Ошибка в применении метода самадхи Вимуттимагги / Ли Дхаммадхаро

Автор Кусярон, 00:04 10 декабря 2009

« назад - далее »

Кусярон

Здравствуйте,

я практиковал последний год по подходу, который разделяют Вимуттимагга и тайская линия учителей Ачан Ли Дхаммадхаро - Ачан Фуанг - Тханиссаро бхиккху. Если вкратце, то после устранения помех улавливается ощущение воздуха в районе ноздрей - верхней губы, которое затем постепенно распространяется по всему телу. В результате получается целостное и приятное ощущение тела и сознания.

Результат, который получился - это хорошая настройка на восприятия воздуха и в повседневной жизни, спокойные и стабильные ум и тело. Но вместе с тем появился и один негативный аспект, который мне было бы интересно было бы обсудить.

Этот подход у меня привел к результату, схожему с одним из механизмов психологической защиты - вытеснением:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D1%82%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Получается так, что когда возникает неприятное чувство, я автоматически замещаю его в том месте тела ощущением воздуха. Это дает возможность находиться в стабильно хорошем эмоциональном состоянии, но сама тенденция к тому, чтобы такое чувство возникало (и вместе с ним - неумелые намерения) не устраняется.

Я склонен списывать этот эффект не на сам подход Вимуттимагги, а на свое его применение. И тогда интересно, где была допущена ошибка в практике.

А вот бирманский подход "випассаны" / "сатипаттханы" (в стиле Махаси Саядо, Гоенки, У Теджания), которым я занимался еще раньше, в моей практике довольно эффективно устранял сами тенденции к возникновению вредных качеств ума и связанных с ними болезненных чувств.

Ассаджи

Доброго времени!

На мой взгляд, практика самадхи и не должна приводить к полному устранению предпосылок неумелых качеств. Ведь по типу это "виккхамбхана-пахана" - "устранение через приостановку".

Для устранения предпосылок есть практики развития мудрости, описанные в той же Вимуттимагге и кратко у Ачана Ли Дхаммадхаро.

Zom

Хм. Но можно ведь и не вытеснять болезненные чувства, а просто их отпускать, распутывать, ослаблять.

Ассаджи

Еще важно отпускать самадхи.

Пять видов владения джханами (pañca-vasiyo):

- avajjana–vasi - первоначальное обращение внимания;
- samapajjana–vasi  - достижение;
- adhiṭṭhana–vasi - решимость (пребывания);
- vuṭṭhana–vasi - выход;
- paccavekkhana–vasi - рефлексия.

На мой взгляд, важно сознательно выходить, и рефлексировать опыт.
А то внимание фиксируется только на вхождении, и не видно, что происходит при выходе.

Кусярон

Цитата: Zom от 21:47 10 декабря 2009Хм. Но можно ведь и не вытеснять болезненные чувства, а просто их отпускать, распутывать, ослаблять.

Да, я вот решил сейчас этим больше заняться.

Получается, что благодаря сосредоточению, во-первых, некоторые чувства стали более заметны (раньше некоторые "фоновые" чувства почти не замечал), и, во-вторых, появляется "плацдарм", с которого можно осуществлять вылазки на "вражескую территорию", и постепенно его расширять :)

Кусярон

Ассаджи, спасибо, а с чего бы Вы порекомендовали начать практику развития мудрости?

Ассаджи

С распознавания возникновения, присутствия и исчезновения чувств, распознаваний и рассуждений.

http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=732.msg5269#msg5269

manikarnika

Цитата: Ассаджи от 22:01 10 декабря 2009
Еще важно отпускать самадхи.

Пять видов владения джханами (pañca-vasiyo):

- avajjana–vasi - первоначальное обращение внимания;
- samapajjana–vasi  - достижение;
- adhiṭṭhana–vasi - решимость (пребывания);
- vuṭṭhana–vasi - выход;
- paccavekkhana–vasi - рефлексия.


А где можно поподробнее почитать  о двух последних?

Ассаджи

В суттах, Патисамбхидамагге, Висуддхимагге и комментариях.

Patisambhidamagga I 100, 1-24; SN III 263, 21-278, 17; AN III 311, 27-30; 427, 22-428, 6.DN III 212, 17; AN I 94, 21. Visuddhimagga IV 131-136.

Niddesa-Atthakatha I 318, 24-27; Abhidh-av-T 356, 12-17.

Статья на эту тему:
http://theravadin.wordpress.com/2008/04/16/reflecting-on-the-jhana-factors/

manikarnika