Вожделение/гнев/заблуждение. И страх?

Автор Ajir, 08:25 03 декабря 2021

« назад - далее »

Ajir

Вроде обычная буддийская о формула о трех корнях порока "вожделение/гнев/заблуждение".
Но сейчас обратил внимание, что в "Беседе с Сигалой" несколько раз наравне с обычным повторен и "страх".
Это скорее случайно или нет?

Дигха Никая 31 Сигаловада сутта
Беседа с Сигалой – Кодекс дисциплины для мирянина
"Какими четырьмя способами он не совершает никаких порочных действий? Он не совершает зла под влиянием желания. Он не совершает зла под влиянием злости. Он не совершает зла под влиянием невежества. Он не совершает зла под влиянием страха.
Но поскольку благородный ученик не подвержен влиянию желания, гнева, невежества, и страха, он не совершает никакого зла".
Так сказал Благословенный. И когда господин так сказал, он добавил:
"Кто из-за желания, ненависти или страха,
Или невежества нарушает Дхарму,
Вся его слава угасает
Как луна на ущербе.
Кто из-за желания, ненависти или страха,
Или невежества никогда не нарушает Дхарму,
Вся его слава постоянно увеличивается
Как растущая луна".

https://dhamma.ru/canon/dn/dn31.htm

Ассаджи

Цитата: Ajir от 08:25 03 декабря 2021
Вроде обычная буддийская о формула о трех корнях порока "вожделение/гнев/заблуждение".
Но сейчас обратил внимание, что в "Беседе с Сигалой" несколько раз наравне с обычным повторен и "страх".
Это скорее случайно или нет?

В буддизме со временем сложились стандартные формулировки, но при жизни Будды Учение излагалось в самых разных вариациях.

Аналогично и с "обусловленным возникновением" - со временем стала стандартной 12-звенная формулировка, но Будда излагал это учение очень по-разному. Ведь он исходил из знания, а не из формул.

Ajir

Кто из-за желания, ненависти или страха,
Или невежества никогда не нарушает Дхарму,
Вся его слава постоянно увеличивается
Как растущая луна".


Вопрос.
Если что такое "нарушать Дхарму" примеры увы бесчисленны и повсеместны, то в какой момент человек становится "никогда не нарушающим Дхарму"?

Просто насколько понимаю:
1. Полностью от всех видов несовершенства освобождается только Архат.
2. Но! Вроде про Архата строго говоря - нельзя говорить, что он "соблюдает Дхарму". Ясно он ее не нарушает, но он ее уже раз и навсегда полностью исполнил.
3. Т.е. видимо можно быть нарушающим Дхарму, можно не нарушающим и в самом благоприятном случае - достичь конечной цели.