Рефлексивная практика

Автор Ассаджи, 14:50 07 февраля 2011

« назад - далее »

Ассаджи

Вчера на встрече в Скайпе я рассказал о рефлексивной практике.

Я собираюсь выложить в этой теме материалы по такому подходу.

Хорошие примеры приводит досточтимый Тханиссаро Бхиккху в своей статье "Путь сосредоточения и памятования":

"Предположим, вашему сосредоточению мешает гнев. Вместо того, чтобы вовлекаться в гнев, попробуйте просто осознавать, когда он есть и когда его нет. Вы рассматриваете гнев непосредственно как явление — как оно появляется, как прекращается. Но вы не ограничиваетесь этим. Следующий шаг — в то время, как вы всё ещё заняты сосредоточением на дыхании, — узнать, как можно освободиться от гнева. Иногда, чтобы он прошёл, достаточно просто его наблюдать; иногда — недостаточно, и нужно справиться с ним как-то иначе, например, рассмотреть причины гнева или напомнить себе о недостатках гнева. Чтобы разобраться с этим, приходится углубляться в неприглядные подробности. Нужно постараться понять, почему гнев возникает, почему он продолжается, как от него избавиться, ведь вы понимаете, что это неумелое состояние. И здесь нужна импровизация. Эксперимент. Вы должны устранить самолюбие и нетерпение, чтобы иметь возможность делать ошибки и учиться на них, чтобы суметь выработать навык работы с гневом. Дело не просто в том, что вы ненавидите гнев и стараетесь его прогнать или любите и приветствуете его. Такие подходы могут дать результат в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной — они не очень-то умелы. Здесь пригодится способность различать составляющие гнева; умение раскладывать его на составные части.

Вот один из подходов к которому я люблю прибегать: когда присутствует гнев, и вы находитесь в ситуации, в которой не нужно немедленно реагировать, то просто мягко спросите себя: «Ладно, почему ты сердишься?» Слушайте, что отвечает ум. Потом уточните вопрос: «Но почему ты сердишься на это?» «Конечно, я сержусь. Ведь....» «Хорошо, а почему ты сердишься на это?» Если вы продолжите, ум в конечном счёте признается в какой-нибудь глупости, например, в убеждении, что люди не должны быть такими-то и такими-то, — пусть даже они именно такие и есть, — или что они должны действовать в соответствии с вашими стереотипами, или признается в чём-то ещё, что ему столь неудобно признать, что он норовит умолчать об этом. Если вы не оставите попыток, ум во всём признается. Таким образом вы достигнете глубокого понимания гнева, и действительно ослабите его власть над вами.

С положительными качествами — памятованием, безмятежностью, сосредоточением — происходит нечто подобное. Во-первых, вы осознаёте, когда они присутствуют, а когда нет. Затем вы понимаете, что когда они есть, это гораздо лучше, чем когда их нет. Поэтому вы пытаетесь выяснить, как они возникают, и как они протекают. Вы достигаете этого, намеренно стараясь поддерживать состояние памятования и сосредоточения. Если вы действительно наблюдательны — весь смысл в том, чтобы быть наблюдательным — вы увидите, что есть умелые способы сохранять это состояние, не поддаваясь влиянию ошибок или успехов, не давая желанию достичь спокойствия ума на самом деле мешать его успокоению. Вы хотите добиться успеха, но вам нужно уравновешенное отношение и к успехам, и к неудачам — чтобы вы могли извлекать из них уроки. Никто не набирает очки и не получает оценки. Вы находитесь здесь, чтобы для себя разобраться в происходящем. Так что, способ установления памятования или развитие вашей основы памятования, — это не «просто наблюдение». Это скорее участие в процессе возникновения и прекращения — фактически, игра с этим процессом — так, чтобы вы на собственном опыте могли узнать о том, как в уме действуют причина и следствие."

