Большинство из нас склонно интересоваться лишь низкими, незначительными и ограниченными вещами. Например, мы не придаём особого значения человеческой жизни — мы рождаемся, а затем умираем — так что заботимся мы лишь о своих желудках и аппетитах. Очень мало кто проявляет больше дальновидности, всерьез задумываясь о грядущем после смерти. Поэтому мы близоруки и не думаем развивать в себе хоть какие-то достоинства и добродетели, ведь мы не видим истину и огромнейшую пользу от них в будущем.
По правде говоря, дела каждого человека имеют долгую и протяженную историю, а совсем не краткосрочны. Будь они краткосрочны, то все бы мы знали, откуда пришли и как очутились в таком состоянии. Так же и с будущим: будь наши дела и вправду кратковременны, то мы бы знали, куда идём, и что будет с нами после смерти.
Но факт в том, что почти никто о себе этого не знает. Те же немногие, кто знает — это те, чьи умы утвердились в достоинствах и добродетели, и кто развил чистоту до степени приобретения интуитивного понимания, позволяющего им увидеть, откуда они взялись и куда держат путь. Они обладают внутренним оком, открывающим для них обстоятельства прошлого и будущего. Временами они могут видеть не только свои собственные, но и чужие обстоятельства. В силу этого они понимают все лишения и трудности, выпавшие на долю людей и других живых существ, рождённых в этом мире. Они наблюдают круговорот рождения, старения, болезни и смерти. Видят свои прошлые жизни, и хорошие и плохие, и от этого испытывают чувство уныния и бесстрастия, приводящее к разочарованию в мысли когда-либо снова родиться. В результате они стараются ещё больше развить свои достоинства и добродетели, сократив таким образом число своих грядущих перерождений. К примеру, "вошедшие в поток" — вступившие в поток к Освобождению (ниббана) — переродятся не более семи раз и больше им не придется рождаться. "Однажды возвращающиеся" родятся в мире людей лишь ещё один раз, тогда как "невозвращающиеся" родятся в мирах Брахмы, где и достигнут Освобождения.
Пусть даже "вступившим в поток" и придется родиться вновь, но это случиться в безопасных местах. Они не переродятся в местах обездоленности, таких как миры голодных духов, гневных демонов или обычных животных. Они переродятся людьми, но особенными людьми, не такими как остальные. Что в них особенного? В их сердцах мало пороков, а не обилие, как у обычных людей. Им свойственны совестливость и щепетильность. Даже иногда и допуская проступки, они стыдятся, осознавая причиненный вред, и не хотят, чтобы различные пороки в них когда-либо вновь привели к совершению проступка.
Люди, разочарованные в перерождении, всеми силами стараются взрастить свои добродетели с тем, чтобы избежать дальнейшего возвращения и перерождения. Если вы желаете сократить число ваших будущих перерождений, то вам следует непрестанно приумножать ваши внутренние достоинства и ценные качества. Другими словами, сделайте своё сердце чистым и светлым при помощи щедрости, нравственной добродетели и медитации. Держите свои мысли, слова и поступки в равновесии, отделёнными и от внутреннего и внешнего зла. Если вы безупречны в словах и делах, то это называется быть отделённым от внешнего зла. Если ваш ум прочно собран в сосредоточении и свободен от помех, то это называется быть отделённым от внутреннего зла. Таким образом вы можете чувствовать себя спокойно и комфортно как внутри, так и снаружи. Как говорил Будда, — «Счастлив довольствующийся уединением.»
Когда в уме возникнет такое уединение, тогда всевозможные ценные качества хлынут нескончаемым потоком. Сердце будет становиться всё возвышеннее и возвышеннее, пока окончательно не перестанет желать чего-либо. Если раньше вы ели много, то вы перестанете хотеть есть много. Если раньше вы ели умеренно, то наступят периоды, когда вам не будет хотеться есть вовсе. Если раньше вы много говорили, то желание говорить много исчезнет. Если раньше вы подолгу спали, то вам будет хотеться спать лишь чуть-чуть. Как бы вы ни жили, сердце будет всецело счастливо, ему будет нечего больше бояться. Вот таким образом вы сократите число ваших будущих перерождений.
Если вы ощущаете нехватку каких-либо внутренних достоинств, необходимо постараться немедленно её восполнить. Проявляйте твёрдость в своей практике медитации и сделайте свой ум чистым, свободным от отвлечений, которые затаскивают его в грязь. Жить в грязи, — удел животных, — свиней, собак, уток, кур и коров. Это не место для людей. Если вы и вправду человек, то должны любить жить в чистоте, где нет опасности и микробов. Поэтому Будда хвалил уединение как источник счастья. Так что постарайтесь найти себе укромный уголок, где можно будет, уединившись от помех и отвлечений, пребывать внутри ума. Сделайте свой ум светлым, как драгоценный камень, и не позволяйте возникающим соблазнам давать вам мусор в обмен на то хорошее, что у вас есть. Постоянно поддерживайте памятование, чтобы не допустить рассеянности или забывчивости.
Если ваш ум не отслеживает тело в настоящем моменте, то вcякое зло — всевозможные отвлечения — хлынут, заполняя его, принуждая покинуть своё внутреннее достоинство, точно так же, как и пустующий дом несомненно станет гнездом пауков, термитов и всевозможных животных. Если же в настоящем ум устойчиво отслеживает тело, вы будете в безопасности. Как человек на большом корабле посреди спокойного моря, в отсутствие ветра и волн: всё вокруг видно ясно и беспрепятственно. Вы можете смотреть вдаль. Ваши глаза спокойны по отношению к видимым образам, ваши уши спокойны по отношению к звукам, так же как и остальные чувства. Страстные, недоброжелательные и злые мысли не будоражат ваш ум. Ум пребывает в уединении, тишине и покое. Именно здесь мы оставим наше чувство «себя» и «своего», и достигнем дальнего берега, где нет уз и оков.