моменты напряжений

Автор intayoue, 13:44 16 сентября 2009

« назад - далее »

intayoue

Негативные мысли особенно часто появляются в моменты  чисто физических напряжений, возникающих  в разных жизненных ситуациях. Например,когда делаешь какую нибудь неприятную надоевшую работу - уборку или мытье посуды. Какую нибудь не очень приятную бытовую работу. Напряжения возникают в самых разных жизненных ситуациях, и в эти моменты плохие мысли активизируются. Что в Буддизме сказано по поводу таких моментов напряжения ?  Что делать, чтобы таких моментов было как можно меньше ? Если в эти моменты активизируютя внутренние загрязнения, то наверное  в эти моменты надо переводить внимание на дыхание или ощущения в теле ?

Ассаджи

Есть три общих буддийских подхода:

- развитие противоположного умелого качества - на этапе развития нравственности;
- приостановка пороков в самадхи - на этапе развития сосредоточения;
- обнаружение и устранение предпосылок пороков - на этапе развития мудрости.

Прежде всего, можно развивать противоположное качество, в данном случае расслабление. Например, ходить расслабленной походкой, расслаблять все тело с помощью дыхания.

Во-вторых, развитие состояний сосредоточения помогает расслабиться.
Например, развитие дружелюбия и других "брахмавихар".

В третьих, если сосредоточение развито, на его основе можно отследить и устранить предпосылки возникновения напряжений.

Zom

В этом случае самый действенный для меня метод - увидеть "искру" раздражения или недовольства и сделать так, чтобы она не разрослась. Иногда получается каким-то образом "задуть" её, не могу на словах объяснить как это получается.

Можно попробовать пронаблюдать это ощущение в теле (как правило в теле что-то изменяется во время раздражительности ума). Если удалось не влиться в раздражительность или не позволить ей разрастись - она угасает.

Если чувствуешь, что раздражительность слишком большая и с ней не удаётся справиться - можно попробовать переключиться с объекта, который вызывает раздражение, или же занять ум каким-то совершенно иным, интересным для тебя иным объектом.

Можно попробовать разобрать объект, вызывающий раздражение, на части - посмотреть какая конкретно из частей вызывает раздражение. Какая часть этой части вызывает раздражение и т.д. За счёт этого метода во-первых, ум перестаёт увлекаться раздуванием наличествующего загрязнения, во-вторых, переключается на развитие мудрости - рассмотрения феномена в рамках анатты - безсущностности.

Кусярон

Цитата: Zom от 18:53 16 сентября 2009
В этом случае самый действенный для меня метод - увидеть "искру" раздражения или недовольства и сделать так, чтобы она не разрослась. Иногда получается каким-то образом "задуть" её, не могу на словах объяснить как это получается.

Можно исследовать, каким образом что-то получается в практике.

Благодаря пониманию, как что-то получается, можно:
- лучше осознать преимущества и недостатки исследуемого способа практики
- лучше понять, как усовершенствовать практику
- легче объяснять что-то другим

Сам недавно стал этим заниматься.

Zom

Да, конечно.. но некоторые моменты в практике невозможно объяснить другому. Слишком уж они тонкие и нет соответствующих слов, чтобы чётко передать опыт или то, что и как конкретно следует сделать..

Кусярон

Я тоже пока не все могу описать, что делаю в практике. Но думаю, что тщательно исследовав эти процессы, их можно будет описать в терминологии Будды ( http://dhamma.ru/lib/paticcas.htm и т.д.)