Главное меню

ДН 2.84

Автор Garmi, 09:59 27 ноября 2003

« назад - далее »

Garmi

Прокомментируйте, пожалуйста, пассаж "вот здесь" из ДН 2.84.

Ассаджи

Цитата: GarmiПрокомментируйте, пожалуйста, пассаж "вот здесь" из ДН 2.84.

Уточните, пожалуйста -- Вы имеете в виду пассаж из Махапариниббана сутты?

http://dhamma.ru/canon/dn16.htm

Garmi

Нет. Уважаемый Ассаджи, я имел в виду перевод отсюда http://dhamma.ru/canon/dn02.htm вот по этому фрагменту:


83. Так с сосредоточенной мыслью - чистой, возвышенной, незапятнанной, лишенной нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой, - он направляет и вращает мысль к совершенному видению. Он постигает: "Вот это мое тело имеет форму, состоит из четырех великих элементов, рождено матерью и отцом, представляет собой скопление вареного риса и кислого молока, непостоянно, подвержено разрушению, стиранию, распаду, уничтожению, и вот здесь заключено, здесь к нему привязано мое сознание".

84. Подобно тому, великий царь, как если драгоценный камень велурия - прекрасный, благородный, восьмигранный, превосходно отшлифованный, прозрачный, сияющий, безупречный, наделенный всеми достоинствами, - продета нить - синяя, или оранжевая, или красная, или белая, или желтоватая нить - и человек, наделенный зрением, взяв его в руку, может понять: "Вот драгоценный камень велурия - прекрасный, благородный, восьмигранный, превосходно отшлифованный, чистый, сияющий, безупречный, наделенный всеми достоинствами, - и в него продета эта нить - синяя, или оранжевая, или красная, или белая, или желтоватая" - так же точно, великий царь, и монах с сосредоточенной мыслью - чистой, возвышенной, незапятнанной, лишенной нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой, - он направляет и вращает мысль к совершенному видению. Он постигает: "Вот это мое тело имеет форму, состоит из четырех великих элементов, рождено матерью и отцом, представляет собой скопление вареного риса и кислого молока, непостоянно, подвержено разрушению, стиранию, распаду, уничтожению, и вот здесь заключено, здесь к нему привязано мое сознание".

Таков, великий царь, зримый плод отшельничества, который прекраснее, и возвышеннее предыдущих зримых плодов отшельничества.

Ассаджи

Цитата: Garmi... и <b>вот здесь</b> заключено, здесь к нему привязано мое сознание".

На пали это звучит так:

... ida~nca pana me vi~n~naa.na.m ettha sita.m ettha pa.tibaddhan'ti.

(С коментарием: Ettha sita.m ettha pa.tibaddhanti ettha caatumahaabhuutike kaaye nissita~nca pa.tibaddha~nca.)

что можно дословно перевести таким образом:

... и вот это моё сознание здесь находит опору, здесь находит поддержку.

(в переводе я основывался на традиционном комментарии)

Всего есть шесть видов сознания, по числу сфер восприятия --  сознание глаза, сознание уха, сознание носа, сознание языка, (тактильное) сознание тела, сознание интеллекта. Они возникают и исчезают, участвуя в процессе восприятия. У человека эти виды сознания связаны с биологическими органами восприятия.

Garmi

Спасибо.

Т.е. сравнивается способность отличить камень от продетой в него нити со способностью таким же образом отличить основу для сознания от сознания (тело от сознания тела/rupa)?

Ассаджи


Garmi

В таком случае, сравнение грубоватое. Ведь сознание нельзя отделить от опорного объекта. Это не объект-субъект, а связка. Без одного, не может быть другого. Или нет?

Ассаджи

#7
Цитата: GarmiВ таком случае, сравнение грубоватое. Ведь сознание нельзя отделить от опорного объекта. Это не объект-субъект, а связка. Без одного, не может быть другого. Или нет?

Во взаимообусловленном возникновении "винняна" (сознание) и нама-рупа взаимно обуславливают друг друга.

Однако, во-первых, "нама" (ум) может существовать без "рупа" (тела)
http://buddhism.org.ru/board/showthread.php?s=&threadid=2207
При этом сознание опирается исключительно на интеллект.

Во-вторых, Ниббана и есть прекращение взаимообусловленного возникновения. При этом винняна и нама-рупа расцепляются, как две опирающихся друг на друга связки тростника.
http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/samyutta/sn12-067.html

Интересно, что о Ниббане в одной сутте говорится как о
"бескачественном/непроявленном сознании"
(vi~n~nanam anidassanam)

http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/digha/dn11.html
http://www.awake.kiev.ua/dhamma/tipitaka/2Sutta-Pitaka/2Majjhima-Nikaya/Majjhima1/049-brahmanimantana-sutta-e1.html
http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/majjhima/mn109.html
http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/samyutta/sn35-023.html

Garmi