Внимание как усилитель

Автор Ассаджи, 23:13 25 сентября 2003

« назад - далее »

Ассаджи

По уже цитированной в треде по Сатипаттхане Самудая сутте

Samudayasutta.m (SN 5.184)

Manasikaarasamudayaa dhammaana.m samudayo; manasikaaranirodhaa dhammaana.m attha'ngamo"ti

необходимой предпосылкой для возникновения и прекращения процессов ума (дхамм) является внимание.

Подробнее эта тема раскрывается в Ахара сутте
http://dhamma.ru/canon/sn46-51.htm
где пищей для тех или иных умственных качеств (дхамм) является обращение внимания на тот или иной перцептивный образ (нимитта, в данном переводе "тема").

Видимо, таким образом формируется цикл замкнутой обратной связи, действующий как усилитель. Аналогично, если обращать внимание на ощущения в какой-то части тела, то они усиливаются. Выходной сигнал подается на вход.

Уделяешь внимание безмятежности - и безмятежность увеличивается.

Alert

//необходимой предпосылкой для возникновения и прекращения процессов ума (дхамм) является внимание. //

Я понимаю так, что внимание есть начальная степень концентрации, дхьяны. При некоторой тренировке возможно очень быстро концентрироваться на любой вещи, которая тогда как бы раскрывается, разлагается на составляющие, которыми можно в некотором роде "играть", т.е. исследовать. Здесь самое сложное - не увлечься такими играми. Хотя не менее сложно ухватить предметы (дхаммы) сознания интеллекта, которые, в отличие от образов чувственных сознаний, часто трудноуловимы, но по сути ничем не отличаются от образов.
На правах рекламы

Ассаджи

Цитата: AlertЯ понимаю так, что внимание есть начальная степень концентрации, дхьяны. При некоторой тренировке возможно очень быстро концентрироваться на любой вещи, которая тогда как бы раскрывается, разлагается на составляющие, которыми можно в некотором роде "играть", т.е. исследовать.

Это один из способов применения внимания. Как универсальный инструмент, внимание может способствовать усилению самых разных процессов ума (дхамм).

В данном случае обращение внимания на перцептивный образ сосредоточения (самадхи-нимитта) приводит к развитию сосредоточения как фактора Пробуждения (самадхи-боджджханга), что в свою очередь способствует развитию фактора различения (дхамма-вичая), относящемуся к мудрости (пання).

В другом случае обращение внимания на перцептивный образ привлекательности (субха-нимитта) приводит к развитию чувственного желания (кама-чханда). Проще говоря, если обращать внимание на привлекательность воспринимаемого, то появится желание им обладать, и быть им.

Таким образом, внимание служит развитию тех или иных качеств. Неосновательное внимание (айонисо манасикара) служит развитию неумелых качеств (дхамм), а основательное внимание (йонисо манасикара) служит развитию умелых качеств.

Этот общий подход охватывает все составляющие буддийского пути: развитие нравственности, сосредоточения и мудрости.

Таким образом, в основе неумелого качества лежит неосновательное внимание, направленное на определенный перцептивный образ. Переключив внимание на другой перцептивный образ, можно развить противоположное умелое качество.

Под перцептивным образом здесь понимается совокупность параметров определенного вида переживания, которую практикующий помнит, и благодаря которой он может переходить в данный вид переживания.

ЦитироватьЗдесь самое сложное - не увлечься такими играми.

Вот опять же - внимание должно приводить к развитию умелых качеств.

Anonymous

Цитата: АссаджиПереключив внимание на другой перцептивный образ, можно развить противоположное умелое качество.
Как тут не порадоваться простоте тхервадских формулировок. Хочешь замороченности, стань замороченным. Хочешь простоты - выбери простоту. А может действительно все так просто, - сказала простота.  :)

Конечно процесс обучения, когда им руководит и его напрвляет умелая рука мастера - зто увлекательная и интересная игра. Как я понимаю, роль учителя в тхераваде играют сутты, они же являются и авторитетом.
Таким образом тхеравада существует для тех, кто чувствует красоту изначальных сутт и для тех, кто видит в этом живого будду.

Ассаджи

Цитата: ddd
Цитата: АссаджиПереключив внимание на другой перцептивный образ, можно развить противоположное умелое качество.
Как тут не порадоваться простоте тхервадских формулировок. Хочешь замороченности, стань замороченным. Хочешь простоты - выбери простоту. А может действительно все так просто, - сказала простота.  :)

С одной стороны, просто, а с другой, нетривиально. Такая вроде бы незначительная вещь, как изменение фокуса внимания, способна изменить бытность человека:

http://om.ability.ru/identity.htm

Чисто тхеравадинским примером здесь может послужить переключение внимания с привлекательных, красивых аспектов воспринимаемого (субха-нимитта) на аспекты, лишенные привлекательности (асубха-нимитта).

ЦитироватьТаким образом тхеравада существует для тех, кто чувствует красоту изначальных сутт и для тех, кто видит в этом живого будду.

:)

Ассаджи