Что уходит в нирвану?

Автор Сергей, 08:15 18 января 2011

« назад - далее »

Сергей

Здравствуйте, у меня вопрос. Если понятия души в буддизме не существует то что тогда уходит в нирвану?

Ассаджи

Здравствуйте!

В словах Будды встречается понятие "джива", отчасти похожее на понятие "душа".

Будда никогда не говорил, что душа не существует, или что душа существует. Он вообще не занимался метафизическими, отвлеченными от практики вопросами.

Он только учил пути практики, ведущему к прекращению страдания.

А что касается Ниббаны - то поскольку это выход за рамки временного бывания, то он не описывается в терминах пространства и времени, - нельзя сказать, что что-то ушло в какое-то место.

Для аналогии - шар, пересекающийся с плоскостью, можно описать в координатах на этой плоскости. А когда шар не пересекается с плоскостью, то он уже не поддается описанию в координатах этой плоскости.

Сергей


Александр

Цитата: Ассаджи от 09:26 18 января 2011
Здравствуйте!

В словах Будды встречается понятие "джива", отчасти похожее на понятие "душа".

Будда никогда не говорил, что душа не существует, или что душа существует. Он вообще не занимался метафизическими, отвлеченными от практики вопросами.

Он только учил пути практики, ведущему к прекращению страдания.

А что касается Ниббаны - то поскольку это выход за рамки временного бывания, то он не описывается в терминах пространства и времени, - нельзя сказать, что что-то ушло в какое-то место.

Для аналогии - шар, пересекающийся с плоскостью, можно описать в координатах на этой плоскости. А когда шар не пересекается с плоскостью, то он уже не поддается описанию в координатах этой плоскости.

нуэ, проекцию же можно сделать

Штирлиц

Цитата: Александр от 17:14 18 января 2011
нуэ, проекцию же можно сделать

теперь представьте Александр что Вы двухмерное существо, обитающие в границах плоскости, а вашем миропонимании все объекты до сих пор описывались только двумя координатами...

Александр

Цитата: Штирлиц от 17:52 18 января 2011
Цитата: Александр от 17:14 18 января 2011
нуэ, проекцию же можно сделать

теперь представьте Александр что Вы двухмерное существо, обитающие в границах плоскости, а вашем миропонимании все объекты до сих пор описывались только двумя координатами...

не уловил вашу мысль

Elex

#6
Думается проекция шара на плоскость (плотскость - опечатка)) будет очень приблизительно отражать "сущность" шара. ))

Александр

Цитата: Elex от 19:54 18 января 2011
Думается проекция шара на плоскость (плотскость - опечатка)) будет очень приблизительно отражать "сущность" шара. ))

ну если быть совсем точным нужны 3 проекции чтобы по ним можно было полностью восстановить шар)

Elex

#8
Как я понял, разговор о том, сколько не строй проекций на плоскость, все равно не получишь полного представления о третьем измерении, как выше сказали, если представить, что мы имеем опыт существования только о двумерном пространстве.
Есть приблизительное описание шара, насколько это возможно. Есть методы позволяющие открыть это "измерение" для себя.

Александр

Цитата: Elex от 10:38 19 января 2011
Как я понял, разговор о том, сколько не строй проекций на плоскость, все равно не получишь полного представления о третьем измерении. Как выше сказали, если представить, что мы имеем опыт существования только о двумерном пространстве.
Есть приблизительное описание шара, насколько это возможно. Есть методы позволяющие открыть это "измерение" для себя. Это если продолжать мысль в этих категориях.

ага, они называются планиметрия)

Штирлиц

#10
Позволю себе вот такой простой пример. Посмотрите на проекцию четырёхмерного куба (тессеракт) на трёхмерное пространство: http://www.youtube.com/watch?v=l_v95ITrcko

http://www.youtube.com/watch?v=S_DIQqT455c&feature=related

Теперь попробуйте представить сам четырёхмерный куб  :)

Проекции N-мерных кубов на трёхмерное пространство http://www.youtube.com/watch?v=-x4P65EKjt0&feature=related

Elex


Alert

#12
Цитата: Сергей от 08:15 18 января 2011
Здравствуйте, у меня вопрос. Если понятия души в буддизме не существует то что тогда уходит в нирвану?

В тибетском буддизме это объясняется очень просто. Заблуждаясь, мы полагаем (верим, думаем), что душа существует. Прозрев (освободившись, достигнув ниббаны), мы видим, что души нет, она не существует. Т.е. мы отрицаем то, чего на самом деле и не было, как рога у зайца. Дальше идут еще всякие нюансы...

---------------
Но Нагарджуна рассмеялся и сказал:

"Так же, как ты стал несчастен всего лишь вообразив рога на голове, точно так же все живые существа теряют свое счастье, цепляясь за ложные воображаемые предметы и считая их реальными.

Все формы жизни и все объекты страсти подобны облакам. Но даже рождение, жизнь и смерть не властны над теми, чье сердце чисто и свободно от заблуждений. Если ты можешь смотреть на все богатство в мире, как на нереальное, и нежеланное, и обременительное – точно так же, как на воображаемые рога на своей голове, то тогда ты освободишься от круговорота смерти и перерождения".

И тогда пелена спала с глаз ученика, и так как он увидел "пустоту" всех вещей, его страсти и миражи исчезли, а вместе с ними и рога на его голове. Он достиг сиддхи – совершенства святого, и впоследствии его стали называть Гуру Нагабодхи – преемник Нагарджуны.
-----------------

Но в тхераваде еще проще:

Тханиссаро Бхиккху
Глагол для слова "нирвана"

http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/nirvanaverb.html
На правах рекламы

Ассаджи