Изобретение заново отдельных буддийских методов

Автор Ассаджи, 17:46 12 сентября 2004

« назад - далее »

Ассаджи

Западная психологическая культура взрослеет, и некоторые талантливые люди заново изобретают методы, описанные Буддой.

Например, ряд специалистов по биологической обратной связи используют нечто вроде сосредоточения на дружелюбии для раскрепощения пациента и облегчения боли:

Цитировать... feedback from a physical therapist who had referred me a patient with muscle spasms whom she could not massage for long, because during massage, the patient would become cold:  teaching Len Ochs' Comfort Cycle combined with thermal fingertip biofeedback enabled much longer and more successful periods of massage.  (The Comfort Cycle is similar to Doc Childre's Heart Focus and Heart Breathing technique of focusing attention at center of chest.  In Childre's technique, one tunes in to any sensation at center of chest and pretends to breathe in and out through the heart, while recalling moments or feelings of appreciation, warmth.  In the Comfort Cycle, one instructs client to tune in to sensation at center of chest and look for feelings of warmth, and appreciating any success in noticing sensation or warmth.  Once felt and enhanced by appreciation, any warmth experienced can be moved, by shift of attention focus, to surface of skin anywhere on the body to help with non-throbbing pain.  For throbbing pain, one moves warmth as far away as possible from throbbing blood vessels, i.e. to the opposite end and side of the body.  Rob Kall at Futurehealth used to sell audiotape, don't know whether he still does.)

http://www.heartmath.com/freezeframer/stress-reviews-awards.html

Ричард Паркер из Австралии заново изобрел отслеживание текущих умственных качеств, свободу от убеждений и "брахма вихары", и достиг хороших результатов.

http://www.actualfreedom.com.au/richard/articles/abriefpersonalhistory.htm
http://www.actualfreedom.com.au/richard/articles/thismomentofbeingalive.htm

ddoff

Интересно, что именно на эту тему я и размышлял сегодня, когда просматривал сайт http://www.alexandertechnique.com/.  Либо я читал его невнимательно, либо это заново открытая буддистская практика mindfulness (sati).

Ассаджи

Прекрасно вписываются в буддийский контекст и методы "осознавания через движение" Моше Фельденкрайза.

http://www.feldenkrais.com/

Ассаджи

Разработки, перекликающийеся с буддийскими, появляются и в российской психотерапии, например, в книге петербургского терапевта Андрея Курпатова "Счастлив по собственному желанию"
http://www.libelli.ru/library/tema/sc/psychol/native/a-l/kurpatov.htm

Ассаджи

#4
Ключевой частью практики является "различение умственных качеств" (дхамма-вичая), с их называнием (апилапана).

С этим перекликается "фокусирование" Юджина Джендлина:

http://www.focusing.org/russian.html
http://www.pt-center.ru/focus.php

Показательные примеры применения "различения умственных качеств" можно найти в Дведхавитакка сутте http://www.accesstoinsight.org/canon/sutta/majjhima/mn-019-tb0.html и в Упаккилеса сутте http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/wings/part3.html#passage-161

Ассаджи

#5
ЦитироватьНаучиться часами сохранять неподвижную позу для того, чтобы рассматривать предмет "вполне объективно", как будто тебя самого тут и нет, это прежде всего достижение в области двигательного аппарата и его иннервационной дисциплины.

Ухтомский А.А. Избранные труды. Л., 1978. С. 253.

http://www.college.ru/biology/course/content/scientist/uhtonsky.html
http://museum.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12818&ob_no=12661
http://psy.kemcity.ru/vocab/txt/uu24.htm
http://rurikovichi.chat.ru/portrets/Uhtomskii_AAsotr.jpg
http://ariom.ru/wiki/UxtomskijjAleksey
http://ariom.ru/wiki/PrincipDominanty
http://lib.world-mobile.net/psychology/wmobile_show_archives.php?subaction=showfull&id=1107774818&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&
http://www.examen.ru/Examine.nsf/Display?OpenAgent&Pagename=defacto.html&catdoc_id=9A2AE1AF8C031E62C3256A02003D2F59&rootid=9327995FB7A6D40FC3256A02002CE0D5
http://www.philosophy.ru/iphras/library/wbiof0.html#_Toc374363094

Ассаджи


Ассаджи

#7
Сейчас читаю книгу Майкла Холла "Моделирование совершенной личности. Редактирование судьбы".

http://www.bookshop.ua/Asp/annot.asp?bid=3811602
http://www.bolero.ru/product-45020501.html

Стр. 61-62:

"Задумайтесь о своих состояниях. Какие состояния (то есть настроения, эмоции, отношения, склонности) вы сегодня испытывали? Отмечайте их в дневнике - с того момента, как вы перешли от бессознательного состояния сна в  состояние пробуждения. В каком состоянии вы проснулись сегодня утром? Усталым? Раздраженным? Настороженным? Возбужденным, предвкушающим новый день? Нерешительным и ноющим "ну почему опять надо тащиться на работу"?

