Внимание (manasikara)

Автор Инвалид, 17:01 22 февраля 2006

« назад - далее »

Инвалид

1Когда спим и видим сны – внимание есть?
2Когда я иду по улице и думаю - сразу два внимания: контакт зрения и контакт интелекта.

Ассаджи

#1
Цитата: Инвалид1Когда спим и видим сны – внимание есть?

Да. Можно даже обращать внимание на те или иные элементы сновидения.

Цитировать2Когда я иду по улице и думаю - сразу два внимания: контакт зрения и контакт интелекта.

А если еще жевать и слушать музыку? :)

В суттах я не встречал разделения внимания по каналам.
Наверное, это связано с тем, что внимание участвует в конструировании интеллектом (мано) связной модели действительности на основе данных всех каналов восприятия.

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=273.0

То есть предметом внимания являются те или иные перцептивные образы в уме. В соответствии с направленностью внимания данные каналов восприятия фильтруются и синтезируются.

http://log-in.ru/dtSection/galleries/?cat=9&dog=211&hamster=2
http://amberley.narod.ru/nu.html
http://www.sfe.ru/v_articl_fenomenblin.php
http://www.auditorium.ru/v/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&CounterThesis=1&id_thesis=2079

Инвалид

Цитата: Ассаджи
В суттах я не встречал разделения внимания по каналам.
Наверное, это связано с тем, что внимание участвует в конструировании интеллектом (мано) связной модели действительности на основе данных всех каналов восприятия.

Я где то встречал, что внимание быстро перескакивает с одного канала на другой и создается впечатление целого образа или нескольких вниманий.

Ассаджи

Цитата: ИнвалидЯ где то встречал, что внимание быстро перескакивает с одного канала на другой и создается впечатление целого образа или нескольких вниманий.

Скорее сознание (винняна) возникает и исчезает то в сфере зрения, то в сфере слуха, то в сфере интеллекта, и т.д.. А внимание (манасикара), как правило, устойчиво направлено на перцептивный образ.

Вот, например, Вы смотрите на чирикающего воробья и слушаете его. Поступление данных разных каналов чередуется ежемгновенно, а перцептивный образ воробья удерживается довольно долго.

Инвалид

Есть ли здесь два внимания во фразе:
Надо постоянно следить (обращать внимание) на что направленно «неосновательное» внимание.
Аналогичная фраза:
Контакт интеллекта(2) отразил (распознал) чувство (горе) от контакта интеллект(1) с «болью».

Ассаджи

Цитата: ИнвалидЕсть ли здесь два внимания во фразе:
Надо постоянно следить (обращать внимание) на что направленно «неосновательное» внимание.
Аналогичная фраза:
Контакт интеллекта(2) отразил (распознал) чувство (горе) от контакта интеллект(1) с «болью».

Если хотите, можете называть это двумя вниманиями.

Например, досточтимый Шве У Мин иногда говорил о необходимости в практике "второго ума",  отслеживающего деятельность "первого"

VEN. SHWE OO MIN SAYADAW'S INSTRUCTIONS TO A WESTERN MEDITATOR LEAVING HIS MONASTERY AT THE END OF A MEDITATION RETREAT

"Put your mind at the solar plexus. Don't focus on one object. Just be aware of what is happening. If you hear something, just know there is hearing. If you know what sound it is you are hearing, this is not meditation. It's only meditation when there are two minds. If there is only one mind, "I" is always there.

The object is not the Dhamma; the Dhamma is the mind that is being aware (knowing mind). You don't need to follow the objects and identify and know them. Awareness will do its own work.

Even when the person sleeps, the Dhamma does not sleep. Even when you are near death and you are suffocated by exhaustion, the suffocation is just suffocation. Knowing it, is separate from the suffocation."

COMMENTS: "It's only meditation when there are two minds" means that there is one mind that knows the object perceived, and a "second" mind which knows the mind that knows the object perceived.

This second mind has been called "the silent watcher", "the watching consciousness", "the witness", "the one that/who knows", or "the observing presence", by different spiritual teachers.

Ven. Shwe Oo Min Sayadaw passed away of kidney failure in November 2002 at his monastery. He was 89 years old.

http://www.vimokkha.com/WHAT%20IS%20THE%20RIGHT%20ATTITUDE%20FOR%20MEDITATION.htm
http://www.edhamma.com/sayadaws/shweoomin.htm

Но на мой взгляд, терминология сутт в этом смысле сформулирована точнее, предупреждая тем самым появление возможных неверных выводов по поводу "раздвоения". По-моему, корректная терминология особенно важна для европейцев, поскольку они бывают склонны к теоретизированию. Например, один из излюбленных логических парадоксов - говорить о наблюдателе, наблюдающем наблюдателя, о наблюдателе, наблюдающем этого наблюдателя, и т.д.

В суттах говорится о памятовании (сати) и осознавании (сампаджання) как о действиях, процессах, а не неких сущностях, что уменьшает возможность спекуляций.

На мой взгляд, осознавание отличается от внимания, и называть его вторым вниманием было бы натяжкой.

Инвалид

Цитата: Ассаджи
В суттах говорится о памятовании (сати) и осознавании (сампаджання) как о действиях, процессах,
Можно (и нужно ли) заниматься  осознаванием в повседневной жизни, не выделяя для этой практики отдельное место и время (как для концентрации)?
Осознавание (сампаджання) – 4 основы осознанности.
Памятовании (сати) – концентрация?
Надо перевести глоссарий.

Ассаджи

#7
Цитата: ИнвалидМожно (и нужно ли) заниматься  осознаванием в повседневной жизни, не выделяя для этой практики отдельное место и время (как для концентрации)?

Можно. Нужно или нет - зависит от целей. Осознавание не самоцель, а средство, инструмент. С его помощью можно развивать "умелые умственные качества".

ЦитироватьОсознавание (сампаджання) – 4 основы осознанности.
Памятовании (сати) – концентрация?

Эти термины заслуживают отдельного рассмотрения.

Кое-что есть в теме
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=15.0

Ассаджи

#8
Я открыл для обсуждения терминов "сати" и "сампаджання" темы:

http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,332.0.html

http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,333.0.html