http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/concmind.html

alexmozes

Мне на пике отрицательных эмоций иногда удаётся просто вынырнуть из переживаний. Но отметается вообще всяческая оценка. Этакое закукливание в блаженное "ничего". Фоном отслеживается движение каких-то мыслей, без вникания в них. Попытка рассмотрения же их (сознательная или несознательная) приводит к выбрасыванию в обычное состояние с повторным проживанием негатива. Правда, уже меньшей силы.
На этом этапе есть развилка: можно попытаться рефлексировать, или отпустив все рассуждения - попытаться вернуться в состояние покоя без анализа.
Интуитивно кажется, что лучше без анализа, как бы проскакивая ступень исследования - погружаться в нерассуждение (скорее даже - не взбаламучивая мысли, дожидаться сотсояния не-оценки).
Но я не знаю: насколько важен\необходим этап оценки.
Или в этой ситуации разумнее просто наблюдать творящееся в уме? И всегда ли (когда нет необходимости внешних действий) это разумнее?

Ассаджи

Цитата: alexmozes от 14:35 08 февраля 2011
Но отметается вообще всяческая оценка.

Оценка, если она побуждает к немедленным действиям, может мешать разобраться толком в ситуации.

Как шутят мои знакомые: "Страдаете ли вы от преждевременной оценки?" (Do you suffer from premature evaluation?)

ЦитироватьФоном отслеживается движение каких-то мыслей, без вникания в них.

Если речь идет о выявлении препосылок, то детали смыслового содержания могут только отвлекать. Те же мысли рассматриваются при этом как процессы, безотносительно подробностей их содержания.

Это дает возможность помнить о "фоне", контексте, в котором рассматриваются процессы, без вовлечения в них.

ЦитироватьНо я не знаю: насколько важен\необходим этап оценки.
Или в этой ситуации разумнее просто наблюдать творящееся в уме? И всегда ли (когда нет необходимости внешних действий) это разумнее?

Исследование предпосылок позволяет избежать крайностей как бездействия, так и лихорадочного устранения симптомов.

Например, если течет вода, то можно, конечно, подставить тазик, но это не остановит поток. Можно просто переждать, пока вода перестанет течь, но это тоже не решает проблему. Тут нужно выяснить, откуда и почему течет вода.

Хельга

Я применяю рефлексию во время медитации.

И у меня технический вопрос.

Порой, чтобы нежелательное состояние ушло, надо погрузиться в него своим вниманием, присутствовать в этом состоянии, стараясь не вовлекаться.

Но порой этот прием не срабатывает, и нужно искать предпосылки состояния, используя рефлексию.

Я делаю всё интуитивно, но хочется разобраться, что это за методы и с чем их едят (как делать выбор между ними):
1. рассмотрение предпосылок нежелательного состояния (рефлексия)
2. простое присутствие в нежелательном состоянии (не вовлекаясь).

И то, и другое дает один результат - нежелательное сотояние уходит.

Но второй метод - это не рефлексия, так что меня смущает, что я пишу о нем в этой теме.

Хотя, выбор одного из этих двух методов - тоже рефлексия -)

Ассаджи

ЦитироватьПорой, чтобы нежелательное состояние ушло, надо погрузиться в него своим вниманием, присутствовать в этом состоянии, стараясь не вовлекаться.

Но порой этот прием не срабатывает, и нужно искать предпосылки состояния, используя рефлексию.

Обычно так и получается, - предпосылки приходится искать, когда простое рассмотрение не помогает.

Можно сказать, что рассмотрение чего-то внутреннего - тоже в каком-то смысле рефлексия.
Ведь при этом как бы рассматриваешь себя со стороны.

Ассаджи

Как я понял по недавним встречам, одна из основным проблем рефлексии в практике состоит в том, что практикующие не знают, как можно отслеживать тонкие оттенки состояния ума при формальной практике, прежде всего, при медитации на дыхании. Ведь когда не знаешь, что именно отслеживать, то нечего и рефлексировать.

Однако эти вопросы подробно разобраны в авторитетных текстах.

