О нравственности и богатстве

Автор Ajir, 19:10 06 августа 2023

« назад - далее »

Ajir

Меня интересует этот довольно широкий блок вопросов.
Начинаю его обсуждение.

Предварительный вопрос

В Википедии написано

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%8F%D1%82%D1%8C_%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2#%D0%A1%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE_%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8

Это правильно в части ниже? Перевод на русский приведен примерно правильный?

Монах завершает церемонию словами[43]:
Это были пять правил. Благодаря нравственности люди идут к перерождению в счастливых мирах. Благодаря нравственности люди идут к накоплению богатства. Благодаря нравственности люди идут к освобождению. Следовательно, мы должны поддерживать нравственность в чистоте.
пали Imāni pañca sikkhāpadāni. Sīlena sugatiṃ yanti, sīlena bhogasampadā, sīlena nibbutiṃ yanti, tasmā sīlaṃ visodhaye.


Меня интересует особо в части "Благодаря нравственности люди идут к накоплению богатства."
Скажем, в православии трудно представить такую декларацию от священника.
НО! Должен оговорить, что хотя Евангелие вроде лишь ругает богатство, нельзя переносить то, что в православии на Все христианство, есть значимые направления протестантизма, где говорится, что богатеть можно и нужно.
Но это в сторону уже (хотя и имеет некоторое отношение как понимание "что в нашей культуре и что в буддизме").

Balabust

Можно просто переродится в богатой семье которая к тому же может иметь рабов и наложниц

Ассаджи

#2
Это из тайской церемонии принятия пяти правил обучения.

Цитата: Ajir от 19:10 06 августа 2023 Imāni pañca sikkhāpadāni. Sīlena sugatiṃ yanti, sīlena bhogasampadā, sīlena nibbutiṃ yanti, tasmā sīlaṃ visodhaye.

Меня интересует особо в части "Благодаря нравственности люди идут к накоплению богатства."

Лучше перевести:

"Благодаря нравственности приходят к обладанию богатством", или "нравственность ведёт к обладанию богатством".

Мы не так давно обсуждали слово "сампада":
https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=2006.0

Ajir

Цитата: Ассаджи от 08:58 07 августа 2023Лучше перевести:

"Благодаря нравственности приходят к обладанию богатством", или "нравственность ведёт к обладанию богатством".

Мы не так давно обсуждали слово "сампада":
https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=2006.0
Если честно, до конца не вник, но вроде в интересующем меня разницы нет, так или иначе нравственность помогает богатству. Привычно считать, что богатым можно стать только нарушая мораль.

Ассаджи

Цитата: Ajir от 21:52 09 августа 2023Привычно считать, что богатым можно стать только нарушая мораль.

Такое бывает в сильно коррумпированных странах. В глобальной перспективе, таких стран сравнительно немного. В здоровой культуре честный труд достойно вознаграждается.

Curious

Здравствуйте, уважаемый автор темы и уважаемые участники форума!

Уже давно встречал в сети книгу - дост. Махатеро Анандамайтрея "Первоначальное учение Будды", когда увидел ваш топик, она пришла на ум.

В этой книге автор высказывает мысль, что Будда учил не только монахов, но и мирян. При этом он никогда не восхвалял бедность, а напротив считал, что богатый и при этом не скупой человек совершает множество заслуг.

В этой же книге, представляющей собой сборник лекций, в главе 3 "Мирская жизнь" описывается какими качествами должен обладать деловой человек, да и просто домохозяин, который хочет достичь богатства (упорство, осознанность к финансам и другие). Будда описывает преимущества богатства (счастливая жизнь, возможность заботы о родителях и семье и другие).

Не привожу ссылку на книгу из-за опасения по поводу авторских прав (Книга вышла в издательстве в 2010 году), но не уверен, PDF есть на сайте Тхеравада.рф в частности и на многих других.