Каким бы вы назвали первое утреннее состояние - приподнятым или подавленным?

Большинcтву людей поначалу трудно вести дневник своих состояний. Даже определить то или иное состояние оказывается нелегко. Приходится рыться в словаре, подбирать определения: "Как же назвать это состояние?"

Чтобы облегчить определение состояния, выделите типичное состояние разума (то есть бодрствование, любопытство, удивление, медлительность и др.), состояние эмоций (гнев, стресс, тревога, радость, удовольствие, влюбленность и др.) и состояние организма (усталость, отдых, расслабление, напряженность и др.). Осознавать состояния и их компоненты со временем будет легче.

- Как долго вы пробыли в первом состоянии?
- Когда вы перешли в следующее?
- Как бы вы назвали это состояние?
- Какие факторы (события, люди, слова, ситуации) сыграли роль в смене состояния?"

Стр. 122

"Хорошо ли служит вам такой образ мышления?
Помогает ли вам в жизни такая речь?
Помогают ли в конечном счете добиваться целей подобные поступки?
Насколько полезно это состояние?
Вы действительно этого хотите?

Применяйте процедуру проверки, чтобы увидеть, ценным или нет является для вас данное поведение, эмоция, мысль, убеждение, обстоятельство и др. Посмотрите, продуктивно ли оно действует или создает ограничения."

Стр. 124

"Как я отношусь к этому человеку?
Как этот человек относится ко мне?
Как можно описать наши нынешние взаимоотношения?
В какое состояние я хотел бы переместить нас?

Благодаря этому состоянию ориентация в отношениях, бизнесе, переговорах и пр. происходит более осмысленно.

Как я отношусь к себе?
Как я отношусь к своей цели для этой задачи?
Где именно в реальности я хотел бы действовать эффективнее?
Как этот человек относится ко мне?
Какое отношение эта власть, влияние и т.п. имеет ко мне?

Такое "стратегическое" мышление вводит человек в мета-состояние осознания, которое приводит к перспективе более обширного уровня."

Ассаджи

23 января 1832 года родился Эдуард Мане. Он говорил: «Каждое произведение должно быть новым созданием духа. Надо оставить в стороне воспоминания, видеть только то, что видишь и смотреть на предметы, как если бы в первый раз».

http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0113/p0113.htm

Константин

Цитата: Ассаджи от 14:53 23 января 2008
23 января 1832 года родился Эдуард Мане. Он говорил: «Каждое произведение должно быть новым созданием духа...».

Главное, чтобы не новым созданием дуккха  >:D :lol:

Ассаджи

#10

Ассаджи

Из книги Тимоти Голви "Работа как внутренняя игра"

1. Сила НЕОЦЕНОЧНОГО ОСОЗНАНИЯ. Когда я понял, что мои наставления: «что следует» и «чего не следует» мешают ученику, я начал искать способ помочь ему учиться без них. Моя первоначальная цель заключалась в том, чтобы улучшить его осоз­нание полета мяча.

Когда ученик жаловался мне на плохой удар слева, я говорил ему, что мне хотелось бы отложить решение этой проблемы на потом. А пока я просто хочу, чтобы он более скрупулезно понаблюдал за мячом. Например, я мог попросить ученика приме­чать, как летит мяч перед контактом с ракеткой, – вверх, вниз или параллельно земле. Я тут же добавлял, что не прошу его что-то менять, пусть просто наблюдает за тем, что происходит. По мере того как наблюдения за полетом мяча все сильнее увлекали ученика, он все более «отвлекался» от попыток «Я 1» контролировать удар, и в этот момент вся воспринимаемая угроза исчезала.