Способы отслеживания состояний ума по дыханию приводятся в книге "Патисамбхидамагга" ("Путь различения") (авторство которой приписывается досточтимому Сарипутте). Эти рекомендации из Патисамбхидамагги приводятся в главах по памятованию о дыхании Вимуттимагги и Висуддхимагги.

Текст главы Патисамбхидамагги, посвященной Анапанасати, на английском, можно найти в теме:

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=417.0

Ключевой отрывок выделен в теме:

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=524.msg4204#msg4204

Viveka

Несерьёзный подход к делу)

У моего компьютера есть неприятная привычка выключаться ни с того, ни с сего. Я к этому привыкла, а потому раздражение по этому поводу, как правило, не испытываю.
Но сегодня, как-то неожиданно для себя, почувствовала сильную неприязнь к технике, когда пропали все окна и экран потух. А потом всё так медленно загружалось... Не заметить раздражение было невозможно. И вот я довольно решительно сказала себе: "РЕФЛЕКСИРОВАТЬ!!!"
Это меня, почему-то, очень рассмешило, и раздражение просто исчезло)

....вот, возможно, как вариант) - немного юмора в мелких повседневных ситуациях:)

Ассаджи

Одна из особенностей подхода Будды к практике, - повторение циклов рефлексии.

В Упаккилеса сутте описывается, как он поставил себе определенную задачу, - восприятие света и видение форм, и раз за разом выяснял, в чем причина неудачи, снова и снова внося поправки в практику.

Циклам медитации посвящена тема:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=37.0

alexmozes

Спасибо, уважаемый Ассаджи.

Хельга

Рефлексия очень помогает в практике.

Без нее у меня ничего не происходило, ничего не менялось.

Рефлексия сдвигает практику с мертвой точки.

Ассаджи

Пост Натана на эту тему:

This post is once again from a contemporary and experiential perspective, which may be understandably irrelevant to those who prefer to derive a methodology solely from their studious and reasoned arguments about descriptions recounted from relatively ancient people's direct experience and as recorded in canonical and commentarial books. This owing to these books longstanding cache (the respect for these sagacious ancients is something about which I can only say that I think the highest esteem for the Blessed Buddha and his Noble Sangha is entirely justified in relation to what I have encountered in the nature of my own introspective experience). However what I offer here may be of some use to those who are simply interested in replicating what those in the long gone past have done for themselves without recourse to a great deal of technical jargon.

The development of discernment, insights, skillful mental qualities, realizations, and understandings for oneself, however these are later categorized, can only proceed from intensive and extensive introspective self examination. This would be my interpretation of the meaning of 'the only way' as I suspect the Buddha originally intended that statement and not a reference to some sort of technique.

In practice, successful introspective insights, realizations and understanding are ultimately comprehensive of every phenomena that occurs within an individual human being and a full cognizance of how it is that these phenomena come to occur.

By necessity the investigation begins with a relatively superficial but ever deepening kind of attentive introspection which encounters a diversity of changing conditions arising and passing in the changing elemental forms which make up the body, a diversity of sensory awareness of forms of external stimulus arising and passing in contact with the bodily senses, a diversity of fleeting sensations arising and passing throughout the body, a diversity of thought objects arising and passing in the mind and a diversity of mental qualities which together make up conscious awareness of the rest that is introspectively cognizable.

One can continue examining one's nature in this way for an extensive period of time until one discerns and develops considerable insight into the consistent instability of all of this flux of temporary and shifting perceptions and the patterns of shifting conscious attention which are supportive of this experiential flux. One develops from this the direct insight that none of this can possibly be considered 'ones self' or the property of 'ones self' as it is neither entirely under ones control nor entirely estranged from the influence of ones directed introspective conscious attention.

On this basis one can then proceed to investigate what underlies this flux and one encounters mental qualities more directly in terms of the hindrances to steadily directed mindful attention. In this way one can develop both considerable discernment and insight into unskillful and skillful mental qualities and one can considerably strengthen the mental quality of concentration through the examination and overcoming of the five mental qualities which significantly hinder any kind of singular, steady, maneuverable and fully focused or concentrated mindful attention.

