Бестолковый вопрос о расслаблении

Автор Ajir, 16:53 01 июня 2023

« назад - далее »

Ajir

Вопрос бестолковый, но может — кому-то тема и пригодится, потому спрашиваю публично.
Фон — я в последние недели запустил практику, и имею неприятности, но речь не о деталях этого.
Сейчас я был очень напряжен, и просто чтобы успокоиться, решил сделать то, что к буддийской медитации относится вроде лишь косвенно, но и не противоречит ей (когда-то давно — спрашивал https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1443 ) - простая релаксация путем концентрации на дыхании.
Поставил таймер примерно на 10 минут, лег и начал расслабление.
Под конец сеанса вдруг произошло то, чего со мной никогда не бывало — страшно зачесалось внутри правого уха, ощущения будто туда залезло насекомое (хотя это и неправдоподобно было, я сейчас дома, а не на даче). В итоге не выдержал и сунул туда палец, разумеется насекомого не было. И тут же, почти в туже секунду, сработал таймер.
Вопрос:
1. Это ни о чем абсолютно не говорит, мешающие сосредоточению ощущения бывают самыми разными?
2. Или яркие такие — от того, что я сумел от напряженного состояния — сравнительно неплохого расслабиться, сравнительно глубоко войти в «транс»?
Вроде частично так в плане небольшого успеха, я действительно смог успокоиться.
3. Иное?

Ассаджи

Бывает, что всплывают разнообразные ощущения. Дело житейское.

В буддийских терминах их называют "камма-випака ведана" - ощущения, которые являются результатами прошлых поступков (камма). Такие ощущения нужно просто терпеливо переносить, сохраняя памятование и осознавание.

Когда такое ощущение окончательно прошло, то скорее всего, удалось разобраться с ещё одним прошлым должком.

Ajir

Т.е. (моим наивным языком):
Вы думаете, что практически известно, что такие ситуации "вскрытие" какой-то накопленной проблемы, и если бы я дотерпел - то какая-то моя внутренняя проблема ослабла бы?

Так конечно очень неточные термины, но так можно сказать наглядно и привычно, или это абсолютно неверно я Вас понял?

Ассаджи

Цитата: Ajir от 00:00 02 июня 2023Т.е. (моим наивным языком):
Вы думаете, что практически известно, что такие ситуации "вскрытие" какой-то накопленной проблемы, и если бы я дотерпел - то какая-то моя внутренняя проблема ослабла бы?

Я не знаю наверняка, что именно произошло. Судя по всему, ощущение не было вызвано неким недомоганием, и потому возможно, было связано с прошлым.

Возможные причины ощущений Будда описывает в Сивака сутте:

https://obo.genaud.net/dhamma-vinaya/pts/sn/04_salv/sn04.36.021.wood.pts.htm

Камма действует невероятно сложным образом, и неизвестно точно, что именно на что конкретно повлияло и повлияет. Но сохранять памятование и осознавание при испытывании любых ощущений определенно полезно.

Curious

Из книги дост. Махаси Саядо "Медитация Сатипаттхана Випассана", глава "Отслеживание помех":

"Когда он занят своим обычным упражнением, он может опять почувствовать где-то в теле ощущение зуда. Тогда он должен зафиксировать свой ум на этой области, и отметить "зуд, зуд". Зуд – это неприятное ощущение. Как только он ощущается, возникает ум, который желает потереть или почесать зудящее место. Этот ум нужно отметить как "хочу, хочу", после чего еще не нужно потирать или чесать, а нужно вернуться к зуду и отметить "зуд, зуд". При таком созерцании зуд в большинстве случаев проходит, и нужно вернуться к обычному упражнению по отслеживанию "подымается, опускается".

Если, с другой стороны, оказывается, что зуд не проходит, и нужно потереть это место или почесаться, нужно созерцать все последовательные этапы, отслеживая ум как "хочу, хочу". Затем нужно продолжить, отслеживая "поднимаю, поднимаю" при подымании руки, "прикасаюсь, прикасаюсь", когда рука касается этого места, "потирает, потирает" или "почесывает, почесывает", когда рука потирает или почесывает, "опускается, опускается" при опускании руки, "касаюсь, касаюсь", когда рука касается тела, а затем нужно продолжать обычное созерцание "подымается, опускается". При каждом изменении позы нужно аналогично внимательно созерцать последовательные этапы."

https://dhamma.ru/lib/authors/mahasi/mahasi.htm#_Toc61357764