Ajir

Здравствуйте!
Позже отвечу подробнее.
Пока.
Цитата: Curious от 16:54 23 августа 2023В этой книге автор высказывает мысль, что Будда учил не только монахов, но и мирян
А он (дост. Махатеро Анандамайтрея) не упоминает "беседу с Сигалой"?
Одна из первых сутт, которые сразу вспоминаются
https://dhamma.ru/canon/dn/dn31.htm
///
Цитата: Curious от 16:54 23 августа 2023Не привожу ссылку на книгу из-за опасения по поводу авторских прав (Книга вышла в издательстве в 2010 году), но не уверен, PDF есть на сайте Тхеравада.рф в частности и на многих других.
Про авторские права возможно Ассаджи решит, законно книга на многих сайтах или нет.

Curious

Цитата: Curious от 16:54 23 августа 2023А он (дост. Махатеро Анандамайтрея) не упоминает "беседу с Сигалой"?
Одна из первых сутт, которые сразу вспоминаются
https://dhamma.ru/canon/dn/dn31.htm

Да, в самом начале лекции он упоминает о том, что исследователь буддизма Рис Дэвидс высоко ценит эту в сутту в контексте того, что она может приводить людей к процветанию, а не упадку.

Curious

Цитата: Ajir от 15:19 25 августа 2023https://dhamma.ru/canon/dn/dn31.htm

Здесь в тексте два слова слитно и нет запятой после "старшими":

"Кто играет в кости и пьет опьяняющие напитки, ходит к женщинам, которые дороги другим как жизнь, общается с низкими людьми, а не со старшимион убывает, как луна на ущербе."

Ассаджи

Цитата: Curious от 17:41 25 августа 2023
Цитата: Ajir от 15:19 25 августа 2023https://dhamma.ru/canon/dn/dn31.htm

Здесь в тексте два слова слитно и нет запятой после "старшими":

"Кто играет в кости и пьет опьяняющие напитки, ходит к женщинам, которые дороги другим как жизнь, общается с низкими людьми, а не со старшимион убывает, как луна на ущербе."

Спасибо, исправил.

Ajir

Цитата: Curious от 16:37 25 августа 2023Да, в самом начале лекции он упоминает о том, что исследователь буддизма Рис Дэвидс высоко ценит эту в сутту в контексте того, что она может приводить людей к процветанию, а не упадку.
Рис Дэвидс это если не ошибаюсь - еще дореволюционный исследователь значимый.
Его книга есть на первой странице сайта (правда я ее не читал, но смотрел начало, и сейчас вспомнил имя и общую информацию).

Curious

Цитата: Ajir от 16:04 27 августа 2023Рис Дэвидс это если не ошибаюсь - еще дореволюционный исследователь значимый.
Его книга есть на первой странице сайта (правда я ее не читал, но смотрел начало, и сейчас вспомнил имя и общую информацию).

Да, он занимался исследованием Палийского канона еще в 19-м веке. Возможно, если в книге не опечатка, речь идет о его жене, поскольку написано "миссис Рис Дэвидс", она также изучала пали профессионально.

В любом случае, основная идея автора и Рис Дэвидс в том, что исследование сутты приводит к пониманию того, что эти "наивные и простые речи" полны "доброго духа дружелюбия, благородного духа справедливости" (выражения Рис Дэвидс) и приводят к процветанию людей, где бы и когда бы они не жили.


Curious

Краткая выжимка по поводу качеств делового человека из лекции:

Такой человек должен обладать упорством, несмотря на внешние обстоятельства и трудности, он должен быть осознан к финансам и не тратить деньги впустую, не растрачивать богатство различными путями, у него должны быть хорошие, верные компаньоны, которые помогают и воодушевляют, если таких нет, то можно осознанно вести бизнес самому, это лучше чем иметь плохих компаньонов, и он должен вести простую жизнь, чтобы расходы не превышали доходы.

