Метта сутта (Дружелюбие)

Автор Ajir, 00:26 26 мая 2024

« назад - далее »

Ajir

Ангуттара Никая 11.16
Метта сутта
Дружелюбие

Только для бесплатного распространения

(Перевод с английского Дмитрия Ивахненко
по переводу с пали Тханиссаро Бхикху)

"Монахи, тот, чье освобождение сознания с помощью дружелюбия проработано, развито, выполнено, обеспечено средствами перенесения, обосновано, уравновешено, объединено, и хорошо предпринято, может ожидать одиннадцати выгод. Каких именно одиннадцати?

Он легко спит, легко пробуждается, ему не снятся плохие сны. Его любят люди, любят остальные существа. Его защищают боги. Его не затрагивает ни огонь, ни яд, ни оружие. Его ум быстро сосредотачивается. Он приятен на вид. Он умирает без замешательства и - если не проникает выше - направляется в миры Брахмы.

Таковы одиннадцать выгод, которые может ожидать тот, чей освобождение сознания с помощью дружелюбия проработано, развито, выполнено, обеспечено средствами перенесения, обосновано, уравновешено, объединено, и хорошо предпринято".


https://www.dhamma.ru/canon/an/an11-16.htm

Какие миры выше, чем миры Брахмы? Возможно имеется ввиду ниббана, но она не мир.

Ассаджи

Цитата: Ajir от 00:26 26 мая 2024Он легко спит, легко пробуждается, ему не снятся плохие сны. Его любят люди, любят остальные существа. Его защищают боги. Его не затрагивает ни огонь, ни яд, ни оружие. Его ум быстро сосредотачивается. Он приятен на вид. Он умирает без замешательства и - если не проникает выше - направляется в миры Брахмы.

Какие миры выше, чем миры Брахмы? Возможно имеется ввиду ниббана, но она не мир.

Там в английском оригинале "penetrate". Здесь было бы лучше перевести, например, так:

ЦитироватьОн умирает без замешательства и - если не постигает далее - направляется в миры Брахмы.

Имеется в виду постижение прекращения страданий.

Curious

#2
Цитата: Ajir от 00:26 26 мая 2024Какие миры выше, чем миры Брахмы? Возможно имеется ввиду ниббана, но она не мир.

Очень много миров выше мира Брахмы. Например, мир лучезарных дэвов.

Здесь подробные описания 31 мира:

https://www.accesstoinsight.org/ptf/dhamma/sagga/loka.html

Но, видимо, не о них говорится в Метта сутте.

Еще в Брахмаджала сутте описано, что Брахма ранее был в более высоком мире:

"Время от времени, монахи, настает пора, когда по истечению длительного периода этот мир развертывается. Когда развертывается мир, то появляется пустой дворец Брахмы. И тогда то или иное существо, оттого ли, что окончился его срок или окончилось действие заслуг, оставляет существование в сонме сияния и вновь рождается во дворце Брахмы."

https://www.dhamma.ru/canon/dn/dn01.htm

Ajir

Цитата: Ассаджи от 08:27 26 мая 2024Имеется в виду постижение прекращения страданий.
Простите, если вопрос невежествен.
"Постижение прекращения страданий" это тоже, что "достижение ниббаны" или совершенно иное?

Ассаджи

Цитата: Ajir от 16:15 26 мая 2024
Цитата: Ассаджи от 08:27 26 мая 2024Имеется в виду постижение прекращения страданий.
Простите, если вопрос невежествен.
"Постижение прекращения страданий" это тоже, что "достижение ниббаны" или совершенно иное?

Хороший вопрос. Постижение прекращения страданий - намного более точная формулировка. Будда не говорил о "достижении Ниббаны", поскольку это не место:

https://www.dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/nirvanaverb.html

Curious

#5
Цитата: Ассаджи от 17:34 26 мая 2024https://www.dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/nirvanaverb.html

Здесь есть очень важный момент, который кардинально отличает Тхераваду от Махаяны.