One is then more readily capable of examining how it is that consciousness is capable of such rapid movement and change as it rapidly shifts from one object to the next in relation to the sensations arising and passing via sense contacts, in the forms of bodily sensations, in the forms of thought objects and in the nature of mental qualities. One develops considerable discernment and insight in this way into the qualities of and the causes of and the effects of all of the varieties of this flux of conscious attention.

On the basis of these previous discernments and insights one then is capable of noting that conscious contact potentially pervades the entire body. One may then examine what occurs if, instead of directing attention to the flux of sense perceptions, diverse and momentary sensations within the body, diverse and momentary thought objects and shifting mental qualities, one examined the point of contact between consciousness and the entire body as a whole, as a single perception of the body fully pervaded with conscious awareness.

On the basis of the well developed discernment that conscious contact pervades the entire body and on the basis of the well developed mental quality of concentration one steadies this perception of the body pervaded by conscious awareness and one discovers that, in contrast to the diversity, the discomfort and the flux typical of a rapidly changing flow of perception that this sort of perception, the steady perception of the whole body is significantly more pleasant, simple and calm.

On the basis of this discernment of and insight into a much calmer, steadier and more concentrated kind of perception and on the basis of discovering this type of novel and persistently pleasant sensation, a sensation that is not related to the changing responses of the bodily forms, the objects of the senses or of thought objects. One may then discern that one can further stabilize and steady this novel and singular type of perception of the body pervaded by concentrated conscious attention effortlessly.

One may note on the occasion of this singular, steady and novel type of perception the presence of the appearance that the body is filled with light. One can discern that this is briefly interesting but that persisting in the perception of light leads to nothing but the persistence of this perception and that it can therefore be discounted whereupon it will eventually fade from attention as well.

On the basis of the effortless stability of this steadiness of pleasant perception of the form of the body as a whole, wholly pervaded by conscious attention, or in other words on the basis of the fully developed capacity for effortless concentration on one type of perception, one can further directly discern the qualities present within this novel form of perception without concern for any interruptions in the various forms of the more typical or ordinary perceptions of the diversity of bodily forms, the diversity of sense perceptions, the diversity of body sensations, the diversity of thought objects and the changes in mental qualities.

One is then in a position to directly discern the qualities that make up the fully developed mental quality of effortless concentration. One can discern that the attention to the body pervaded by conscious contact is indeed very pleasant and unusual in that it is not connected with the flux of perceptions but rather serves as the basis for consciousness of the more typical flux of perceptions.

One can then move on to examine the subtler qualities involved in the mental quality of concentrated attention and thereby both discernment and the mental quality of concentration are further refined.

One can then discern that the body fully pervaded by conscious contact is a very pleasant perception but not owing to the same causes as the type of pleasant perception that comes through sense contacts with that which is otherwise pleasing but owing to the steadiness and simplicity of the perception of the whole body in itself.

One can then discern that there is a corresponding pleasant perception which is simply a mental quality. One can then discern that in this subtle redirection of attention the perception of the pleasant perception of the body fades away and that the more subtle perception of the simplicity of the mental quality of the concentration is in the forefront of attention, that the mental qualities are even more simple and that this is even more subtly pleasant.

One can then discern that there is a mental quality of concentration which can take this steadiness and simplicity and pleasantness of a mental quality as its object and one can discern that with this subtle shift of attention onto the mental quality of concentration itself the pleasant mental quality which was previously most prominent fades away and the quality of the concentrated conscious attention is now itself the object of its own attention.

One can then discern that due to attention fully occupied with attending to the mental qualities of concentrated attention the awareness of the body has faded entirely from ones concentrated conscious attention. One can then discern that owning to such a refined concentration of conscious attention one is now capable of carefully examining and discerning the mental qualities supportive of consciousness directly without any interruption from the coarser object of conscious attention to form and the subtler object of pleasant mental qualities.