Среди достоинств богатства отдельно стоит упомянуть возможность помогать родителям. Вообще в целом богатство хвалится Буддой в основном за возможность помогать другим. Скупость же он резко порицал: «Na ve kadariya - deva- lokam vajanti», - что означает: «Конечно, скупому не достичь небес (богат он или беден)»

Curious

Дост. Аджан Джаясаро о мирской жизни:

ЦитироватьУчение Будды сосредоточено на прямом пути к освобождению. При этом многие его наставления посвящены тому, каким образом мирская жизнь может стать искусной и принести плоды.

В Расия сутте (СН42.12) Будда рассказывал о четырех основаниях для восхваления домохозяев:
"Они стремятся к богатству праведным путем, не причиняя вреда". Это первое основание для их похвалы.
"Они делают себя счастливыми и удовлетворенными". Это второе основание для их похвалы.
"Они делятся богатством и совершают хорошие поступки". Это третье основание для их похвалы.
"Они используют богатство, не будучи привязанными к нему, увлеченными им, слепо поглощенными им. Они видят в богатстве опасность, и понимают, как ее избежать". Это четвертое основание для их похвалы.

Таким образом, те, кто наслаждается чувственными удовольствиями, достойны похвалы на этих четырех основаниях."

В подобных наставлениях Будда не отталкивает слушателей, не пропагандирует аскетизм, который может восприниматься как нечто угрожающее. Он предлагает идеи честности, неподкупности, великодушия в качестве критериев, которых должен придерживаться домохозяин. В четвертом пункте он показывает отсутствие привязанности и внутреннюю независимость от чувственных влечений как отчетливо буддийскую перспективу. Таким образом, Будда бросает вызов и сеет семена духовного преображения.

https://dzen.ru/a/ZaAh2gT2fCvnC5JV

Сутта о которой говорится:

sn42_12-rasia-sutta-sv.htm

Ajir

Curious: Я создавал тему по этой сутте. https://www.dhamma.ru/forum/index.php?topic=2020
Возможно она и еще обсуждалась.
Но да, она относится к теме обсуждаемой.

Curious

#15
Две интересные сутты. Одна из них говорит о том, что искренний дар хорошего человека приносит богатство, и что еще важно - приводит к тому, что ум человека склоняется к наслаждению чувственными удовольствиями. Как бы дополняя ее, идет другая сутта, в которой ростовщик в следствие своей неблагой каммы, хоть и был очень богат, но не склонялся к удовольствиям - плохо ел, плохо одевался, ездил в плохой телеге.

Это наглядно показывает отношение Будды к богатству и наслаждениям - они являются законными следствиями благой каммы. А его проповедь отказа от чувственности относится в первую очередь к монахам и другим людям, которые хотят выйти из колеса сансары, она адресована тем, кто хочет подняться над мирским удовольствием. Мирян же он неоднократно учил, как обретать богатство и земные наслаждения правильным путем и каков путь к наслаждениям в райских обителях, которые являются результатом благих деяний.

Приблизительный перевод одной из сутт:

Дары хорошего человека

(AN 5:148)
               
«Эти пять - дары хорошего человека. Какие пять? Хороший человек дарит подарок с чувством убежденности [думаю, в результаты каммы, в действенность даяния]. Хороший человек дарит подарок внимательно [С уважением]. Хороший человек дарит подарок в надлежащее время. Хороший человек дарит подарок с сочувствующим сердцем. Хороший человек дарит подарок, не причиняя вреда себе или другим.

Сделав подарок с чувством убежденности, где бы ни созрел результат этого дара, он становится богатым, с большим богатством, с большим количеством имущества. И он хорошо сложен, красив, чрезвычайно вдохновляющий, наделенный лотосоподобным цветом лица.

Внимательно преподнеся дар [С уважением], где бы ни созрел результат этого дара, он богат, с большим богатством, со многим имуществом. А его дети, жены, рабы, слуги и работники внимательно слушают его, внимают ему и служат ему с понимающим сердцем.

