Расия сутта

Автор Ajir, 00:59 22 октября 2022

« назад - далее »

Ajir

https://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn42_12-rasia-sutta-sv.htm
Расия сутта: Расия
СН 42.12

Есть, градоначальник, три типа личностей, которые наслаждаются чувственными удовольствиями, существующих в мире. Какие три?
1) Вот, градоначальник, некий человек, который наслаждается чувственными удовольствиями, ищет богатства неправедным способом, путём насилия. Поступив так, он не делает себя счастливым и довольным, и, кроме того, не делится этим и не совершает накопления заслуг.
Далее, градоначальник, некий человек, который наслаждается чувственными удовольствиями, ищет богатства неправедным способом, путём насилия. Поступив так, он делает себя счастливым и довольным, но не делится этим и не совершает накопления заслуг.
Далее, градоначальник, некий человек, который наслаждается чувственными удовольствиями, ищет богатства неправедным способом, путём насилия. Поступив так, он делает себя счастливым и довольным, и, кроме того, делится этим и совершает накопления заслуг.
2) Далее, градоначальник, некий человек, который наслаждается чувственными удовольствиями, ищет богатства и праведным и неправедным способом, путём ненасилия и путём насилия. Поступив так, он не делает себя счастливым и довольным, и, кроме того, не делится этим и не совершает накопления заслуг.
Далее, градоначальник, некий человек, который наслаждается чувственными удовольствиями, ищет богатства и праведным, и неправедным способом, путём ненасилия и путём насилия. Поступив так, он делает себя счастливым и довольным, но не делится этим и не совершает накопления заслуг.
Далее, градоначальник, некий человек, который наслаждается чувственными удовольствиями, ищет богатства и праведным, и неправедным способом, путём ненасилия и путём насилия. Поступив так, он делает себя счастливым и довольным, и, кроме того, делится этим и совершает накопления заслуг.
3) Далее, градоначальник, некий человек, который наслаждается чувственными удовольствиями, ищет богатства праведным способом, путём ненасилия. Поступив так, он не делает себя счастливым и довольным, и, кроме того, не делится этим и не совершает накопления заслуг.
Далее, градоначальник, некий человек, который наслаждается чувственными удовольствиями, ищет богатства праведным способом, путём ненасилия. Поступив так, он делает себя счастливым и довольным, но не делится этим и не совершает накопления заслуг.
Далее, градоначальник, некий человек, который наслаждается чувственными удовольствиями, ищет богатства праведным способом, путём ненасилия. Поступив так, он делает себя счастливым и довольным, и, кроме того, делится этим и совершает накопления заслуг. Но он использует своё богатство, будучи привязанным к нему, будучи очарованным им, будучи слепо поглощённым им, не видя опасности в нём, не понимая спасения.
Далее, градоначальник, некий человек, который наслаждается чувственными удовольствиями, ищет богатства праведным способом, путём ненасилия. Поступив так, он делает себя счастливым и довольным, и, кроме того, делится этим и совершает накопления заслуг. И он использует своё богатство, не будучи привязанным к нему, не будучи очарованным им, не будучи слепо поглощённым им, видя опасность в нём, понимая спасение.


Тут "подвидов" десять. Их можно классифицировать (не знаю, можно ли на форуме построить таблицу).
Первые девять.
Три вида - кто богатство неправедно, кто праведно и неправедно, кто только праведно.
Кроме того, каждый может или и сам быть несчастен, или сам счастлив, но не помогать другим и не совершать накопления заслуг, или и сам счастлив, и помогать другим и совершать накопление заслуг.
Десятый вид - если "самый правильный" - еще и понимает опасность богатства и не очарован им.

Вопрос который возникает у меня как современного человека, плюс человека с определенными проблемами видимо(
Получается - и делиться с другими и накапливать заслуги можно Только если ты сам "счастлив и доволен"? Но вроде если "заслуги" это довольно абстрактно, то "поделиться" какой-то помощью это конкретно и вполне можно, и если ты не счастлив.
Или предполагается, что если ты не счастлив, значит твоя и помощь другим, и попытки практики - всуе, если бы делал правильно - стал бы счастливым? Но минус к такой версии - как тогда может "правильно накапливать заслуги" - тот, кто при этом наживает богатство только неправедно?
Видимо я совсем не понимаю чего-то важного.
Если можно поясните.

Ассаджи

Цитата: Ajir от 00:59 22 октября 2022
Вопрос который возникает у меня как современного человека, плюс человека с определенными проблемами видимо(
Получается - и делиться с другими и накапливать заслуги можно Только если ты сам "счастлив и доволен"? Но вроде если "заслуги" это довольно абстрактно, то "поделиться" какой-то помощью это конкретно и вполне можно, и если ты не счастлив.
Или предполагается, что если ты не счастлив, значит твоя и помощь другим, и попытки практики - всуе, если бы делал правильно - стал бы счастливым? Но минус к такой версии - как тогда может "правильно накапливать заслуги" - тот, кто при этом наживает богатство только неправедно?
Видимо я совсем не понимаю чего-то важного.
Если можно поясните.

Тут, прежде всего, русский пересказ неважный. В оригинале речь идет о людях, которые делятся или не делятся богатством.

Примечание досточтимого Бхиккху Бодхи к переводу этой сутты:

Цитировать355 The three coordinates of the pattern to be expanded upon are: (i) how wealth is acquired, whether unlawfully, lawfully, or both; (ii) whether or not it is used for one's own benefit; and (iii) whether or not it is used to benefit others. Those who rank positive on all three counts will be further divided into those who remain attached to their wealth and those who are unattached to it.

А так да, получается, что несчастливые и недовольные обычно не делятся с другими богатством.

Это общая классификация, она и не должна охватывать абсолютно все случаи без исключений. Очевидно, что в принципе богатством могут в отдельных случаях делиться и несчастные люди.