Архаты сейчас

Автор Кусярон, 17:11 10 февраля 2007

« назад - далее »

Кусярон

Цитата: Константин от 11:40 02 февраля 2007
В настоящее время в Бирме есть как минимум одна женщина, достигшая первой ступени пробуждения - "вступления в поток".
Такие женщины были также в ХХ веке и в Таиланде, одна из них даже считалась архатом.
Кажется есть одна женщина "вступившая в поток" и в Малазии.

Не могли бы участники форума рассказать, что им еще известно о достигших вхождения в поток, возвращения однажды, невозвращения, "архатства", - которые живут в наши дни?

И есть еще один побочный вопрос: как правильно говорить: "Арахант", "Архат"? Почему?

Ассаджи

#1
Цитата: Oleksandr от 17:11 10 февраля 2007
Не могли бы участники форума рассказать, что им еще известно о достигших вхождения в поток, возвращения однажды, невозвращения, "архатства", - которые живут в наши дни?

Есть темы:
http://www.thaivisa.com/forum/index.php?showtopic=86886
http://www.abhidhamma.org/forums/index.php?showtopic=65&pid=402&st=0&

ЦитироватьИ есть еще один побочный вопрос: как правильно говорить: "Арахант", "Архат"? Почему?

"Арахант" - это палийский термин.
http://dsal.uchicago.edu/cgi-bin/philologic/getobject.pl?c.0:1:2081.pali

"Архат" - из санскрита.

Кусярон

#2
Попробую подсуммировать информацию из тех тем.

Приводится письмо Бханте Вималарамси в почтовую конференцию, где он рассказывает, что
- Mingoon [sorry I don't remember the spelling] Sayadaw ("отвечающий" на VI Буддийском соборе) предполагал, что в Бирме в тот момент не было Арахантов;
- также Mingoon Sayadaw говорил, что для народа "Арахантом" становится любой монах, демонстрирующий любую особенную способность (в другой цитате это подтверждает Ven. S. Dhammika);
- Taungpulu Sayadaw, U Pandita Sayadaw, Chanmay Sayadaw не знали о таковых;
- "по идее, о таком не стоит вообще говорить, но монахи в частном порядке разговаривают об этом".

Некоторые люди, по утверждениям участников форумов, говорят, что архатами стали Ачаан Мун, Ajahn Boowa, Ачаан Ча. Также "некоторые люди говорят", что Ачаан Брам (Брахмавамсо) - вошедший в поток.

Есть и монах (?), утверждающий, что он - бодхисатта.
http://www.asoke.info/asokeinfo_english/insight%20asoke/insight2_the%20man%20behind%20santi%20asoke.html

Интересно, откуда и когда появилось мнение, что о действительных достижениях говорить нельзя. В суттах монахи открыто говорят друг другу об этом.

Ассаджи

Цитата: Oleksandr от 15:29 11 февраля 2007
Интересно, откуда и когда появилось мнение, что о действительных достижениях говорить нельзя. В суттах монахи открыто говорят друг другу об этом.

Согласно Винае, монаху нельзя рассказывать об этом мирянам:

    8. Should any bhikkhu report (his own) factual superior human state to an unordained person, it is to be confessed.

The factors for the full offense here are three:

    1) Object: an unordained person, i.e., anyone — human or not — who is not a bhikkhu or bhikkhuni.

    2) Effort: One reports one's actual attainment of a superior human state to such a person.

    3) Result: The person immediately understands.

Only two of these factors — effort and result — require explanation.