One can then discern that apart from awareness of contact with the body the mental quality of consciousness appears boundless as it has no contact with the object of form upon which to base any sense of confinement. One can then discern that without any contact with the object of form the perception of boundless space is largely useless as a space empty of forms cannot be measured or qualified in any way.

One can then shift attention to the quality of conscious contact that occupies the sense of boundless space and discern that this mental quality also appears boundless. One can then discern that the sense of boundless space fades away and the sense of boundless consciousness predominates.

One can then discern that the sense of boundless consciousness without objects of consciousness to qualify it is likewise largely useless as it too serves no purpose. One may then discern that the sense of boundless consciousness also fades away and with this one may discern that one has shifted one's attention to the perception of nothingness or no-thing-ness.

One can then discern that the conscious attention to no-thing-ness requires both this very comprehensive and subtle kind of concentration of attention to no-thing and no qualities of any-thing together with the quality of consciousness. One may then discern that with the subtle shift of attention to the quality of consciousness itself one can discern the fading away of the consciousness of no-thing-ness.

One can not discern at this point how very subtle and slight and completely useless consciousness so concentrated and refined actually is because it is completely cut off from all other mental qualities and objects of consciousness but upon exiting from this concentration into any of the previous concentrations or into the ordinary forms of conscious attention one can reflect and readily conclude that, fully and absolutely concentrated and in isolation, the quality of consciousness is very subtle, slight and entirely useless.

When one has reduced the previously variously complicated and compounded nature of consciousness to the absolute limit of its simplification by means of the skillful employment of discernment, insight and concentration, one can then move on to examine what might be found if one proceeded to abandon the underlying quality of consciousness itself.

One then discovers that consciousness can indeed fully cease and that there is another kind of unmade, unborn and indescribable dhamma to be found in the absence of consciousness and the objects of consciousness or in other words in the absence of being and becoming.

One then discovers, for the first time, something sukkha, something indescribably pleasant and peaceful, something uncompounded, something neither born nor dying but that it too is without self or atta, that it too is anatta and upon emerging from this cessation one subsequently encounters the arising of incredible dispassion for all that is compounded and conscious together with an incredible relief to have finally encountered something else which is neither conscious nor compounded. One may then discern that one need only wait upon and cultivate this dispassion until it is also comprehensive and complete, while similarly waiting upon this dependently conditioned body and mind until these have run their course and then gratefully acquiesce into that that which remains, the directly known, supreme and lasting sukkha.

This is how discernment and concentration work together, in practice and in fact.

http://www.dhammawheel.com/viewtopic.php?f=13&t=7360&start=140#p121431

Ассаджи


Ассаджи


Monkey

Насколько адекватна система упражнений, изложенная тут: http://project.megarulez.ru/forums/forumdisplay.php?f=150

Хельга

#14
Цитата: Monkey от 00:26 17 августа 2011
Насколько адекватна система упражнений, изложенная тут: http://project.megarulez.ru/forums/forumdisplay.php?f=150

Просмотрела бегло систему упражений. Возникло негативное впечатление. Например, дается совет иметь множество разнонаправленных желаний. На вопрос о том, надо ли их объединять, автор системы отвечает, что это дает пользу лишь в краткосрочной перспективе.

Кроме того, я знаю этого человека. Он не постеснялся публиковать еще одну свою систему на популярном сайте знакомств. Система касалась - ни много ни мало - изменения жизни к лучшему. Этот самый автор называл себя настоящим магом и обещал сделать обращающихся к нему людей настоящими волшебниками, цитата: "и это не шутка". Снабжено это было не совсем красивыми объяснениями его отношения к знакомствам, считаю нужным сказать, что он женат. Просто для практика Учения Будды это должно о чем-то говорить.
Собственно, его магическая система заключалась в том, что... прошу пока не смеяться, мне надо дописать... надо было вылепить из пластилина счастье и любовь. Если творческий человек на это соглашался (после уверения мага в том, что счастье и любовь материальны), то подвергался критике от мага за то, что учеником не были изображены люди, позы и мимика, окружающие предметы, выражающие счастье.
Редкие посетители первого занятия никогда не возвращались, о чем маг рассказывал следующим посетителям как о возможной ошибке, мешающей научиться. По его словам, люди просто не хотят работать.

