Rupa и сознание.

Автор PavelPAS, 20:04 09 ноября 2019

« назад - далее »

PavelPAS

Прежде всего, если в этом посте вы найдёте утверждение, то считайте что это всё равно вопрос "так ли это". Также очень прошу поменьше цитат на иностранных языках, т.к. даже на простом английском уже плохо улавливаются тонкие детали смысла и тонкие детали значений  слов.

Про сознание - если не путаю, принятое в буддизме определение очень близко к тому что использовал Ульянов-Ленин и вся советская система. Сознание - это отражение... (далее набор слов с целью пояснить)....

Теперь ключевой вопрос - про rupa. По которую сторону оно от сознания (до отражения, снаружи, или после, внутри)? Если внутри, есть ли для того, что снаружи своё название? Также отмечу, что часто слово "рупа" переводят как "материя", но материя у материалистов - это а-приори объективная реальность, внешняя по отношению к любому зеркалу, но отнюдь не образ этой реальности в сознании. Нет ли здесь в переводе, rupa как материя, неточности?

Чем больше об этом размышляю, тем больше нахожу параллели с "пещерой теней" Платона или "вещами в себе" Канта.

Ассаджи

Цитата: PavelPAS от 20:04 09 ноября 2019
Про сознание - если не путаю, принятое в буддизме определение очень близко к тому что использовал Ульянов-Ленин и вся советская система. Сознание - это отражение... (далее набор слов с целью пояснить)....

Нет, сознание (винняна) не имеет с этим ничего общего.

Цитата: PavelPAS от 20:04 09 ноября 2019Теперь ключевой вопрос - про rupa. По которую сторону оно от сознания (до отражения, снаружи, или после, внутри)? Если внутри, есть ли для того, что снаружи своё название?

В буддизме не используется такая категория "отражения".

Цитата: PavelPAS от 20:04 09 ноября 2019Также отмечу, что часто слово "рупа" переводят как "материя", но материя у материалистов - это а-приори объективная реальность, внешняя по отношению к любому зеркалу, но отнюдь не образ этой реальности в сознании. Нет ли здесь в переводе, rupa как материя, неточности?

Да, "рупа" - отнюдь не "материя".

Цитата: PavelPAS от 20:04 09 ноября 2019Чем больше об этом размышляю, тем больше нахожу параллели с "пещерой теней" Платона или "вещами в себе" Канта.

Еще здесь можно провести параллели с феноменологией.

ЦитироватьРупа — тело, телесное — все имеющее форму четырех элементов (земли, воды, огня и ветра). Как «антиэссенииалист» Будда никогда не сказал бы: «Тело состоит из материальных элементов», ведь главное в этих элементах не «материальность» или «субстанциальность» (дравьятва) — статический аспект, а соответствующие состояния: твердости, текучести, жара, подвижности, то есть динамический аспект. Волосы, зубы, ногти, кости, жилы, плевра, селезенка, кишки, печень, сердце и т.п. называются «внутренней землей»; желчь, флегма, кровь, пот, слюна и т.п. —  «внутренней водой»; все, что греет, переваривает, преобразует — «внутренним огнем»; движется вниз, вверх и т.п. — «внутренним ветром». Ни один из этих «элементов-состояний» не существует отдельно от других. Рупа есть исходный уровень системы — сырой материал, приобретающий конфигурацию благодаря остальным скандхам. Это отражает общеиндийские представления о том, что тело производно от морально-психического облика.

https://fil.wikireading.ru/2799

ЦитироватьПервая строфа "Дхаммапады" – самого популярного собрания стихов Палийского Канона – начинается словами: "Все явления обусловлены сознанием, управляются и творятся сознанием". В менее известном европейцам, но более углубленном учении "Абхидхаммы", наиболее ранней попытке систематического изложения буддийской философии и психологии, мир рассматривается исключительно с точки зрения феноменологии сознания.

Сам Будда уже определил, что мир – это лишь то, что представляется как мир в нашем сознании, не вдаваясь в проблему объективной реальности. Однако хотя он отрицал понятие субстанции, это не следует понимать как коренное противопоставление психическим функциям, даже когда Он говорит о материальных или физических состояниях, а скорее как о внутренней и внешней форме проявления одного и того же процесса, который представлял для Него интерес только постольку, поскольку он относился к области прямого опыта и касался живой индивидуальности, т.е. процесса осознания.

Цитировать"Истинно говорю я вам, что внутри этого самого тела, хотя оно и смертно, и не велико ростом, но осознает и наделено умом, находится мир, и возрастание его, и убывание его, и путь, ведущий к уходу от него
("Ангуттара-Никайя", II, "Саньютта-Никайя", I)".

Вследствие такого психологического подхода буддисты исследуют не сущность материи, а только сущность чувственного восприятия и переживания, которые создают в нас представления о материи.

Цитировать"Вопрос о сущности так называемых внешних явлений не предрешается: остается возможным, что чувственное и духовное, являющиеся хотя и коррелятами, несводимы одно на другое, но имеют общий источник. Во всяком случае, и у древних схоластиков, согласно теории кармы, внешний мир, как мы видели, входит в состав личности".
(О. Розенберг, 1991, с. 148).

Таким образом, Буддизм избегает дилеммы дуализма, согласно которой разум и материя проявляются как случайно объединенные частности, к их взаимоотношение должно быть особо обусловлено. Поэтому мы согласны с Розенбергом, что термин "рупа" в этой связи не следует переводить как "материя" или принцип материальности, но скорее как "чувственное", что включает концепцию материи с психологической точки зрения, не устанавливая двойственного принципа, в котором материя становится абсолютной противоположностью ума (нама), "безотносительно к тому, рассматриваем ли мы его как объект физики или как объект психического анализа", – указывает Розенберг.

Рупа (тиб. гЗугс) буквально означает "форма", при этом не указывается, материальна она или нет, конкретна или воображаема чувствами (сенсуальна) или воспринимаема умом (идеальна).

http://psylib.org.ua/books/govin02/txt13.htm