«Мяч летел вверх, когда столкнулся с ракеткой. А этот летел ровно. А тот падал вниз с наивысшей точки», – когда я слышал нейтральную интонацию его голоса, я знал, что его мышление уже больше не было оценочным, по крайней мере, в тот момент. Сначала меня это поражало, но потом я уже был готов к тому, что в таком неоценочном режиме наблюдения за мячом многие технические элементы его маха изменялись спонтанно! Например, ноги уже не отступали назад, ракетка больше не отдергивалась так резко, а нога, находившаяся спереди, естественным образом переходила в положение, поддерживающее движение игрока вперед. Несколько мгновений – и его мах выглядел явно лучше, и при этом – никаких технических инструкций, в боль­шинстве случаев игрок даже не осознавал того, что происходят перемены.

http://hh.ru/contents/publication.do?publicationRubrikId=49&publicationId=1022
http://www.ozon.ru/context/detail/id/2219222/?type=3&img=1

The hard part is to remain conscious while working. When conscious, we see that it is important to us not only to achieve our goals on time, but to achieve them in a way that is satisfying. We see that it is important to enjoy and to learn while we are accomplishing the task at hand. But in the midst of the various pressures, routines, and momentums of our daily work life, it is not so easy to remain truly conscious.

The Inner Game of Work is about finding a way of working in which you can be more fully conscious—more aware of where you are, where you are going, and why. This is the essence of mobility and what sets it apart from conformity. It is what Self 2 is all about. It is why redefining work and learning to focus are important. All of this is geared to arriving at a place where we can work more consciously. This is what it takes to work free.

http://www.theinnergame.com/html/Chapter7_popup.html

Workers of the world, the chains that bind you are not held in place by a ruling class, a "superior" race, by society, the state, or a leader. They are held in place by none other than yourself. Those who seek to exploit are not themselves free, for they place no value in freedom. Who is it that really employs you and commands you to pick up your daily load? And who is it that you allow to pass judgment on the adequacy of your toil? Who have you empowered to dangle the carrot before you and threaten with disapproval? Who, when you wake each morning, sends you off to what you call your work?

Is there an "I want to" behind all your "I have to," or have you been so long forgotten to yourself that "I want" exists only as an idea in your head? If you have disconnected from your soul's desire and are drowning in an ocean of "have to," then rise up and overthrow your master. Begin the journey toward emancipation. Work only in such a way that you are truly self-employed."

http://www.theinnergame.com/html/Chapter10_popup.html

Ассаджи

Интервью Марлены Филд под названием "Сознательный выбор измениться":

http://bodymindspiritcoaching.com/marlena_press.php

Ассаджи

Три ключа к развитию внутренней отдачи: внимание, намерение и безоговорочное принятие.

http://www.thechangeblog.com/3-keys-to-developing-inner-productivity/


Ассаджи

Рут Запора
Импровизация присутствия (отрывки из книги)

Когда мы начинаем исследовать формы выражения - движение, звук или речь - мы начинаем лучше осознавать свои отношения с собственным опытом. Ясно, что мы не являемся нашим опытом. Мы являемся сознанием, наблюдающим за процессом. Мы не являемся нашими чувствами. Чувства, эмоции и мысли проходят через нас. Когда мы смеемся, мы не являемся смехом, мы проживаем смех; мы осознаем его; мы слышим и чувствуем его. В какой-то момент мы осознаем, что смеемся, замечаем пространство между нашим сознанием и смехом - между тем, кто действует, и самим действием. Именно с этой позиции мы можем играть со звуком смеха и даже самим чувством его.

Осознание того, что каждое наше действие является конструктом некоторых констелляций влияний сначала вызывает определенное опустошение. Мы не можем разобраться, что является нашим, а что лишь приходит к нам. Мы не знаем, кто мы такие. Постепенно это понимание освобождает нас. Мы отпускаем все, что старались удержать, и понимаем, что на самом деле нам ничего не принадлежит.

Во время импровизации на поверхность может неожиданно выплыть какой-то личный опыт. У нас есть выбор - позволить образам или чувствам проявиться или отправить их обратно на теневую сторону души. Если под воздействием страха, мы подавляем этот материал, то нам приходится оставаться в рамках ограничений. Это оказывает влияние на все, что мы делаем. Мы все время от чего-нибудь защищаемся. Если же мы начинаем исследовать эти образы с любопытством и пониманием того, что это всего лишь образы и чувства, и выбираем не выражать их, допустим, из-за несоответствия моменту, то тогда мы остаемся свободны. Иными словами, мы отделяем то, что называем своим, от того, что точно является нашим. Когда мы способны свободно исследовать нашу психику, возможности становятся бесконечными. Всеохватывающая паника по поводу того, что нам нечего сказать, становится паникой, с которой мы начинаем играть. Мы познаем "слепые", непознанные пятна, которые до этого были скрыты. Милосердие, присутствию которого у других мы так завидовали, отныне доступно нам. И больше нет "моего" и "вашего".