Effort. The meaning of superior human state is discussed at length under Parajika 4. In brief, it covers (a) jhana, (b) the cognitive powers that can arise as its result, and (c) the transcendent states.

http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/bmc1/ch08-1.html#pc-8

Кусярон

Да, действительно так.

polnoch

Есть только один точный признак того ,кто больше не вернется.
" Все кончено" .
Кто знает о чем речь,тот поймет  :good:

Кусярон

Джек Корнфилд, основатель Іsight Meditation Society

http://www.spiritrock.com/download/SRNews15-28-final.pdf

ЦитироватьIn Mahasi's model, enlightenment, at least stream entry, the first taste of nirvana, comes as a cessation of experience in the deepest state of concentration and attention, when the body and mind is dissolved and we rest in perfect equanimity. Body and mind drop away, there is a cessation of the experience of the ordinary senses, and an opening into that which is unconditioned, timeless and liberating—nirvana. Like Zen satori, this moment brings a whole new way of knowing. But there are a lot of questions around this kind of moment. Sometimes it seems to have enormously transformative effects on people as they say. Other times people have this moment of experience, and they don't really get changed by it at all. Sometimes they're not even sure what happened. In this form, maybe three percent of the people who go to Mahasi's monastery would have such a stream entry experience. So if you have a thousand people practicing at a time, while perhaps only three percent awaken in this way, it means there are 30 people having stream entry experi­ences and maybe another hundred who are deep in the progress of insight or something like that. It's a lot of people having really cool experiences—although there are the other 870 who aren't anywhere near that level.

Even so, retreats are amazing. I had fantastic experiences and learned a great deal from those intensive retreats. The insights and freedom you can touch are very beneficial. Of course when I came back to Ajahn Chah's monastery, I told him about all of the experiences I'd had. He just looked at me and smiled and said, "Good. Something else to let go of." And that was his perspective—he appreciated the experiences, but even if they were a taste of enlightenment, when they were done, he was interested in whether I could embody them moment-by-moment here and now.

At Ajahn Chah's monastery, his belief and teaching about nirvana and stream entry was different. He also spoke about it as the "unconditioned." And he said at one point, "If you've been in this monastery for six months or a year and haven't entered the stream, haven't tasted the unconditioned, I don't know what you've been doing. You haven't been practic­ing correctly." If you followed his teachings correctly you became mindful of the constantly changing conditions of sight, sound, taste, smell, physical perceptions, feelings and thoughts. Through mindfulness practice we begin to experience how conditioned the world is, how these conditions are constantly changing.

Суммируя данные на русском:
- около 3% проходящих ретриты (интересно, какой длительности) Махаси Саядо "входили в поток";
- Ачан Ча как-то сказал: "Если вы уже шесть месяцев или год в этом монастыре, и не вошли в поток, не испытали необусловленного, не знаю, чем вы тут занимались. Вы не практиковали правильно."

По поводу достижений в традиции Махаси Саядо, то, насколько я помню, бханте Вималарамси достиг того, что считали ниббаной в одном из центров Махаси Саядо, не удовлетворился этим, и разработал свою систему практики.

Еще:

http://en.wikipedia.org/wiki/Nanavira_Thera

ЦитироватьÑāṇavīra Thera apparently attained sotāpatti, or Stream-entry, on 26.6.1959.

О Нянавира Тхере, британеце, принявшем монашество на Шри-Ланке, написано, что он достиг сотапатти.

Еще за последние пару лет я услышал, что во время визита в Петербург Ачан Сумедхо сказал, что устранил три оковы (то есть стал вошедшим в поток), во время ретрита в Подмосковье говорил, что "I have no self" ("У меня нет я"), и еще я слышал о нескольких мьянманских учителях, что они достигли одного из 4 плодов.

Zom на БФ пересчитал, что Арахант сделать не может:
Цитировать1. Накапливать имущество
2. Намеренно убить любую форму жизни
3. Воровать
4. Быть сексуально активным
5. Говорить намеренную ложь
6. Действовать исходя из неумелого корня желания
7. Действовать исходя из неумелого корня недоброжелательности
8. Действовать исходя из неумелого корня неведения
9. Бояться

Я не уверен по поводу 1. Накапливать имущество.