Дав дар в надлежащее время, где бы ни созрел результат этого дара, он становится богатым, с большим богатством, со многим имуществом. И цели его исполняются в нужное время.

Дав дар с сочувствующим сердцем, где бы ни созрел результат этого дара, он становится богатым, с большим богатством, с большим имуществом. И его ум склоняется к наслаждению пятью нитями роскошной чувственности.

Преподнеся дар без ущерба для себя или других, где бы ни созрел результат этого дара, он становится богатым, с большим богатством, со многими владениями. И ниоткуда разрушение не приходит к его имуществу - ни от огня, ни от воды, ни от царей, ни от воров или ненавистных наследников.
               
Вот пять даров хорошего человека».

https://www.dhammatalks.org/suttas/AN/AN5_148.html

Вторая сутта: https://www.dhammatalks.org/suttas/SN/SN3_20.html

Curious

Очень красноречивый пример дост. Аджана Джаясаро об успехе в мирских делах:

"Недавно одна школьница спросила меня, как она может сбалансировать свое стремление к академическим успехам с принятием буддийских принципов. Я задал встречный вопрос: «Какие буддийские принципы, по вашему мнению, подрывают стремление к совершенству, и, возможно, ими нужно пожертвовать?». В данном случае проблемой была карикатура на буддийские принципы, а не сами принципы."

https://dzen.ru/a/ZwgUubrcy2Fpymks

Желать богатства, совершенства, мирских благ - желание оправданное. Но по мнению буддизма кроме мирского счастья есть счастье более высокого порядка. Те же, кто правильными действиями, не причиняя вреда себе или окружающим добиваются успеха и разделяют богатство с другими, идут хорошим мирским путем.

Ajir

Цитата: Curious от 09:11 11 октября 2024Очень красноречивый пример дост. Аджана Джаясаро об успехе в мирских делах:

"Недавно одна школьница спросила меня, как она может сбалансировать свое стремление к академическим успехам с принятием буддийских принципов. Я задал встречный вопрос: «Какие буддийские принципы, по вашему мнению, подрывают стремление к совершенству, и, возможно, ими нужно пожертвовать?». В данном случае проблемой была карикатура на буддийские принципы, а не сами принципы."

https://dzen.ru/a/ZwgUubrcy2Fpymks

Спасибо за материал, но, к огромному сожалению, в нем не прописано явно, что именно в данном случае было карикатурой на буддийские принципы, в чем именно были общие взгляды девочки/девушки, которые автор счел грубо неправильными.

Curious

#18
Цитата: Ajir от 16:26 11 октября 2024в чем именно были общие взгляды девочки/девушки, которые автор счел грубо неправильными.

Да, мы этого не знаем, но мне кажется, в принципе, можно догадаться. Аджан не зря упомянул слова "совершенство" и "успех" - девушка любит учиться, хочет кем-то стать, приобрести знания, добиться успеха. Там дальше в материале Аджан приводит пример, как брамин Сангарава хотел хорошо все запоминать, это было его желанием - и он попросил Будду дать ему технику запоминания.

В буддизме мы очень часто слышим об отречении, об оставлении всех желаний, кроме тех, что ведут по пути. Но это больше относится к монахам. Я не могу сказать совершенно точно, но именно это мне представляется самым верным, что однобокий взгляд - это та самая карикатура, о которой говорит Аджан. Напротив, в буддизме огромное количество практических советов по достижению благ.

В буддизме есть и то и другое - безусловно в нем есть учение об оставлении желаний и стремлений, приобретений, есть учение о независимости от "мирских ветров". При этом миряне имеют полное право наслаждаться удовольствиями, желать успеха и достижений, если они при этом не нарушают правила нравственности. И даже более того, Будда не просто "не возбранял" мирянам богатство, Будда их учил, как достигать богатства и успеха.

Если же я ошибаюсь и разговор был о чем-то другом, в любом случает это наталкивает на такие мысли, и такое прочтение буддизма мне кажется достаточно объективным, когда речь идет о богатстве.