http://girshon.ru/txt/zapora1.htm

Ассаджи

#16
Арджуна Ардах и его практики принятия, благодарности и беспристрастия:

http://www.leapbeforeyoulookbooktour.com/free-chapters.php

Anatta

Когда я лежал в больнице, мне приносили ряд книг, среди которых была вот эта:
http://www.oriflame.ws/keho.htm

Об авторе:

В 1975 году Джон Кехо ушел жить в леса, чтобы в течение трех лет вдали от цивилизации изучать и постигать внутренние механизмы работы человеческого мозга. Черпая информацию из самых разнообразных научных и духовных источников, а также опираясь на личные наблюдения и опыт, Кехо разработал свою первую простую и весьма удачную программу развития силы мозга. В 1978 году на основе разработанных принципов он начал обучение людей, и уже к 1980 году его лекции пользовались колоссальным успехом во всем мире.

Особенно здесь интересна глава под номером 11, т.е. "Концентрация и размышления", т.к. именно в ней наиболее четко прослеживается то, о чем говорит Дмитрий...

Ассаджи

Talk Therapy for Kids' Pain: Better than Pills?
By John Cloud

A small study suggests that a form of mindfulness therapy called acceptance and commitment therapy may help children with chronic pain better than drugs

http://www.time.com/time/health/article/0,8599,1882901,00.html

Кусярон

#19
Юрий Михайлович Орлов
http://www.sanogen.ru/bio.htm
разработал методику саногенного мышления.

В книге "Самопознание и самовоспитание характера" (1987) он пишет:

ЦитироватьЕсли я могу управлять своими образами, то в конечном счете смогу управлять и своими чертами, уменьшая или усиливая их проявление в зависимости от моих целей самосовершенствования. Если мое воображение бесконтрольно и я не могу оказывать какого-либо влияния на него, то мои черты будут проявляться стихийно в соответствии с обстоятельствами и я буду полностью находиться во власти этих обстоятельств. Если же я могу управлять своими образами, то смогу в одной и той же ситуации увидеть то, что способствует проявлению моих лучших черт, и не дать проявиться своим плохим чертам и привычкам.

Это соотвествует буддийским методам, примениямым при охране каналов восприятия, устранении помех и четырех усилиях. Например, из Витаккасантхана-сутты:
ЦитироватьБывает, что порочные, неумелые мысли – связанные с желанием, отвращением, или заблуждением – возникают у монаха, в то время как он рассматривает и обращает внимание на какой-то перцептивный образ (нимитта). Он должен обратить внимание на другой перцептивный образ, помимо этого, связанный с тем, что умело. Когда он обращает внимание на этот другой перцептивный образ ..., порочные, неумелые мысли ... отбрасываются и стихают. С их уходом, он уравновешивает свой ум изнутри, успокаивает его, объединяет его, и сосредотачивает его. Точно так же, как умелый плотник или его ученик использовал бы маленький клин, чтобы выбить, вытащить, и вынуть большой; аналогично ... он уравновешивает свой ум изнутри, успокаивает его, объединяет его, и сосредотачивает его.

С чего начинался метод:
ЦитироватьКогда я, будучи студентом, из лекций по психологии узнал, какое огромное влияние на результативность деятельности оказывает внимание, я решил упражнять его.

Я нарисовал на листе бумаги точку и старался сосредоточить внимание на ней, смотреть постоянно, не отвлекаясь. В этом упражнении (о нем узнал из какого-то руководства) развивается устойчивость внимания, сосредоточенность. Я упражнялся некоторое время и заметил положительные сдвиги: я стал быстрее входить в работу, лучше писал сочинение, улучшилось и мое математическое мышление. Все это, очевидно, произошло потому, что меня стало труднее отвлечь в тот момент, когда я работал. Однако эти положительные сдвиги не сделали меня более постоянным в упражнениях. У меня просто не было времени, чтобы сидеть уставившись в эту точку, да и окружение мне мешало. Поэтому я постепенно забросил эти весьма полезные упражнения. «Почему, — подумал я, — мне надо обязательно сосредоточиваться на точке, нарисованной на чистом листе бумаги? Ведь сосредоточиваться можно на чем угодно». Постепенно вывел правило:
что бы я ни делал,
я делаю это с абсолютной сосредоточенностью.

После этого я заметил, что рутинные виды деятельности перестали меня раздражать, так как я стал их использовать как случай, благоприятный для упражнений в сосредоточенности. Оказалось, что, чем рутинней исполняемая деятельность, тем она оказывается полезней, если выбрать подходящий объект сосредоточения. Тем самым любая деятельность могла выступать как средство самосовершенствования. Вообще, чем больше вы сосредоточенны, тем быстрее течет время и тем эффективней деятельность, какой бы вид она ни имела.