Вот... ответ, конечно, содержит мало анализа собственно системы рефлексии. Но, на мой взгляд, такие сведения об авторе должны повлиять на отношение к его системе. Как вы считаете?

Monkey

Цитата: Хельга от 12:34 17 августа 2011
Кроме того, я знаю этого человека. Он не постеснялся публиковать еще одну свою систему на популярном сайте знакомств.
Редкие посетители первого занятия никогда не возвращались, о чем маг рассказывал следующим посетителям как о возможной ошибке, мешающей научиться. По его словам, люди просто не хотят работать.

Большое спасибо. Собственно, все понятно.

Ассаджи

Толстой в 18 лет сформулировал для себя свой жизненный манифест. Эти «правила для развития воли, деятельности, памяти и умственных способностей», направленные также на обуздание чувств самолюбия и корысти, достаточно универсальны, и оттого не теряют актуальности.
— Каждое утро назначай себе все, что ты должен сделать в течение дня, и исполняй все назначенное.
— Спи как можно меньше.
— Все телесные неприятности переноси, не выражая их наружно.
— Ежели ты начал какое бы то ни было дело, то не бросай его, не окончив.
— Не заботься об одобрении людей, которых ты или не знаешь, или презираешь.
— Повторяй вечером все то, что ты узнал в продолжение дня. Каждую неделю, каждый месяц и каждый год экзаменуй себя во всем том, чем занимался, ежели же найдешь, что забыл, то начинай сначала.
— Не переменяй образа жизни, ежели бы даже ты сделался в десять раз богаче.
— Не позволяй себе расходов, делаемых для тщеславия.
— Всякое приращение к твоему имению употребляй не для себя, а для общества.
— Придумывай себе как можно больше занятий.
— Не требуй помощников в том деле, которое ты можешь кончить один.
— Чем хуже положение, тем более усиливай деятельность.
— Довольствуйся настоящим.
— Ищи случаев сделать добро.
— Стараться сделать приятной жизнь людей, связанных с тобой.

Zheka

У меня слово рефлексия ассоциируется исключительно с неприятным свойством психики, вечео недовольный самой собой, запуганной и виноватой - о, опять я вляпался, ох. Этакий синдром неудачника. Мне кажется, то, что вы тут описываете, это скорее Осознанность, полнота ума, анализ.

Ассаджи

Цитата: Zheka от 16:50 28 февраля 2012
У меня слово рефлексия ассоциируется исключительно с неприятным свойством психики, вечео недовольный самой собой, запуганной и виноватой - о, опять я вляпался, ох.

Такое отождествление очень характерно для неумелой рефлексии - когда человек вместо того, чтобы разбираться в предпосылках и последствиях поступков, переходит к бесполезным обобщениям наподобие "я дурак" или "я гений". Или даже "он сволочь", "он мой спаситель", и т.п.

Ассаджи

"Третий элемент — воплощение наших ценностей и намерений — задействуется в тот момент, когда вы объявляете свою цель перед началом выполнения каждого упражнения, а также после его завершения. Таким образом, если вы перед выполнением любого упражнения вспоминаете о своей цели, то тем самым достигаете наивысшей связи со своим намерением. Когда мы начинаем выполнять определенные упражнения, чтобы достичь поставленных целей, очень важно помнить о том, зачем нужны эти упражнения; в противном случае они превратятся в бессмысленное занятие. Именно постоянное осознание своего намерения придает масштаб и глубину практике, которая ускоряет обучение и повышает способность к самовыражению".

http://petrosian.ru/2012/03/ty-est-to-chto-ty-praktikuesh/