Ассаджи

#7
Может, я чего-то не понимаю, но мне очень интересно, -- зачем обсуждать то, кто какой именно из ступеней достиг? Ведь окончательный ответ на эти вопросы все равно остается неизвестным, дать его мог только сам Будда.

Когда возникают такие вопросы, мне слышатся отзвуки тщетной озабоченности статусами.

Для оценки продвижения Сакьямуни предложил другие критерии, ясные и практичные, -- описанные, например, в Пиндапата-парисуддхи сутте:
http://awake.kiev.ua/dhamma/tipitaka/2Sutta-Pitaka/2Majjhima-Nikaya/Majjhima3/151-pindapataparisuddhi-e.html

Если нужно выбрать наставника, то опять же есть рекомендации Будды по этому поводу:

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.095x.than.html
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an04/an04.192.than.html

http://www.accesstoinsight.org/lib/study/recognizing.html
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an03/an03.072.than.html
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an08/an08.053.than.html
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an07/an07.080.than.html

ЦитироватьZom на БФ пересчитал, что Арахант сделать не может:
Цитировать
1. Накапливать имущество
2. Намеренно убить любую форму жизни
3. Воровать
4. Быть сексуально активным
5. Говорить намеренную ложь
6. Действовать исходя из неумелого корня желания
7. Действовать исходя из неумелого корня недоброжелательности
8. Действовать исходя из неумелого корня неведения
9. Бояться

Я не уверен по поводу 1. Накапливать имущество.

Оригинальный список приведен в Сутава сутте и нескольких других суттах:
http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an09/an09.007.than.html

Других вариаций этого списка в суттах нет.

Кусярон

#8
Ассаджи, спасибо за ссылки и за подмеченную увлеченность статусами.

ЦитироватьМожет, я чего-то не понимаю, но мне очень интересно, -- зачем обсуждать то, кто какой именно из ступеней достиг?

Меня интересует этот вопрос как один из критериев в трех контекстах:
- достигаются ли в наше время те конечные цели, о которых говорил Будда?
- как в разных традициях описываются цели практики, как и кем они достигаются?
- у кого стоит учиться?

Кусярон

П.С. Большинство случаев, когда кто-либо утверждает или о ком-то говорят, что он достиг одного из четырех плодов, - очень сомнительные, и большинство из них я тут не приводил.

Ассаджи

#10
Цитата: Oleksandr от 05:05 26 февраля 2009
Меня интересует этот вопрос как один из критериев в трех контекстах:
- достигаются ли в наше время те конечные цели, о которых говорил Будда?
- как в разных традициях описываются цели практики, как и кем они достигаются?
- у кого стоит учиться?

Хорошие вопросы.

В свете той же Пиндапата-парисуддхи сутты, и Самадхи сутты http://dhamma.ru/canon/an4-94.htm ,
я ставлю вопросы так:

- Что я освоил, и какие факторы научился развивать?
- Каких способностей или факторов недостает?
- В каких школах или направлениях они грамотно развиваются?
- Кто их успешно развивает и воплощает?
- Чему и как я могу научиться у этих людей?

Достоинство такого подхода в том, что можно учиться у самых разных людей, от бомжей до родственников, в личном общении, по текстам, аудио и видео, не ожидая сошествия с небес в облаке света идеальных личностей, и появления по соседству идеальных монастырей и учебных центров.

Скажем, встретился бы мне чудом Паччека-Будда, достигший прекращения страданий, но не способный обучить меня тому же, -- в таком случае трудно было бы хоть чего-то добиться.

А некая скромная бабушка может оказаться способной научить меня как раз тому, что нужно мне на данном этапе.

Кусярон

Эти вопросы еще лучше :)

Я стараюсь применять оба подхода. Преимущество другого подхода в том, что, потрудившись, можно найти действительно достойных людей.

Zom

Вообщем-то да - от того, что кто-то заявит о себе "я достиг того-то" - неуверенности (сомнений) у других не убавится ни на грамм. Возможно их станет даже ещё больше.