В этих упражнениях я почувствовал, что самовоспитание — это не какой-то особый вид деятельности, а такой способ выполнения любой деятельности, при котором сама она выступает в качестве средства. И это не зависит от окружения, а полностью определяется вами.

Способность к сосредоточению — вот условие контроля психики.

Характеристики саногенного мышления:
ЦитироватьДля саногенного мышления характерны следующие особенности. Во-первых, самосознание характеризуется отделением Я от ситуаций и образов, насыщенных отрицательным эмоциональным содержанием. Эта особенность мышления проявляется в рефлексии или интроспекции, в которой наше Я делает объектом рассмотрения именно сами образы и эмоциональные реакции на них. Субъект отделяет себя от собственных переживаний и наблюдает их. Это отделение Я от чувств способствует ослаблению переживаний, освобождает образы от их «эмоциональной энергии». В самом деле, попробуйте представить со стороны, как у вас протекает радость, и вы почувствуете, что радость у вас ослабела или исчезла вовсе. Разумеется, когда дело касается радости, мы огорчаемся тем, что она исчезла. Но важен сам факт, что переживание исчезло. Исчезает не только положительное, но и отрицательное переживание, если мы сделаем его объектом умственного наблюдения «со стороны».
Почему это происходит? Ответ лежит в признании того, что переживание всегда «занимает» сознание, а в момент рассмотрения своей, например, обиды, сознание, направлено не на обстоятельства и образы, которые ее вызывают, а на то, как она у вас «устроена», и, естественно, происходит ее устранение из сознания.

Во-вторых, при саногенном мышлении интроспекция или размышление, направленное внутрь самого себя, осуществляется на фоне глубокого внутреннего покоя, в результате чего субъект воспроизводит, «проигрывает» ситуации стресса, пережитые ранее, на фоне релаксации (расслабления). Такого рода мышление создает угасающий эффект. Образы, ранее насыщенные страхом, стыдом или обидой, постепенно освобождаются от своего эмоционального содержания, и воспроизведение их в сознании не вызывает реакцию стресса.
Когда мы на фоне покоя воспроизводим стрессовую ситуацию, происходит приспособление к подобным ситуациям, так что когда они повторяются, то острые и сильные чувства уже не возникают.

В-третьих, саногенное мышление основано на конкретном представлении в сознании «строения» тех психических состояний, которые контролируются. Так, размышление об обиде предусматривает знание того, как устроена обида, какова ее структура. Такого рода самонаблюдение невозможно без знания основ психологии чувств и психологии личности. Для того чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще «устроены» эти психологические реальности. Поэтому обучение интроспекции (самонаблюдению) предусматривает знание психологических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может сделать ее объектом интроспекции и саногенного мышления. Тот, кто не знает этого, тот потерпит неудачу, так как он будет воспроизводить в своем воображении лишь образы, вызывающие опять же переживание обиды. Поэтому изучение методов интроспекции должно происходить под наблюдением психолога-учителя, помогающего устранить грубые ошибки, которые поначалу допускает ученик. Лишь усвоив основы саногенного мышления, приобретая соответствующие умственные навыки, человек может в дальнейшем самостоятельно продолжать работу по самосовершенствованию и оздоровлению своей психики.

В-четвертых, овладение саногенным мышлением предусматривает приобретение навыков погружения самого себя в состояние покоя и мира. Каждый с большой пользой для себя сможет применять аутотренинг как существенный элемент саногенного мышления. Погружение в состояние покоя способствует более легкому отделению Я от ситуации, угашению эмоционального заряда, заключенного в образах ситуаций, а также более глубокой концентрации внимания. Аутотренинг сам по себе принесет меньше пользы, если он не связан с саногенным мышлением.

В-пятых, саногенное мышление невозможно без достаточно развитого уровня сосредоточенности, концентрации внимания на объектах размышления. Процесс интроспекции невозможен, если наше внимание «плавает», рассеивается и не может сосредоточиться на умственных объектах интроспекции. Поэтому формирование саногенного мышления имеет своей предпосылкой концентрацию внимания.

Это использование самадхи для развития умелых и оставления неумелых качеств.

Противоположность саногенного мышления - патогенное. Параллели в буддийской терминологии - йонисико и айонисико манасикаро (основательное и неосновательное внимание).

http://www.sanogen.ru/
http://nkozlov.ru/library/psychology/d2473/print/?resultpage=13
http://www.veduca.ru/1_6_6_0_1_0_0_1.html
http://www.ecad.ru/mn-kd6_28.html
http://www.koob.ru/orlov_yu/