятованию и осознаванию?
При этом монах осознает, как возникают ощущения, как они присутствуют, и как они стихают. Он осознает, как возникают распознавания, как они присутствуют, и как они стихают. Он осознает, как возникают рассуждения, как они присутствуют, и как они стихают.
Таков способ развития собранности ума, который при применении и совершенствовании приводит к памятованию и осознаванию.

http://dhamma.ru/canon/an/an4-41.htm

В главе об Анапанасати из Патисамбхидамагги описываются предпосылки возникновения и исчезновения этих явлений:

  • ощущение (ведана) (feeling) - его предпосылка соприкосновение (пхасса) (contact);
  • распознавание (сання) (perception) - его предпосылка соприкосновение (пхасса) (contact);
  • рассуждение (витакка) (thought) - его предпосылка распознавание (сання) (perception).

Остальные три предпосылки общие для всех кхандх:

  • неведение;
  • жажда;
  • камма.

Цитировать[Exercise of mindfulness and full-awareness]

199. When he understands unification of mind (ekagga-citta) and non-distraction (avikkhepa) through long in-breaths and out-breaths, his feelings are recognized as they arise, recognized as they abide, recognized as they subside; his perceptions are recognized as they arise, recognized as they abide, recognized as they subside; his thoughts are recognized as they arise, recognized as they abide, recognized as they subside.

How are feelings recognized as they arise, recognized as they abide, recognized as they subside? How is the arising of feeling recognized?

The arising of feeling is recognized in the sense of conditioned arising thus: with the arising of ignorance there is the arising of feeling. The arising of feeling is recognized in the sense of conditioned arising thus: with the arising of craving there is the arising of feeling ... with the arising of kamma there is the arising of feeling. The arising of feeling is recognized in the sense of conditioned arising thus: with the arising of contact there is the arising of feeling. Also when he sees the characteristic of generation, he has recognized the arising of feeling. This is how the arising of feeling is recognized.

How is the abiding of feeling recognized?

When he gives attention [to feeling] as impermanent, the abiding as exhaustion is recognized; when he gives [it] attention as unsatisfactory, the abiding as terror is recognized; when he gives [it] attention as not self the abiding as emptiness is recog­nized. This is how the abiding of feeling is recognized.

How is the subsiding of feeling recognized?

The subsiding of feeling is recognized in the sense of conditioned cessation thus: with the cessation of ignorance there is the cessation of feeling. The subsiding of feeling is recognized in the sense of conditioned cessation thus: with the cessation of craving there is the cessation of feeling ... with the cessation of kamma there is the cessation of feeling. The subsiding of feeling is recognized in the sense of conditioned cessation thus: with the cessation of contact there is the cessation of feeling. Also when he sees the charac­teristic of change he has recognized the subsiding of feeling. This is how the subsiding of feeling is recognized.

This is how feelings are recognized as they arise, recognized as they abide, and recognized as they subside [when he understands unification of mind and non-distraction through breathing in and breathing out long in-breaths and out-breaths defined by extent].

How are perceptions recognized as they arise, recognized as they abide, recognized as they subside? How is the arising of perception recognized?

The arising of perception is recognized in the sense of conditioned arising thus: with the arising of ignorance there is the arising of perception ... with the arising of craving ... with the arising of contact ... [and so on as with feeling].

This is how perceptions are recognized as they arise, recognized as they abide, and recognized as they subside [when he understands unification of mind and non-distraction through breathing in and breathing out long in-breaths and out-breaths defined by extent].

How are thoughts recognized as they arise, recognized as they abide, recognized as they subside? How is the arising of thoughts recognized?

The arising of thoughts is recognized in the sense of conditioned arising thus: with the arising of ignorance there is the arising of thoughts ... with the arising of craving ... with the arising of kamma ... with the arising of perception ... [and so on as with feeling and perception].

This is how thoughts are recognized as they arise, recognized as they abide, and recognized as they subside [when he understands unification of mind and non-distraction through breathing in and breathing out long in-breaths and out-breaths defined by extent].

Сводную диаграмму "Обусловленного возникновения" можно найти на странице:

https://dhamma.ru/lib/paticca.htm

Такие подходы сложнее применять на практике, но зато они позволяют достигать более высоких результатов.