Дост. Тханиссаро здесь упомянул сутту "Плоть сына", в ней очень точно описывается привязанность к "видам питания", в том числе сознанию (а также материальной пище, контакту и волевому намерению).

sn12_63-puttamamsa-sutta-sv

В Махаяне же при постижении нирваны сознание не только функционирует, но продолжает функционировать и дальше:

"Сознание воспринимает самое себя как чистое сознание. Сохраняется только это осознавание (виджняпти-матра). Состояние считается наивысшим (нирвана, татхата, абсолют). Оно рассматривается как истинная, конечная, трансцендентная (паринишпанна) реальность."

https://aginskydatsan.ru/dharma/mahayana/

Ассаджи

Цитата: Curious от 20:27 26 мая 2024Здесь есть очень важный момент, который кардинально отличает Тхераваду от Махаяны.

...

В Махаяне же при постижении нирваны сознание не только функционирует, но продолжает функционировать и дальше.

Так и в Тхераваде после Постижения сознание продолжает функционировать:

https://www.dhamma.ru/canon/sn/sn22.007.ivah.html

Будда, постигнув прекращение страданий, Ниббану, не уничтожился при этом.

Только в некоторых странных культах Ниббана считается уничтожением.

Curious

#7
Цитата: Ассаджи от 13:34 27 мая 2024Только в некоторых странных культах Ниббана считается уничтожением.

Вероятнее всего, это трактовка несостоятельная, конечно.

Я же хотел сказать, что сознание продолжается в Махаяне после постижения нирваны вообще всегда, и после смерти тоже.

Я имею в виду так называемую "Непребывающую нирвану"

"Непребывающая нирвана — состояние будды, пустота ума, полностью свободного от всех омрачений и реализовавшего весь свой благой потенциал. Будда не пребывает только в медитации на пустоту. Одновременно, не выходя из медитации на пустоту, он может являть миллионы разных тел для помощи живым существам."

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D1%80%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B0

Говоря о "пребывающей", такой как "нирвана без остатка", возможно, в обеих традициях нельзя сказать, что есть сознание.

Curious

Эта тема очень тонкая и сложная, поэтому дополню, чтобы не ошибиться самому и не ввести никого в заблуждение.

"Архаты-шраваки и архаты-пратьекабудды достигают нирваны без остатка после смерти в той жизни, в которой они достигли архатства. У них не остаётся испорченных совокупностей, однако их ментальный континуум не угасает, как утверждается в хинаянских философских школах, а продолжается вместе с неиспорченными совокупностями, другими словами, с «чистым» телом, которое в основном находится в полях будд. В конечном счёте они вступают на путь бодхисаттв."

https://studybuddhism.com/ru/prodvinutyy-uroven/lamrim/sansara-i-nirvana/nirvana-v-raznyh-buddiyskih-sistemah

Думаю, не стоит смущаться словом "хинаянских", источник, как мне кажется, заслуживает доверия - Библиотека Александра Берзина.

Ассаджи

Цитата: Curious от 10:06 28 мая 2024Думаю, не стоит смущаться словом "хинаянских"

Это уничижительное слово помогает понять, как Ветуллавада привлекает к себе сторонников - через заявление о превосходстве. Да и перспектива стать Бодхисаттвой приятнее и нагляднее, чем непонятная Ниббана. Скорее всего, такая идея сложилась в результате синтеза учения натхов с буддизмом. Натхи как раз божественные существа, заботящиеся о других.

https://www.dhamma.ru/forum/index.php?topic=463.0

Слова "нирвана" и "архат" переопределяются таким образом, чтобы подчёркивать превосходство и создавать привлекательную перспективу. Но обеспечить себе собственным волевым решением некое благоприятное перерождение принципиально невозможно. И как показывает история королей-"бодхисатт", стремление к превосходству приводит к печальным последствиям.

В описаниях "хинаяны" угадываются черты давно исчезнувших школ, прежде всего Сарвастивады - тех школ, с которыми Ветуллавада в основном соприкасалась в северной части Индии.

Упадок буддизма в Индии привёл к изоляции учения Будды на Шри-Ланке и в других странах Юго-Восточной Азии от северного буддизма. Поэтому Тхеравада так отличается от описываемой "хинаяны" - с ней северный буддизм исторически мало соприкасался. Но для чувства превосходства над "низменной колесницей" это не важно:-)

Здоровое отношение к Пути совсем другое - ориентироваться не на превосходство над другими или иллюзорные приятные картинки, а на прекращение причин страдания.

Ассаджи

На этом закрываю тему, поскольку она далеко отошла от исходного вопроса.